24.01.2018
ЕЭК расширяет свои возможности в сфере таможенного администрирования и развивает интегрированную информационную систему
Коллегия ЕЭК 23 января приняла ряд решений в области таможенного администрирования, технического регулирования, торговой политики и развития интегрированной информационной системы ЕАЭС.
В частности, продлено действие антидемпинговой пошлины на металлопрокат с полимерным покрытием, производимый в Китае. Будет создан реестр уполномоченных экономических операторов, а также налажен обмен сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий трудящимся или членам их семей. Из Единых санитарных требований исключены требования в отношении курительных табачных изделий, а также дополнен перечень ароматических и вкусовых веществ, использование которых не допускается при производстве некурительной табачной продукции.
Принято решение о продлении до 2023 года действия антидемпинговой пошлины на металлопрокат с полимерным покрытием из Китайской Народной Республики. Предыдущее решение о введении пошлины было принято в мае 2012 года. Пошлина была установлена в размере от 6,98% до 20,20% от таможенной стоимости в зависимости от предприятия-производителя и действовала до 30 июня 2017 года. В мае прошлого года действие меры было продлено на период проведения повторного антидемпингового расследования.
Расследование показало, что текущая рыночная ситуация свидетельствует о чувствительности цен на металлопрокат, производимый в ЕАЭС, к объемам поставок из КНР и ценовой политике китайских производителей. Таким образом, в случае отмены пошлины объемы ввозимого в ЕАЭС китайского металлопроката с полимерным покрытием по демпинговым ценам могут резко вырасти, что нанесет ущерб ряду отраслей экономики Союза.
Приняты поправки в решение Комиссии от 2 декабря 2013 года № 284. позволяющие ЕЭК по собственной инициативе классифицировать отдельные виды товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Ранее Комиссия классифицировала товары только после обращения уполномоченного национального органа государства «пятерки».
Внесение изменений связано с тем, что новое таможенное законодательство предоставило Комиссии полномочия по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в случае выявления различий в правоприменительной практике стран ЕАЭС.
Для принятия решения о классификации ЕЭК будет запрашивать у таможенных органов документы, которые они должны будут представить по электронной почте или на бумажном носителе не позднее 30 календарных дней с даты регистрации запроса в таможенном органе.
По результатам рассмотрения документов проект решения Комиссии о классификации будет направлен таможенными органами стран Союза. На согласование решения также отводится 30 календарных дней.
Будут внесены изменения в раздел 13 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), – исключены требования к курительным табачным изделиям, которые являются объектом технического регулирования технического регламента на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014).
После вступления в силу решения Коллегии Комиссии в разделе 13 главы II Единых санитарных требований останутся требования только к некурительным табачным изделиям – жевательному, нюхательному табаку, сосательному табаку (снюсу) и используемому для их производства табачному сырью.
Кроме того, действующий перечень ароматических и вкусовых веществ Единых санитарных требований, использование которых не допускается при производстве некурительной табачной продукции, дополнен тремя веществами, изготовленными из древесного стебля паслена горько-сладкого (Stipites Dulcamarae), травы пулегиевой мяты (блошной мяты, Herba Pulegii), лиатрисы пахучей (Liatris odoratissima). Также эти вещества включены в Перечень веществ, которые не допускается использовать в качестве ингредиентов при производстве табачной продукции (приложение к техническому регламенту на табачную продукцию).
Принято решение о вводе в действие общего процесса, в рамках которого страны ЕАЭС обмениваются информацией о товарах, произведенных или ввезенных в ЕАЭС и подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками в рамках проведения пилотного проекта. Для этого используется интегрированная информационная система ЕАЭС (ИИС ЕАЭС), которая обеспечивает онлайн-взаимодействие уполномоченных органов стран ЕАЭС, участвующих в пилотном проекте по маркировке меховых изделий.
Члены Коллегии согласовали вопрос о формировании в рамках ИИС ЕАЭС единого реестра уполномоченных экономических операторов (УЭО), а также возможность обмениваться сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий трудящимся или членам их семей. Создание и ведение реестра, организация обмена данными будет осуществляться ЕЭК. Для этого решено расширить перечень общих процессов в рамках Союза.
