/ / Общественно-политические
10.01.2018

Депутат Жанна Стативко: Работу с населением считаю приоритетным направлением своей деятельности

Жанна СтативкоНа стыке смены календарей и передачи полномочий от «сдавшего вахту» прошлого 2017 года к наступившему нынешнему в плотном рабочем графике депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Жанны Стативко участие в официальных мероприятиях чередуется с выполнением приятных праздничных миссий.

Несмотря на занятость, парламентарий от Беловежского округа №8 уделила время для того, чтобы рассказать о совершенствовании законодательства, новых формах работы с избирателями и выполнении собственной предвыборной программы.

– Жанна Владимировна, избиратель нередко воспринимает своего депутата в качестве наиболее действенной инстанции, именно на него возлагая надежды на благоприятное решение беспокоящих проблем и вопросов. С какими просьбами и пожеланиями к вам обращаются люди, выступают ли сами инициаторами предложений, заслуживающих рассмотрения на парламентском уровне?

– Беловежский округ №8, от которого я избиралась в парламент, особенный. В его границы включены территории сразу трех районов Брестской области – Каменецкий, Жабинковский и Малоритский. В каждом из них работа с избирателями проводится на постоянной системной основе, повсеместно людей волнуют практически одни и те же вопросы личного и бытового характера, непосредственно касающиеся их повседневной жизни.  В процентном отношении подавляющее большинство обращений затрагивает сферу жилищно-коммунального хозяйства: ненадлежащего состояния дорог, крыш и заборов, совершенствования системы водоснабжения и канализации, недостаточности уличного освещения, уборки территории и так далее.

Работу с населением считаю приоритетным направлением своей деятельности – без деления обращений на первостепенной важности и второго плана. Ведь депутат парламента, по сути, был и остается своего рода проводником между избирателями и множеством организаций, служб и ведомств: для него эта работа – своеобразный индикатор комфортности среды проживания в деревне, городе, районе, действенности органов местного управления и самоуправления, эффективности диалога жителей определенного региона с его руководством – все это в целом определяет степень доверия людей к власти.

Примечательно, что некоторые обращения с мест не ограничиваются пределами конкретного дома, улицы, населенного пункта: людей также волнуют темы, актуальные в масштабах страны. Самое яркое впечатление осталось от первого приема в качестве депутата парламента, когда мужчина уже немолодого солидного возраста пришел с наказом – закрепить обязанность гражданина заботиться о своем здоровье в Конституции. К слову, эта обязанность у нас прописана в ряде законодательных документов, государственных программах, в том числе и такой, как «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы. Вместе с Министерством здравоохранения мы рассматриваем различные варианты того, как ориентировать население на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Названный пример неравнодушия к общему делу, проявления активной гражданской позиции всегда вспоминается при общении с избирателями.

– Прямые телефонные линии, приемы граждан по личным вопросам, встречи в коллективах уже успели стать привычными. Недавно вы провели онлайн-конференцию, расширив названный перечень форм работы с населением и выйдя на новый уровень общения с жителями своего избирательного округа и не только. Планируете ли закрепить этот пробный опыт в практике?

– Это была инициатива районной газеты «Навiны Камянеччыны» и, думаю, что у нового проекта есть все шансы на продолжение. Прямая трансляция велась в социальных сетях, сейчас эта онлайн-конференция доступна для просмотра на Ютуб-канале и сайте газеты. Данный опыт для меня очень ценный и важный: если современные коммуникационные технологии предоставляют самые широкие возможности для информирования – их обязательно надо использовать. Основной целевой аудиторией первой онлайн-конференции являлась молодежь, которая сегодня черпает информацию в основном в интернете – а там далеко не всегда она объективна и правдива. Мне самой было очень интересно узнать, какие вопросы в настоящий момент ее интересуют, чем она живет, а в дальнейшем предполагаю рассматривать и применять такие онлайн-конференции в качестве виртуальных «площадок» для разъяснительной и информационной работы. Вне зависимости от возраста граждане, идя на выборы, должны иметь четкое представление, кого и для чего они выбирают, понимать, что корректировка и совершенствование законодательства, исходя из существующих реалий, в конечном итоге способствуют улучшению качества жизни и в больших городах, и на селе.

