03.03.2018
Держат путь: Самые распространенные преступления на железнодорожном транспорте – кражи
Как воры находят своих жертв на железнодорожном вокзале и почему не стоит оставлять себе найденные чужие кошельки и мобильные телефоны, рассказал начальник Минского отдела внутренних дел на транспорте Александр Минько.
– С какими преступлениями чаще всего приходится сталкиваться вашим сотрудникам?
– Столичный ОВД на транспорте ГУВД Мингорисполкома обеспечивает охрану общественного порядка на 11 станциях и 12 остановочных пунктах, а также в поездах, которые движутся по территории Минской области. У нас есть свои патрульно-постовая служба и уголовный розыск. Самые распространенные преступления, которые фиксируют на объектах железнодорожного транспорта и в подвижных составах, – кражи. В прошлом году на вверенной нам территории их совершено 114. Раскрыть удалось 74 (62 %). По этому показателю наши сотрудники одни из лучших в структуре ГУВД Мингорисполкома.
– При каких обстоятельствах чаще всего пассажиры лишаются своего имущества?
– Приведу три типичных примера. Так, пассажиры оставляют сумки в зале ожидания на вокзале, а сами куда-нибудь отлучаются. Некоторые просят малознакомых людей посмотреть за вещами, и те либо невнимательно следят за чужим добром, либо пользуются случаем и похищают его. В итоге сумки пропадают. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, не нужно оставлять свои вещи без присмотра. А если пассажиру предстоит несколько часов прождать поезда, советуем сдать багаж в камеру хранения.
Еще один пример. Нередко преступления происходят из-за рассеянности одних граждан и непорядочности других. Торопясь на поезд, пассажиры порой роняют телефон, кошелек или оставляют их в подвижном составе, в фойе вокзала, возле кассы. А некоторые недобросовестные граждане, вместо того чтобы отнести чужое добро в администрацию вокзала, оставляют его себе. Такое поведение квалифицируется как кража и влечет наказание до 3 лет лишения свободы. Если в кошельке окажется сумма более 40 базовых величин (более 980 рублей), то присвоивший чужое имущество может провести в местах не столь отдаленных от 2 до 7 лет.
– А третий пример?
– Кражи у спящих пассажиров. В связи с этим сотрудники нашей патрульно-постовой службы, которые круглосуточно дежурят на железнодорожном вокзале в Минске и других городах, ходят и предупреждают задремавших пассажиров, чтобы они внимательнее смотрели за своими вещами. Честно признаться, неоднократно получали жалобы от граждан, мол, милиционеры не давали им отдохнуть в зале ожидания. Но нужно понимать: это вынужденная мера. Мы ведь не можем поставить часового около каждого спящего. Людям стоит самим внимательнее следить за сохранностью собственных вещей.
– На что еще жалуются пассажиры?
– Увидят, как милиционер ведет из зала ожидания бездомного, начинают вступаться за бродягу. Приходится объяснять, что на самом деле никого на улице мы не оставляем: либо определяем в Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства, либо передаем социальному патрулю. Иногда пассажиры реагируют, когда правоохранители спрашивают документы у людей почтенного возраста. Делаем это для того, чтобы установить личность человека. Например, к нам поступают сведения о том, что пропал пенсионер. Наши сотрудники также участвуют в поиске. Общаются с людьми, подходящими под описание пропавшего пожилого гражданина. Если удается его найти, связываемся с родственниками пенсионера или же сами отвозим его к месту жительства. Иногда пожилые люди вообще ничего не помнят. Поэтому, если человек страдает кратковременной потерей памяти или имеет проблемы с речью, близким стоит положить ему в карман записку с адресом и номером телефона.
– На железнодорожном вокзале на всей территории курить запрещено или на платформе можно?
– Курить разрешено только в специально отведенных для этой цели зонах. На станции Минск-Пассажирский таких мест 16. Каждое обозначено пунктирной линией и соответствующим указателем. К сожалению, немало тех, кто игнорирует существующие правила. За прошлый год наши сотрудники в общей сложности составили 2 336 протоколов по статье 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах». Чаще всего граждане не обращали внимания на запрет на территории железнодорожного вокзала и других станций. В поездах региональных линий зафиксированы лишь единичные случаи.
– Более 2 тысяч. Это много или мало по сравнению с общим количеством правонарушений на вашей территории?
– В целом за 2017-й зафиксированы около 10 тысяч правонарушений. Большая часть из них как раз курение, нахождение в нетрезвом виде, проход по путям в неустановленном месте. Последние два вызывают у нас особую озабоченность. Такие правонарушения могут привести к смертельному исходу.
В Минске достаточно оборудованных переходов и практически все пути ограждены, за исключением небольшого участка около станции Озерище и отрезка от станции Минск-Восточный до МКАД. К сожалению, особо спешащие на работу, домой, в магазин и другие места, находящиеся вдали от подземных переходов, сокращают путь: перелазят через заборы или повреждают их. Так, в районе станций Курасовщина и Лошица кто-то выломал прутья из ограждения. Люди массово перебегают в очень опасных местах, где из-за поворота поезд не сразу заметишь. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы периодически совместно с Военизированной охраной БЖД проводим рейды. По итогам прошлого года несколько сотен нарушителей получили штрафы от 0,2 до 2 БВ (по состоянию на 2017-й – от 4,6 до 46 рублей). Сейчас намного меньше человек пытаются там перебежать через пути, однако все равно довольно много горожан продолжают игнорировать нормальные переходы. Подобная проблема характерна не только для Минска, в Молодечно аналогичная ситуация – около остановочного пункта Фестивальный.
– Сколько зафиксировано несчастных случаев в прошлом году на территории, которую обслуживает Минский ОВД на транспорте?
– В общей сложности на нашей территории зафиксированы 13 случаев травматизма и гибели людей под колесами поездов. Одна из основных причин как раз вышеназванное – пересечение железнодорожных путей в неустановленном месте и нарушение мер безопасности при переходе магистрали вне пешеходных настилов. Также в зоне повышенного риска находятся экстремалы, которые катаются на крышах, вагонных сцепках электропоездов и скоростных поездов, так называемые зацеперы. Подобное увлечение рано или поздно заканчивается плачевно. В этом году мы задержали 37 человек по статье 18.4 пункт 1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за самовольный проезд в грузовом поезде либо посадка в поезд или высадка из него во время движения, либо проезд на подножке или крыше вагона, либо самовольная остановка поезда без необходимости. Они получили штрафы от 0,6 до 3 БВ (по состоянию на 2017-й – от 13,8 до 29 рублей). Пытался выяснить у задержанных зацеперов причины их такого поведения. Никто внятно ничего объяснить не смог. А среди этих экстремалов были не только подростки, но и 20-летние парни. Единственное, что обнадеживает, с каждым годом таких сорвиголов становиться все меньше. И весомую лепту в это вносят граждане, которые сообщают в службу «102» о подобных правонарушениях.
Всего за 2017 год сотрудники Минского отдела внутренних дел на транспорте составили около 10 тысяч административных протоколов, из них 4 834 – за распитие спиртных напитков и нахождение в нетрезвом виде, 2 336 – за курение и 1 223 – за переход железнодорожных путей в неположенном месте.
Евгений Олейник, «Минский курьер», 2 марта 2018 г.
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
Совет командующих погранвойсками СНГ принял 14 решений по итогам заседания в Москве
28 мая в Москве прошло 90-е заседание Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Госпогранкомитете.
На заседании присутствовали руководители пограничных ведомств всех государств Содружества, а также представители Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Белорусскую делегацию возглавил председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Константин Молостов.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратились директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников и заместитель Генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов.
