17.01.2018
Каких перемен стоит ожидать от скорого ввода Белорусской атомной электростанции и кого в первую очередь они коснутся
Каких перемен стоит ожидать от скорого ввода Белорусской атомной электростанции, отвечает начальник экономического управления «Минскэнерго» Андрей Дубовик.
– РУП «Минскэнерго» – масштабное предприятие. Оно производит, распределяет и продает электроэнергию в Минске и Минской области. Андрей Валентинович, насколько оправданно, что одна организация и производит, и продает энергию?
– Хорошо, когда в одних руках сосредоточен единый технологический процесс. Это повышает надежность снабжения потребителей, позволяет оперативно реагировать на ту или другую внештатную ситуацию. Знаете, как называют энергетику? Базовая отрасль экономики. Смотрите, как сегодня строится Минск. И нам приходится развивать городскую инфраструктуру, обеспечивать теплом и электроснабжением строящиеся микрорайоны. Иногда мы не только возводим новые коммуникации с нуля, но и перекладываем существующие.
Тепло и электричество для нужд столицы производятся на четырех теплоэлектроцентралях, среди которых самая крупная Минская ТЭЦ-4. Собственные мощности как раз позволяют вырабатывать необходимое количество энергии. Хотя в межотопительные периоды иногда эффективнее и рациональнее ее купить извне, чем произвести на своих источниках.
– Все ждут ввода БелАЭС. В первую очередь кого затронут изменения: промышленников или частный сектор?
– С точки зрения энергетиков, строительство атомной электростанции приведет к удешевлению энергии. Прежде всего для реального сектора экономики. Во-первых, будет заменено менее эффективное оборудование, тем самым предприятия смогут уменьшить собственные затраты на производство электричества, что позволит уйти от перекрестного субсидирования. Во-вторых, снизятся валютные нагрузки на покупку импортного газа. К тому же разгрузятся действующие мощности.
– Для начала надо атомную станцию соединить с существующей энергосистемой. Какие изменения произойдут в энергоснабжении Минска?
– В 2018 году мы продолжим интегрировать АЭС в баланс белорусской энергосистемы, в том числе построим электрокотлы на минских ТЭЦ-2, 3, 4, Молодечненской и Солигорской мини-ТЭЦ. На них в часы ночного минимума будет использоваться электроэнергия АЭС для подогрева воды и дальнейшей выработки теплоэнергии. На создание новой технологии направим собственные средства. Кроме того, строим соответствующие линии электропередачи для выдачи мощности БелАЭС. Также предстоит соорудить пиково-резервные источники (ПРИ), которые будут задействованы в случае выпадения из работы энергоблока атомной электростанции, в результате чего белорусская энергосистема автоматически может потерять 1200 МВт мощности. Представьте себе, в этой ситуации приблизительно целая область страны останется без электричества. Чтобы не было масштабных разрывов, эти ПРИ смогут максимально быстро подхватить нагрузку.
Кроме площадки в Минске (Минская ТЭЦ-5) подобные источники будут построены еще в Белоозерске и Новолукомле. Все это должно быть готово к моменту ввода 1-го энергоблока Белорусской АЭС. В ближайшее время мы проведем конкурс на закупку оборудования. Это дорогостоящий проект, только для нас он обойдется в 150 млн долларов. Для его реализации будем привлекать кредитные ресурсы, чтобы закупать самое современное оборудование у проверенных, надежных производителей.
Кроме того, продолжим обновление существующих фондов, но уже за счет собственных средств: перекладка теплосетей, реконструкция электрических сетей и подстанций.
– Потребуются ли в связи с этим какие-то корректировки законодательства?
– Действительно, предполагается, что уже в нынешнем году будет принят закон об электроэнергетике. В нем предусмотрено разделение на конкурентные и монопольные виды деятельности. Кроме того, будут созданы субъекты хозяйствования, такие как генерирующая компания, системно-сетевой оператор, энергоснабжающие организации (с функциями распределения электроэнергии и ее сбыта). Появятся оптовый и розничный рынки и соответствующие операторы этих рынков. Общее руководство субъектами хозяйствования поручат государственной управляющей компании. Кстати, БелАЭС как отдельный субъект хозяйствования будет самостоятельно поставлять электроэнергию на оптовый рынок. Крупные потребители с объемом потребления 1000 млн МВт/ч в год смогут покупать электричество напрямую на оптовом рынке, что позволит снизить энергоемкость выпускаемой продукции. Продавать населению энергию будут сбытовые компании. И уже в этом году планируется отказаться от импорта электроэнергии.
По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»
Для оптимизации работы бизнеса: в Госстандарте обсудили проект изменений в Закон «Об энергосбережении»
На очередном заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства в Госстандарте были обсуждены проекты изменений в Закон «Об энергосбережении» и в постановление Госстандарта по вопросам уполномочивания юридических лиц Беларуси на проведение государственной поверки средств измерений, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Первый из проектов направлен на оптимизацию административных процедур по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов и государственной экспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников, как и приведение ее в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с новым законодательством об аккредитации в Национальной системе аккредитации.
Так, процедура установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов для госорганизаций будет идентична подходу к юрлицам разных форм собственности: она будет осуществляться только Департаментом по энергоэффективности без согласования с отраслевыми органами госуправления или местной власти.
Оценка энергетической эффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников исключается из формата самостоятельной государственной экспертизы и будет выполняться при проведении госстройэкспертизы градостроительных проектов и проектной документации, обеспечиваемой Главгосстройэкспертизой и ее дочерними предприятиями по областям и Минску. Мера реализуется в рамках объединения государственных экспертиз в строительстве в виде комплексной оценки проектной документации.
Второй проект затрагивает изменения отдельных структурных элементов положения об уполномочивании юридических лиц. Они приводятся в соответствие с недавно принятыми изменениями законодательств в области обеспечения единства измерений и аккредитации и правоприменительной практикой.
Как отметили участники заседания, реализация предусматриваемых изменений позволит оптимизировать работу организаций системы и в целом будет положительно воспринята бизнесом.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей обсудили вопросы и перспективы развития электроэнергетики и газификации населенных пунктов в Беларуси
14 февраля 2025 года в Овальном зале под председательством И.П.Сергеенко прошел семинар-совещание Палаты представителей на тему «Проблемные вопросы и перспективы развития электроэнергетики и газификации населенных пунктов в Республике Беларусь».
Открывая семинар, Председатель Палаты представителей отметил, что такого рода мероприятие проводится впервые. На семинар приглашены руководство Министерства энергетики и всех его региональных структур. Такой подход позволяет решать актуальные вопросы оперативно и комплексно, с учетом ситуации на местах.
По словам И.П.Сергеенко, рост качества оказываемых населению услуг ставит перед энергетической отраслью новые задачи. Постоянно увеличиваются объемы электропотребления. «Так, за 2024 год они выросли на 5 процентов. В быту люди стали более активно применять электроприборы, без которых уже не обходится ни одна семья, – сказал он. – В настоящее время мы выходим на новый уровень – использование электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения. Особенно в сельской местности, где граждане хотят видеть равный уровень комфорта с городом».
Вместе с тем эксплуатируемые на селе электросети проектировались без учета потребления электричества для нужд отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Они имеют ограниченный резерв пропускной способности. «Без их модернизации невозможно удовлетворить все заявки граждан на подключение к электрическим сетям. То есть, стране нужна надежная инфраструктура, которая обеспечит доставку электроэнергии потребителю максимально удобным способом по приемлемым тарифам», – подчеркнул И.П.Сергеенко.
Он пояснил, что в рамках Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» такая работа проводится, но темпы ее реализации и установленные сроки вызывают вопросы.
Председатель Палаты представителей также отметил, что Беларусь занимает лидирующие позиции в СНГ по уровню газификации, который в нашей стране превышает 83 процента. Учитывая стоимость природного газа, данное направление также остается востребованным у населения и продолжает развиваться. «Поэтому мы должны видеть и четко разграничивать те регионы или районы, где с точки зрения экономической обоснованности и целесообразности необходима газификация или модернизация электросетей. Мы не вправе распылять государственные средства».
В заключение выступления он также обратил особое внимание на важность информирования населения о перспективных планах и существующем порядке энерго- и газоснабжения конкретного населенного пункта, домохозяйства.