– Совсем недавно, 20 декабря прошлого года, состоялось заключительное заседание третьей сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. Каковы итоги проделанной работы?

– О результатах говорят впечатляющие цифры: за восемьдесят дней этой сессии рассмотрено более шестидесяти законопроектов, приняты к сведению пять Декретов Президента Республики Беларусь. Открывая сессию, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко акцентировал внимание на том, что в основу законотворческой деятельности должны быть поставлены: правовое обеспечение стратегии социально-экономического развития, участие депутатского корпуса в реализации внешнеполитического курса белорусского государства, отстаивание национальных интересов на всех уровнях, укрепление суверенитета, упрочение позиций Беларуси на международной арене и создание необходимых условий для повышения благосостояния наших граждан.

В частности, в итогах сессии нашли свое место новые подходы к управлению экономикой: принят комплекс законодательных решений, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности, содействие добросовестной конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности страны, расширение использования цифровых технологий. Корректировка административного законодательства поможет раскрепостить деловую инициативу – в частности, для этого смягчена ответственность за незначительные экономические правонарушения.

Одновременно на третьей сессии был принят ряд мер по усилению социальной защиты граждан. Так, пенсию по возрасту теперь будут получать и лица, долгое время выполнявшие социально значимые виды деятельности и поэтому не сумевшие набрать необходимый стаж работы: речь идет о военнослужащих, а также людях, которые ухаживали за инвалидами или престарелыми гражданами. Корректировка Закона «О ветеранах» расширит возможности финансирования мероприятий, проводимых ветеранскими организациями, что создаст дополнительные условия по их защите. Несколько правовых новаций коснулись развития массового физкультурного движения, спорта высоких достижений, борьбы с допингом.

Среди законопроектов социального блока принятых ранее, на второй сессии, следует особо отметить новую редакцию Закона о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей. Его нормы позволят повысить размер пособий и увеличат число граждан, имеющих право их получать. А благодаря поправкам, внесенным в Закон о социальном обслуживании, стала проще процедура размещения государственного социального заказа, расширились возможности в оказании помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

– Работники социальной защиты в Беларуси 5 января отмечали свой профессиональный праздник. Все достижения и проблемы в этой сфере вам хорошо известны не понаслышке – до прихода в парламент трудились на должностях директора территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района города Бреста, заместителя председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома – начальника управления занятости населения. Что пожелаете коллегам, с которыми продолжаете поддерживать самые тесные рабочие и дружественные связи?

– Конечно же, повышения престижа и имиджа этой работы. В некоторых странах существует другой уровень ее оплаты, но и у нас, несмотря на непростое в финансово-экономическом плане время, наблюдаются позитивные подвижки к лучшему: с 1 декабря прошлого года вступило в силу постановление Совета Министров об увеличении размера повышения тарифных окладов (ставок) работникам учреждений социального обслуживания и культурно-просветительных учреждений, что в целом позволило поднять уровень зарплаты в среднем более чем на 7 процентов.

Во многих странах для того, чтобы стать социальным работником, требуется определенный срок – минимум год, но в основном два – поработать волонтером: без этого по специальности потом не трудоустроиться. Подобная мировая практика существует и у нас на кафедре социальной работы социально-педагогического факультета БрГУ имени А.С Пушкина, где готовят дипломированных специалистов для этой отрасли. Что интересно, очень много студентов работало волонтерами на протяжении пяти лет учебы, начиная с первого курса, казалось бы, изначально они были безусловно профориентированы, однако впоследствии далеко не все из них вырастали до уровня настоящих профессионалов. Видимо, с самого начала внутренняя установка была иной: окончить вуз, получить диплом и отработать. Считали дни до окончания отработки, увольнялись и уходили в совершенно иные сферы – например, в торговлю. Поэтому хотелось бы пожелать нашим молодым специалистам, чтобы свое первое рабочее место они воспринимали как стажировку, первую ступеньку карьеры, приобретение опыта, который, по сути, является инвестициями в собственное будущее, оказываясь даже ценнее денег.

Евгений Литвинович, «Заря», 5 января 2018 г.