25.06.2018
Финансы требуют ликбеза: Кто должен быть в ответе за то, чтобы уроки денежной науки давались гражданам легко и без потерь?
Показательный факт. Еще пять лет назад наши граждане лишь около 20 % покупок оплачивали карточкой. Сегодня же на безналичные платежи приходится без малого половина всех расчетов. Освоение финансового мира – процесс небыстрый, но результат налицо.
Впрочем, заниматься шапкозакидательством не стоит. Уровень финансовой грамотности населения в целом у нас оставляет желать лучшего: по результатам национального исследования, в позапрошлом году тех, кто разбирается в денежной теме, было около 60 % согласно тесту по финансовой математике и примерно 36 % – по тесту на финансовую осведомленность. Тем временем с 2013-го у нас реализуется план совместных действий госорганов и участников рынка. Его цель – повысить финансовую образованность граждан. В этом году срок действия документа подходит к концу. Чего ждать дальше? И кто должен быть в ответе за то, чтобы уроки денежной науки давались гражданам легко и без потерь?
Вдаваясь в частности
Жанна Кулакова, финансовый консультант TeleTrade (ООО «ТелетрейдБел»):
Уровень финансовой грамотности населения в Беларуси невысок. Можно сказать, что это досталось нам в наследство от СССР: долгие годы белорусы хранили деньги исключительно в сберегательной кассе, не знали другой валюты, кроме рублей, не думали об инфляции, почти не кредитовались...
Потом Союз развалился и белорусам пришлось столкнуться со многими катаклизмами.
Как следствие, появился страх: белорусы теперь отличаются весьма критическими взглядами на многие процессы. Этот страх порожден не только экономическими неурядицами, но и незнанием. Он нередко заставляет людей принимать неверные решения.
Здесь все банально: не научишься обращаться с деньгами – будешь страдать и пеняй на себя. Деньги являются одной из первичных нужд человека. И ответственность за них лежит в первую очередь на нас с вами. Мы ведь не ждем, что государство будет учить нас готовить пищу, одеваться по погоде, соблюдать гигиену. Так почему же мы ждем, что оно будет учить нас пользоваться деньгами?
Сегодня во всем мире, и в Беларуси в том числе, нет никаких проблем с информацией. При желании, не выходя из дому, можно получить любые знания – хоть китайский выучить, хоть историю Древнего Рима. Информации о финансах тоже очень много. Хотите – ищите ее в интернете, хотите – читайте книги, хотите – походите на курсы или посмотрите обучающие вебинары, их проводят многие компании.
Сбережения населения – основной источник средств для кредитования экономики и залог экономического роста. Кроме того, высокий уровень финансовой грамотности способствует росту благосостояния нации, а значит, у Правительства будет меньше забот, связанных с доходами граждан. Для государства, безусловно, важно, чтобы люди умело распоряжались деньгами.
Важно это и для банков, и для других компаний. В таком случае клиент с высокой долей вероятности будет добропорядочным кредитополучателем, лояльным вкладчиком, надежным партнером. Так что не думайте, что вы останетесь со своей проблемой один на один: государство и компании помогут получить необходимые знания. Однако инициатива все же должна исходить в первую очередь от вас самих. Ведь невозможно заставить человека научиться чему-либо, если сам он не стремится к получению этих знаний.
Люди начинают пользоваться деньгами с малых лет, поэтому не забывайте делиться полученными знаниями с вашими детьми. Впрочем, молодое поколение сегодня зачастую лучше разбирается в платежных вопросах, чем люди в возрасте. Поэтому и детям не нужно забывать делиться знаниями со своими родителями.
К слову, во многих развитых странах главным драйвером образования выступает гражданское общество. Весьма интересен пример США: здесь уже много лет идет активная работа над повышением финансовой грамотности населения и при этом в государственном бюджете не заложено ни цента на это направление – все мероприятия оплачиваются из добровольных пожертвований и проводятся силами волонтеров, некоммерческих организаций и частных компаний.
Разумеется, государство тоже не стоит в стороне, однако его роль – координировать и направлять. При этом основная работа идет на местах, поэтому от штата к штату подходы очень отличаются. Где-то усилиями волонтеров проводятся факультативные занятия, а где-то дисциплина внесена в обязательную школьную программу. США – первопроходцы. Накоплен огромный опыт, на который ориентируются многие страны. Похожие подходы применяются в Бельгии, Польше, Финляндии, Индонезии, Словакии. Все основано на партнерстве – один в поле не воин. Белорусы тоже должны проявлять инициативу и поддерживать усилия властей. Не материально, этого никто не просит. Достаточно хотя бы просто проявлять интерес к теме.
Знания приносят дивиденды
Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей:
Сегодня формируются новые финансовые инструменты. Из-за глобализации границы стираются, человек не ограничен в общении. И для того, чтобы развиваться ускоренно, демонстрировать успехи, необходимо принимать нетривиальные решения, в том числе и в финансовой области. А для этого нужны знания, умения, навыки.
