27.06.2018
Налоговые консультанты и налоговые органы столицы обсудили варианты сотрудничества
Для совершенствования партнерских отношений в инспекции МНС по Минску состоялась рабочая встреча с руководством Палаты налоговых консультантов – председателем правления Павлом Царевым, заместителем председателя Олегом Бурдюком и членом правления Ольгой Казаченко.
«Необходимость встречи назрела потому, что практически все, кто идет сегодня в налоговые консультанты, – представители Минска. И нам хотелось бы поговорить с вами о возможных путях взаимодействия», – отметила заместитель начальника инспекции Ольга Кишко.
Напомним, Палата налоговых консультантов в Беларуси зарегистрирована Министерством юстиции в конце апреля 2018 года. Это некоммерческая организация, деятельность которой позволит реализовать в работе специалистов принцип саморегулирования. На данный момент в ней числится 35 членов. Хотя общее число сдавших квалификационные экзамены больше, и постепенно заявления на членство в Палате поступают.
«Существуют три обязательных пункта, которые надо выполнить, чтобы оказывать услуги по налоговому консультированию: получить аттестат, вступить в Палату и заключить договор страхования профессиональной ответственности, – рассказал Павел Царев. – Для подтверждения членства мы, в свою очередь, выдаем выписки из протокола правления о принятии в Палату. Что касается основных целей, то они закреплены Указом Президента № 338 «О налоговом консультировании» и Уставом Палаты: защита и представление интересов налоговых консультантов, внутренний контроль качества деятельности и методологическая помощь».
Решать совместно
Поскольку Палата возникла недавно и еще находится в процессе становления, то пока нет практических кейсов, защищающих интересы налоговых консультантов. Организация выражает общую заинтересованность, ведет обсуждение с госорганами по поводу формирования места норм о налоговом консультировании в системе законодательства, регламентирующего аудиторскую деятельность и оказание бухгалтерских услуг. Возможно, те или иные положения нужно будет согласовать в соответствии с новым видом предпринимательской деятельности.
По словам Павла Царева, сейчас, на этапе становления, ряд вопросов обсуждается со страховыми организациями. Как выяснилось, ни одна из них не дает бессрочного страхования. «Согласно указу наша ответственность не ограничена. Договором мы тоже не можем ее ограничить. Но срок ожидания после истечения действия страхового полиса в лучшем случае будет 4 года, – отметил председатель Палаты. – По этому вопросу ведем переписку с Министерством финансов».
С точки зрения правления Палаты требует дальнейшего обсуждения вопрос о возможности привлечения налогового консультанта к административной ответственности – по статьям 13.6 и 13.7 КоАП.
«Сложно представить, как это будет осуществляться на практике. Одно дело посчитать и сдать декларацию и в случае ошибки нести ответственность. Но на уплату налога консультант навряд ли может повлиять. Потому что не распоряжается счетом, не вмешивается в оперативную деятельность, не может подписать платежку и способствовать тому, чтобы аккумулировать деньги. Это обязанности руководства, то есть налогоплательщика», – пояснил Павел Царев.
Одна из основных функций налоговых консультантов – расчет налогов, подача отчетности, электронных счет-фактур. В этом направлении взаимодействие с налоговыми органами будет осуществляться на техническом уровне. «То есть мы сможем предоставлять информацию о наличии договора: это позволит налоговым органам иметь подтверждение того, что у налогового консультанта, подписавшего декларацию, были на то полномочия», – добавил председатель правления Палаты налоговых консультантов.
Не количество, а качество
Налоговое консультирование – еще относительно новый вид деятельности, но обращения за такими услугами уже есть. Всю необходимую информацию можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам.
Однако не всегда звонящие правильно понимают функции налоговых консультантов. Некоторые думают, что специалист обязан проконсультировать их на безвозмездной основе. «Разъясняем, что это вид предпринимательской деятельности, что необходимо заключать договор с налоговым консультантом, – рассказал Павел Царев. – К слову, у нас уже разработаны типовые формы договоров для налогового консультирования. В приложениях к ним содержится краткая информация о сторонах, предмете, сроках, которая и будет представляться в налоговый орган для подтверждения полномочий консультанта».
Сегодня в целом насчитывается около 50 налоговых консультантов. В основном в эту сферу деятельности приходят аудиторы, сотрудники бухгалтерских компаний. Однако, по словам Ольги Кишко, даже при большом желании такое количество специалистов не охватит Минск. В свою очередь, Павел Царев высказал мнение, что снижать планку сложности вопросов, чтобы набрать больше людей, не имеет смысла. Ведь испытания позволяют отсеять тех, кто не готов пока стать налоговым консультантом.
Кстати, с введением налогового консультирования возник вопрос: как эта деятельность будет соотноситься с аудиторской. Ведь до появления такого института аудиторы выполняли схожие функции. Как сообщил Павел Царев, есть совместное письмо МНС и Минфина, где указано, что аудиторские организации вправе продолжать оказывать услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также по налоговому консультированию без наличия в штате сотрудников, имеющих квалификационный аттестат налогового консультанта.
По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
(фото – официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси)
В ФСЗН объяснили изменения для плательщиков налога на профессиональный доход
Плательщики налога на профессиональный доход теперь смогут доплатить взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) для формирования страхового стажа. Об этом на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент
БЕЛТА.
Екатерина Лихачева напомнила, что, согласно закону, подписанному Президентом 12 июля, меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования. Основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования.
Она пояснила, что для формирования года страхового стажа взносы в бюджет фонда должны уплачиваться на пенсионное страхование не ниже минимальной заработной платы. Это означает, что год страхового стажа формируется при уплате двенадцати минимальных заработных плат, умноженных на 29 %. «Мы заметили, что многие граждане, занимающиеся только одним видом деятельности и не имеющие трудовых отношений, не формируют свои пенсионные гарантии. Мы получили обращения от граждан, которые хотели бы доплатить взносы. Поэтому закон отразил себе такую норму и мы предоставили право доплаты взносов в бюджет фонда данной категории плательщиков», – отметила заместитель управляющего ФСЗН.
Ежегодно по истечении года ФСЗН будет рассчитывать необходимую сумму для минимального страхового стажа и предлагать плательщикам через личный кабинет возможность доплатить эту сумму. «Человек может решить, доплачивать или нет – это его выбор», – подчеркнула Екатерина Лихачева.
Таким образом, плательщики налога на профессиональный доход уже сейчас могут начать формировать свой страховой стаж за 2024 год. Для этого им необходимо доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г.
В свою очередь управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что среди новаций закона также предусмотрены дифференцированный порядок уплаты взносов в бюджет фонда индивидуальными предпринимателями, продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процесса взаимодействия с фондом социальной защиты населения. Кроме того, вводятся ужесточенные меры ответственности для работодателей, выплачивающих так называемую заработную плату в конвертах.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МНС: до 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания маркировки
До 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания кода маркировки. Об этом сообщил на семинаре, организованном МАРТ, заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский, передает корреспондент
БЕЛТА.
С 1 июля 2025 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, перейти на использование кассового оборудования, соответствующего требованиям законодательства. В отдельных магазинах заблаговременно начали тестировать процессы считывания кода маркировки, но в целом субъекты оказались не готовы к нововведениям.
Чтобы минимизировать возникшие сложности, правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Исключена необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN. Это сделано для снижения нагрузки на бизнес, удобства покупателей.
Теперь при продаже соков, напитков, консервов и других товаров можно считывать только штриховой код, если есть дифференцированный учет, а при его отсутствии и торговле только этими товарами в небольшом магазине – просто вводить сумму единицы товара.
Что касается товаров, которые маркируются средствами идентификации, требования сохранились. При их продаже нужно считывать код маркировки, обеспечивать дифференцированный учет и продавать этот товар поштучно. Перечень таких товаров короче, чем подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками. В первую очередь это молочка. Сюда же относятся обувь, шины, отдельные предметы одежды, белье столовое, постельное и кухонное.
«Принято решение, что до 1 ноября будет действовать тестовый режим. Вместе с тем требования соблюдать нужно, но от них можно отступать, если по объективным причинам не смогли выполнить (отклеилась маркировка, не считывается код и др.). Мы даем возможность приспособиться к новым условиям, а от субъектов торговли ожидаем получить информацию о проблемах», – отметил Вячеслав Майковский.
Он особо подчеркнул, что за несоблюдение правил на первом этапе – в период тестирования – налоговые органы штрафовать не будут.
В дальнейшем для многих товаров предусмотрен поэтапный переход на новую систему.
По информации
БЕЛТА
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказали в МНС
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказала журналистам заместитель начальника управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам (МНС) Ольга Тараканова, сообщает
БЕЛТА.
Правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Принятое постановление позволит минимизировать возникшие с 1 июля 2025 г. сложности в торговых объектах, связанные с необходимостью одновременного сканирования при продаже товаров наносимых на них идентификационных знаков в виде линейного штрихового кода (GTIN) и QR-кода (наносится в рамках действующей в стране системы маркировки товаров).
«Скорректированы требования по маркировке товаров. На сегодняшний день в соответствии с национальным законодательством большинство товаров маркируется унифицированными контрольными знаками. В то же время с учетом принимаемых решений Евразийской экономической комиссии национальная маркировка унифицированными контрольными знаками будет трансформирована в маркировку средствами идентификации. Это связано с тем, что средство идентификации может закодировать в себе больше информации о товарах, которые подлежат маркировке», – рассказала Ольга Тараканова.
Специалист пояснила, что большинство кассового оборудования позволяет из средств идентификации извлекать штрих-код – так называемый GTIN. «Если покупатель на кассе самообслуживания покупает товар, который подлежит маркировке средством идентификации, то ему достаточно считать только код маркировки. Если покупатель пробивает свой товар не на кассе самообслуживания, а за обыкновенной кассой, то в данном случае продавец на товаре, который подлежит маркировке средством идентификации, тоже может считать только код маркировки, который содержится в средстве идентификации», – проинформировала Ольга Тараканова.
Постановление позволит исключить необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN.
Ольга Тараканова подчеркнула, что изменения вызваны необходимостью унификацией законодательства Беларуси с законодательством ЕАЭС в сфере маркировки товаров.
По информации
БЕЛТА