20.07.2018
От ямы до драмы. ДТП из-за дорожных проблем: кто должен отвечать за причиненный ущерб?
Когда случается страшная авария, в которой гибнут люди, не всегда виноват тот, кто был за рулем. Порой причиной ДТП становятся дорожные условия. Но можем ли мы сократить количество аварий на дорогах, изменив инфраструктуру? Прокуратура Минской области считает, что это возможно.
Фактор халатности
Количество ДТП в стране, в которых страдают люди, продолжает снижаться. Однако лидером по числу дорожных происшествий по–прежнему остается Минская область. Почему так происходит? Павел Гордынец, заместитель начальника отдела прокуратуры Минской области, рассказывает, что, по данным статистики, аварийность на дорогах связана с различными факторами: ростом количества авто, нарастающей диспропорцией между числом транспортных средств и не рассчитанной на современную интенсивность движения дорожной сетью, улучшением скоростных качеств автомобилей и многими другими.
Однако основная причина заключается в крайне низкой дисциплине как водителей, так и пешеходов. Грубое нарушение ПДД, невнимательность и спешка, незнание навыков безопасного поведения на дорогах становятся причиной большинства ДТП. Тем не менее в прошлом году произошло 7 ДТП (3 погибших и 7 раненых), которых в теории можно было бы избежать – они случились в числе прочих факторов и по причине ненадлежащих дорожных условий. В этом году таких ДТП уже 5, погиб один человек.
В пример прокурор приводит случай, который произошел в ноябре прошлого года. На 499-м км дороги Брест–Минск–граница РФ, около деревни Плиса Крупского района, водитель автопоезда не справился с управлением и выехал на встречку, где столкнулся с таким же грузовиком. Один из водителей скончался на месте, другой попал в реанимацию. Как показала проверка, дорога в тот момент была заснежена и не обработана песчано–соляной смесью. Снежный накат и стал одной из причин смертельного столкновения.
В марте этого года на трассе Минск–Микашевичи около деревни Городище произошло ДТП, в котором никто чудом не пострадал, кроме шести автомобилей, которые столкнулись со снегоуборочной техникой, принадлежащей одному из ДЭУ филиала РУП «Минскавтодор-Центр». Оказалось, из–за пыли, поднятой техникой, водители просто не увидели препятствие.
Кто оплатит ремонт колеса?
Даже после того, как у «Крайслера», ехавшего по дороге Новый Двор–Михановичи–Пятевщина на 9–10-й километр, после наезда на выбоину разорвало две передние шины, должных мер местные дорожные службы не предприняли. Чуть менее чем через год на том же участке дороги случилось еще одно ДТП, в котором, к счастью, никто не пострадал. Лишь похудел кошелек владельца машины, которому пришлось выложить крупную сумму за ремонт. «Только после повторного привлечения к ответственности одного из должностных лиц ДЭУ яма была заделана», – рассказал Гордынец.
Водители, чьи авто пострадали по вине дорожных служб, иногда обращаются в суд с целью возмещения причиненного вреда. Правда, на такой шаг решаются далеко не все. Доказать, что ты прав, бывает довольно сложно. Ведь по правилам дорожного движения водитель обязан предпринять все меры, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы не допустить наезда на препятствие. Тем не менее в прошлом году на судебный иск к дорожным службам решились 4 пострадавших. Общая сумма средств, которые они получили, составила 4.416 рублей.
Переход есть, безопасности нет
Нередко и сами граждане обращаются в прокуратуру как в последнюю инстанцию, пытаясь найти управу на дорожные службы. Вот, например, обращение от жителя деревни Гатово. Как установила прокурорская проверка, дорога, которая проходит по поселку, практически вся находится в критическом состоянии. Дорожникам тут же было выписано предписание. Дорогу, конечно же, починили. Такая же ситуация была выявлена и в поселке Дружный, а на улице Новая Заря в Марьиной Горке и вовсе проезжая часть практически разрушена. Неужели дорожные службы сами этого не видели? Ответ один – нет средств.
Кстати, в Марьиной Горке прокуроров заинтересовал еще один элемент дорожной инфраструктуры. Около нерегулируемого пешеходного перехода по улице Ленинской, возле главного входа на городской рынок, красиво нарисован пешеходный переход. При этом парковочные места размечены так, что из-за ряда запаркованных машин просто не видно тех, кто желает перейти дорогу. Вроде и по правилам все сделали, но немного недодумали. «Вместе с тем какие-либо меры по устранению отмеченного нарушения не принимаются Пуховичским райисполкомом на протяжении длительного времени», – рассказал прокурор. К слову, за это и другие нарушения председателю Пуховичского РИК внесено представление.
