24.07.2018
Этикетка: написанному верить! Председатель Госстандарта Виктор Назаренко – о требованиях к сельхозпродукции, ГМО и школьной одежде
На белорусском рынке молочки еще можно встретить дешевые импортные, но не всегда натуральные продукты. Отличать их помогут изменения в техрегламенте ТС «О безопасности молока и молочной продукции». Усовершенствованный документ принят Советом ЕЭК в прошлом году, а вступил в силу на прошлой неделе.
Какие сведения обязан указывать изготовитель? Бывают ли бракованные партии комбайнов? Нужно ли на купленное за границей авто получать свидетельство о безопасности? Ответы на эти и другие вопросы – в прямой телефонной линии с председателем Госстандарта Виктором Назаренко.
– Здравствуйте, Виктор Владимирович. Это Светлана из Узденского района. Всегда читаю этикетку продукта, обращаю внимание на состав. Еще лет десять назад мы не знали, что такое заменители молочного жира, добавки, которые придают продукту особенные свойства. Насколько можно быть уверенным в безопасности и достоверности того, что написано на этикетке?
– Есть требования по маркировке пищевой продукции, и они должны соблюдаться. Техрегламент четко определяет, какая информация должна предоставляться потребителю. Это наименование продукта, состав (компоненты указываются в порядке убывания их содержания), дата изготовления, срок годности, другие реквизиты. Причем компоненты, в том числе пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки, которые могут вызвать аллергию или противопоказаны при отдельных заболеваниях, указываются вне зависимости от их количества. Перечень этих компонентов также определен в техрегламенте.
Если продукт обладает какими-то отличительными свойствами, изготовитель вправе заявить о них в маркировке. Но только при наличии доказательств, что это на самом деле так. Перечисленные требования – далеко не все, что установлены. Но, даже исходя из этих норм, видно: они направлены на то, чтобы потребитель получил полную и достоверную информацию о продукте и не был введен в заблуждение относительно его свойств.
Что касается соблюдения этих требований на практике, то областные инспекции Госстандарта выявляют несоответствия в ходе надзора. Это, например, неполная или нечитаемая маркировка. Бывают замечания и к составу, но это не самые частые нарушения. Поэтому доверять тому, что написано в маркировке продукции, нужно. А если сомневаетесь, обращайтесь в соответствующие структуры – наши инспекции, санитарные службы, организации по защите прав потребителей.
– Светлана из Столбцовского района. Скажите, пожалуйста, это правда, что за продажу контрафактного спиртного станут привлекать к уголовной ответственности?
– Ваш вопрос несколько не в нашей компетенции, но могу сказать вот что. Первое – покупайте такую продукцию, если необходимо, в магазине. Пусть это будет дороже, но вы будете уверены в ее безопасности. И второе. Сегодня правоохранительными ведомствами совместно с другими заинтересованными структурами система отрабатывается так, чтобы в стране обеспечивалась эффективная борьба с контрафактом, и не только алкогольной продукции.
– Более двадцати национальных эталонов планируется создать в Беларуси до 2020 года. Какие еще изменения ожидаются в метрологической сфере?
– Уровень проводимых измерений определяется уровнем национальной эталонной базы. С 1997 года действует Государственная научно-техническая программа «Эталоны Беларуси». Ее реализация позволила включить в национальную базу 54 эталона. Они призваны обеспечить точность и достоверность измерений в промышленном производстве, энергетике и переработке сырья, транспорте, торговле, навигации и метеорологии, здравоохранении, при оценке соответствия продукции требованиям техрегламентов и стандартов.
Каждый национальный эталон – это уникальное техустройство или комплекс, которые позволяют воспроизводить и передавать рабочим эталонам и приборам определенные единицы измерений для обеспечения точности в установленных границах. Национальные эталоны обязательно участвуют в международных или региональных сличениях с эталонами других стран, постоянно исследуются их хранителями, которые отслеживают состояние метрологических характеристик.
Новые национальные эталоны, над которыми наметили работать до 2020 года, создаются для развития атомной энергетики и связанных с ней технологий, сферы IT, контроля качества топливно-энергетических ресурсов, защиты от чрезвычайных ситуаций, медицинских услуг, отдельных отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства.
Сейчас идет процесс совершенствования законодательной базы в области метрологии. Подготовлен проект новой версии Закона «Об обеспечении единства измерений». Он учитывает документы международных организаций, опыт ЕС, отвечает положениям Договора о ЕАЭС. Один из посылов – развитие промышленной метрологии, помощь предприятиям в поддержании у себя точности измерений на современном уровне. Ожидается, что обновленный закон примут в следующем году.
– Беспокоит фермер из Минской области. Виктор Владимирович, помогите разобраться в проблеме. У меня сломался картофелеуборочный комбайн. На заводе отказываются его принимать, ссылаясь на то, что истек гарантийный срок обслуживания. Я же считаю, что это брак производителя. Эта партия комбайнов сделана ограниченным тиражом, и у всех одинаково слабые места. Обращался в различные инстанции, но они только руками разводят…
– Вам необходимо направить нам копию переписки, изучим вашу проблему и попробуем найти ее решение. Или приезжайте в Госстандарт. Если действительно брак – производитель должен будет объяснить причину того, почему допустил его, и понести за это ответственность.
– Спасибо!
– Здравствуйте, звонит Елена из Молодечно. У меня два вопроса: насколько опасны продукты с пальмовым маслом для здоровья и обязан ли производитель указывать на этикетке информацию о содержании ГМО?
– Ведется очень много дискуссий на самых разных площадках в отношении пальмового масла, но пока никто не может доказать, что оно опасно. Если бы по этому поводу была зацепка, мы бы ее учли. В НАН Беларуси проводят работу по изучению влияния этого продукта на организм человека. Пока высказывается настороженность, предположения, что его применение скажется на будущих поколениях. Европейские коллеги также не берутся на сто процентов утверждать, что оно опасно. Правда, они ввели требование об указании на упаковке, что продукт содержит это масло. И выбор, таким образом, остается за потребителем. Вопрос обязательного информирования потребителей о виде применяемого в продукте растительного масла (пальмового, рапсового, оливкового) также обсуждается в рамках ЕАЭС.
Покупать продукты, содержащие ГМО, или нет – опять же выбор потребителя. В их маркировке уже сейчас должна присутствовать соответствующая надпись. А 26 декабря этого года вступят в силу изменения в техрегламенте, которые предусматривают еще и нанесение знака маркировки в виде надписи «ГМО». Располагаться он будет рядом с единым знаком обращения продукции на рынке – ЕАС, который уже известен потребителям. Два этих обозначения должны быть одинаковыми по форме и размеру.
Если же изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал ГМО, то их содержание 0,9 процента и менее считается случайной или технически неустранимой примесью. Такая пищевая продукция не относится к содержащей организмы, генотип которых искусственно изменен с помощью генной инженерии. При маркировке сведения об их наличии не указываются.
До 26 июня 2020 года допускается производство и выпуск пищевой продукции, полученной с применением ГМО, в соответствии с ранее установленными обязательными требованиями. Обращение такой пищевой продукции возможно в течение срока годности.
– Виктор Владимирович, а какие техрегламенты в целом существуют сегодня на пищевую и сельскохозяйственную продукцию? Как часто в них вносятся изменения?
– Техрегламенты регулируют требования безопасности продукции и процедуры ее допуска на рынок. Эти документы обязательны для применения всеми участниками рынка.
Всего в рамках ЕАЭС сейчас принято 45 единых техрегламентов, из них действуют 39. Наших национальных значительно меньше: принято – 7, действует – 6.
В отношении же пищевой и сельхозпродукции действуют десять единых техрегламентов, которые применяются уже на протяжении более пяти лет. Еще один вступит в силу с 1 января 2019 года – на упакованную питьевую воду, включая природную минеральную.
Любой документ с учетом требований рынка и потребителей, уровня развития отрасли и технологий, накопленной практики применения со временем претерпевает изменения. Из наиболее значимых – на молоко и молочную продукцию. Изменения вступили в силу с 16 июля 2018 года, переходный период – до 16 января 2019 года.
Они уточняют классификацию молокосодержащих продуктов, выделяя в отдельную группу молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, и, соответственно, дополняют требования к их маркировке. Изменения не позволят вводить потребителя в заблуждение при покупке молочной продукции, молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира. Кроме этого, уже разработаны проекты изменений еще в три техрегламента.
– Здравствуйте, это Наталья из Пинского района. Собираюсь в Украину за костюмом к учебному году для ребенка. Слышала, что у нас ввели стандарт одежды для учащихся. Он будет обязателен?
– Такой стандарт – СТБ 2517-2017 «Одежда для учащихся учреждений общего среднего образования. Общие технические условия» – у нас в республике действительно есть. Он действует с марта этого года. Документ систематизирует технические требования, требования к безопасности, маркировке, методам контроля, хранению такого вида одежды. Инициатором разработки выступил концерн «Беллегпром». Стандарт добровольный, то есть применять ли его при производстве и реализации продукции, решает изготовитель или заказчик.
Добавлю, одежда для учащихся попадает под действие техрегламента ЕАЭС (Таможенного союза) на продукцию для детей и подростков. И на нее в странах ЕАЭС, включая Беларусь, должен быть либо сертификат, либо декларация о соответствии техрегламенту. В Украине, куда собираетесь вы, свое законодательство и требования к одежде. Для уверенности можете попросить у продавца соответствующие документы на эту продукцию, которые будут подтверждать ее безопасность.
– Здравствуйте, я работаю начальником отдела перерабатывающего предприятия в Брестской области. Мы постоянно модернизируем производство, продвигаем свою продукцию на внешние рынки, занимаемся системным менеджментом. Интересует, какова в целом ситуация по внедрению систем менеджмента на предприятиях республики, есть ли сложности в этом процессе?
– Самые востребованные и вам, полагаю, хорошо известные системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001. По ним сертифицировано более четырех тысяч организаций. В 2015 году введена в действие новая версия международного стандарта и принят идентичный – СТБ ISO 9001-2015. Он требует от компаний применения риск-ориентированного мышления в своей деятельности.
15 сентября этого года завершится переходный период на СТБ ISO 9001-2015. Промежуточные итоги показывают: почти 30 процентам организаций еще предстоит подтвердить соответствие новой версии. На многих из них уже прошли аудиты и устраняются выявленные несоответствия.
В пищевой отрасли востребованы также внедрение и сертификация систем менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ 1470-2012 (системы НАССР) и СТБ ИСО 22000-2006. По требованиям СТБ 1470-2012 сертифицировано 386 организаций, СТБ ИСО 22000-2006 – 35. Особую актуальность они приобрели в связи с подготовкой к проведению II Европейских игр-2019.
В этом году Международной организацией по стандартизации ISO в июне принята новая версия стандарта ISO 22000:2018. И мы планируем разработку идентичного ей государственного стандарта.
К сожалению, руководство некоторых организаций уделяет недостаточное внимание вопросам системного менеджмента, не демонстрирует свою приверженность и не нацеливает персонал. На некоторых предприятиях давно внедрены минимальные требования, но не проводятся работы по развитию, применению современных методов и техник эффективного менеджмента, передовых инженерных методов, методов анализа коренных причин возникновения проблем. Вместе с тем направление это очень важное для страны, для повышения конкурентоспособности экономики, отраслей и самих организаций. Данной работой нужно заниматься системно и эффективно.
Константин Ковалев, «Сельская газета», 24 июля 2018 г.
(Фото – Виталий Пивоварчик)
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Елена Моргунова: сотрудничество Беларуси и России в метрологии и стандартизации вышло на новый уровень
Сотрудничество Беларуси и России в сферах метрологии и стандартизации вышло на новый уровень. Такое заявление на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике и Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, которое прошло в Великом Новгороде в очном и дистанционном форматах, сделала Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Заседание включало рассмотрение более десятка вопросов по профильным направлениям. В Госстандарте обратили внимание, что сотрудничество в области стандартизации и метрологии между Беларусью и Россией впервые рассматривалось на столь высоком уровне.
По словам Елены Моргуновой, двустороннее взаимодействие в этих сферах базируется на более чем 30 документах. На данный момент Госстандарт и Росстандарт прилагают усилия для интеграции информационных фондов в области обеспечения единства измерений. Цель – сокращение временных и финансовых затрат на подтверждение признания первичной поверки поставляемых предприятиями Беларуси и России средств измерений.
