27.07.2018
На службе государству: Как сделать работу в госаппарате привлекательной и почетной
Во все времена и в любом государстве кадровый вопрос был самым принципиальным. Особенно это касается назначений на руководящие должности. Ведь от знаний и профессионализма управленцев порой зависят судьбы целых отраслей, предприятий, а значит, и работающих там людей. Поэтому в кадровой политике не может быть мелочей.
На днях во Дворце Независимости подробно говорили о том, чему и как учить будущих и нынешних госслужащих в Академии управления. Накануне тема получила свое логическое продолжение. На совещании у Президента обсуждали, как сделать работу в госаппарате привлекательной и почетной и привлечь туда самых лучших и опытных. Александр Лукашенко сразу же расставил акценты и предупредил участников разговора:
– Если вы ко мне пришли с предложениями о повышении денежного довольствия и зарплат госслужащим, даже не поднимайте этот вопрос. Он раз и навсегда решен. Речь не идет сегодня о раздаче каких–то премиальных или подарков. Речь должна идти о том, какие требования, в каких нормативно–правовых актах должны предъявляться госслужащему. Если это будет, как у военных, соответствующий устав, хорошо, пусть будет устав. Но люди и общество должны видеть, что Президент тем самым предъявляет жесточайшие требования к госслужащим. А за это им полагается это, это и это. За нарушения уходишь с должности, идешь в тюрьму. Поэтому сначала требования к госслужащему, которые он должен жесточайшим образом соблюдать и выполнять, а затем коврижки.
За последние годы в стране проделана масштабная работа по оптимизации численности госслужащих. Их количество сократилось на четверть и сегодня составляет чуть более 37 тысяч. Это едва ли не самый низкий показатель в мире. К тому же сокращение и оптимизация штатов позволили поднять зарплату в госаппарате. Однако Президент обратил внимание на другую, негативную тенденцию, когда подбор кандидатов на вакантные должности затягивается на месяцы, а то и годы. Отсюда закономерный вопрос: как привлечь в данную сферу самых лучших и опытных управленцев. Ведь именно от них во многом зависит успешная реализация масштабных проектов и развитие страны. К таким людям у Президента повышенные требования:
– Это должны быть специалисты, обладающие широким кругозором, способные определять стратегические задачи и правильно оценивать последствия принимаемых решений. Но прежде всего госслужащий – это человек с высочайшими моральными качествами. В государственном аппарате не должно быть и намека на коррупционные проявления. Здесь нет ничего чрезвычайного и неожиданного. Я об этом говорю постоянно, и это краеугольный камень любой моей президентской кампании.
Когда-то работа в госаппарате, да еще на руководящих должностях, была почетной и считалась мерилом успешности человека. Попасть туда дано было не каждому. Сегодня же в стране предостаточно вакансий в местных органах власти, где нужны и начальники управлений, и заместители председателя рай- и горисполкома. Да и самих председателей подобрать не так просто, потому что эта должность подразумевает огромную нагрузку и колоссальную ответственность. Как вернуть былую привлекательность госслужбе?
Мнений и предложений на сей счет немало. Но тут важно понимать главное: прежде чем рассчитывать на некие бонусы и привилегии, госслужащий должен их заслужить и четко осознавать меру своей ответственности. Для этого предлагается разработать своеобразный устав или кодекс госслужащего, о чем по итогам совещания рассказала журналистам Глава Администрации Президента Наталья Кочанова:
– Государственная служба – она сродни воинской. И, говоря о повышении престижа госслужбы и о каких-то преференциях, прежде всего нужно рассматривать те вопросы, которые касаются ужесточения требований к работникам в органах власти. Это честность, порядочность, ответственность, эффективное решение поставленных задач. Люди должны понимать, что это не просто какие-то привилегии, это прежде всего служба на благо страны и народа.
Наталья Кочанова проинформировала о готовящихся изменениях в закон о госслужбе. А для выработки предложений по повышению ее престижа создается специальная рабочая группа.
– На совещании поставлена задача разработать системный документ. Возможно, это будет устав госслужащего или кодекс, в котором необходимо формализовать все требования для этой категории граждан. Надо думать о том, чтобы во власть приходили те, кто будет готов брать на себя ответственность за принятие решений, качественно работать с людьми, – подчеркнула Глава Администрации Президента.
Стимулирующими мерами могли бы стать решение жилищного вопроса для тех людей, которые переводятся с одного региона в другой, предоставление мест в детских садах и школах, медицинского обслуживания и так далее. Иными словами, для специалиста, руководителя определенного ранга важно создать условия, которые не отвлекали бы его от работы и позволили честно выполнять свои обязанности. На совещании также обсудили целесообразность учреждения медали «За безупречную государственную службу».
