Постановлением Национального банка определен перечень системно значимых банков
Национальным банком Республики Беларусь с целью ограничения рисков банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, способных повлиять на устойчивость функционирования банковской системы, определен перечень системно значимых банков. Соответствующее решение принято постановлением Правления Национального банка от 24 января 2018 г. № 28 (далее – постановление № 28). Действие перечня устанавливается на период с 1 марта по 31 декабря 2018 г.
Отнесение банков к числу системно значимых произведено на основании агрегированной оценки их системной значимости по таким показателям, как масштаб деятельности банка, его взаимосвязанность с банками-резидентами, значимость для экономики и взаимосвязанность с нерезидентами. Расчет указанных показателей осуществлен в соответствии с требованиями Инструкции о порядке определения системно значимых банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 18 мая 2017 г. № 180.
К группе системной значимости I отнесены
- ОАО «АСБ Беларусбанк»,
- ОАО «Белагропромбанк»,
- ОАО «БПС-Сбербанк»,
- ОАО «Банк БелВЭБ»,
- ОАО «Белгазпромбанк»,
- «Приорбанк» ОАО,
- ОАО «Белинвестбанк».
- ЗАО «Альфа–Банк»,
- ЗАО Банк ВТБ (Беларусь),
- ЗАО «МТБанк»,
- ОАО «Банк Москва–Минск»,
- ОАО «Технобанк»,
- ЗАО «ТК Банк».
В период действия постановления № 28 (с 1 марта по 31 декабря 2018 г.) банкам, отнесенным к числу системно значимых, необходимо обеспечить соблюдение нормативов достаточности нормативного капитала, значение которых определяется с учетом буфера системной значимости. Кроме того, в указанных банках советом директоров (наблюдательным советом) из числа его членов и работников банка должен быть создан комитет по вознаграждениям, возглавляемый независимым директором.
По сообщению официального сайта Национального банка Республики Беларусь
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун на Международном биржевом форуме рассказал о том, что Нацбанк предлагает для развития рынка цифровых активов и биржевой торговли в Беларуси, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Биржа – это организованная форма торговли, начал с азов Андрей Картун. «С точки зрения того, как вращаются деньги, то, конечно, государство заинтересовано в том, чтобы как можно больше цивилизованных форм торговли развивалось в стране. Это прозрачное движение денег, товаров, нет никаких серых схем, все субъекты идентифицированы. Напомню, что на биржах работают профессиональные участники торгов, они аттестовываются, простых людей там не бывает», – пояснил он.
На форуме спикеры отмечали необходимость более активно развивать инструменты в самой биржевой торговле для инвестирования, отметил Андрей Картун. «Нас с точки зрения и Национального банка, и Правительства интересует больше всего вот эта составляющая – инструменты так называемых длинных денег. Важно определить, что можно предложить юридическим и физическим лицам, чтобы они помимо традиционных инструментов, таких как депозиты, могли вкладывать свои деньги в развитие биржевой торговли», – заметил он.
В этом году, например, Белорусская валютно-фондовая биржа запустит так называемую интернет-площадку для торговли ценными бумагами. Сейчас вопрос уже возникает о том, чтобы придать импульс развитию рынка ценных бумаг, подчеркнул зампредседателя.
«Сейчас оперативно необходимо делать регуляторику для развития рынка цифровых активов, что очень актуально на данный момент. Национальный банк взял на себя определенную инициативу в этой части, разработаны уже проекты определенных указов Президента в части развития рынка цифровых активов. Мы уже в этих документах предусматриваем определение организации, которая занимается цифровыми активами, какие у нее регуляторные требования будут. Задача – не зажать, а наоборот, чтобы рынок быстро начал развиваться. Соответственно биржи тоже будут здесь задействованы. Самое главное – это будет платформа или инструмент для того, чтобы быстрее развивать этот сегмент организованной торговли», – рассказал Андрей Картун.
Если в стране будет развиваться достаточно большое количество инструментов, то в жизнь воплотиться классическая формула экономической теории – инвестиции равно сбережения, считает он. «Это очень удобный и быстрый способ инвестирования и получения дополнительного дохода», – заключил он.
По информации БЕЛТА
Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 303 от 6 июня 2025 г., которым утверждена новая редакция национальной таблицы распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь (НТРЧ).