Куда увезти нарушителей?
Не так давно местные ЖКХ получили право организовывать эвакуацию тех авто, которые паркуются с нарушениями. Но встал вопрос: куда именно отправлять эвакуированные машины? В некоторых районах этот вопрос решили быстро. Однако в других проблемой просто не хотят заниматься. В пример можно привести Дзержинский райисполком. Как рассказали в областной прокуратуре, местные власти еще до ноября прошлого года должны были найти место для охраняемой стоянки. Однако поручение всеми было проигнорировано. По словам местных властей, организация охраняемой автостоянки в Дзержинске нецелесообразна. Мол, такая же есть в Фаниполе, и она убыточна. Между тем расстояние между городами составляет 15 километров. При этом третья часть пути проходит по скоростной трассе Р-1, а техника, которая могла бы эвакуировать транспорт, представлена только трактором.
Наболевший вопрос – парковочные места. Прокуроры дали указание местным властям разработать программу по устройству не менее 1.000 дополнительных стояночных мест. Особенно остро этот вопрос стоит в деревне Боровляны, поселке Лесном, городах Борисове, Солигорске, Жодино, Слуцке.
Вопросы, которые должны решаться сообща
В прокуратуре мне рассказали еще одну интересную историю, которая могла бы решиться и сама, без привлечения органов. Однако не получилось. Жители Крупок уже не первый год жалуются на грузовики, которые, не снижая скорости, мчат через их улицы. Оказалось, что путь через улицу Магистральную поселка Крупский и улицу Московскую города Крупки – удобный способ объезда платной дороги М-1. Интенсивность движения грузового транспорта здесь достигает 1.000 единиц в сутки!
Больше всего обеспокоены родители учеников и педагоги средней школы имени В.О. Криштопенко поселка Крупский. С момента, когда на этом участке разметили 15 пешеходных переходов, сотрудники ГАИ оштрафовали за нарушения, в том числе и за непропуск пешеходов, около 580 водителей. Установленные знаки попросту не работают. Прокурор считает, вопрос можно было бы решить установкой специального обозначения о том, что движение большегрузного транспорта тут запрещено. Только не совсем понятно, почему его нельзя было установить раньше?
Факты – вещь упрямая
Как мне рассказали в прокуратуре, наибольшие потери от аварийности в прошлом году зафиксированы на автодорогах РУП «Минскавтодор-Центр». Именно эта организация обслуживает 11 % всей улично–дорожной сети, причем на их дорогах совершено 340 ДТП – почти половина от всех дорожно-транспортных происшествий. В указанных авариях погибло 102 человека. Изучив ситуацию, прокуроры постановили: пешеходные переходы на одном уровне на автодорогах Минск–Гродно и Минск–Гомель – источник повышенной опасности, и от них надо избавляться. На скоростных трассах, по мнению прокуратуры, необходимо установить ограждения на разделительной полосе и запланировать работы по устройству транспортных развязок и пешеходных переходов на разных уровнях. Именно такие действия должны спасти жизни. Однако на это, как ответили прокурорам, финансирование не запланировано.
Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 20 июля 2018 г.,
(Фото – прокуратура Минской области)
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Главе государства было, в частности, доложено об оперативной обстановке в стране и выполнении ранее данных поручений по этой части работы органами внутренних дел. «Оперативная обстановка в республике спокойная и находится под контролем органов внутренних дел», – констатировал Министр. Он обратил внимание, что Президентом ставилась задача осуществлять профилактику различного рода правонарушений, чтобы не допускать совершения преступлений в отношении граждан. «И сегодня поставленная задача выполняется – работа на профилактику дает свой результат. Мы фиксируем снижение преступности как по линии уголовного розыска, так и общей преступности», – подчеркнул Иван Кубраков.
По данным МВД, в этом году на четверть снизилось число преступлений по линии уголовного розыска, в том числе особо тяжких и тяжких. Их уровень самый низкий за последние 10 лет и уменьшился более чем в два раза (с 38,4 тыс. за 9 месяцев 2016 года до 15,1 тыс. за аналогичный период 2025-го). Снизилось количество убийств (на 23 % по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, краж, грабежей, хулиганств.
В прошлом году Иван Кубраков докладывал Главе государства, что уровень преступности достиг своего минимума за 10 лет. «Сегодня эта тенденция продолжается», – обратил внимание он.
Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска выросла на 5 %. При этом достигнута 100 % раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, изнасилований, грабежей и разбоев.
Особое внимание уделяется раскрытию преступлений прошлых лет, и об этом также шла речь во время доклада Главе государства. За последние два года установлены лица, совершившие 87 таких особо тяжких и тяжких преступлений, из которых 37 убийств. Большой резонанс вызвало недавнее задержание подозреваемого в серии убийств и изнасилований несовершеннолетних, которые были совершены в 1996–1999 годах на территории Могилевской, Витебской и Минской областей. Подтверждена его причастность к 8 убийствам и 2 покушениям на убийство и изнасилование.
Раскрытию этих преступлений содействовало решение, принятое в 2023 году, о том, чтобы МВД совместно с представителями Госкомитета судебных экспертиз, Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой дополнительно расследовали преступления с признаками серийности прошлых лет (в том числе провели экспертизы, исследования, которые стали возможными благодаря накопленному опыту, знаниям, техническому прогрессу). Таким образом, по словам Ивана Кубракова, удалось установить подозреваемых по 37 убийствам, которые были совершены в период 1990-х и 2000-х. «Данная работа продолжается, и мы сделаем все для того, чтобы обеспечить неотвратимость наказания», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
На контроле Президента. Майнинг, токены, блокчейн: как в Беларуси регулируют сферу цифровых валют
Беларусь в числе первых в мире на государственном уровне приняла решение о создании условий для развития цифровых технологий по гражданскому обороту цифровых знаков. Или, как их еще называют, токенов, криптовалюты. О том, как расставлены государственные приоритеты по обеспечению технологий и безопасности в сфере цифровых знаков, насколько прозрачны правила игры и как действуют механизмы контроля данной сферы, рассказали в программе «На контроле Президента», вышедшей вчера вечером в эфире телеканала «Беларусь 1».
Зашифроваться не вышло
Нелегальные обменники – одно из самых распространенных преступлений в сфере криптовалют. Это своего рода расчетные центры для серого бизнеса. Крупнейший в истории Беларуси нелегальный криптообменный сервис-оборот за неполные три года составил около 60 млн долларов. Дневной оборот только наличных денежных средств достигал 300 тысяч долларов, задокументированная разовая сделка превысила 200 тысяч. Размер неуплаченных налогов от незаконной предпринимательской деятельности составил более 9 млн рублей, рассказывает начальник управления Департамента финансовых расследований КГК Владислав Ларионов. Сервис по отмыванию денег отметился и инвестициями в экстремизм. Преступная группа, состоявшая из трех уровней, была уверена в своей безнаказанности: если легальные криптоплощадки запрашивают персональные данные, то здесь анонимность. Но оперативники к этому слову добавляют приставку «псевдо-».
В мире цифры тоже есть следы. Итог – трое находятся за решеткой, организатор объявлен в международный розыск. Кстати, за рубежом отмечают высокий уровень наших правоохранителей. Опыту активного противодействия незаконному обороту криптовалют более семи лет.
Обеспечить прозрачные правила игры
Беларусь стала одной из первых стран, где легализовали майнинг, торговлю и криптообмен, а также ввели льготы и гарантии для инвесторов, предоставили условия для развития криптобирж IT-компаниями. Возможным это стало благодаря поддержке Главой государства прорывных инициатив в сфере цифровых знаков и подписания Декрета № 8. Законодательство, принятое в нашей стране, эффективное. Многие страны пытаются его копировать, чтобы имплементировать в своих юрисдикциях, подчеркнул советник официального белорусского сервиса по обмену криптовалют Иван Жизневский.
Вместе с рынком сегодня развивается и инфраструктура с приставкой «крипто-»: биржи, брокеры, консультанты, обменники. В прошлом году такие компании ПВТ обслужили 260 тысяч клиентов по всему миру. В 2025-м цифры будут значительно выше, как и объем внешнеторговых операций по криптовалютам. Прогноз к концу года – 3 млрд долларов. Цель – удержать технологическое лидерство, развивая экономику, но без ущерба для безопасности государства, бизнеса и белорусов.
Правда, как показывает практика, крипторынок – это не всегда про честность и открытость. В этой связи год назад Главой государства был подписан указ, усиливающий контроль над криптовалютными операциями. Одно из главных требований Президента – создать условия для защиты своих людей.
– Задача государства в таких условиях определить понятные и прозрачные правила игры и механизмы контроля данной сферы. Именно поэтому даны поручения комплексного регулирования в сфере цифровых знаков, – отмечал Александр Лукашенко на совещании по вопросам развития сферы цифровых знаков 5 сентября во Дворце Независимости.