Взять такой факт. Президент поручил Правительству и Национальному банку внести пакет системных предложений по формированию и эффективному функционированию финансового рынка. Однако решение этой задачи невозможно без широкого вовлечения всех сторон экономических отношений – и финансовых институтов, и предпринимателей, и населения. Например, эффективная работа инвестиционных фондов немыслима как без активности акционерных обществ, заинтересованных в привлечении капитала и ради этого производящих эмиссию акций, так и без доверия населения к ценным бумагам.
Человек, вкладывая свои средства в акции предприятия, рассчитывает увеличить свой капитал, и, если у него нет уверенности, что эти инвестиции оправдают себя, он найдет другие пути сохранения и приумножения своего богатства. Традиционно это инвестиции в недвижимость, иностранную валюту, драгоценные металлы.
С точки зрения обычного гражданина такой выбор абсолютно оправдан. Однако перед государством стоит задача диверсифицировать пути привлечения инвестиций в экономику и предоставить населению больше финансовых инструментов, обеспечив разумный баланс возможностей и рисков. Решается эта непростая задача в том числе и посредством повышения финансовой грамотности населения.
В нашей недавней истории круг финансовых инструментов был чрезвычайно узок, и сейчас мы должны заново формировать понимание природы функционирования рыночных механизмов. Ведь людям старшего поколения зачастую невдомек, что покупка акций не означает, что ее обладатель будет получать некие дивиденды. Это означает лишь то, что человек доверяет этому предприятию или этой идее, готов разделить риски бизнеса. Да и акционерное общество, его органы управления должны разделять философию совместного управления, формировать корпоративные правила управления, понимать, что принятие стратегических решений уже не централизовано, а зависит от мнений держателей акций. Та же история и с лизинговыми схемами. Предпринимателям или гражданам, рассматривая идею приобретения того или иного имущества посредством лизинговых схем, нужно понимать: это имущество должно генерировать доходы, только тогда привлечение лизинга оправданно и не несет в себе чрезмерных рисков.
Обучение экономической грамотности должно начинаться еще в детстве и не прекращаться никогда. Уже сегодня следует интересоваться природой криптовалют, их возможностями, ограничениями, поскольку мы не можем с достаточной долей достоверности сказать, как будут выглядеть платежные системы государств через 50–100 лет, а может, и раньше.
Именно поэтому я считаю правильным со школьной скамьи прививать детям финансовую грамотность, давать ее как часть учебного материала в тех дисциплинах, где это уместно, и в виде факультативов предлагать всем желающим.
А для взрослых лучшим методом обучения являются более решительные шаги государства по развитию рынков. Это и развитие инвестиционных фондов (закон уже принят, то есть основа заложена), и стимулирование менеджмента государственных предприятий посредством включения их в состав держателей акций, более активное разгосударствление через продажу акций, принадлежащих государству. Необязательно продавать контрольные пакеты: если мы хотим привлечь внутренние инвестиции, то, покупая акции, человек не всегда стремится к управлению, чаще лишь к сохранению и приумножению капитала. И покупка акций – это демонстрация доверия к предприятию. Да и более смелые шаги, такие как принятие Декрета № 8 Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики», конечно же, способствуют развитию экономической грамотности и должны быть продолжены. В современном мире выигрывает тот, кто поступает не как другие, а может обогнать время.
«Народная газета», 22 июня 2018 г.
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Депутаты приняли в первом чтении законопроект по совершенствованию денежно-кредитной политики
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект Закона «Об изменении законов» внесен на рассмотрение Палаты представителей Советом Министров. Его разработка является очередным этапом проводимой Национальным банком системной работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, в частности деятельности субъектов финансового рынка. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс, законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О рекламе».
Законопроектом предусмотрено установление запретов на предоставление займов: физическим лицам ИП и юрлицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, за исключением займов собственным работникам; в иностранной валюте между физическими лицами, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах (за исключением близких родственников); под залог единственного жилого дома (квартиры).
Предусмотрено введение ограничений по размерам процентов и неустойки (штрафа, пени), взыскиваемых по договорам займа между физическими лицами, а также установление запрета на использование в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать усилению борьбы с недобросовестными займодавцами, защите прав и имущественных интересов граждан, а также сократит количество обращений, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг.
По информации
БЕЛТА
Практический и оперативный характер. Какие положения Кодекса об образовании вступят в силу с 1 сентября
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации
БЕЛТА
Как оплатить обучение при помощи семейного капитала, рассказали в Минтруда
Многодетные семьи в Беларуси могут оплатить обучение в вузе или колледже с помощью семейного капитала. Как это сделать, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве напомнили, что средства семейного капитала можно направить на оплату среднего специального или высшего образования в государственных учреждениях, а также в учебных заведениях потребительской кооперации и Федерации профсоюзов Беларуси.