Доступ к единому реестру УЭО позволит снизить временные и финансовые затраты на прохождение таможенных процедур. Обмен сведениями о назначении и выплате пенсий гражданам стран ЕАЭС способствует корректному определению размера пенсий с учетом стажа работы в любом государстве Союза. Актуальность взаимодействия в этой области возрастет после подписания Договора о пенсионном обеспечении трудящихся, разработка которого находится в финальной стадии.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
(фото – официальный сайт ЕЭК)
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Коллегия ЕЭК одобрила проект Основных ориентиров макроэкономической политики стран ЕАЭС на 2026–2027 годы
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии одобрен проект Основных ориентиров макроэкономической политики государств Евразийского экономического союза на период 2026–2027 годов.
Основные ориентиры макроэкономической политики разрабатываются в соответствии с Договором о ЕАЭС и являются одним из ключевых программных документов, определяющим кратко- и среднесрочные задачи для экономики государств-членов и предлагающим рекомендации по их реализации.
Документ основывается на ключевых тенденциях глобальной экономики и экономик государств-членов. Предполагается, что выполнение задач, обозначенных в основных ориентирах, создаст условия для выхода в среднесрочной перспективе на траекторию ежегодного роста совокупного ВВП государств-членов не ниже темпов роста мировой экономики.
Первоочередными направлениями достижения поставленной цели в кратко- и среднесрочном периоде в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики должны стать:
-
формирование благоприятной макроэкономической среды и создание условий для роста инвестиций, включая обеспечение ценовой стабильности, поддержание бюджетной и долговой устойчивости стран ЕАЭС, развитие конкурентной среды и дальнейшее увеличение использования национальных валют во взаиморасчетах;
-
укрепление кооперационного сотрудничества в реальном секторе экономики, развитие технологического и инновационного потенциала Союза, в том числе посредством формирования механизма финансового содействия при реализации странами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях агропромышленного комплекса, развития транспортной инфраструктуры и реализации транзитного потенциала;
-
обеспечение стабильного функционирования внутреннего рынка Союза и расширение экспортных возможностей за счет устранения барьеров, сокращения изъятий и ограничений, формирования единого рынка услуг и усиления сотрудничества в других сферах интеграционного взаимодействия.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси. Об этом сообщила корреспонденту
БЕЛТА Председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова на полях республиканской научно-практической конференции «Качество-2025».

(фото – БЕЛТА)
«2024-й был Годом качества, он придал новый импульс развитию инфраструктуры. В пятилетку качества эта работа продолжается. В приоритете опережающая стандартизация. Именно в стандарты закладываются те основные постулаты, те основные требования, по которым в дальнейшем развиваются отрасли. Сегодня, в век инноваций, как никогда необходимы новые требования, которые мы и закладываем в опережающие стандарты. Это вопросы искусственного интеллекта, безбарьерной среды, цифровая трансформация, в том числе инновационное развитие агропромышленного комплекса, промышленности. Все эти моменты необходимо стандартизировать для того, чтобы отрасли гармонично развивались и продукция шла без барьеров на внешние рынки», – сказала Елена Моргунова.
Стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов. «По инициативе Министерства связи и информатизации формируется национальный технический комитет, который будет заниматься вопросами цифровизации и искусственного интеллекта. Планируется разработка порядка восьми стандартов, которые будут в том числе включать термины и определения для того, чтобы четко понимать, с чем и как мы работаем, каким образом искусственный интеллект может нам помочь в дальнейшем развитии», – отметила Председатель Госстандарта.
Среди задач Госстандарта – защита внутреннего рынка от несоответствующей, небезопасной продукции и одновременно помощь отечественным предприятиям в выходе на рынки других стран, причем без барьеров и ограничений. Беларусь состоит в интеграционных объединениях – Союзное государство, Евразийский экономический союз, СНГ. «Нам бы хотелось, чтобы вопросы технического регулирования были гармонизированы для того, чтобы не создавать барьеров при обращении нашей продукции. Поэтому техническое регулирование, вопросы стандартизации, аккредитации должны развиваться в одной плоскости с другими странами. Для этого необходима опять-таки цифровизация этих процессов, чтобы была четкая прослеживаемость, чтобы можно было в любой момент получить достоверную информацию», – подчеркнула Елена Моргунова.
Каждый второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. «Беларусь присоединилась к этой глобальной инициативе, и сегодня мы проводим международную конференцию, посвященную вопросам качества. Почему это важно? Хотелось бы, чтобы все то, что нас окружает в жизни, все, с чем мы сталкиваемся, было качественным. Качественные дороги, образование, медицина, товары. Мы все время говорим о качестве, потому что от него зависит конкурентоспособность продукции, возможность завоевывать новые рынки. Беларусь всегда славилась качеством своей продукции. На конференции мы затронули все вопросы, которые касаются инфраструктуры качества. Это вопросы стандартизации, метрологического обеспечения, аккредитации, проведения испытаний, государственного контроля и надзора за качеством продукции на рынке», – заключила Председатель Госстандарта.
Участие в конференции приняли ведущие эксперты, руководители предприятий, ученые и специалисты в области стандартизации и менеджмента качества. Они обсудили актуальные вызовы, поделились опытом внедрения инновационных решений и определили перспективные направления развития национальной инфраструктуры качества. Пленарное заседание конференции было посвящено развитию инфраструктуры качества и системы технического регулирования как надежной основы устойчивого развития национальной экономики. А тематика секционного заседания – «Технологические лидеры. Оперативные цели и гибкие планы» – имела сугубо практическую направленность. Своим успешным опытом в области управления качеством поделились представители белорусской промышленности.
Конференция стала одним из ключевых мероприятий в рамках Недели качества, объявленной в Беларуси с 10 по 16 ноября и приуроченной ко Всемирному дню качества, отмечаемому в текущем году 13 ноября. Неделя качества призвана стать демонстрацией того, как традиции, умноженные на трудолюбие и передовые технологии, создают прочный фундамент белорусского качества.
По информации
БЕЛТА
Существующие фонд стандартов и база соглашений позволяют иметь доступ к стандартам разных стран, содействуя беспрепятственной взаимной торговле
Об этом рассказала в ходе пресс-конференции Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
«На сегодняшний день с рядом стран, например, Российской Федерацией, Китаем, Вьетнамом, Азербайджаном, Узбекистаном нами установлена договоренность об обмене текстами стандартов. В целом существующая договорно-правовая база сотрудничества позволяет получать необходимый стандарт страны поставки по отдельному запросу. Такая практика уже была реализована нами с Египтом, Ираном», – отметила спикер.
В рамках соглашения с органом по стандартизации Китайской Народной Республики (КНР) национальный институт по стандартизации Республики Беларусь (БелГИСС) имеет доступ к фонду национальных стандартов КНР в количестве свыше 55 тыс. стандартов. Это дает возможность оперативно по запросам обеспечивать предприятия стандартами КНР, необходимыми для выполнения требований при поставке продукции на рынок этой страны. Наиболее востребованы сегодня стандарты КНР в области пищевой, легкой, нефтехимической промышленности, металлургии, машиностроении.
Госстандартом также проводится активная работа по освоению рынка халяльной продукции государств Персидского залива, Индонезии, Пакистана и обеспечению условий, необходимых не только для производства халяльной продукции, отвечающей зарубежным требованиям, но и ее оценки соответствия данным требованиям непосредственно в Беларуси.
Созданы условия для получения сертификата «халяль» в Беларуси для поставки продукции в Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Оман, Катар, Королевство Бахрейн, Кувейт, Йемен, государства – участники СНГ.
«В этой связи уместно обратить внимание нашей промышленности на активное участие в работе международных технических комитетов по стандартизации. При необходимости и активном продвижении в проект международного стандарта могут быть погружены требования наших производителей, а это, в свою очередь, будет служить беспрепятственной торговле», – отметила Елена Моргунова.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Цифровая инфраструктура в Беларуси растет
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь