16.01.2018
В строительстве капитальные перемены: На модернизацию помещений бизнесменам не нужно будет разрешение
С 1 марта бизнес будет возводить, модернизировать, капитально ремонтировать и реконструировать здания по новым, более упрощенным правилам, как того требует Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства». Минстройархитектуры завершает внесение изменений в «нормативку». Насколько радикальны реформы?
В Декрете № 7 появился термин «техническая модернизация»: ее можно выполнять, никого не ставя в известность и даже без проекта. Эта норма касается всех строительных работ, связанных с размещением либо заменой технологического оборудования, которые могут сопровождаться, например, устройством фундамента и перепланировкой, не затрагивающими несущие стены, а также все работы по финишной отделке помещений. В декрете не конкретизированы вопросы возможного переноса сантехнического оборудования, однако Дмитрий Семенкевич, заместитель Министра архитектуры и строительства, заверил:
– Если появятся у бизнеса вопросы по модернизации сантехнического и инженерного оборудования, будем технические нормы дополнять.
Насколько революционна норма, станет ясно, если кратко описать, как выглядит этот процесс сегодня. Например, если вам нужно открыть ветклинику, а подходящее помещение по техпаспорту – магазин, то понадобится решение исполкома, а затем разработка, согласование и госэкспертиза проекта. Могут затребовать разрешение госстройнадзора. Объект заново принимают в эксплуатацию с кучей согласований и выдают новый техпаспорт. Это минимум полгода из бизнеса вон. Хотя, возможно, для такого вида деятельности нужны только гипсокартонные перегородки и пару дополнительных умывальников.
Не потребуется разрешение исполкома и при капитальном ремонте, хотя проект нужен, как и при реконструкции, если вы что-то демонтируете, надстраиваете или пристраиваете. Однако к прянику прилагается кнут: есть планы ужесточить ответственность за реконструкцию без разрешения и проекта, которая трактуется как самовольное строительство со всеми вытекающими последствиями – снос и приведение объекта в первоначальное состояние, штраф и вплоть до уголовной статьи. Пока в законе есть ссылка: если при реконструкции не нарушаются строительные и санитарные нормы, то стройку постфактум можно узаконить. Говорят, тут множество злоупотреблений возникает. Скажем, бизнесмен приобретает участок с объектом под один вид деятельности, и вдруг там появляется бизнес-центр. Понятно, что зачастую это связано с жесткой привязкой земли и строений к целевому назначению. Характерный пример: Минский фонд госимущества 11 раз выставлял на торги пустующее здание детсада. Не пользуется спросом из-за условия: создание специализированного учреждения для образования и воспитания. Представляете, если фонд не в состоянии изменить целевое назначение объекта, который в итоге просто может разрушиться, то каково это сделать бизнесу? Тем не менее проект изменений в законодательство, касающихся ужесточения наказания за самовольное строительство и реконструкцию, уже внесен в Совмин. Ссылку, позволяющую узаконить «самоволку», планируют исключить.
Кроме того, уходит в прошлое выдача разрешений Госстройнадзора на строительно-монтажные работы. Если у заказчика имеется проект, прошедший госэкспертизу, то можно приступать к строительству, уведомив инспекцию стройнадзора. И в эксплуатацию строения станут принимать по принципу «одного окна». Заказчик подает заявление в Госстройнадзор, который будет собирать информацию от других надзорных ведомств и давать единое заключение. Причем если раньше построенный объект проверялся на соответствие проектной документации и действующим нормативным документам, то сейчас оставили одно требование: соответствие проекту. Еще важный момент – на 24 вида и 33 подвида строительной деятельности не потребуется аттестат. Это касается благоустройства, отделочных работ, установки дверей, окон. Другое новшество: на стройках появится профессиональный управляющий проектами. Заказчик будет обязан нанять инженерную организацию, которая обеспечит согласование всех процедур, прохождение экспертиз, разработку проекта, закупку оборудования, технадзор. К сожалению, сократить количество экспертиз до одной пока не удалось: Минстройархитектуры не сумело договориться с Минприроды. Вот что сказал по этому поводу Дмитрий Семенкевич:
– К сожалению, есть инерция. Нынешние изменения строительных норм, технических требований и процедур не окончательные. Это процесс, который Министерство ведет постоянно. Сейчас активно разрабатываем концепцию информатизации строительной отрасли, которая упростит взаимоотношения всех участников. Проекты через какое–то время будут в электронном виде. И если мы увидим, что в нормативах что-то недоработано, будем вносить оперативные изменения.
Аэлита Сюльжина, «Советская Белоруссия», 16 января 2018 г.
(фото – Александр Кушнер)
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы
Минэкономики завершает разработку госпрограммы поддержки бизнеса на 2026–2030 годы. Об этом заявил журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Могу анонсировать, что мы уже практически завершили разработку программы поддержки предпринимательства на следующую пятилетку (2026–2030 годы). Отмечу, что мы с нашими коллегами в регионах и основными институтами поддержки подошли к этой задаче очень скрупулезно», – рассказал Юрий Чеботарь. Название программы – «Устойчивое предпринимательство». Там два основных блока – стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства и создание комфортного бизнес-климата. Предусмотрены мероприятия по развитию институтов поддержки бизнеса, созданию специальных информационных сервисов, внедрению новых инструментов поддержки МСП.
Планируется рост объемов финансирования поддержки бизнеса. «Объем средств в республиканском бюджете предусмотрен в два раза больше, чем в текущей пятилетке», – обозначил Министр. Вырастут объемы поддержки и из собственных средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, а также за счет местных бюджетов.
«Думаю, что этот инструментарий нам существенно поможет в обеспечении увеличения доли малого и среднего бизнеса», – заключил глава Минэкономики.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Законопроект по вопросам нормотворческой деятельности принят в первом чтении
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, принят в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Законопроект представил депутатам директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, принятие закона позволит реализовать поручение Президента по вопросам нормотворческой деятельности, повысить качество подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечить оперативность нормотворческого процесса, обеспечить компактность законодательства, на регулярной основе актуализируя подзаконный массив и не допуская его необоснованного разрастания, систематизировать нормативные правовые акты по нормотворческой деятельности.
(фото – БЕЛТА)
Как пояснила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марина Ленчевская, законопроект разработан для систематизации законодательства по результатам ревизии нормативных правовых актов, проведенной в соответствии с поручением Главы государства.
«Это следствие масштабной ревизии, которая была проведена в 2024 году по поручению главы государства. На то были веские причины. Национальное законодательство насчитывало более 170 тыс. нормативных правовых актов. Это значительный массив. Многие из них были трудночитаемы, дублировали друг друга, – пояснила Марина Ленчевская. – Данный законопроект направлен на обеспечение эффективности, системности, стабильности и доступности и главное – качества законодательства. Главный посыл законопроекта – законы должны быть простыми и понятными не только для правоприменителей, но и для простых граждан».
Депутат обозначила основные новеллы. Так, исключается частая корректировка нормативных правовых актов, что обеспечит стабильность законодательства. Усиливается значение пакетного принципа. «Важно, чтобы законопроекты вносились в парламент вместе с проектами нормативных правовых актов. Я сейчас говорю о подзаконных актах, которые будут приниматься в развитие основных положений закона. Объективно сегодня затягивается принятие таких подзаконных нормативных правовых актов», – пояснила она.
Исключается необоснованное применение отсылочных и бланкетных норм. Эта новелла направлена на простоту и доступность законодательства.
Кроме того, предусматривается проведение инвентаризации нормативных правовых актов на системной основе. Предполагается, что законы будут инвентаризироваться раз в пять лет, подзаконные акты, в том числе постановления правительства, – раз в три года, акты министерств и ведомств – ежегодно. Это новелла направлена на недопущение увеличения массива законодательства.
Еще одна новелла – передача функции Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. «С инициативой по корректировке в этой части закона выступила Палата представителей, – заметила Марина Ленчевская. – Мы понимаем, что это серьезная дополнительная нагрузка, но это очень важная работа, мы к ней готовы. Главное, что усиление парламентского контроля в этой части позволит обеспечить более эффективную реализацию нашей основной функции по законотворчеству и обеспечить более успешную обратную связь между законодательной и исполнительной властью».
В целом все новеллы законопроекта очень позитивные, они коррелируют с Концепцией правовой политики государства и, безусловно, будут направлены на обеспечение качества законодательства, резюмировала председатель Постоянной комиссии.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам нормотворческой деятельности подготовлен к первому чтению
Законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности» подготовлен к первому чтению, сообщила журналистам председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская перед заседанием Совета Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Постоянная комиссия по законодательству сегодня работает над данным законопроектом. Мы уже подготовили его к первому чтению. Будем предлагать своим коллегам принять его в авторской редакции, безусловно, поддержать концепцию. В последующем работа над данным законопроектом будет продолжена в плановом порядке», – сказала Марина Ленчевская, добавив, что в случае поступления замечаний и предложений они будут тщательным образом проработаны.
Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 5 ноября. Он внесен в Парламент Президентом Беларуси Александром Лукашенко.
По словам депутата, законопроект стал результатом масштабной работы по ревизии законодательства. Основным законом, который корректируется, является Закон «О нормативных правовых актах».
«Действительно, это своеобразная конституция нормотворца, – сказала Марина Ленчевская. – Для депутатского корпуса данный закон является настольным, поэтому мои коллеги приступили к работе над данным законопроектом еще задолго до внесения его в Палату представителей, на этапе его разработки». Так, представители депутатского корпуса участвовали в работе рабочих групп по подготовке данного законопроекта. Кроме того, Палатой представителей подготовлено многочисленное количество предложений – их рассмотрели в ходе работы над законопроектом и большинство учли.
Одно из таких предложений касалось передачи функций Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений законов Палате представителей Национального собрания. «Это серьезная дополнительная работа для депутатского корпуса. Но мы понимаем, насколько она важна, и к этой работе готовы», – сказала Марина Ленчевская. Парламентский контроль в этой части, по ее словам, позволит действительно качественнее выполнять основную функцию по законотворчеству и наладить более эффективную обратную связь между законодательной и исполнительной властью.
Важной новеллой для депутатского корпуса, отметила она, является усиление значения пакетного принципа. «Очень важно, чтобы не допускалось затягивание принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений закона. Речь идет о подзаконных нормативных правовых актах», – сказала депутат.
Очень позитивной и своевременной Марина Ленчевская назвала новеллу, которая касается проведения инвентаризации законодательства на системной основе: законов – раз в 5 лет, подзаконных актов, в том числе постановлений Правительства, – раз в 3 года, актов министерств и ведомств – ежегодно.
Депутат обратила внимание на то, как важно не допустить необоснованного роста законодательного массива. «Наведена генеральная уборка. Нужно поддерживать порядок», – подчеркнула она, добавив, что новелла, которая исключает частую корректировку нормативных правовых актов, направлена на стабильность законодательства.
В целом, резюмировала депутат, работа над данным законопроектом призвана обеспечить системность, стабильность и качество законодательства.
По информации
БЕЛТА
МНС информирует индивидуальных предпринимателей о правомерности осуществления деятельности после 31 декабря 2025 года
МНС информирует о том, что после 31 декабря 2025 г. вправе продолжить свое функционирование в том же статусе только те индивидуальные предприниматели, виды деятельности которых включены в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (далее – перечень ИП), определенный в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457.

С учетом изложенного рекомендуется сопоставить осуществляемый вид экономической деятельности с перечнем ИП. В случае его отсутствия в названном перечне – заблаговременно принять решение о работе в новом статусе.
Сообщаем, что Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» индивидуальному предпринимателю предоставлена возможность продолжить свою деятельность путем создания коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, в особом порядке без приостановления деятельности, с переходом всех прав и обязанностей к созданной им коммерческой организации.
Подробная информация, а также примерный алгоритм действий при переходе индивидуального предпринимателя в статус юридического лица размещены на официальных сайтах
Министерства экономики Республики Беларусь и
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе
«Новшества в налогообложении предпринимательской деятельности с 01.10.2024».
За получением дополнительной информации по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности и не связанным с налогообложением, необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь