Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Новая электронная услуга Госкомимущества доступна онлайн на портале «Е-Паслуга»
На портале «Е-Паслуга» доступна новая электронная услуга Госкомимущества, сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
В связи со вступлением в силу новой редакции закона от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» с 11 июня 2025 г. доступна к заказу электронная услуга на основе информации из государственной информационной системы «Единый реестр имущества»: 3.71.03 «Информационное взаимодействие между государственной информационной системой «Единый реестр имущества» и информационными ресурсами (системами) Белорусской нотариальной палаты».
Электронная услуга оказывается по технологии «система-система».
Потребителем услуги является Белорусская нотариальная палата.
По информации
БЕЛТА
Вступили в силу основные положения закона о госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
Сегодня, 11 июня, вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Существенной новацией закона является закрепляемое общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним). Устанавливается срок для исполнения такой обязанности не более шести месяцев с момента наступления обстоятельства, с которыми законодательство связывает наличие оснований для госрегистрации (при этом иными законодательными актами могут устанавливаться специальные, более длительные или сокращенные сроки).
В проекте особо оговаривается, что государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним на основании «старых документов», то есть выданных до вступления в силу соответствующего положения закона, осуществляется до 1 января 2031 г.
Вводится экстерриториальность государственной регистрации (то есть за госрегистрацией недвижимости заявитель сможет обратиться в любую организацию по госрегистрации независимо от места нахождения недвижимости без дополнительной платы за такую опцию). Предусматривается возможность удостоверения договора двумя или более регистраторами одной либо разных организаций по госрегистрации, что позволит осуществить такую процедуру в согласованное единое время у разных регистраторов в режиме видео-конференц-связи без совместного очного присутствия сторон сделки. Устанавливается обязательность внесения в регистр недвижимости сведений о совместной собственности супругов (бывших супругов) при госрегистрации права собственности на объект недвижимого имущества, подлежащий отнесению к совместной собственности (сегодня такой может быть легально зарегистрирован лишь за одним из супругов, что создает почву для злоупотреблений при распоряжении им титульным владельцем).
Вводится запрет на занятие должности регистратора лицами, имеющими не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость за совершенное умышленное преступление (что исключит возможность совершения от имени государства правоудостоверяющих действий лицами, умышленно нарушившими уголовный закон).
Устанавливается в автоматическом режиме внесение исправлений в регистр недвижимости в связи с изменением адресов объектов недвижимости и персональных данных правообладателей, а также изменением прав на недвижимое имущество в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (внесение исправлений будет осуществляться без необходимости для заинтересованных лиц подавать заявления и осуществлять оплату за соответствующие действия, что повысит удобство для заявителей и достоверность регистра недвижимости). Предусматривается необходимость внесения в регистр недвижимости сведений о наличии рассматриваемого в установленном порядке земельного спора в отношении земельных участков на основании информации, поступающей из местных исполнительных комитетов и (или) судов (что повысит прозрачность сделок и позволит минимизировать случаи заключения сделок с объектами, являющимися предметами неразрешенных конфликтов).
Впервые закрепляется правило о том, что в случае признания недействительной (установления факта ничтожности) сделки с недвижимым имуществом недействительной является также (автоматически) государственная регистрация такой сделки и основанных на ней прав, ограничений (обременений) прав (то есть после оспаривания в суде сделки не будет требоваться оспаривание в суде госрегистрации сделки и основанных на ней прав, что сократит временные и материальные затраты заинтересованных лиц и снизит нагрузку на суды). Устанавливается оптимальный исчерпывающий перечень оснований для отказа регистратором в удостоверении документов, являющихся основанием для госрегистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление гражданина на ее совершение, что позволит на практике сократить количество жалоб на правомерность таких отказов.
Впервые вводится обязательное досудебное обжалование решений, действий (бездействия) регистраторов в Национальное кадастровое агентство, одновременно исключается возможность подачи жалобы в территориальное агентство по месту нахождения недвижимости, что будет способствовать более качественному рассмотрению жалоб заинтересованных лиц вышестоящей организацией и снизит нагрузку на суды.
Существенно оптимизируется порядок взаимодействия между нотариусами и регистраторами. В частности, устанавливается, что уже в момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием для госрегистрации сделки с недвижимым имуществом, нотариус через специальный электронный сервис будет направлять соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять параллельные удостоверительные действия в отношении этого же объекта недвижимости. Госрегистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в регистр недвижимости, на основании документов, выданных или удостоверенных нотариусом, будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц, только на основании электронных копий нотариальных актов и соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном порядке регистратору в день совершения нотариального действия, что снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате такой услуги нотариуса. Такая госрегистрация, в отличие от госрегистрации по заявлению правообладателей, выводится из категории административных процедур и, соответственно, из сферы регулирования закона об основах административных процедур.
Прием направленных нотариусом документов и направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени поступления таких документов в систему.
При принятии решения о совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом документов регистратор не выясняет истребованы ли нотариусом согласия лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения), отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для нотариального удостоверения сделки, что исключит дублирование функций нотариуса и регистратора.
В день осуществления госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом.
По информации
БЕЛТА
Меньше бюрократии и больше свободы для граждан. Что изменится уже завтра в госрегистрации недвижимости?
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним заработают уже завтра, 11 июня. За более чем 20-летний период действия закона, регламентирующего эту сферу хозяйственных отношений, изменения в него вносились не менее 15 раз, но нынешняя корректировка самая глобальная. Внимательно изучив документ, вникнув во все законодательные тонкости регистрации недвижимости и нюансы самих процессов, специалисты пришли к выводу, что настало время не условно-редакторских правок, а концептуального пересмотра подходов к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными для каждого. В результате экспертам пришлось исправлять едва ли не половину текста действовавшего нормативного правового акта. Что получилось в итоге и станет ли проще белорусам после вступления в силу колоссальных законодательных новелл регистрировать покупаемую или наследуемую недвижимость, корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у сотрудников Государственного комитета по имуществу и Национального кадастрового агентства.
«Система регистрации недвижимости становится гораздо более гибкой»
«Закон «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» – результат кропотливой работы на каждом этапе нормотворческого процесса, – обращает внимание заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова. – И разработчик, то есть Госкомимущество, и организации нашей системы, и государственные органы, согласовывавшие проект на всех этапах, в том числе, например, Генеральная прокуратура и Комитет госконтроля, проявили высокую вовлеченность в процесс и продемонстрировали заинтересованность в появлении действительно пригодных для практики норм, изложенных четким и понятным языком».
Итак, целью разработки нового закона стало повышение эффективности и усиление клиентоориентированности системы регистрации недвижимости, появление дополнительных гарантий и возможностей для граждан. Заявление о том, что с завтрашнего дня система государственной регистрации недвижимого имущества переходит на новый этап своего развития, отнюдь не голословно. Какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начинает действовать экстерриториальный принцип, то есть ликвидируются территориальные границы регистрации недвижимости. Если прежде заявление о регистрации следовало подавать в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то с завтрашнего дня без каких-либо дополнительных затрат с ним можно будет обратиться в офис в любой точке республики.
Вместе с тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Екатерина Лукьянова посчитала важным напомнить, что больше 12 месяцев, с 1 января 2024 г., действуют электронные сервисы, доступные на Едином портале электронных услуг, с помощью которых можно подать заявление о госрегистрации недвижимости в электронном виде. Необходимая при этом авторизация происходит при помощи электронной цифровой подписи. Специалисты призывают отдавать предпочтение именно такому способу подачи документов на регистрацию.
Во-вторых, изменяется порядок взаимодействия между нотариусом и регистратором. Отныне гражданин, какой приходит к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации – ему достаточно посетить нотариуса. Тот, в свою очередь, необходимые для регистрации либо внесения исправлений документы передаст регистратору. Клиент же, поддерживая связь с нотариусом, получит от него информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по мере готовности документов сможет их забрать у нотариуса. Зампредседателя Госкомимущества назвала данную новеллу явным упрощением в работе по оформлению недвижимого имущества.
В-третьих, совершенствуются подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Если до внесения изменений в законодательство стороны договора для согласования его условий, составления проекта договора и подписания документа должны были вместе обращаться к конкретному регистратору в одно и то же время, с завтрашнего дня это станет совсем не обязательно. Стороны договора наделяются правом обращаться к разным регистраторам по месту своего жительства или месту нахождения недвижимого имущества, но в одно время. Таким образом, при помощи видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы необходимые условия для заключения договора, документ будет подписан и передан на регистрацию. Эксперты предполагают, что эта новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у граждан.
Наконец, в обновленном законе в очередной раз подчеркивается обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному количеству случаев, теперь речь идет об общих сроках обращения за любым регистрационным действием, и он равен полугоду с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, права на него и сделок с ним.
Таковы новые горизонты системы государственной регистрации недвижимого имущества, открывшиеся внесением последних изменений в законодательные нормы. Однако их перечень все еще неполный.