Еще один совместный проект – создание единых стандартов Союзного государства. Разрабатывается законодательная база по порядку появления таких стандартов и их статусу. На предстоящую пятилетку намечены и проекты для содействия научно-технологическому развитию Союзного государства. В их числе оценка полноты и достаточности эталонной базы Союзного государства и разработка стандартов в приоритетных сферах, среди которых инновационное машиностроение, машиностроительное оборудование и технологии, интеллектуальное приборостроение, цифровые технологии, искусственный интеллект, технологии в области возобновляемых и невозобновляемых энергоисточников.
В ответ на запрос на создание стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива образования на площадке Постоянного комитета Союзного государства подкомитета по вопросам стандартизации и качества.
«Это важный шаг на пути углубления интеграции Беларуси и России, который повысит оперативность принятия решений по разработке актуальных для Союзного государства стандартов и актуализации требований уже действующих стандартов, а также снизит риск возникновения препятствий при обращении продукции в рамках «двойки», – заключила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Госстандарт разработал Концепцию развития государственной метрологической службы Беларуси до 2030 года
Сегодня, 20 мая, Всемирный день метрологии. В 2025-м он проходит под девизом, объявленным руководителями международных организаций по метрологии, – «Измерения на все времена, для всех людей» и акцентирует внимание на определяющем значении единиц измерений для нашего прошлого, настоящего и будущего. Выбор такой темы не случаен: в этом году Метрической конвенции исполняется 150 лет. Именно этот документ заложил основу для всемирной унификации измерений во всех аспектах нашей деятельности. Белорусские специалисты вносят достойный вклад в развитие метрологии, успешно справляясь с постоянно расширяющимся кругом задач в экономике, социальной сфере, продвигая инновации и прогресс на национальном, интеграционном и международном уровнях. Подробности – в нашем материале.
Неоценимая роль
Метрология без преувеличения присутствует практически во всех сферах нашей жизни. В последние годы потребность в высокоточных измерениях стремительно растет в таких отраслях, как машиностроение, приборостроение и энергетика. Это обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. Поэтому наука об измерениях постоянно совершенствуется, разрабатываются и валидируются новые методы измерений высочайшего уровня сложности, проводятся сличения эталонов для обеспечения достоверности результатов во всем мире. В нашей стране Госстандарт осуществляет проведение единой госполитики в области обеспечения единства измерений, возглавляет государственную метрологическую службу.
– Эталонная база Беларуси при господдержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее совершенствование – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы. За прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025-м в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика.
Метрология также поддерживает научно-технический прогресс, способствует развитию экономики и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
– Международное признание национальных эталонов единиц величин укрепляет доверие к результатам измерений и качеству белорусской продукции, способствуя ее продвижению на зарубежные рынки и увеличению экспортного потенциала страны, – обратила внимание Елена Моргунова. – Измерения присутствуют во всех сферах нашей жизни, с развитием технологий их значимость только увеличивается. Измерения определяют учет ресурсов, разные характеристики и показатели продукции, состояние здоровья человека и окружающей среды, имеют важнейшее значение для освоения новых отраслей и сфер.
Отвечать современным вызовам
Для выполнения поставленных задач на системной основе Госстандарт совместно с Белорусским государственным институтом метрологии разработал два ключевых документа. Речь идет о Концепции развития государственной метрологической службы Беларуси до 2030 года, содержащей цель, задачи и приоритеты развития системы обеспечения единства измерений в стране до 2030-го и Концепции развития эталонной базы Беларуси до 2030 года, которая определяет порядок создания и поддержания системы национальных эталонов единиц величин для обеспечения метрологической прослеживаемости результатов измерений до единиц Международной системы единиц.
– Законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. В Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в Закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
Сейчас в республике функционируют 68 национальных эталонов. Они необходимы для обеспечения точности и прослеживаемости в таких сферах, как производство продукции, защита жизни и здоровья человека, сфера услуг, охрана труда и окружающей среды, атомная энергетика и другие.
