C 1 января 2018 г. белорусские уполномоченные экономические операторы пользуются преимуществами своего статуса на территории всего ЕАЭС
Сегодня уполномоченные экономические операторы осуществляют около 75 % белорусского экспорта и 40 % импорта товаров исходя из их статистической стоимости.
Отметим, что Беларусь обладает самой развитой сетью операторов на территории Евразийского экономического союза. Сегодня их в Беларуси – 323, в России – 150, в Казахстане и Кыргызстане – по 3, в Армении – 2.
Со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС институт уполномоченного экономического оператора получил новое развитие: ранее существовал один тип УЭО и пять упрощений для него, сегодня предусматривается уже три типа и 16 упрощений.
С 1 января 2018 г. белорусские операторы, получившие новые свидетельства, могут пользоваться преимуществами своего статуса на территории всего Евразийского экономического союза.
Новый пакет упрощений максимально направлен на стимулирование внешнеэкономической деятельности.
По сообщению официального сайта Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
17 и 18 июля на площадке Евразийской экономической комиссии под председательством заместителя директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Аската Бекова состоялись очные экспертные консультации с участием органов исполнительной власти и бизнеса стран Евразийского экономического союза, в ходе которых были рассмотрены итоги внутригосударственного согласования проекта Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС.
Участники обсудили остававшиеся разногласия в части особенностей общесоюзного регулирования взаимной электронной торговли товарами, принципов обеспечения прав потребителей и их защиты, подходов по применению электронного документооборота, основ единого понятийного аппарата, условий оборота цифровых товаров.
«Основная задача соглашения – установление общих прозрачных правил осуществления электронной торговли на внутреннем рынке Союза. Это позволит обеспечить свободу передвижения товаров и сопутствующих услуг, что в свете стремительной цифровизации даст значительный импульс для роста экономик всех наших стран», – отметил Аскат Беков.
С учетом результатов состоявшихся консультаций подписание Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС может состояться до конца 2025 года.
Соглашение разработано в рамках реализации Плана мероприятий по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета в 2021 году.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Представители центральных банков стран ЕАЭС в Кыргызстане на 28-м заседании Консультационного совета по валютной политике обсудили текущую экономическую ситуацию и реализацию денежно-кредитной политики в ЕАЭС. Об этом БЕЛТА сообщили в управлении информации и общественных связей Нацбанка.
Во встрече приняли участие делегация Национального банка Беларуси во главе с Председателем Правления Романом Головченко, а также руководители и специалисты Центрального банка Армении, Национального банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана, Национального банка Кыргызстана, Центрального банка Российской Федерации, а также Центрального банка Узбекистана (в качестве наблюдателей).
Участники Консультационного совета поделились опытом разработки методологии контрциклического буфера капитала и практики его применения, рассмотрели результаты сравнительного анализа подходов регуляторов стран ЕАЭС к их вовлечению в работу по треку ESG (совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается ее вовлечение в решение экологических, социальных и управленческих проблем), подвели итоги киберучений.
Роман Головченко также провел двусторонние встречи с председателем Национального банка Кыргызстана Мелисом Тургунбаевым и председателем Национального банка Казахстана Тимуром Сулейменовым.
Следующее заседание Консультационного совета пройдет во второй половине 2025 года в Казахстане.
Консультационный совет по валютной политике является консультативно-совещательным органом центральных (национальных) банков государств – членов Евразийского экономического союза. Его основные задачи – координация валютной политики, в том числе выработка единых подходов и направлений курсовой политики, создание условий и разработка мер политики по минимизации негативного влияния внешних шоков на инфляционные процессы и макроэкономическую устойчивость в государствах – членах ЕАЭС, выработка рекомендаций по обеспечению расширения использования национальных валют во взаимных расчетах. Решения совета носят рекомендательный характер.
По информации БЕЛТА
Коллегия Евразийской экономической комиссии согласовала результаты мониторинга национальных законодательных актов государств Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции за 2023–2024 годы.
Согласно исследованию в 2024 году количество трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС увеличилось на 2,98 % по сравнению с 2023 годом. Также отмечено, что страны Союза продолжают совершенствовать миграционное регулирование, уделяя особое внимание правам граждан ЕАЭС и мерам по противодействию нелегальной миграции.
«Важно, чтобы законодательные инициативы государств-членов не противоречили нормам Договора о ЕАЭС и четко разделяли права граждан Союза и третьих стран. Проведенный мониторинг подтверждает, что страны активно работают над созданием комфортных условий для трудовых мигрантов внутри Союза, включая цифровизацию госуслуг», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Мониторинг показал, что государства-члены реализуют меры для привлечения высококвалифицированных специалистов и упрощения пребывания граждан стран ЕАЭС. Среди основных изменений: либерализация правил пребывания для трудовых мигрантов из государств Союза, а также усиление контроля за нелегальной миграцией и безопасностью.
Наиболее существенные изменения произошли в законодательстве Российской Федерации, где в 2024 году усилен контроль за пребыванием иностранных граждан, повышена ответственность за нарушения миграционных правил и скорректирован порядок приема детей мигрантов в общеобразовательные учреждения.
В рамках мониторинга стороны отметили необходимость проведения на постоянной основе анализа национального законодательства государств ЕАЭС в сфере трудовой миграции с ежегодным предоставлением отчетов компетентным органам стран Союза.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации БЕЛТА
В Палате представителей состоялось заседание Постоянной комиссии по экологии и природопользованию. В центре внимания – проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. Комплексная переработка кодекса также проводится в целях приведения его в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров от 22 февраля 2022 г.
«Назрела необходимость комплексной переработки данного нормативного правового акта, – отметил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов. – Мы анализируем обращения в адрес Министерства природных ресурсов, в адрес других государственных органов, общаемся c непосредственными водопользователями, субъектами хозяйствования. То есть уже наработана довольно серьезная, объемная база данных. Ничьих интересов мы новым кодексом не ущемляем. Немного упрощается работа, исключаются три административные процедуры, которые выполнялись территориальными органами Минприроды, облисполкомами, предприятиями, входящими в систему Минприроды. Возникла необходимость ввести одну новую административную процедуру, касающуюся выдачи разрешения на работы на водных объектах по добыче топляковой древесины. Это предложение возникло в реальном секторе экономики. И такие предложения часто поступали в Минприроды из местных органов власти».
Дополнительно усиливается возможность передачи водных объектов. «Не только как ранее – для целей любительского и промышленного рыбоводства, но и с целью рекреации, спорта, туризма. И дополнительно здесь же возникнут обязательства арендатора по поддержанию данного водного объекта и наведению на нем должного порядка», – подчеркнул замминистра.
«Беларусь называют страной голубых озер. У нас очень большое количество водных объектов – более 10 тыс. И задача государства – максимально их сохранить. Во-первых, урегулировать процессы водопользования и рационального использования такого ресурса, как вода. С другой стороны, мы должны рационально вовлечь их в хозяйственное использование», – дополнил Виктор Галанов.
По информации БЕЛТА