Вопросы на тему защиты прав потребителей можно будет задать во время прямой линии 3 марта
Прямая линия на тему «Защита прав потребителей» пройдет 3 марта в контакт-центре Мингорисполкома (тел. 142), сообщили в пресс-службе Минского городского исполнительного комитета.
На вопросы горожан с 9:00 до 12:00 ответит заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Самуилович Пучик.
По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»
Совместное заседание комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по промышленности и торговле, по бюджету, налогам и финансовому рынку и по экономической политике пройдет 2 июня в Великом Новгороде, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Парламентарии рассмотрят вопросы проведения мониторинга применения единых правил конкуренции, обеспечения единых правил в области защиты прав потребителей, а также развития и укрепления сотрудничества в области стандартизации и метрологии между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Участникам заседания будет представлен отчет Совета министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2024 год», – отметили в пресс-службе.
Кроме того, парламентарии обсудят вопросы о внесении изменений в Декрет Высшего государственного совета Союзного государства «О бюджете Союзного государства на 2025 год» и ходе подготовки новых программ, проектов и мероприятий Союзного государства.
К участию в мероприятии приглашены представители Постоянного комитета Союзного государства, Министерства экономики Беларуси, Министерства экономического развития России, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, Федеральной антимонопольной службы РФ, Роспотребнадзора.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Дополнения в правила оказания услуг электросвязи вступают в силу с 1 апреля. Это меры, направленные на защиту интересов пользователей услуг электросвязи от случайного подключения определенных услуг, которые предусмотрены постановлением Совета Министров от 31 декабря 2024 г. № 1073, сообщили БЕЛТА в Минсвязи.
Правила оказания услуг электросвязи дополнены способами выражения согласия абонента на оказание (прекращение оказания) информационных услуг справочного и (или) развлекательного характера. Это призвано защитить интересы абонентов от случайного (непреднамеренного) подключения таких услуг.
Среди этих способов: проставление отметки в личном кабинете абонента на официальном сайте оператора электросвязи, поставщика услуг электросвязи в интернете (мобильном приложении); направление USSD-запроса или SMS-сообщения; подача заявления в сервисном центре оператора, поставщика услуг электросвязи.
Также в правилах прописан минимальный срок действия тарифного плана на услуги сотовой связи – два года со дня его установления.
По информации БЕЛТА
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. В эту дату уместно поговорить о том, как же покупателям защитить свои интересы в спорных ситуациях, куда обращаться и что нужно знать, чтобы избежать проблем в следующий раз. Полезными советами поделились в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли и Национальном банке, сообщает БЕЛТА.
Куда лучше обращаться за защитой своих прав?
«В Беларуси выстроена очень хорошая, четкая система, кто, как и на каких стадиях защищает права потребителей. В досудебном порядке это делают государственные органы по компетенции. МАРТ является регулятором и координатором этой сферы. А другие государственные органы, например, в сфере здравоохранения, туризма, транспорта и так далее, в зависимости от того, какие услуги оказываются, защищают права потребителей по своим направлениям. Но первая ступенька, очень важная, это исполкомы на местах. Потому что законодательство и об обращениях граждан, и о защите прав потребителей говорит о том, что первоначально права потребителей подлежат защите на той территории, где было само событие», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Если потребитель не согласен с итогами рассмотрения обращений на базовом уровне, он может обратиться в облисполком либо в Минский горисполком. На последней стадии уже подключается МАРТ. «Конечно, большую работу проводят общественные объединения потребителей. Это так называемая общественная защита. Минимальный уровень знаний, которыми должны обладать их работники, проходит проверку в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, выполняется аттестация. И именно такие специалисты, прошедшие аттестацию, вправе оказывать помощь потребителям в защите их прав», – отметила представитель МАРТ.
И государственные органы, и общественная защита оказывают помощь потребителям на безвозмездной основе. То есть если потребитель обращается в общественное объединение потребителей, с него не имеют права брать деньги.