«Теперь, если жена берет фамилию мужа, обращаться в профильные организации за внесением изменений в Регистр населения не надо»
Были перечислены основные изменения, вступающие в силу в системе государственной регистрации недвижимого имущества, есть, однако, и менее масштабные корректировки, необходимость принятия которых назревала давно. Заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук убежден, что свежепринятые нормы отразятся на технологичности процессов регистрации недвижимости и сделают их менее забюрократизированными.
В данном контексте уместно упомянуть, в частности, вносимые изменения в процедуру обжалования действий регистраторов. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой и остался недоволен, и только после, в случае неудовлетворения жалобы, в республиканскую организацию. Теперь закон устраняет обязательность первого этапа, то есть обращения в территориальную организацию, и позволяет сразу идти в Национальное кадастровое агентство, республиканскую организацию по госрегистрации недвижимости, для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится и на данном этапе, следующим шагом станет обращение в суд.
Еще одной значимой, по мнению эксперта, новеллой в системе регистрации недвижимости является введение принципа автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения как о физических, так и о юридических лицах. Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя такие изменения будут поступать в регистр недвижимости в автоматическом режиме.
«Допустим, девушка выходит замуж и берет фамилию мужа. До недавнего времени молодая жена должна была обращаться к регистратору за внесением исправлений в документы регистра, теперь же их внесение будет обеспечено в автоматическом режиме, – комментирует заместитель гендиректора Национального кадастрового агентства. – Условно, с момента фактического внесения сведений в профильный регистр, а именно в Регистр населения или в Единый регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, такая информация будет синхронизирована с нашей базой. Соответственно это значительно упростит и ускорит решение вопросов, связанных с регистрацией недвижимости».
Обновленным законодательством, кроме того, предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права. А регистратор обязан внести в регистрационное дело специальную отметку о том, что гражданин желает обратиться в суд. Это, как добавил специалист, налагает определенные ограничения с распоряжением объектом недвижимости. Прежде такие отметки публиковались на сайтах территориальных организаций по госрегистрации, сейчас все отметки будут размещаться централизованно на сайте республиканской организации по госрегистрации, то есть на интернет-портале Национального кадастрового агентства.
Отметки о земельных спорах отныне обязательны к внесению в Регистр недвижимости
Но и этими новеллами перечень изменений в системе государственной регистрации недвижимого имущества не ограничивается. Заместитель начальника управления сопровождения регистрационной деятельности – начальник отдела обеспечения регистрационной деятельности Национального кадастрового агентства Иван Романчик дополняет список.
Так, для оптимизации процесса защиты граждан и повышения достоверности данных Регистра недвижимости было решено обязать регистратора вносить в регистр также отметку о наличии рассматриваемого уполномоченным органом земельного спора. Согласно Кодексу о земле, подобные споры разрешаются либо местными исполнительными или распорядительными органами, либо судами. Таким образом, если в территориальную организацию по государственной регистрации и земельному кадастру поступит информация о наличии в отношении конкретного участка земельного спора, регистратор внесет соответствующую отметку в регистрационную книгу. Права заинтересованных будут защищены – отметка будет действовать до отмены решения, информация о чем должна поступить в организацию.
Обновленным законодательством, более того, расширяются возможности для уведомления заинтересованных о совершении каких-либо регистрационных действий. С завтрашнего дня способ уведомления, как и количество вариантов их донесения, увеличиваются, главное, чтобы он позволял однозначно фиксировать факт получения. Один из подобных способов, например, SMS-сообщение.
Среди новелл также введение термина «пространственные данные». При законодательном регулировании государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним необходимо учитывать ряд объектов недвижимости, какие подобные пространственные данные могут иметь, в частности, подразумеваются земельные участки. Соответствующая информация накапливалась в Регистре недвижимости с 2003 года, а с 2013-го она наглядно продемонстрирована на публичной кадастровой карте. Получить подобные сведения можно на безвозмездной основе в свободном доступе.
Этим список ключевых нововведений в системе государственной регистрации недвижимого имущества, пожалуй, заканчивается. Неупомянутые новеллы затрагивают оптимизацию бизнес-процессов, взаимодействие регистраторов между собой, цифровизацию государственной регистрации и носят более технический характер. Так или иначе, эксперты убеждены: проводить сделки с недвижимостью с 11 июня станет проще, быстрее и эффективнее как для специалистов, так и для собственников.
По информации
БЕЛТА