Члены совета обсудили обстановку на внешних границах стран СНГ и тенденции ее развития, заслушали проекты основ информационной политики в пограничной сфере и решений по ним. Стороны подвели итоги деятельности организации, а также оценили результаты проведения в 2025 году совместных специальных пограничных операций и определили задачи по их планированию на будущий год. В центре внимания также были результаты выполнения плана основных мероприятий СКПВ по подготовке и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вопросы гуманитарного сотрудничества. Решением СКПВ были поощрены военнослужащие, наиболее отличившиеся в защите и охране внешних границ государств – участников СНГ.
По итогам заседания приняты 14 решений, направленных на дальнейшее укрепление пограничной безопасности на внешних границах Содружества и расширение многостороннего пограничного сотрудничества.
Как дополнили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ, в заседании участвовала делегация во главе с заместителем генерального секретаря СНГ Нурланом Сейтимовым. В своем приветствии участникам встречи он отметил символичность проведения заседания в городе-герое Москве в год, который объявлен в СНГ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. «9 Мая. Граждане стран СНГ широко отметили эту важную дату, имеющую огромное историческое значение. День Победы, без преувеличения, остается священным праздником для народов стран Содружества, а память о нем является сегодня важнейшим объединяющим и сплачивающим фактором на просторах Содружества Независимых Государств», – подчеркнул он.
По словам Нурлана Сейтимова, в странах СНГ продолжается проведение множества приуроченных к этой дате мероприятий, направленных на увековечение подвига героев Великой Отечественной войны. Одним из примеров стало завершение международной военно-патриотической акции – «Эстафеты Победы» вдоль внешних границ государств – участников СНГ, организованной под эгидой совета. Он поблагодарил командующих пограничными войсками за вклад в укрепление единства и исторически сложившейся дружбы народов Содружества, сохранение памяти о героической борьбе наших народов против фашизма.
«Беспрецедентность событий, происходящих в современном мире, динамичность трансформации рисков и вызовов в реальные угрозы безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, а также реальная практика обеспечения пограничной безопасности в сложившихся условиях указывают на необходимость согласования общих усилий в области охраны внешних границ Содружества», – уверен заместитель Генерального секретаря СНГ.
Координирующая роль в выработке и принятии совместных мер, направленных на укрепление стабильности и противодействие существующим вызовам и угрозам, по его словам, отведена Совету командующих пограничными войсками СНГ. С этой целью эффективно реализуется широкий комплекс мер, предусмотренных программой сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы. «На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2025 года предполагается утвердить программу на 2026–2030 годы, которая разработана советом в целях дальнейшего надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах и поддержания стабильного положения на них в условиях динамичной трансформации геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях», – проинформировал Нурлан Сейтимов.
Он также выразил уверенность, что решения, принятые на заседании совета, станут достойным вкладом в поддержание стабильного положения на внешних границах СНГ и укрепление пограничного братства.
По информации
БЕЛТА
Указом Главы государства скорректирован порядок работы автостоянок и парковок
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 мая подписал Указ № 218, которым вносятся изменения в Указ от 3 октября 2006 года № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок».
Документом, в частности, уточняются условия организации и содержания автопарковок, за пользование которыми будет взиматься плата, исключается обязательное условие по оснащению платных парковок устройствами по учету времени и расчету платы, а также техническими средствами, препятствующими выезду транспортного средства (ТС) с парковки в случае невнесения платы.
Указом определяются категории транспортных средств, плата за парковку которых не взимается. К ним отнесены ТС оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи (в том числе скорой медпомощи), национального оператора почтовой связи и другие.
Автомобильные парковки, расположенные на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения, остаются бесплатными.
Указ направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части городов, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками.
Порядок работы автомобильных парковок и стоянок, а также взимания платы за них будет определен Советом Министров.
Нормы Указа в части введения нового порядка работы автопарковок и стоянок вступают в силу через три месяца после его официального опубликования.