«Местные исполнительные органы и общественные объединения потребителей имеют право составлять исковые заявления в суд. Если потребители к ним с такой просьбой обращаются, они это делают и активно отстаивают права в суде. Судебная защита – следующая ступень. Кстати, здесь тоже государство предусмотрело, чтобы потребитель не нес излишние затраты. Подача иска в суд по защите прав потребителей не предусматривает уплату государственной пошлины», – обратила внимание Инна Гаврильчик.
Почему не стоит совершать покупки в соцсетях
«Пока мы не можем достучаться до большинства потребителей на тему того, что не надо совершать покупки в социальных сетях и мессенджерах. Цены там, конечно, очень привлекательные, на контакт до покупки идут тоже прекрасно: и консультируют, и рассказывают, и показывают. А потом потребитель получает вместо товара кота в мешке – он не соответствует фотографии, нет той красоты, из-за которой его покупали. Начинаете писать претензию продавцу, а продавец просто блокирует. Не отвечает, деньги вернуть невозможно. И ведь по смыслу законодательства о защите прав потребителей и торговли это не продавец. И он заключает не договор розничной купли-продажи, а просто договор купли-продажи. Отстаивать свои права по этому договору нужно только через суд. Проблема еще в том, что зачастую найти такого продавца можно только с помощью правоохранительных органов», – обратила внимание представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик посоветовала пользоваться зарегистрированными, работающими в правовом поле интернет-магазинами. «С приобретением товара в социальных сетях и мессенджерах вы приобретаете не только товар, но и проблемы», – сделала акцент она.
Как снизить риски оформления кредита мошенниками на ваше имя
Для снижения рисков с 5 января 2025 года физическое лицо имеет право установить запрет на предоставление пользователям своего кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. «Кредитный отчет представляет собой документ, сформированный на основании сведений, входящих в состав кредитной истории. В него включаются сведения о заключенных договорах и об исполнении обязательств по данным договорам, а также скоринговая оценка кредитной истории – система присвоения баллов, характеризующих способность клиента погасить вновь предоставленный ему кредит», – отметили в Нацбанке.
В случае установления запрета пользователь, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о наличии соответствующего запрета. В этом случае кредитный отчет не предоставляется. Но есть и исключения. «Это случаи наличия в кредитной истории на дату запроса действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем и субъектом, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект является должником», – уточнили в Нацбанке.
Установить (снять) запрет можно следующими способами: в электронном виде посредством веб-портала Кредитного регистра после прохождения авторизации в личном кабинете; при обращении лично с заявлением по установленной форме в бумажном виде в управление «Кредитный регистр» Нацбанка; направить заявление по установленной форме на бумажном носителе в Нацбанк посредством почтовой связи.
Установление и снятие запрета возможно без уплаты вознаграждения неограниченное количество раз, но может быть подано не более одного заявления в течение одного дня.
Что делать, если нарушены права в области финансовых услуг?
Как пояснили в Национальном банке, если у потребителя возникают вопросы по оказанию услуги, он прежде всего должен обратиться в финансовую организацию, которая предоставит необходимые пояснения по условиям оказания, взимаемым комиссиям и другую информацию, которая его интересует. Обратиться можно по телефону, при личном посещении или с помощью письменного обращения, а также иным способом. При этом следует помнить, что финансовые организации, не являясь государственными, не обязаны принимать электронные обращения посредством системы учета и обработки обращений.
Если после консультации выяснилось, что ваши права нарушены, можно сразу обращаться в суд за их восстановлением и защитой. Однако иногда закон или договор может требовать первоначально урегулировать спор без суда. Например, при разногласиях с микрофинансовыми организациями перед обращением в суд потребитель обязательно должен подать претензию. Особенности направления претензий также установлены законодательством о деятельности операторов сервисов онлайн-заимствований.
