Депозитная упаковка: какую тару, почём и где будут принимать специальные тароматы
Депозитно-залоговую систему обращения одноразовой потребительской упаковки планируют внедрить в Беларуси через два года. Как будет функционировать механизм и что он даст обычным гражданам, рассказал начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун.
– Анатолий Васильевич, что сейчас делается для реализации проекта?
– Для того чтобы внедрить депозитную систему по сбору одноразовой тары, создана межведомственная рабочая группа. В нее входят более 40 человек. Почти половина из них – это бизнесмены, представители производственного сектора, торговых сетей. Также в состав включены сотрудники концерна «Белгосприщепром», «Белкоопсоюза», «Белресурсов».
Уже состоялось первое заседание межведомственной группы. Оно касалось организационных вопросов: участники обсудили, как построить дальнейшую работу по реализации проекта. На заседании приняли решение о том, чтобы нагрузку по подготовке к внедрению системы взяло на себя ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». Именно этим организация сейчас и занимается.
На реализацию всего проекта отводятся два года. В 2018-м будут решаться вопросы по законодательной части и разработке механизмов регулирования, а в 2019-м планируем привлечь инвестора и выполнить необходимые работы по созданию инфраструктуры сбора тары.
– Какое количество использованной упаковки образуется в Беларуси ежегодно?
– Немалое. В депозитную систему, к примеру, планируют включить 1,8 млрд единиц тары. Речь про стеклянную упаковку объемом до 3 л, ПЭТ-тару и жестебанку.
В Беларуси на данный момент стекло собирается неплохо. Такая тенденция сложилась, прежде всего, благодаря приемным пунктам. Есть определенная категория граждан, которая при существующей цене на бутылки активно собирает такое вторсырье и сдает. ПЭТ и жестебанка вовлекаются в оборот хуже. Они легкие, собрать экономически выгодное количество отходов тут сложнее.
– Как будет использоваться депозитная тара?
– Мы намерены вовлекать в оборот одноразовую упаковку. Эта схема несколько отличается от существовавшей в советские годы системы, когда старая тара возвращалась на предприятие, мылась и опять использовалась. Задействовать таким же образом ПЭТ-тару, жестебанку и стекло сейчас не получится. Их будут перерабатывать и применять в виде вторичных материальных ресурсов. Хотя за рубежом при производстве ПЭТ-тары есть технология, которая позволяет применять вторичный пластик: он идет не во внутренний, а в наружный слой бутылки. Но это довольно сложная схема.
Со стеклянной тарой тоже свои нюансы. Если раньше в Беларуси существовало небольшое количество разновидностей бутылок, то сегодня созданы десятки и даже сотни типоразмеров. Собрать в пределах всей страны каждому производителю свою тару непросто. Поэтому мы будем извлекать стекло только для дальнейшей переработки. Хотя не исключаем и тот вариант, что в перспективе может возникнуть депозит оборотной стеклянной тары.
– Какое оборудование потребуется для функционирования новой системы?
– Понадобятся тароматы – специальные автоматы для приема сырья. Это дорогостоящее оборудование. Но зато это более высокий уровень по сравнению с обычными приемными пунктами. Таромат будет считывать маркировку на упаковке и выдавать взамен либо денежные средства, либо чек, стоимость которого будет зачтена в магазине при покупке товаров.
– Какое количество тароматов понадобится, чтобы схема себя оправдала?
– Сейчас обсуждается цифра в несколько тысяч штук. Это оборудование будет установлено по всей республике в торговых объектах, где существует большой товарооборот. В сельской местности, где поток покупателей значительно меньше, организуют прием тары по старой схеме – с участием работников магазинов.
Каковы перспективы реализации проекта? К примеру, в Литве, где еще в 2016 г. внедрили автоматическую систему сбора тары, через тароматы проходит свыше 80% использованной упаковки. Это хороший уровень, хотя устройств для сбора у них не так уж много: меньше тысячи на страну.
– В чем, на ваш взгляд, перспективность новой схемы?
– Она оптимальна по нескольким причинам. С одной стороны, это экономия ресурсов. А с другой – удобство для потребителя. Кроме того, депозитно-залоговая система обращения тары позволит увеличить объемы использования вторсырья, извлекаемого из коммунальных отходов, на 10%.
– Животрепещущий вопрос: сколько можно будет заработать на одной бутылке?
– Залоговая цена тары на данный момент прогнозируется в размере 10–20 копеек за единицу. Для сравнения – в Литве это 10 евроцентов, в Германии – 25 евроцентов.
Наша задача – сделать так, чтобы у человека был стимул сдать тару, а не выбросить ее на мусорку.
– Какой объем финансовых вливаний понадобится для воплощения идеи?
– Весь проект оценивается в 100 млн евро. Это не только инвестиции в оборудование, но и оборотные средства, которые понадобятся для того, чтобы не пострадали производители. Нужно будет покрыть кассовый разрыв в залоговой стоимости, который образуется в период между производством товара в таре и его реализацией потребителю: этот срок может доходить до нескольких месяцев.
Расклад приблизительно такой: около 60 млн евро потребуется на технологическое оборудование и создание центров пересчета, а порядка 40 млн – на оборотные средства.
– Источником финансовых ресурсов станет частная или государственная компания?
– Поскольку опыта реализации подобного проекта в Беларуси нет, а за рубежом уже имеется, предлагается привлечь на конкурсной основе иностранного инвестора. Поучаствует ли в этом белорусский бизнес, будет зависеть от условий реализации задумки.
Подчеркну, проект не является коммерческим. Зарабатывать на нем никто не планирует. Но инвестор, вкладывая свои финансовые средства, будет, конечно, рассчитывать на их возврат. И мы должны это обеспечить. А в целом система нужна не для зарабатывания денег, а для охраны окружающей среды.
По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Усовершенствованы подходы участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве. Об этом шла речь 30 мая на заседании президиума Федерации профсоюзов Беларуси, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ФПБ.
В целом полномочия представителей профсоюзов закреплены на законодательном уровне. Основные изменения, внесенные на этом этапе, касаются алгоритма и сроков сообщения о несчастном случае. Определено, что профсоюзы могут участвовать в расследовании даже там, где нет первичной профсоюзной организации. Также выстроена работа в случаях, если травму получил работник, не являющийся членом профсоюза. Направление представителя для участия в расследовании в таких случаях определяют отраслевой профсоюз или областное (Минское городское) объединение профсоюзов.
Новые правила будут способствовать объективному и своевременному расследованию, оформлению и учету несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что позволит не допустить ущемления прав травмированных работников. Кроме того, в ходе расследования несчастных случаев в организациях, где нет профсоюзной организации, техническая инспекция вправе провести общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
«Задача профсоюзов – проконтролировать, чтобы при установлении причин трагедии не были нарушены права работника. Участие профсоюзов при расследовании несчастных случаев позволяет видеть картину целиком, учесть все обстоятельства и максимально защитить людей, которые получили травму на производстве. У профсоюзов есть право выразить особое мнение, если не согласны с итогами или ходом расследования. Например, в прошлом году в столице на одном из предприятий промышленности работник получил тяжелую травму. Технический инспектор труда отраслевого профсоюза не согласился с выводами расследования, которые указывали на личную неосторожность потерпевшего. По мнению техинспектора труда, несчастный случай произошел в результате несовершенства оборудования и несоответствия технологического процесса. Особое мнение было учтено. В итоге работник получил компенсацию, – рассказал главный технический инспектор труда ФРБ Павел Манько. – В нашей практике есть случаи обращения, которые касаются фактов скрытия несчастных случаев и нежелание отдельных нанимателей признавать производственную травму или вовсе переложить вину на работника. Согласившись на такие условия, работник многое теряет, в первую очередь право на компенсацию. К слову, в прошлом году 21 наниматель был привлечен к ответственности за попытку сокрытия несчастного случая».
На сегодняшний день государством гарантированы обязательные страховые выплаты человеку при получении производственной травмы. Кроме того, профсоюзы продолжают работу над тем, чтобы каждый коллективный договор организации содержал норму, согласно которой работник может рассчитывать на дополнительные выплаты в случае травмы – в размере одного среднего заработка за каждый процент потери трудоспособности и 10 среднегодовых заработков семье в случае гибели работника на производстве по вине нанимателя.
«Нередки случаи, когда работники сами не знают, на какую компенсацию они могут рассчитывать при получении травмы. Например, при проведении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в одной из организаций Брестчины профсоюзный специалист выявил, что работнику в связи с производственной травмой выплатили только страховые выплаты, а норму коллективного договора наниматель проигнорировал. Представитель профсоюза указал на нарушение – работнику недоплатили около Br60 тыс. Сегодня наниматель уже начал производить положенные работнику выплаты – достигнуто соглашение о рассрочке невыплаченной суммы равными долями в течение 30 месяцев. В целом в 2024 году в случае гибели работника наниматели по требованию профсоюзов выплатили семьям пострадавших более Br3 млн», – добавил Павел Манько.
Несмотря на большую профилактическую работу, которая проводится на постоянной основе, проведение мониторингов и проверок, усиление ответственности за соблюдением законодательства об охране труда, проблема производственного травматизма по-прежнему остается актуальной практически для всех отраслей. Только за прошлый год на рабочих местах в результате несчастных случаев погибли 105 человек (в 2023 году – 117), 1849 работников получили производственные травмы.
Сообщить о фактах нарушений охраны труда, несоответствующих условиях работы или спорной ситуации с нанимателем можно в Межотраслевой мониторинговый центр ФПБ по единому бесплатному номеру 8-801-100-1111.
По информации БЕЛТА
Исполнительная надпись может быть совершена удаленно с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты (ИС). Для совершения исполнительной надписи удаленно необходимо создать личный кабинет пользователя (ЛК).
1. Создание ЛК.
Для создания ЛК представителю юридического лица необходимо обратиться лично к любому нотариусу и подать заявление о создании ЛК.
Примечание
Проект заявление о создании ЛК может быть составлен нотариусом.
При подаче заявления необходимо представить нотариусу:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (доверенность для обращения за совершением нотариальных действий, составленная на бумажном носителе или в виде электронного документа).
Важно: для создания ЛК электронная цифровая подпись представителя юридического лица не требуется.
На основании такого заявления нотариус создает в ИС учетную запись пользователя представителя юридического лица.
Логин и секретный код для восстановления пароля распечатываются и выдаются нотариусом пользователю. Пароль для входа направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) и адрес электронной почты (e-mail).
Для авторизации и входа в ЛК необходимо перейти на страницу https://enotariat.by и в правом верхнем углу экрана нажать кнопку «Войти».
Ввести логин (1), пароль (2), выбрать способ получения кода подтверждения (3), нажать кнопку «Запросить код» (4). Код подтверждения направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) или адрес электронной почты (e-mail).
Полученный код подтверждения необходимо ввести в поле «Код из email» или «Код из смс» (1) и нажать кнопку «Войти» (2).
2. Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения.
Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения, осуществляется через ЛК.
Для этого в ЛК необходимо выбрать раздел «Нотариальные действия» (1), блок «Исполнительная надпись» (2).
В открывшейся форме необходимо нажать кнопку «Создать» и выбрать вид исполнительной надписи (согласно пункту постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2024 г. № 418 «О перечнях документов по вопросам совершения исполнительных надписей»).
После этого необходимо заполнить соответствующие сведения, представляемые для совершения каждой исполнительной надписи:
о должнике, солидарных должниках (при наличии) (обязательные поля для заполнения помечены «*»);
о задолженности.
Далее необходимо прикрепить обязательные документы*:
*Ниже приведен для примера перечень документов, представляемых для совершения исполнительной надписи на основании пункта 7 перечня бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи – приложения к Закону Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».
1) заявление о совершении исполнительной надписи удаленно;
Примечание
Примерный образец заявления размещен в ЛК в разделе «Образцы документов».
Заявление должно быть составлено в виде электронного документа и подписано уполномоченным на подписание заявления представителем юридического лица (далее – Заявитель), создавшим ЛК, электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – ЭЦП).
Если в подписанном ЭЦП заявлении не содержится реквизитов «дата» и «исходящий номер», то необходимо дополнительно направлять регистрационно-контрольную карточку (далее – РКК) заявления в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
2) документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней) должен быть составлен в виде электронного документа и подписан уполномоченным на подписание такого документа представителем юридического лица ЭЦП.
3) доверенность на обращение за совершением исполнительных надписей;
Примечание
Доверенность должна быть составлена с соблюдением требований гражданского законодательства, в т.ч. содержать дату ее совершения, в виде электронного документа и подписана руководителем юридического лица ЭЦП.
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, и такие реквизиты в ней не содержатся, то необходимо дополнительно направлять РКК доверенности в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности не исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, либо доверенность содержит такие реквизиты, дополнительное направление РКК не требуется.
4) документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Направляется при отсутствии в доверенности на обращение за совершением исполнительных надписей полномочий на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней).
Документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), может быть составлен на бумажном носителе или в виде электронного документа. В первом случае прикрепляется скан такого документа, подписанный Заявителем ЭЦП, во втором случае – электронный документ, подписанный руководителем юридического лица ЭЦП.
При составлении документа, подтверждающего полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), в виде электронного документа случай необходимости прикрепления РРК аналогичен приведенному выше.
5) кредитный договор или иной договор, содержащий существенные условия кредитного договора (далее – Договор);
Примечание
Если Договор заключен в форме документа на бумажном носителе, то направляется скан такого договора, подписанный Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в форме электронного документа, то направляется такой документ либо форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в электронном виде, то направляется форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
6) договор поручительства;
Примечание
Аналогично порядку направления Договора.
7) документ об оплате нотариального тарифа.
Примечание
Может направляться после поступления от нотариуса сообщения о сумме тарифа и реквизитов для оплаты.
Для прикрепления документов необходимо выбрать «Тип документа» (1) и прикрепить соответствующий документ (2).
Важно: на Портал принимаются только электронные документы в формате .pdf и размером не более 15МБ.
Далее необходимо выбрать получателя (1).
Примечание
При выборе получателя «Нотариус РБ» система направит документы любому нотариусу страны, при выборе нотариуса, например, Витебского нотариального округа система направит документы любому нотариусу Витебского нотариального округа.
Для оперативной связи Заявитель может указать свои контактные данные (1) и написать дополнительную информацию для нотариуса (2).
Важно: После заполнения данных и прикрепления документов в соответствующих разделах необходимо нажимать кнопку «Сохранить».
Если все обязательные поля заполнены и прикреплены все документы, на форме отобразится кнопка «Отправить».
После направления документов в разделе «Исполнительная надпись» можно отслеживать статус действий по направленному заявлению.
3. Получить исполнительную надпись в виде электронного документа в ЛК.
Для получения документа необходимо зайти в ЛК, перейти в раздел «Нотариальные действия», блок «Исполнительная надпись». Далее необходимо перейти в соответствующую запись со статусом «Завершено». Внизу страницы во вкладке «Документы нотариуса» можно скачать файл (исполнительную надпись в виде электронного документа) (1).
Исполнительная надпись, составленная в виде электронного документа, подписанная нотариусом ЭЦП в период действия сертификата открытого ключа, соответствующего личному ключу, использовавшемуся при выработке ЭЦП, имеет юридическую силу независимо от последующего отзыва открытого ключа, указанного в этом сертификате.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)
Состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В состав рабочей группы вошли представители различных государственных органов и организаций. Также во встрече принимали участие члены общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Минприроды, председатели областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, руководители подчиненных Минприроды организаций.
«Основной целью принятия Экологического кодекса является необходимость сгруппировать в один системообразующий акт законодательные акты, регулирующие отношения в этой области, и обеспечить системное правовое регулирование экологических отношений», – отметили в пресс-службе.
На заседании высказывались конструктивные предложения, которые будут учтены в проекте.
Как отметили в Минприроды, сегодня вопросы, связанные с охраной окружающей среды, регулируются множественностью актов законодательства – это законы, указы Президента, Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», постановления Совета Министров, ведомственные постановления, ТКП, экологические нормы и правила, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы.
Представленный к рассмотрению документ подготовлен в соответствии с подходами, которые определены в концепции проекта Экологического кодекса, одобренной в 2024 году Главой государства. Он включает в целом те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды (земель, недр, лесов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира) в Экологический кодекс включены отдельные положения Кодекса о земле, Кодекса о недрах, Лесного кодекса, Водного кодекса, законов «О растительном мире» и «О животном мире».
«Принятие Экологического кодекса позволит консолидировать законодательство в области охраны окружающей среды и скорректировать имеющиеся в законах несогласованности, устранить дублирование и множественность норм по одним и тем же вопросам», – добавили в ведомстве.
По информации БЕЛТА