12.06.2018
Тест-контроль: ошибки быть не может. Директор РИКЗ рассказал, как составляют и проверяют ЦТ
Сегодня у абитуриентов тестирование по белорусскому языку. С экзамена по этому предмету (сдавать его планируют примерно 24.900 человек из 82.471 записавшихся на ЦТ) традиционно начинается проверка знаний кандидатов в студенты. На очереди – русский язык, который в четверг собираются писать около 66.900 человек. А накануне на заседании Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний была обозначена основная задача – абитуриенты и их родители должны быть уверены в том, что главным приоритетом, дающим право на поступление, являются исключительно знания. Как работает этот уже отлаженный годами механизм? Об этом в интервью «СБ» рассказал директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.
– Могу с уверенностью сказать, что в стране создана уникальная система информационной безопасности. Начну с того, что на завершающей стадии формирования тестового задания с ним работает один конкретный человек, который и вносит его в общий банк данных, где оно кодируется. Вся работа идет в специальном помещении с видеонаблюдением, с ограниченным доступом, на специальных портативных станциях, которые не имеют выхода в интернет и каких-то внешних носителей. Есть и программная защита. Затем в назначенный день с участием госкомиссии формируется выборка, которая дает нам варианты тестов в виде кодов. Процесс происходит с помощью генератора случайных чисел. Скажем, из 500 вариантов госкомиссия случайным образом отбирает 10. Участники комиссии видят только шифры, у них нет возможности прочитать задания. С макетом теста опять же работает один человек в защищенной комнате с видеонаблюдением, куда никто не может зайти. Затем он же тиражирует тест, закладывает бланки в пакеты и запечатывает. Дальше эти пакеты хранятся в сейфе, откуда их в установленное время в запечатанных вализах забирает фельдъегерская служба и передает комиссии в центре тестирования. Ее представители убеждаются, что пломба целая, вскрывают вализу и проверяют целостность пакетов. А распечатывают их лишь в аудитории в момент тестирования.
– В РИКЗе ведется учет всех бланков ответов, то есть вы точно знаете, какой бланк в какую аудиторию отправился?
– Да, когда розданы бланки ответов и остались незаполненные, они гасятся. Все бланки ответов после тестирования поступают в РИКЗ опять-таки через фельдъегерскую службу, здесь они сличаются, при этом их количество должно совпасть с первоначальным. Затем бланки ответов сканируются и превращаются в фотографии, которые уже нельзя изменить. Вся последовательность действий фиксируется. После этого оригиналы бланков ответов опять пакетируются и отправляются на хранение. Храниться они будут до конца года. Вся дальнейшая работа ведется с копиями, что позволяет сохранить оригинал, не пускать его через множество рук. Отсканированную фотографию мы переводим в электронный вид, то есть оцифровываем. На этом этапе компьютер может что-то не распознать, поэтому проводится верификация. Тут важный момент: электронная часть разделяется компьютером на две области – регистрации и ответов. Верификатор участвует в проверке либо одной области, либо другой. Иными словами, полностью с бланком никто не работает.
– Кто может стать верификатором?
– Это сторонние люди, могут быть учителя, студенты. Они проходят серьезное обучение, и их задача – строго руководствоваться инструкцией. Хорошо, если у человека есть опыт работы на предыдущих вступительных кампаниях: будет быстрее выполнять свою задачу. При этом у верификаторов есть старшие руководители, которые контролируют процесс. И если мы видим, что кто-то пропускает погрешности, то есть заставляет компьютер снова и снова возвращаться к непонятным моментам, такого верификатора больше не приглашаем. Здесь просто задействован человеческий мозг, который помогает компьютеру правильно распознать сложные нюансы.
– Как выглядит процесс работы верификаторов?
– При проверке области регистрации идет обращение к компьютерной базе данных абитуриента. Если компьютер не распознает какую-то область, верификатор сверяет ее с фотографией области регистрации, скажем, это буква А или Д в фамилии. После этого опять компьютер проверяет, находит, что такой абитуриент действительно есть, номер паспорта совпадает. Если возникают какие-то сложности, у процесса может быть несколько стадий: после одного проверяющего смотрит другой, третий... Компьютер может возвращать, обозначать, что нужно посмотреть еще раз. Все для того, чтобы оцифрованное изображение однозначно соответствовало тому, что было записано в бланке. Когда проверена область регистрации, другие люди начинают верифицировать область ответов. Здесь опять же компьютер указывает, что в задании, где должен быть дан один ответ, обозначены два. Смотрится, что распознал компьютер и что на фотографии. К примеру, мы видим, что крестик поставлен неаккуратно и зацепил соседнюю клеточку или в ответах компьютер не смог понять, написана в слове буква П или Н. Уже на уточненное изображение компьютер накладывает шаблон правильных ответов, после чего результат попадает в базу. Это все очень сложный и длительный, но в то же время отлаженный процесс, и никаких сторонних действий, которые бы влияли на результат, быть не может.
– Иными словами, у абитуриентов нет повода для беспокойства: их ответы будут самым внимательным образом проверены, ошибки исключены?
– Совершенно верно. В силу того, что мы максимально пытаемся обеспечить защиту и информационную безопасность, система сконцентрирована в РИКЗ. Она всегда работала стопроцентно, и ни одного несовпадения с оригиналом установлено не было. Нас ведь тоже проверяют госкомиссия, компетентные органы. Выстроена система безопасности надежно, фиксирует любые действия и гарантирует прозрачность и объективность. Все продумано и прописано в служебных инструкциях, соблюдение которых и обеспечивает стопроцентный результат. Мы ведь по жизни часто встречаемся с различными сложными процессами, которые имеют организованную прописанную систему безопасности. И мы вынуждены им доверять. Например, собираясь лететь на самолете, доверяем отлаженной системе, которая проверяет: подготовлен ли самолет, готов ли пилот? Вряд ли кому-то придет в голову мысль пойти посмотреть, целы ли колеса. Или другой пример – электронный документооборот: если не будем ему доверять, придется снова носить бумажки из кабинета в кабинет.
– Еще один важный момент: в этом году для составления заданий привлекали учителей обычных общеобразовательных школ. Как отметили на заседании госкомиссии, чтобы задания соответствовали школьной программе. Не означает ли это, что тесты стали проще?
– Нет. Не только формулировки, но и сам материал должен соответствовать изложенному в учебниках. Чтобы не было таких вопросов, которые вынесены для ознакомления или не рассматривались в новых пособиях. Поэтому и привлекались практики, которые работают в школе, авторы учебников. В итоге по каждому тесту мы знаем учебник, параграф, страницу. Более того, скажем, по химии для ответов выбираются простые числа, чтобы вероятность ошибок при вычислении была минимальна. Если мы говорим о языках, то тексты должны соответствовать возрасту и лексическому опыту сдающих экзамен. Вся работа над тестами направлена на то, чтобы улучшить их качество и создать условия, которые бы максимально благоприятствовали уточнению уровня знаний абитуриента.
Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2018 г.
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
С 1 ноября в большинстве региональных вузов стартует регистрация для участия в университетских олимпиадах
Университетские олимпиады – это хорошая возможность для заинтересованных в поступлении одиннадцатиклассников проверить свои знания по конкретному предмету и в случае победы получить почетное звание студента еще до начала основной вступительной кампании. В этом году воспользоваться ею предлагает 21 региональный вуз. Почему университетские олимпиады пользуются популярностью среди учащихся и как они повышают престиж высших учебных заведений, разбиралась корреспондент «Р».
Участников – все больше
Консультант управления высшего образования главного управления профессионального образования Минобразования Наталья Житникова поделилась, что уже определены сроки проведения заключительного этапа университетских олимпиад. В 2026 году заключительный этап пройдет 21 и 22 февраля, а в сельскохозяйственных вузах – 28 февраля.
– Каждый университет разрабатывает положение: утверждается перечень учебных предметов, а также специальностей, по которым устанавливается количество мест для поступления. До 1 ноября на сайтах вузов размещается подробная информация об открытии регистрации и о сроках проведения профильного состязания. А с 1 ноября практически во всех университетах начинается регистрация для участия в олимпиаде. Обращу внимание, что у каждого учреждения свой график, – отметила эксперт.
Главным бонусом, который получают обладатели дипломов I, II, III степени, является право на зачисление без вступительных испытаний в университеты, где они участвовали в олимпиаде и стали победителями. О повышении интереса абитуриентов к данной траектории поступления в региональные вузы свидетельствует статистика: с каждым годом желающих поучаствовать становится все больше.
– В рамках вступительной кампании 2025-го в предварительном этапе приняли участие 8 тысяч ребят. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос. До заключительного этапа дошли более 4 тысяч учащихся, что на 500 человек больше, чем в 2024-м. Всего более 1,3 тысячи школьников стали победителями университетских олимпиад этого года в Беларуси, – привела цифры специалист.
В топ-5 специальностей у абитуриентов вошли медицинские, инженерные (технические), лингвистические и педагогические. В лидерах специальности «Искусственный интеллект» и «Электронные системы и технологии» БрГТУ. «Историю» и «Современные иностранные языки» выбирают абитуриенты-олимпиадники в ГрГУ имени Янки Купалы. В БГСХА интересными и перспективными считают специальности «Водные биоресурсы и аквакультуры» и «Защита растений и карантин».
Наталья Житникова напомнила:
– Основной задачей университетской олимпиады является привлечение в вузы наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов еще до начала основной приемной кампании. В 2025 году по результатам олимпиад было зачислено 496 победителей, из них более 90 процентов имеют средний балл аттестата выше 8,0. Мы видим, что это таланливые, целеустремленные ребята. Кроме того, более 80 процентов от зачисленных победителей учились в школе в тех регионах, где находится вуз, и после его окончания они с большой вероятностью будут трудоустроены в местные ведущие организации. Можно сделать вывод, что такие состязания выгодны для всех: и для абитуриентов, и для университетов, и для организаций-заказчиков.
Комментарии на местах
В Гомельском государственном медицинском университете олимпиада по учебному предмету «биология» пройдет уже в четвертый раз. Победа в ней может гарантировать поступление на одну из трех востребованных специальностей: «Лечебное дело», «Медико-диагностическое дело», «Медико-профилактическое дело».
– В 2025–2026 годах предварительный этап будет организован 23 декабря в дистанционной форме: данный формат хорошо себя зарекомендовал и пользуется популярностью среди абитуриентов. Заключительный этап будет проводиться в очном формате 21 февраля, – рассказал декан медико-диагностического факультета, ответственный секретарь приемной комиссии ГомГМУ Ирина Назаренко. – Для медицинских вузов квота для зачисления без вступительных испытаний победителей в 2026-м составит до 7 процентов от контрольных цифр приема за счет средств республиканского бюджета.
Специалист поделилась, что в этом году было рекордное количество победителей очного тура в истории университета. Обладателями дипломов различной степени стали 49 человек, из которых 38 лучших поступили на выбранную специальность без вступительных испытаний.
– Проведение таких олимпиад позволяет выпускникам стать студентами университета раньше всех и без лишнего стресса провести последнее беззаботное лето, набравшись сил перед получением высшего медицинского образования, – заключила Ирина Назаренко.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия проведет первый этап олимпиады 8–9 января 2026 года по профильным предметам «математика» и «биология». Обладатели дипломов смогут поступить на одну из восьми специальностей вуза.
– Как показывает практика, самыми привлекательными для наших студентов остаются специальности «Землеустройство и кадастры», «Защита растений и карантин», «Водные биоресурсы и аквакультура». В 2025-м в первом этапе поучаствовал 91 человек, во второй прошли 30 учащихся, из которых 11 завоевали дипломы. Четверо победителей вернулись к нам уже в качестве студентов, – рассказал об условиях проведения олимпиады Андрей Какшинцев, ведущий специалист по научно-исследовательской работе студентов.
Представитель учреждения акцентировал, что подобные инициативы – это возможность для школьников продемонстрировать свои знания в конкретной предметной области, точно определиться с выбором специальности, а вузам привлечь к себе потенциальных абитуриентов и вырастить профессионалов своего дела.
Университетскую олимпиаду организовывает и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Проверить свои знания и поучаствовать в дистанционном этапе можно будет с 18 ноября по 20 декабря этого года.
Ирина Корлюкова, начальник центра развития карьеры, ответственный секретарь приемной комиссии ГрГУ имени Янки Купалы, пояснила, что учащиеся могут принимать участие в предварительном этапе нескольких профильных олимпиад сразу. Расписание предварительного этапа составляется именно с учетом таких возможностей.
– В прошлом году в дистанционном этапе поучаствовали 429 учащихся, в очном – 328. Чаще всего молодые люди выбирали сразу два профильных предмета вступительных испытаний по интересующей специальности: история Беларуси и биология, история Беларуси и русский (белорусский) язык, к примеру, – объяснила Ирина Корлюкова. – Самым популярным направлением стала математика. В первом этапе решили проверить свои знания 212 участников, до второго тура дошли 97 человек. Всего победителями в 2025 году стали 127 абитуриентов. Дополню, что победителям олимпиады предоставлен выбор из 25 специальностей. Это практически половина всех направлений, которым обучают в Купаловском университете.
Екатерина Курдо, «Рэспубліка», 28 октября 2025 г.
«Излишнего регулирования быть не должно». Что решили у Президента по стимулам для молодых специалистов
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации
БЕЛТА