«Но даже если такой порядок не предусмотрен как обязательный, рекомендуется сначала подать претензию в финансовую организацию и получить официальный ответ. Предъявление претензии дает возможность разрешить спор без суда, сэкономить время и деньги. Перед направлением претензии стоит прочитать условия договора, где описан порядок разрешения спорных ситуаций, процедура урегулирования споров. Как правило, претензия подается в произвольной письменной форме, в ней указываются требования к финансовой организации, например, вернуть уплаченную сумму и возместить причиненные убытки. Лучше отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы факт обращения был зафиксирован», – подчеркнули в Нацбанке.
Регуляторами на финансовом рынке являются Национальный банк и Министерство финансов. Нацбанк рассматривает обращения потребителей в отношении услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, лизинговыми и микрофинансовыми компаниями, а также операторами сервисов онлайн-заимствований, поставщиками платежных услуг. При выявлении нарушений прав потребителей он направляет предписания об их устранении или принимает другие меры. Нацбанк также анализирует действия финансовых организаций и заключенные договоры на соответствие законодательству. Однако он не решает споры, возникающие при исполнении договоров, – это задача судов. Также важно помнить, что банки и другие финансовые организации не подчиняются Национальному банку, соответственно, он не является по отношению к ним вышестоящей организацией. Обращение в Национальный банк не является препятствием для обращения в суд.
Министерство финансов рассматривает обращения граждан в сфере страхования, а также в отношении услуг, предоставляемых на рынке ценных бумаг. Если выявляются нарушения, министерство направляет предписание об их устранении, привлекает к административной ответственности, принимает иные меры. Кроме того, оно может вступить в судебный процесс для защиты прав инвесторов. Обращение в Министерство финансов также не является препятствием для обращения в суд.
Если потребитель полагает, что его права нарушены, он может обратиться за судебной защитой. Однако несоблюдение предусмотренного законодательством порядка досудебного урегулирования спора влечет отказ в возбуждении дела. Для того чтобы понять, куда следует подавать иск о защите прав потребителей, необходимо обратиться к договору с финансовой организацией. Как правило, там указан конкретный суд. В ином случае следует учитывать, что по общим правилам заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика. При этом иск о защите прав потребителя может быть предъявлен также по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда. Суд рассматривает исковые заявления и принимает решения, в том числе о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
Правительство России одобрило проект соглашения с Правительством Беларуси по обеспечению равных прав потребителей. Соответствующее распоряжение, подписанное премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, опубликовано на российском правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Распоряжением поручено Роспотребнадзору провести переговоры с белорусской стороной и подписать соглашение от имени российского правительства по достижении договоренностей.
В проекте соглашения говорится, что оно направлено на проведение согласованной политики Беларуси и России по защите прав потребителей и на сближение национальных законодательств двух стран в этой сфере.
Соглашением предусматривается создание Совета Союзного государства по защите прав потребителей. Одна из задач данного совета – содействие созданию эффективной системы контроля на потребительском рынке в целях предупреждения недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов.
Правительство Беларуси одобрило проект данного соглашения в качестве основы для переговоров 17 февраля. В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси Министерство антимонопольного регулирования и торговли уполномочено на проведение переговоров по проекту соглашения (разрешено при необходимости вносить в него изменения, не имеющие принципиального характера), а также на подписание соглашения при достижении договоренности в пределах одобренного проекта.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Министерство антимонопольного регулирования и торговли запускает бесплатные семинары по госзакупкам, защите прав потребителей и рекламе, сообщили БЕЛТА в ведомстве.
Необходимость этого продиктована поступающими телефонными звонками, которых в неделю фиксируется около 5 тыс., их рост продолжается. «Более 25 % обращений касаются именно вопросов госзакупок, рекламы и защиты прав потребителей. В связи с особенностью работы облачной АТС, имеются трудности, которые в данный момент устраняются, при принятии звонков или постановки их в очередь во время идущего разговора», – проинформировали в МАРТ.
Количество мест ограничено, требуется предварительная запись.
По информации БЕЛТА