Средства можно использовать досрочно, не дожидаясь 18 лет ребенка. Оплатить обучение можно для членов семьи (родителей, детей, супругов). Под условия подходят любые формы получения образования: очная, заочная и дистанционная.
Для того чтобы оформить оплату обучения, необходимо собрать документы: паспорт заявителя, решение о назначении семейного капитала, договор с учебным заведением и справку о том, что ребенок является студентом (учащимся).
Собрав документы, родители подают заявление в службу «Одно окно». После того как решение о досрочном распоряжении будет принято, родители могут обратиться в Беларусбанк для перечисления средств на счет учебного заведения.
Срок рассмотрения заявления в исполкоме – до 1 месяца. Срок перечисления средств в банке – 31–41 день.
По информации
БЕЛТА
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу. Наталья Петкевич о вступительной кампании
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу, рассказала в эфире программы «Разговор у Президента» на телеканале
«Беларусь 1» вице-премьер Наталья Петкевич, которая также является председателем государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, сообщает
БЕЛТА.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, заслушивая 30 мая доклад о вступительной кампании, подробно расспросил ответственных должностных лиц о правилах ее проведения, реализации на практике, а также об организации ЦТ и ЦЭ.
«Мы, конечно, очень заряжены и самой этой темой, и теми поручениями, которые даны госкомиссии главой нашего государства, – отметила Наталья Петкевич, подчеркнув, что вопросы вступительной кампании, проведения централизованного экзамена находятся в центре внимания, потому что речь идет о будущем страны. – Мы все понимаем, что это, наверное, один из самых стрессовых и самых сложных периодов в жизни каждого человека. Поэтому глава государства не просто ставит задачу, а переживает за то, чтобы эта вступительная кампания, как и все кампании в нашей стране, прошла максимально без стрессовой ситуации».
«Обстановка спокойная»
Наталья Петкевич отметила, что государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании работает слажено. Система выстроена, и краеугольный камень – она должна быть «не просто субъективно справедливой, а убедительно справедливой». Раньше были определенные недочеты.
«Все эти ошибки максимально учтены, чтобы не допустить впредь и обеспечить максимальную прозрачность, – сказала Наталья Петкевич. – Человеческий фактор с точки зрения влияния на оценку исключен. Когда продумывали систему, пошагово прошлись с тем, чтобы невозможно было никак вмешаться, чтобы не могли заподозрить, что как-то можно договориться или могут иметь место злоупотребления».
По словам Натальи Петкевич, рассмотрены все этапы проведения испытаний – начиная от формирования конвертов с заданиями до того момента, как они вскрываются, разносятся по аудиториям. В рамках государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании создана 321 комиссия. «По всей стране каждое место проведения централизованного экзамена, централизованного тестирования и каждое учреждение образования, где имеет место вступительный процесс, охвачены контролем со стороны государственной комиссии», – добавила вице-премьер.
Также работает Комитет госконтроля, чтобы «родители и ребята были спокойны, что все под контролем».
«Моментальная реакция на обращения»
По словам Натальи Петкевич, на сегодняшний день в комиссию поступило 52 обращения, из них 47 рассмотрены. На каждое из них – моментальная реакция. Если речь идет о ходатайстве по вопросу регистрации в резервный день, переноса сдачи экзамена, то вопросы решаются быстро. Когда возникают спорные ситуации, например, с проносом калькуляторов, телефонов, требуется время. «Поэтому пять обращений у нас еще в работе», – рассказала вице-премьер, добавив, что отказано только однократно.
Она напомнила, что в этом году ужесточены правила в части запрета мобильных телефонов. Что касается калькуляторов, то можно использовать только устройства с минимальными расчетными функциями. «У нас было обращение, потому что молодой человек принес с собой более сложный калькулятор. Ему не разрешили его пронести. Посчитали, что эта эмоциональная ситуация якобы могла повлиять на результат», – рассказала Наталья Петкевич.
Отмечалось достаточно много обращений, связанных с состоянием здоровья ребят, сдающих экзамен. «В каждом конкретном случае шли навстречу, решали в индивидуальном порядке. Все максимально сделано для того, чтобы создать комфортные условия», – добавила Наталья Петкевич.
Знания или удача?
По словам вице-премьера, система сдачи экзаменов нацелена на то, чтобы не было субъективизма и оценивалось, как молодой человек работал на протяжении предыдущих школьных лет. Учебные заведения заинтересованы, чтобы приходили «студенты с большой буквы, которые имеют и определенные знания, и желание учиться».
«Везде, где только можно пойти навстречу, госкомиссия (по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году. – Прим. БЕЛТА) навстречу идет, если это не нарушает правило справедливости», – подчеркнула вице-премьер.
Наталья Петкевич добавила, что процесс совершенно прозрачный и уповать на удачу не стоит. Именно на это нацелены все усилия.
По информации
БЕЛТА