Президент поставил задачу отразить в новых документах буквально все, причем абсолютно справедливо и прозрачно. Заработать они должны с нового года.
Евгений Кононович, «СБ. Беларусь сегодня», 27 июля 2018 г.
Информресурс об управленческих кадрах и госслужащих заработает в Беларуси к 2027 году
В Беларуси к 2027 году заработает информационный ресурс об управленческих кадрах и государственных служащих. Об этом журналистам сообщил начальник главного управления кадровой политики Администрации Президента Беларуси Алексей Гуйда перед началом республиканского семинара «Кадры 2026–2030. Прикладные аспекты», который проходит на базе Академии управления при Президенте, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В ряду приоритетных задач сегодня – цифровизация кадровой политики. Мы уже приступили к созданию автоматизированной информационной системы «Кадры», которая позволит консолидировать персональные данные кадров в едином ресурсе, оптимизировать каналы межведомственного взаимодействия, ускорить принятие кадровых решений, расширить возможности формирования кадровых резервов и постепенно уйти от бумажного производства в электронное. Начало эксплуатации ресурса – ориентировочно 2027 год», – рассказал Алексей Гуйда.
Он отметил, что в стране главой государства уделяется пристальное внимание вопросам реализации государственной кадровой политики. «Она выстроена, сформировались определенные традиции, которые апробированы временем. Но время, конечно же, не стоит на месте. И в январе 2024 года глава государства утвердил новую Концепцию государственной кадровой политики. Правительством утвержден соответствующий план по ее реализации. Администрация Президента, которая призвана осуществлять контроль за реализацией государственной кадровой политики, проводит сегодня семинар-совещание, на котором будет рассмотрен проект программы по кадровому обеспечению отраслей экономики и сфер деятельности», – проинформировал начальник главного управления.
Разработчиком проекта выступило Министерство труда и социальной защиты. «Мы обсудим положения этого проекта отраслевой программы, выработаем наиболее оптимальные пути, чтобы все государственные органы, местные исполнительные органы утвердили у себя соответствующие документы и работали по ним следующую пятилетку. Глава государства поставил четкую задачу – нужно подготовить и привести к управлению страной новое поколение людей. Это касается и системы государственного управления, и всех сфер деятельности. Помимо этого, мы затронем вопросы, касающиеся деятельности кадровых служб государственных органов, местных исполнительных органов. Мы должны сориентировать их на то, что пора уходить от кадрового делопроизводства и заниматься непосредственно кадровой политикой, то есть полноценно управлять процессами становления, подготовки и продвижения молодых кадров в управленческой сфере и в сфере экономики. Конечно же, реализация кадровой политики зависит прежде всего от исполнительской дисциплины, потому что, как и во всех сферах деятельности, здесь во главе всего человек, то есть внимание к человеку, к его развитию. Государство предоставляет все возможности для самореализации. Мы только должны взять и помочь направить определенные кадры в их самореализации», – подчеркнул Алексей Гуйда.
В семинаре принимают участие руководство главного управления кадровой политики Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, Академии управления, руководители кадровых служб республиканских органов государственного управления и областных исполнительных комитетов и Мингорисполкома.
По информации
БЕЛТА
Количество единиц эталонов в Беларуси к 2030 году увеличится до 73
К 2030 году количество единиц эталонов в Беларуси планируется увеличить до 73. Такое заявление сделал директор Белорусского государственного института метрологии Александр Казачок, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Одной из государственных программ, ответственным исполнителем которой выступает Госстандарт, является «Национальные эталоны и высокотехнологичное исследовательское оборудование» подпрограмма «Эталоны Беларуси».
Национальные эталоны предназначены для воспроизведения, хранения и передачи единиц величин средствам измерений, которые непосредственно применяются организациями промышленности для определения свойств, характеристик объектов, материалов и процессов. По словам директора Белорусского государственного института метрологии Александра Казачка, в 2024 году в рамках ее реализации утверждены три новых национальных эталона и завершены работы по модернизации одного эталона.
«БелГИМ реализует проект по реконструкции здания по ул. Карвата в Минске для размещения там пяти национальных эталонов в области радиационной безопасности. Завершить его планируется в конце 2025 года, – проинформировал руководитель института Александр Казачок. – Это мощный и серьезный проект, который необходим для обеспечения радиационной безопасности, связанной с эксплуатацией средств измерений БелАЭС, средствами измерений, эксплуатируемыми организациями здравоохранения, энергетики и других. Выполнение данного проекта позволит БелГИМ проводить поверку 20 тыс. (сейчас 12 тыс.) средств измерений непосредственно в стране. Это сэкономит средства организаций на проведение метрологической оценки приборов».