Предусматривается, что через пять лет количество национальных эталонов вырастет до 72. Кроме того, в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов. Первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак отметил господдержку по реализации подпрограммы «Эталоны Беларуси», а также двусторонний формат обмена информацией, связанной с повышением качества и достоверности измерений:
– Создаются и модернизируются эталоны с учетом потребностей реального сектора экономики. С одной стороны, промышленность диктует требования к точности и качеству измерений, стимулируя развитие эталонной базы. С другой – наличие современной точной эталонной инфраструктуры позволяет промышленным предприятиям повышать эффективность производства и улучшать качество выпускаемой продукции. То есть мы в двустороннем формате обмениваемся информацией, связанной с повышением качества и достоверностью измерений.
Ставка на развитие
Среди задач, стоящих перед Государственным комитетом по стандартизации до 2030 года, определены следующие ключевые направления: повышение точности и стабильности национальных эталонов величин для обеспечения высокого качества промышленной продукции, разработка национальных эталонов единиц величин для поддержки инновационных технологий, создание новых видов продукции. Ключевым направлением для отечественных метрологов Александр Бурак назвал обеспечение соответствия национальных эталонов единиц величин международным стандартам для поддержки экспорта продукции и интеграции в мировой рынок:
– Нельзя оставить без внимания и вопросы подготовки квалифицированных кадров, проведение профильных научных исследований, внедрение цифровых технологий для автоматизации и оптимизации производственных процессов. Что касается среднего срока службы эталонов, то в Беларуси он достаточно высок и составляет 12 лет, то есть соответствует общемировой практике. Все создаваемые национальные эталоны единиц величин отвечают наилучшим техническим инновационным решениям в области передачи и хранения единиц величин. Мы с уверенностью можем ожидать, что наши национальные эталоны как проходили ранее, так и в последующем будут проходить международные сличения и обеспечивать прослеживаемость до международных эталонов Международной системы единиц.
Общность подходов
Ключевым элементом развития метрологии в современном мире остается международное сотрудничество. Госстандарт поддерживает активное взаимодействие с ведущими мировыми организациями в области метрологии, в их числе Международное бюро мер и весов, Международная организация законодательной метрологии, Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации и не только.
– Участие в международных сличениях национальных эталонов и проведение совместных научных исследований создает платформу для обмена опытом и знаниями с метрологическими институтами других стран. Это помогает повысить качество измерений и развить метрологическую базу, – объяснила Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – Осведомленность белорусских метрологов в современных международных требованиях и участие в их разработке содействуют внедрению современных методик измерений и созданию прогрессивных средств измерений, что в конечном итоге обеспечивает соответствие производимой в республике продукции установленным требованиям. На данный момент Госстандарт прорабатывает направления сотрудничества в области обеспечения единства измерений в рамках ШОС и БРИКС, что будет способствовать развитию партнерства нашей страны с этими организациями.
Практическая плоскость
Каждый из 68 национальных эталонов располагается на территории его организации-хранителя. Одной из таких организаций, наряду с БелГИМ, институтами физики имени Б.И.Степанова и прикладной физики Национальной академии наук Беларуси, является БГУИР. Здесь размещается национальный эталон единицы мощности электромагнитных колебаний в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц, который был введен в эксплуатацию в начале 2025 года.
Сейчас ученые БГУИР завершают работы по созданию национального эталона единицы ослабления в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц. Новые разработки способствуют обеспечению технологической и метрологической независимости страны, позволяют с высокой точностью определять характеристики при производстве продукции в СВЧ-диапазоне или с использованием СВЧ-компонентов, что важно для ее качества и конкурентоспособности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 20 мая 2025 г.
Елена Моргунова: потребность в высокоточных измерениях растет в машиностроении, приборостроении, энергетике
В последние годы потребность в выполнении высокоточных измерений стремительно растет в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение и энергетика, что обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. О развитии эталонной базы Беларуси во время пресс–конференции, приуроченной ко Всемирному дню метрологии, рассказала председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова, передает корреспондент БЕЛТА.
«Эталонная база Беларуси при государственной поддержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее развитие – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы, за прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025 году в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика».
Исходя из текущих потребностей промышленности, задания для метрологов формируются уже на 2026–2030 годы. Председатель Госстандарта Елена Моргунова обратила внимание, что к 2030 году количество национальных эталонов единиц величин есть намерение увеличить с 68 нынешних единиц до 72, а кроме того в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов.
Было отмечено, что законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. Глава Госстандарта напомнила, что в Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси принят государственный стандарт на системы бережливого менеджмента
СТБ 2672-2025 «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению» принят постановлением Госстандарта от 15 апреля 2025 г. № 49 и введен в действие с 16 апреля текущего года.
Документ разработан Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) в рамках реализации дорожной карты мероприятий по внедрению принципов бережливого производства, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.
Данный стандарт по праву можно назвать инновационной разработкой, поскольку при его подготовке были проанализированы многочисленные международные документы, практики различных стран, а также опыт отечественных предприятий и органов госуправления.
«Процесс разработки стандарта включал установленные стадии для учета интересов всех сторон и достижения консенсуса, которые прошли в достаточно сжатые сроки. От начала разработки до утверждения прошло 2,5 месяца. Актуальность и востребованность стандарта подчеркивает факт активного вовлечения различных организаций в этот процесс. В рамках публичного рассмотрения поступило более 80 отзывов. В обсуждении приняли участие представители Госстандарта, министерств экономики, сельского хозяйства и продовольствия, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белгоспищепром», «Белнефтехим», предприятий различной формы собственности. Это позволило наполнить первую редакцию проекта необходимыми уточнениями, дополнениями, практическим руководством, чтобы стандарт был максимально понятным для организаций и стал реальным инструментом улучшения их деятельности», – отметили в БелГИСС.
СТБ 2672-2025 устанавливает требования к системе бережливого менеджмента и руководство по ее применению. Данная система создается для обеспечения поставок потребителю продукции и услуг соответствующего качества, при оптимальных затратах и в необходимое время.
Баланс этих характеристик может быть обеспечен с использованием рискориентированного проектно-процессного подхода к системе менеджмента организации и ее цепям поставок. Вследствие этого система бережливого менеджмента не может результативно и эффективно развиваться отдельно от системы менеджмента качества и других систем менеджмента организации. Поэтому СТБ 2672-2025 построен на основе высоуровневой структуры стандартов на системы менеджмента, принятой на международном уровне.
Стандарт может использовать любая организация вне зависимости от формы собственности, размера, сферы деятельности.
Бережливый менеджмент – это подход к улучшению качества и измеримых результатов, который предполагает изменение культуры в организациях. Он основан на фундаменте ценностей, состоящем из 14 общепринятых принципов бережливого менеджмента. Они определены в стандарте.
СТБ 2672-2025 также позволяет поэтапно совершенствовать систему бережливого менеджмента, предусматривая четыре уровня. Все из них рекомендованы для проведения сертификации независимой стороной, за исключением первого.
В стандарте приведены область применения, термины и определения, требования к планированию, поддержке, операционной деятельности, оцениванию пригодности и улучшению.
Практическую ценность документу придают содержащиеся в нем рекомендации (приложения), которые помогут организациям более эффективно освоить предлагаемые техники.
Методы и техники, проанализированные в соответствии с направлениями деятельности организаций, и их влияние на целевые показатели качества, затрат и времени, также перечислены в стандарте.
Как сообщили в Госстандарте, следующими шагами по внедрению стандарта в организациях страны и проведению сертификации систем бережливого производства на соответствие его требованиям станут формирование инфраструктуры органов по сертификации, подготовка экспертов-аудиторов, реализация образовательных программ для руководителей и специалистов. Обучающие курсы, семинары уже проводятся в образовательном центре «Академия качества» БелГИСС. Совместно с отраслевыми органами госуправления прорабатывается пилотный перечень организаций, на которых будут сертифицированы данные системы. Итоги его реализации будут проанализированы, и на их основе приняты дальнейшие шаги по тиражированию систем бережливого менеджмента. Также следует отметить, что для мотивации работ в данном направлении учреждена новая специальная награда «Бережливый подход» в рамках конкурса на соискание Премии Правительства за достижения в области качества, начиная с 2025 г., и ведется проработка механизмов государственной поддержки предприятий, сертифицировавших данные системы.
Ознакомиться с текстом СТБ 2672-2025 на бесплатной основе можно в Национальном фонде ТНПА (ул. Новаторская, д. 2А, г. Минск, БелГИСС), а также в других организациях Госстандарта (по графику их работы).
Приобрести издание можно, направив заявки в
указанные организации.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь