12.07.2018
Пограничное испытание: Схема пропуска туристических автобусов через границу требует доработки
С наступлением летнего сезона Госпогранкомитет совместно с Министерством спорта и туризма активизировали работу по сокращению верениц из туристических автобусов на пограничных переходах. Особенно остро проблема стоит на украинском направлении.
Увы, пока переломить ситуацию не удается: многие клиенты турфирм недовольны. В часы пиковых нагрузок – в начале и конце выходных – стоять в очередях приходится по 6 – 8 часов. Сетовать лишь на неблагоприятное стечение обстоятельств наивно: подобная ситуация наблюдается не первый год. Но кому предъявлять претензии – пограничникам и таможенникам или все же организаторам поездок?
Личным опытом путешествия в Одессу на длинные июльские выходные поделилась минчанка Наталья Царева:
– Турфирма отправила наш автобус из Минска в пятницу в середине дня. Выехали в сторону пункта пропуска «Новая Гута», что под Гомелем. Однако недалеко от Бобруйска сопровождающая группы развернула транспорт в сторону Мозыря – в «Новой Гуте» к этому времени скопилось более 20 автобусов. При подъезде к пункту пропуска «Новая Рудня» в Ельском районе поняли, что нам повезло: мы были вторыми и прошли границу в течение двух часов. С украинской стороны задержек тоже не было. На обратном пути, вечером 3 июля, ехали через «Новые Ярыловичи»/«Новую Гуту». И застряли на всю ночь, поскольку наш автобус был в очереди двадцатым! Против пограничников и таможенников с украинской и белорусской стороны ничего не скажу – пропустили без проволочек. Но 8 часов в автобусе, ночью, когда у дороги нет ни туалета, ни торговой точки, – это настоящее мучение, способное испортить впечатление от всей поездки!
К сожалению, пока система электронной очереди, где можно забронировать время для пересечения границы, функционирует только в пунктах пропуска «Брест», «Котловка» и «Григоровщина» – это соответственно польское, литовское и латвийское направления. Однако минимизировать потерю времени перед въездом в пункт пропуска можно и благодаря интернету. Во-первых, на некоторых пунктах пропуска работают веб-камеры. Во-вторых, на портале Госпогранкомитета Беларуси каждые два часа появляется оперативная информация об очередях легковых и грузовых транспортных средств на выезд из страны. В-третьих, на том же ресурсе в специальном разделе представлены аналитические данные о ежедневной средней величине очередей и почасовых изменениях средней очереди. В-четвертых, оперативная информация с границы имеется и на сайте Государственной фискальной службы Украины. Какими-то из этих сведений, очевидно, и руководствовалась руководитель тургруппы нашей читательницы. Тем не менее белорусские пограничники считают, что нужны дополнительные меры по сокращению времени ожидания. С Министерством спорта и туризма было выработано следующее решение: Минспорта попросило турфирмы заблаговременно направлять информацию о планируемых времени и месте пересечения государственной границы в соответствующие областные управления спорта и туризма.
– Это нужно для того, чтобы территориальные органы пограничной службы имели возможность заблаговременно распределить транспортные средства по пунктам пропуска и по времени прохождения границы, – поясняет официальный представитель Государственного пограничного комитета Антон Бычковский.
Только взаимодействие с турфирмами налаживается пока не так быстро, как хотелось бы. В Гомельском областном учебно-методическом центре физического воспитания населения, который подчинен управлению спорта и туризма облисполкома, констатируют: в неделю поступает всего лишь около десятка писем от туристических организаций. Этого крайне мало. Хотя от турфирм просят всего ничего: указать лишь предполагаемое место и время пересечения границы, название компании, марку, вид и госномер транспортного средства, а также количество человек в группе.
– Процесс начал набирать обороты лишь с конца июня, поэтому о каких-то ощутимых результатах говорить пока рано, – рассказывает методист Александра Рудинская. – Для своевременного принятия мер реагирования информация от турфирм должна быть подана не позднее чем за двое суток до отправления. Я формирую заявки и направляю их в соответствующие пункты пропуска. Сейчас перед нами стоит задача достучаться до турфирм, чтобы там узнали о возможности и потенциальных выгодах подобного взаимодействия.
По словам собеседницы, в регионе намерены комплексно совершенствовать сервис на границе – соответствующие поручения председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник озвучил еще в преддверии летнего сезона. На июльском совещании, где затрагивалась тема, обсуждали пути решения накопившихся проблем. Например, в пункте пропуска «Новая Гута» в первую очередь нужно снять вопрос с туалетами и мусорными урнами, а также организовать места для кратковременного отдыха путешественников, чтобы люди могли присесть и поставить на столик стакан воды или кружку кофе. Желательно также организовать пункты питания. Ну и, конечно, оптимизировать работу пунктов пропуска надо под запросы турбизнеса. Так что в Гомеле ждут информации от минских компаний – именно из столицы движется самый больший поток организованных путешественников...
Не следует забывать, что для прохождения пограничного и таможенного контроля установлены временные рамки. Если на переход прибудет одновременно большое количество туристических автобусов, очереди все равно не избежать – резервы пунктов пропуска не безграничны. В общем, турфирмам не помешало бы внимательнее прислушаться к инициативе Минспорта и ГПК. А может, даже скорректировать графики движения своих автобусов: интересы туристов нужно блюсти в первую очередь.
Прямая речь
Виталий Грицевич, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма:
– Переходы «Новая Гута» и «Новая Рудня» пользуются большой популярностью, через них едут все чаще. Поэтому даже совместная инициатива Минспорта и Госпогранкомитета пока не может разрешить ситуацию – поток очень велик. Но, наверное, если бы мы не попытались решить вопрос, очередь была бы еще длиннее. Есть договоренность с пограничной службой о том, что в первую очередь границу пересекают рейсовые автобусы, потом – туристические. Я думаю, мы предпримем еще попытки отрегулировать процесс, немного его усовершенствуем.
Александр Нестеров, «СБ. Беларусь сегодня», 12 июля 2018 г.
(фото – Виталий Пивоварчик)
Эксперты стран СНГ согласовали проект Положения о международных туристических мероприятиях
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проекта Положения о международных туристических мероприятиях государств – участников Содружества Независимых Государств состоялось 9 июля.
В заседании участвовали представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполнительного комитета СНГ.
В ходе встречи эксперты доработали и согласовали документ. Было решено внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств.
Проектом Положения предусмотрено, что Международные туристические мероприятия стран СНГ будут проводиться в форме выставок (ярмарок), конкурсов, форумов, семинаров, конференций, в том числе научной (научно-практической), образовательной направленности в области туризма и гостеприимства.
Их организаторами могут выступать органы государственной власти в области туризма государств – участников Содружества. Они будут обеспечивать проведение Международных туристических мероприятий самостоятельно либо привлекать для этих целей соорганизаторов.
Организаторы будут формировать программу мероприятия, определять объекты его проведения, категории участников, условия их участия, а также принимать меры по распространению информации о нем.
В проекте Положения также прописан порядок организации Международных туристических мероприятий и участия в них представителей стран СНГ.
По информации
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автоперевозок грузов с третьими странами
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами. Об этом на полях Евразийского экономического форума во время панельной сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация» заявил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Вопрос либерализации международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами инициирован Беларусью. «Призываю двигаться более быстрыми темпами по его решению. На мой взгляд, в области автомобильных перевозок нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления. Полагаю, что либерализация и гармонизация этой сферы будут одним из таких шагов, который позволит динамично развиваться в области автомобильных перевозок Союза», – отметил Алексей Ляхнович.
По словам министра, одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса остается дальнейшая цифровизация. Особое внимание при этом уделяется цифровизации перевозок и развитию интеллектуальных транспортных систем. «В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим работы по разработке программно-аппаратного комплекса для этого центра», – добавил Алексей Ляхнович.
Кроме того, обеспечена возможность полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на перевозку грузов до оформления их выдачи. «Все коммерческие перевозки внутри Беларуси происходят в электронном виде. Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью международным сообщением на основе международных технических стандартов. В части автомобильных перевозок необходимо более активно двигаться во внедрение международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК», – подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций.
По информации
БЕЛТА
В Минске эксперты СНГ обсудили укрепление пограничной безопасности стран Содружества
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проектов Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы и Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу состоялось 25–26 июня 2025 года в штаб-квартире СНГ.
В работе приняли участие представители и эксперты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также Совета командующих Пограничными войсками, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Эксперты с учетом представленных российской стороной предложений согласовали проекты Программы и Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу.
С учетом представленных предложений эксперты согласовали проекты документов и предложили Исполнительному комитету СНГ внести их для рассмотрения на очередном заседании Совета глав государств СНГ.
Напомним, что основной целью разработки данной Программы является консолидация усилий государств – участников и органов СНГ по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 года в интересах достижения надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах.
Основные задачи Программы – координация усилий пограничных ведомств государств Содружества и взаимодействующих органов СНГ, рабочих структур профильных международных организаций по обеспечению стабильного положения на внешних границах, развитие организационно-правовых механизмов и информационного сотрудничества, пресечение противоправной деятельности, противодействие терроризму и экстремизму, развитие военно-технического сотрудничества, а также дальнейшее формирование комплексных научных знаний и совершенствование системы подготовки кадров в сфере пограничной безопасности.
По информации
БЕЛТА