Далее выступал Министр энергетики Кушнаренко А.И., который проинформировал депутатов об основных направлениях развития энергетического комплекса страны.
О порядке электроснабжения жилых домов граждан, проблемных вопросах электрификации населенных пунктов и предлагаемых путях их решения доложил генеральный директор государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» Панченко А.В.
Ковалев В.В., генеральный директор государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз», сделал сообщение на тему «О вопросах газоснабжения жилых домов граждан и перспективных планах газификации страны».
Кроме того, на интересующие парламентариев вопросы ответили руководители региональных предприятий «Белэнерго» и «Белтопгаз».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Беларуси формируют новую госпрограмму в области радиационной безопасности
В Беларуси формируют новую госпрограмму в области радиационной безопасности. Об этом заявила начальник Госатомнадзора Ольга Луговская во время форума «Атомная энергетика: новые возможности для инновационного развития национальной экономики», передает корреспондент
БЕЛТА.
«Мы начинаем формировать новую государственную программу развития инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности, повышения безопасности объектов ядерного наследия, возрождения территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Планируемые разделы – это и совершенствование системы обращения с радиоактивными отходами, системы радиационного контроля, радиационная защита, развитие кадрового потенциала, создание инновационного кластера на территориях, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Прошу всех заинтересованных поучаствовать в формировании этой программы», – сказала Ольга Луговская.
Она также анонсировала союзную программу по созданию комплекса производства и аттестации детектирующего оборудования. «Сейчас этот проект подготовлен. Ожидаемые результаты – организация производства полупроводниковых детекторов, детекторов ионизирующего излучения на основе органических и неорганических сцинтилляторов. То есть мы планируем, что если этот проект будет запущен, это позволит нам полностью быть готовыми к измерению любой радиации на любых объектах», – проинформировала начальник Госатомнадзора.
Ольга Луговская также затронула тему инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами. «Атомная станция заработала, начали производиться эксплуатационные отходы. Важно развивать инфраструктуру именно в этой части. Работа ведется полным ходом. Мы сейчас подготовили проект программы по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами совместно с российскими коллегами. У нас организовано масштабное взаимодействие с базовой организацией СНГ в этой сфере – АО «ТВЭЛ» (Российская Федерация). Очень надеемся, что эта программа будет реализована», – отметила она.
По информации
БЕЛТА
Беларусь и Россия готовятся утвердить правила работы на общем электроэнергетическом рынке
Беларусь и Россия готовятся утвердить правила работы на общем электроэнергетическом рынке. Об этом заявил заместитель Министра энергетики Денис Мороз в пресс–центре БЕЛТА.

6 декабря Беларусь и Россия заключили межгосударственный договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. «Этот договор подписан на высшем уровне, подписи поставили главы государств. Дело в том, что энергетические рынки – электрической энергии, газа, нефти – относятся к исключительной компетенции Высшего государственного совета Союзного государства. Энергия всегда в основе любой экономики. Формирование объединенных энергетических рынков было заложено еще в Договоре о создании Союзного государства, который подписывался в 1999 году. 25 лет мы шли к достижению договоренностей о том, каким образом этот рынок будет сформирован. Это достаточно сложная задача, которая совместно была решена при поддержке главы государства. Подписание этого договора позволяет нам говорить о том, что мы повышаем суммарную надежность всей энергосистемы и доступность электрической энергии для широкого спектра потребителей», – сказал Денис Мороз.
Договор содержит в себе несколько ключевых моментов. В первую очередь это взаимоотношения между государствами на условиях равноправия и взаимовыгодности. Второе – это поэтапное развитие энергетического рынка с учетом сложившейся структуры энергетических систем Беларуси и России.
«Условия хозяйствования в наших странах в энергетическом секторе достаточно серьезно между собой отличаются. Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов между собой, необходимо постепенное развитие этого рынка. Этим договором предусмотрено несколько этапов. Первый этап, на котором мы сейчас будем работать, это взаимодействие на уровне уполномоченных организаций. Будет организация от Беларуси, будет организация от РФ, которые начнут энергетическое взаимодействие с точки зрения купли–продажи электрической энергии между собой», – отметил замминистра.
По его словам, подписанный договор дает старт подготовке ряда документов. «Один из первых документов, который на настоящий момент имеет высокую готовность и должен быть подписан в ближайшее время на межведомственном уровне, – это правила работы на общем электроэнергетическом рынке. Этими правилами будет оговариваться то, кто и как взаимодействует внутри этого электроэнергетического рынка и какой объем электроэнергии будет на нем торговаться. Но еще раз подчеркну, что основной посыл договора – это равноправное взаимодействие на взаимовыгодных условиях, т.е. если будет выгоднее для Беларуси покупать электрическую энергию, мы будем ее покупать. Если ее выгоднее производить в Беларуси, значит, она будет производиться в нашей стране. Что касается объема торговли между Беларусью и РФ, межгосударственное сечение между нашими странами позволяет обеспечивать потенциальный объем в 8 млрд кВт.ч. Это не означает, что целью является полное использование этого сечения. Все зависит от экономической целесообразности. Но вот таков предел его использования», – проинформировал Денис Мороз.
Важное значение имеет обеспечение равных условий на общем энергетическом рынке для Беларуси и России. «Мы находим абсолютное взаимопонимание с российскими коллегами. Более глубокая интеграция электроэнергетических рынков, когда наши субъекты хозяйствования будут в полном объеме работать вместе с коллегами из РФ, возможна только после того, как будет сформирован общий газовый рынок и цены на природный газ для производителей электрической энергии выравняются для хозяйствующих субъектов РФ и Беларуси. В настоящий момент ведется планомерная работа. У нас сформированы ценовые условия на поставку природного газа до конца 2025 года. На настоящий момент ведется интенсивная работа между Министерством энергетики Беларуси и Минэнерго России о формировании ценовых условий на период с 2026 года, т.е. на следующий цикл. В зависимости от того, к чему мы придем, будет понятно, к какому результату по электроэнергетическому рынку мы будем двигаться в ближайшее время», – заключил замминистра.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси разработана концепция госпрограммы «Энергосбережение» на 2026–2030 годы
В Беларуси разработана концепция госпрограммы «Энергосбережение» на 2026–2030 годы, сообщил на практической конференции в Минске по теме повышения энергоэффективности экономики заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Правительством поддержана необходимость разработки данной программы на очередную пятилетку. Основной ориентир – снижение энергоемкости ВВП», – отметил Виталий Крецкий, добавив, что за 10 лет необходимо обеспечить темп снижения около 10 %.
Он обратил внимание на новый подход: акцент сделан на уменьшении зависимости от импортируемых энергоресурсов. Предполагается расширение использования не только местных видов топлива, но и электроэнергии, вырабатываемой Белорусской атомной электростанцией. «Будет доводиться показатель по доле импортируемых энергоресурсов в котельно-печном топливе», – пояснил Виталий Крецкий, подчеркнув, что предприятия и организации вправе самостоятельно определять, за счет чего достигать результата.
Концепция предполагает сохранение подпрограммы по строительству объектов на местных видах топлива и включение новой подпрограммы, предусматривающей применение топливных пеллет. При реализации таких проектов, особенно при переводе объектов социальной инфраструктуры, гарантировано софинансирование из республиканского бюджета.
В настоящее время в Беларуси действует государственная программа «Энергосбережение» на 2021–2025 годы – уже шестая по счету. Экономия топливно-энергетических ресурсов достигается по разным направлениям: внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, оборудования и материалов в производстве, оптимизация схем теплоснабжения, применение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения и др.
Организаторами конференции по теме повышения энергоэффективности экономики выступают Департамент по энергоэффективности Госстандарта Беларуси, Минский городской технопарк, оргкомитет республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь». Мероприятие проводится для обмена опытом, передовыми практиками и актуальной информацией, знакомства с последними достижениями в области энергоэффективных технологий, применяемых в энергетике и промышленности, автоматизации, цифровизации технологических и бизнес-процессов, учета энергоресурсов, реализации программ рационального импортозамещения и др.
В конференции принимают участие представители отраслевых министерств и ведомств, предприятий – победителей республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» 2024 года, ведущих научных, научно-исследовательских, образовательных учреждений, специалисты, отвечающие за техническую политику, энергоэффективность и совершенствование качества, и др.
По информации
БЕЛТА