Проект документа разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь при участии государственного предприятия «БелГИЭ» и радиочастотных служб Республики Беларусь.
Обновленная НТРЧ отражает национальное применение положений Регламента радиосвязи МСЭ и учитывает изменения, принятые на Всемирных конференциях радиосвязи 2019 и 2023 гг.
Утверждение новой редакции НТРЧ будет способствовать:
- дальнейшему развитию подвижной широкополосной связи и связанных с ней услуг на базе современных технологий 4G, 5G и 6G;
- обеспечению устойчивой и доступной связи для пользователей;
- надежной работе служб, связанных с обеспечением безопасности;
- компетентному управлению спектром в интересах государства и общества.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 мая 2025 г. № 34, в соответствии с которым утвержден Регламент в отношении административной процедуры 8.83.1 «Согласование реализации потребительских товаров для целей их дальнейшей реализации за пределы Республики Беларусь».
В Регламенте указаны особенности осуществления указанной административной процедуры, перечислены документы и (или) сведения, необходимые для осуществления данной административной процедуры, а также предъявляемые к ним требования, форма и порядок подачи.
Названное постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Национальный банк разработал проект Указа Президента «О рынке беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов». Об этом сообщил заместитель начальника управления методологии небанковских и инвестиционных операций Главного управления регулирования некредитных финансовых организаций и инвестиционных операций Нацбанка Алексей Власов на конференции, посвященной подведению итогов 10 лет работы регулируемого рынка Форекс в Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
Проект указа Главы государства разработан с целью придания стимула развитию деятельности на внебиржевом рынке Форекс с учетом международных тенденций регулирования данного сегмента финансового рынка, а также правоприменительной практики Указа Президента от 4 июня 2015 г. № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс».
Среди ключевых изменений, предлагаемых проектом указа, представитель Нацбанка выделил исключение из числа субъектов внебиржевого рынка Форекс банков, небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО) и Белорусской валютно-фондовой биржи, расширение перечня базовых активов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, исключение возможности внесения маржинального обеспечения резидентами в иностранной валюте.
Среди других новаций – установление типологии форекс-компаний в зависимости от необходимости вывода открытых позиций клиентов на внешнего контрагента. Предусматривается и введение дополнительных обязанностей для форекс-компаний, в том числе по проведению интерактивного дистанционного тестирования физлиц в целях оценки их знаний по вопросам инициирования операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами и совершения их форекс-компаниями до заключения соглашения о совершении таких операций, а также последующей оценке и хранению результатов такого тестирования.
Проект указа в настоящее время находится на рассмотрении заинтересованных государственных органов. По мнению Алексея Власова, его принятие повысит правовую защищенность физлиц – резидентов, а также обеспечит соответствие отечественного правового регулирования внебиржевого рынка Форекс актуальным мировым тенденциям. «Мы стараемся услышать всех, внести соответствующие поправки. Кроме этого, параллельно вносились корректировки в валютное законодательство, в законодательство о банкротстве, о предпринимательской деятельности. С учетом этого корректировался и проект указа. Думаю, что в этом квартале мы завершим согласование с госорганами и постараемся внести проект документа на рассмотрение в Совмин», – отметил он.
«Хотел бы отдать должное представителям рынка, профильной ассоциации, Национальному форекс-центру. В рамках диалога мы достигли консенсуса и смогли сформировать проект указа, который должен положительно повлиять на ситуацию на данном сегменте рынка. Та правоприменительная практика, которая сформировалась в Национальном банке, также отражена в проекте указа. Усиливается защита прав граждан. Обращения в Национальный банк раньше постоянно поступали. Но жалоб с каждым годом становилось все меньше, и в настоящее время они единичны. Единичные нарекания больше вызывают именно иностранные юрисдикции», – обратил внимание представитель Нацбанка.
«Считаю, что этот этап является промежуточным для внебиржевого рынка Форекс, и после перестройки нормативной базы и ваших бизнес-моделей мы начнем дальнейшее совершенствование уже на новом уровне», – заключил Алексей Власов.
В конференции, организованной Ассоциацией развития финансового рынка (АРФИН), приняли участие представители госорганов, профильных ассоциаций, банков, форекс-компаний.
По информации БЕЛТА