В Беларуси зарегистрировать декларацию о соответствии продукции национальным техническим регламентам теперь можно онлайн
Такая возможность реализована Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС), который является в стране уполномоченным органом по регистрации деклараций в электронном виде.

В перечень технических регламентов Республики Беларусь, на соответствие которым можно зарегистрировать декларацию в электронном виде, вошли:
-
ТР 2025/013/BY «О безопасности строительных материалов и изделий»;
-
TP 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»;
-
ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность» (продукция, для которой установлены схемы декларирования соответствия 1д, 2д);
-
ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность».
Такая возможность также обеспечена для продукции, подлежащей декларированию соответствия в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Напомним, что ранее данная услуга была доступна только для технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – ТР ЕАЭС (ТС)). Она появилась в 2016 г., когда БелГИСС разработал и успешно внедрил в эксплуатацию информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС). Данный сервис позволяет изготовителям, импортерам (продавцам), не покидая своего рабочего места, зарегистрировать декларации о соответствии продукции в электронном виде.
Скачать приложение можно по
адресу. Перед началом работы в нем пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись в
Республиканском удостоверяющем центре (РУЦ), если ее нет.
Более подробную информацию об услуге и видеоуроки можно найти на сайте.
Дополнительные консультации можно получить по телефону +37517 269 68 68, +375 29 103 94 61.
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции требованиям, установленным на нее в технических регламентах Республики Беларусь либо Евразийского экономического (Таможенного) союза. Принятая декларация о соответствииподлежит регистрации – либо в органе по сертификации конкретной продукции, либо в уполномоченном органе по регистрации деклараций о соответствии в электронном виде через информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС).
Интерес белорусских организаций к регистрации деклараций о соответствии в электронном виде остается стабильным. В этом году таким способом зарегистрировано около 9 000 деклараций, что составило 15 % от их общего количества.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Какие новшества предлагается ввести в сфере интернет-торговли, рассказали в МАРТ
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Как в Беларуси развивают инфраструктуру сотовой связи, рассказали в профильном ведомстве
Первый заместитель Министра связи и информатизации Павел Ткач рассказал в эфире телеканала
СТВ, как в Беларуси развивают инфраструктуру сотовой связи, сообщает
БЕЛТА.
«Мы впервые начали ощущать больше давления на сети сотовой связи в период пандемии, когда многие коммерческие компании перешли на удаленный режим работы, выехали за город и начали там работать. Опять же, выросла нагрузка на сети, выросло число жалоб. Что мы делаем? В первую очередь, конечно, много решений принято на уровне главы государства. Принята Директива № 2 о дебюрократизации. Мы уже предусмотрели, что во всех сельских населенных местностях должна быть сотовая связь и доступ к сети Интернет. В этом плане мы работаем до конца этого года в рамках только этой Директивы. Будет построено более 100 базовых станций исключительно в сельской местности», – отметил Павел Ткач.
Далее был принят Указ № 335, который направлен на то, чтобы операторы реинвестировали часть прибыли в развитие сетей. «Не просто зарабатывали и вывозили, предположим, дивиденды, а больше вкладывали в развитие сетей. Заработал деньги? Направь их, пожалуйста, чтобы сеть стала больше и качественнее. Мы установили впервые нормы качества с точки зрения скорости по отношению к абоненту. Но мы не просто требуем от операторов это сделать, мы предусматриваем ответственность, если не будут выполняться эти требования. С 1 января, если по результатам измерений будет установлено, что качество оказания услуг неудовлетворительное, не соответствует установленным требованиям, то операторы будут нести ответственность, в том числе штрафоваться», – рассказал первый замминистра.
Создание единой инфраструктурной сети на базе технологий 4G и 5G, более современной сети, позволит снять нагрузку на сети устаревших поколений, 3G.
Указ № 301 этого года упрощает операторам строительство собственных сетей. «В городах это проще – можно поставить антенну на здании. В сельской местности сложнее – земельно-сельскохозяйственные назначения, получение разрешений. Раньше нельзя было строить даже в полосах отвода для автомобильных и железнодорожных дорог. Сейчас глава государства разрешил строительство базовых станций без получения разрешительной документации, поскольку это типовой проект – небольшое антенно-мачтовое сооружение. Раньше строительство занимало около 24 месяцев от принятия решения до ввода в эксплуатацию. Сейчас это время как минимум в два раза сократится», – обратил внимание Павел Ткач.
В городе абонентов больше, поэтому строить там станции выгоднее, пояснил причину такой ситуации он. «Это нормальный мировой процесс. В Беларуси в сельской местности, особенно в удаленных садовых товариществах, есть трудности. Более 99 % населения уже покрыто сотовой связью. Этого достигли благодаря мощной инфраструктуре – более 41 тыс. базовых станций на начало года, к концу будет около 45 тыс. – прирост примерно 10 %. Для сравнения: в прошлом году построили в два раза меньше. Мы наращиваем инфраструктуру и количество базовых станций», – заключил первый замминистра.
По информации
БЕЛТА