Фактов, когда зарубежные инвесторы наживались на доверчивых белорусах, потерявших крупные суммы, предостаточно. Нет в мире единых правил игры, как и понятного, выстроенного законодательства.
– В целом мир пошел либо по пути полного запрета и ограничения, либо по пути более широкого и избирательного разрешения. У нас хорошо соблюдается баланс и, пожалуй, где-то вот эта защита интересов в крипте работает даже лучше, чем в банковской системе в каких-то странах, – подчеркивает преподаватель юридического факультета БГУ Филипп Петкевич.
Одно из предложений – создание в Беларуси криптобанка. И опять наша страна намерена стать первопроходцем. Пока же для контроля за криптовалютными операциями создана многоступенчатая система.
И на первичном уровне контролер тот, кто обеспечивает финансовую операцию. То есть криптооператоры и банки. Директор Департамента финансового мониторинга КГК Дмитрий Захаров обращает внимание, что основная задача криптооператоров и банков – идентифицировать клиентов, выявить подозрительные операции и информировать об этом ДФР КГК:
– Департамент, с одной стороны, обеспечивает вторичный контроль за выявленными подозрительными криптооперациями, с другой – в инициативном порядке либо при наличии информации от правоохранительных органов проводит комплексный анализ возможных рисков. За 1,5 года в департамент поступило свыше 4,5 тысячи спецформуляров на сумму около 24,7 млн долларов. За двумя из них стоял человек, причастный к терроризму.
ДФР совместно со Следственным комитетом была пресечена работа двух взаимосвязанных нелегальных криптообменников, каждый имел свою специализацию. При этом общие черты – отсутствие регистрации резидентом ПВТ, проведение тех самых анонимных сделок. Один из них входил в международную сеть. Офисы напоминали банковские отделения с камерами наблюдения, единым сервером, сейфами, счетными машинками, распознающими фальшивки.
– Установлен оборот свыше 9 млн рублей, сумма неуплаченных налогов – более одного миллиона рублей. Фигуранты полностью признали свою вину, уплатив в бюджет неуплаченные налоги, пени и штраф, а также уголовно-правовую компенсацию.
Что касается финансирования экстремистской и террористической деятельности, то здесь криптовалюта используется как инструмент для финансовой поддержки деструктивных элементов, чьи действия направлены на подрыв политической, экономической и социальной стабильности государства. В основном же, используя крипту, бизнес пытается обмануть государство, не показывая выручку.
Противостоять угрозам
Зарплата теперь бывает не только в конверте, но и в цифре. Как и взятки. И это тоже в поле зрения ДФР. Взяточники нового поколения полагаются на криптовалюту и полную анонимность, что не является препятствием для правоохранителей. Департаментом финансовых расследований КГК вскрыты факты получения взяток на протяжении четырех лет начальником испытательной лаборатории Минского общества с ограниченной ответственностью, говорит заместитель начальника отдела ДФР КГК Юрий Кардымон.
Быстрый доход на инвестициях и форекс-рынке, инвестиции в криптовалюте – в основе таких предложений зачастую незаконные схемы. Преступники используют созданные специально для этих целей интернет-ресурсы и программное обеспечение. Дмитрий Захаров обращает внимание, что криптовалюта псевдоанонимна:
– Все транзакции оставляют цифровой след в публичном блокчейне, что позволяет с помощью специальных программных продуктов и анализаторов отследить все транзакции и их участников. За последние два года департаментом выявлено свыше 700 участников, которые совершили подозрительные транзакции с криптовалютой, изучены около 500 криптокошельков. Пресечено более 110 преступлений.
Раскрытие даже таких дел, где преступники тщательно заметают цифровые следы, сегодня уже не фантастика. Установление персональных данных всех, кто отправляет друг другу криптовалюту, – дело техники, опыта оперативников и спецвозможностей. Для тех, кто соблюдает законы, в этом нет ничего предосудительного.
Специализированные органы готовы не только эффективно противостоять существующим и появляющимся новым вызовам и угрозам в сфере оборота криптовалюты, но и качественно давать им отпор.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 октября 2025 г.
Какие новые правила приняты для безопасности на ж/д объектах, пояснили в Генпрокуратуре
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Изменения в законы по вопросам дорожной деятельности рассмотрели в Палате представителей
28 октября 2025 г. под председательством Давыдова С.Н. состоялось заседание рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию по проекту Закона «Об изменении законов» (по вопросам дорожной деятельности).
В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства архитектуры и строительства, Национального центра законодательства и правовой информации, РУП «Главгосстройэкспертиза».
Участники заседания обсудили особенности:
-
разработки предпроектной и проектной документации на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог;
-
формирования сметной стоимости работ в дорожном строительстве, информационного фонда в области дорожной деятельности;
-
проведения диагностики автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;
-
дорожной деятельности в отношении аварийных и предаварийных дорожных сооружений.
По итогам принятых решений соответствующие корректировки будут внесены в законопроект.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Информбезопасность и цифровую грамотность обсудили белорусские следователи на конференции в России
VI Международная конференция, посвященная вопросам цифрового развития, информационной безопасности и противодействия киберпреступности, состоялась на федеральной территории «Сириус» в России. Мероприятие прошло при поддержке аппарата Совета безопасности Российской Федерации, сообщили
БЕЛТА в Следственном комитете.
Конференция собрала более 400 экспертов из 20 стран – представителей государственных и правоохранительных органов, ведущих вузов, банковских структур, IT-компаний и частного сектора. В ней приняла участие и делегация Следственного комитета Беларуси во главе с начальником УСК по городу Минску Евгением Архиреевым.
Начальник УСК отметил, что эффективно противостоять киберпреступности невозможно без скоординированного межгосударственного взаимодействия, которое должно сочетать потенциал всех компетентных государственных органов и частного сектора. «Обмен новейшими знаниями и накопленным практическим опытом между представителями правоохранительных органов и специализированных гражданских структур России и Беларуси будет способствовать совершенствованию теоретической базы противодействия преступности. Это позволит по-новому взглянуть на стоящие перед нами вызовы, выработать действенные механизмы их решения и укрепить как межведомственное, так и межгосударственное сотрудничество», – сказал он.
Исполняющий обязанности заместителя главы Краснодарского края Александр Руппель подчеркнул, что стремительное развитие цифровых технологий в регионе сопровождается ростом числа кибератак, направленных на организации и предприятия. «Для оперативного выявления и предотвращения компьютерных атак на государственные информационные ресурсы был создан Центр мониторинга информационной безопасности. За девять месяцев этого года им зафиксировано более 5 млрд инцидентов, связанных с информационной безопасностью, – это почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 года», – добавил он.
Работу первого дня конференции продолжило главное пленарное заседание «Кибербезопасность – текущие тенденции, угрозы, взгляд в будущее. Международное сотрудничество». От белорусской делегации в нем принял участие начальник главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Андрей Мотолько. Он отметил, что современный уровень вовлеченности общества в процессы цифрового развития создал условия для использования информационных технологий в преступной деятельности.
«В Беларуси в 2024 году удельный вес преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, от общего количества зарегистрированных преступлений составил третью часть, при этом абсолютное большинство киберпреступлений (более 90 %) составили преступления против собственности в виде хищений путем модификации компьютерной информации и мошенничеств с использованием информационно-коммуникационных технологий», – подчеркнул Андрей Мотолько.
Кроме того, белорусская делегация приняла участие в закрытой сессии для представителей силового блока Best Practice – 2025. Модерировал закрытую сессию заместитель начальника главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Беларуси Иван Судникович, который также осветил практические кейсы успешного пресечения в стране деятельности транснациональных организованных киберпреступных групп.
На площадке конференции состоялась рабочая встреча делегации Следственного комитета Беларуси с организаторами проводимого мероприятия – руководством администрации Краснодарского края. В ходе диалога обсуждались актуальные вопросы обеспечения кибербезопасности и противодействия киберугрозам в информационном пространстве. Стороны подчеркнули важность проведения мероприятий, направленных на повышение цифровой грамотности населения, а также реализации профилактических мер, способствующих предотвращению киберинцидентов и недопущению совершения киберпреступлений.
Особое внимание было уделено вопросам защиты информационной инфраструктуры белорусских и российских организаций и предприятий. Обсуждалась практика применения pintest по выявлению уязвимостей компьютерных систем и сетей путем имитации действий потенциальных злоумышленников.
Во время встречи Евгений Архиреев и Александр Руппель также затронули вопросы угроз в информационной сфере, связанных с распространением в социальных сетях материалов деструктивного и преступного характера. Отмечена необходимость идеологического воспитания молодежи Союзного государства в духе патриотизма и неприятия любых проявлений экстремизма и неонацизма, а также важность реализации военно-патриотических проектов, сохранения исторической памяти и создания позитивного контента в цифровой среде.
По информации
БЕЛТА