На данный момент разработан проект концепции развития национальной эталонной базы до 2030 года. При его формировании было проведено анкетирование предприятий и организаций страны, в котором приняли участие 778 респондентов. Проект предусматривает создание трех национальных эталонов и модернизацию восьми. К 2030 году количество единиц эталонов планируется увеличить до 73 (сейчас функционирует 67). Основной вектор работ, как было отмечено, не разработка новых, а модернизация существующих, для повышения их точностных характеристик в соответствии с современными запросами.
По информации
БЕЛТА
Наталья Кочанова – молодым госслужащим: важно уметь правильно принимать решения и нести за них ответственность
Госслужащему очень важно уметь правильно принимать решения, нести за них ответственность и любить людей, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова во время II Минского форума молодых государственных служащих, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Одно из приоритетных направлений нашей социальной политики – молодежная политика. Сегодня в Беларуси порядка 50 законов, которые в той или иной мере регулируют деятельность молодежи, молодежных организаций», – отметила Наталья Кочанова.
По словам спикера, госслужащему очень важно уметь правильно принимать решения, нести за них ответственность и любить людей. «Этому учит нас Президент нашей страны. Он хороший пример для вас всех, для молодежи, умения работать с людьми, их любить, любить свою страну, преданно и верно служить ей, – подчеркнула Председатель Совета Республики. – Вы должны знать золотое правило в госслужбе – это не работа. И когда вы делаете для себя этот выбор, вы должны понимать: это служба, сродни военной, на государство».
II Минский форум молодых госслужащих собрал более чем 250 участников, в том числе представителей из-за рубежа. Первый форум прошел настолько масштабно и ярко, что молодежь выступила с инициативой провести его и в текущем году, власти пошли навстречу. В первый день молодые люди посетили знаковые предприятия и организации Минска: Совет Республики и Палату представителей, Национальный детский технопарк, Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», а также Белтелерадиокомпанию. Сегодня состоялось пленарное заседание форума.
По информации
БЕЛТА
Андрей Иванец: в Беларуси выбран путь на поддержку молодежи, созданы все условия для самореализации
В Беларуси выбран путь на поддержку молодежи, созданы все условия для реализации творческого, научного, интеллектуального потенциала на благо страны. Об этом заявил на II Минском форуме молодых государственных служащих Министр образования Беларуси Андрей Иванец, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В прошлом году мы также встречались, общались. Это подтверждает тот путь, который сегодня выбран на поддержку молодежи. Созданы все условия для реализации творческого, научного, интеллектуального потенциала на благо нашей страны», – отметил Андрей Иванец.
Министерство образования – тот государственный орган, который отвечает за государственную молодежную политику: от учреждений дошкольного образования, обучения в школе, получения профессионального образования, будь то в колледже или университете, до профессиональной реализации, прихода на первое рабочее место.
Форум молодых государственных служащих Андрей Иванец считает хорошей площадкой для диалога. «То общение, которое будет, тот опыт, который переймете, останется на всю жизнь вашим багажом», – сказал он, обращаясь к участникам.
В этом году на форум приехали в том числе представители различных регионов России. В этой связи министр отметил, что профильные ведомства двух стран реализуют дорожные карты сотрудничества в области молодежной политики. Будут определены приоритетные, ключевые мероприятия, которые объединят молодежь: школьников, студентов, молодых специалистов.
«Мы открыты и готовы работать в этом направлении», – подчеркнул Андрей Иванец.
II Минский форум молодых государственных служащих собрал более 250 участников из Беларуси и других стран. Программа рассчитана на два дня. Кроме пленарного заседания она включает посещение значимых объектов города, возложение цветов у стелы «Минск – город-герой», практические семинары и мастер-классы.
По информации
БЕЛТА

Подписан Указ о государственных гражданских должностях
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 195 «О государственных гражданских должностях».
Документ подписан для реализации положений принятого недавно Закона «О государственной службе», которым закреплена целостная система государственной службы. В нее включены все ее виды: гражданская служба, военная служба, служба в военизированных организациях. При этом в законе детально регламентируется государственная гражданская служба, предусматривается усиление требований к госслужащим, их дисциплине и ответственности, определяются обязанности, права, социально-правовые гарантии, нормы этического поведения госслужащих как на работе, так и в быту. Законом регламентируются особенности службы лиц, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства, а также вводится Реестр государственных гражданских должностей, упорядочивается система классов.
Указом, в частности, устанавливается Реестр государственных гражданских должностей, соотношение классных чинов, персональных званий, дипломатических рангов, квалификационных классов и классов госслужащих, а также приравнивание действующих классов к новым. Реестром создана единая номенклатура всех государственных гражданских должностей в государственных органах Беларуси, упорядочены наименования должностей специалистов.