23.02.2018
Министр обороны Андрей Равков: Вооруженные Силы Беларуси отвечают современным реалиям обеспечения национальной безопасности
Нынешний год для белорусских военных особенный, поскольку 23 февраля Вооруженные Силы отмечают свое 100-летие. О строительстве и развитии ВС, новых разработках белорусских военных и планах по перевооружению белорусской армии в интервью рассказал Министр обороны Андрей Равков.
– Андрей Алексеевич, 23 февраля в Беларуси отмечается 100-летие Вооруженных Сил. Хотелось бы поздравить Вас и в Вашем лице всех белорусских военных с этим солидным юбилеем. Как Вы оцениваете нынешнее состояние отечественных Вооруженных Сил? Как белорусская армия смотрится на фоне армий стран-соседок?
– Вооруженные Силы Беларуси приведены в соответствие с рисками, вызовами и потенциальными угрозами военной безопасности государства и готовы выполнить задачи по вооруженной защите республики, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.
Если мы с вами находимся под мирным небом, наши граждане спокойно живут и трудятся, обеспечена стабильность в обществе, значит военная организация государства, в том числе Вооруженные Силы полностью выполняют возложенные функции.
Что касается сравнения с другими армиями, то положение дел выглядит следующим образом. Согласно рейтингу армий мира, который ежегодно публикует на своем портале международная аналитическая компания Global Firepower, Республика Беларусь занимает 49-е место среди 133 государств. Рейтинг наших соседей: Россия – 2-е, Польша – 19-е, Украина – 30-е, Литва – 95-е, Латвия – 103-е, Эстония – 110-е место.
– Белорусские военные реализуют план по строительству и развитию Вооруженных Сил до 2020 года. Его задача – создать компактную, мобильную, высоко подготовленную и хорошо оснащенную армию. Насколько удалось продвинуться на пути к этой цели в 2017 году, какие планы на этот год?
– В 2016 году мы начали реализацию очередного пятилетнего плана строительства и развития Вооруженных Сил, который разработан с учетом прогноза развития военно-политической и стратегической обстановки в мире и Европейском регионе, уточненных подходов к применению войск, заложенных в документах военного планирования, а также требований, предъявляемых к перспективным Вооруженным Силам.
Как вы уже отметили, главной целью до 2020 года определено создание компактной, мобильной, высоко подготовленной и хорошо оснащенной армии, способной противодействовать новым вызовам и угрозам, в том числе очень модным, благодаря журналистам, «гибридным угрозам». Что касается полученных на сегодняшний день результатов этой работы, то их можно определить следующим тезисом – современные Вооруженные Силы в целом отвечают сегодняшним реалиям обеспечения национальной безопасности в военной сфере и являются важнейшим средством стратегического сдерживания, предотвращения войны.
В 2018 году продолжается процесс оптимизации, итогом которого мы видим повышение боевой мощи Вооруженных Сил за счет увеличения боевого компонента при одновременном снижении количества обеспечивающих структур, избирательного перевооружения на новые комплексы вооружения и военной техники.
– Насколько учитываются в процессе модернизации наших ВС современные конфликты в мире? На какие рода войск и какое вооружение теперь делается ставка?
– Необходимо констатировать, что военная сила по-прежнему остается в арсенале средств разрешения как межгосударственных политических, так и иных противоречий. Военно-политическая обстановка в мире, в том числе в Восточно-Европейском регионе, характеризуется нарастанием негативных тенденций в сфере международной и региональной безопасности, обусловленных геополитическим противостоянием как между ведущими мировыми странами, так и столкновением интересов отдельных коалиций государств.
В Военной доктрине Беларуси изложены общие черты всех современных конфликтов, среди которых повышение роли сил специальных операций, других специальных войск с иррегулярными вооруженными формированиями, включая наемные и незаконные вооруженные формирования, частные военные компании, террористические и экстремистские организации; широкое использование нетрадиционных форм применения военной силы и способов действий войск, диверсионных и террористических методов ведения боевых действий; применение высокоэффективных систем высокоточного оружия в неядерном снаряжении и другие.
В последние годы особый интерес СМИ и военно-политического руководства многих государств прикован к феномену так называемых гибридных войн. В Вооруженных Силах Беларуси в нормативных документах не употребляется термин «гибридная война». Тем не менее, задолго до появления подобных концепций белорусскими военными специалистами были сформулированы сущностные характеристики современной войны, связанные со смешанной или размытой природой борьбы, реализацией внешних угроз через внутренние источники.
При этом многие идеи о подготовке Вооруженных Сил к войнам будущего, которые лишь в последние годы после известных событий в мире стали предметом особого внимания, не только обоснованы, но и реализованы в системе обеспечения военной безопасности Беларуси.
В частности, в результате глубокого анализа и прогностической оценки изменений сущности современной войны и содержания вооруженной борьбы нами были созданы силы специальных операций как отдельный род войск, а также система территориальной обороны.
Сегодня приоритетными направлениями строительства и развития Вооруженных Сил являются: дальнейшее развитие систем управления, разведки, информационного противоборства, радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, сил специальных операций, ракетных войск. Продолжается процесс оснащения белорусской армии новыми и модернизированными образцами вооружения. В последние годы на вооружение (снабжение) ежегодно принимается в среднем 25 новейших образцов вооружения, военной и специальной и техники.
– Реактивная система залпового огня «Полонез», которая имеется на вооружении белорусской армии, – несомненно, повод для гордости. А еще предпосылка к тому, чтобы держать достигнутую планку. Какими разработками занимаются сейчас белорусские военные? Каковы в целом планы по перевооружению на этот год?
– Действительно, одним из знаковых событий было принятие на вооружение реактивной системы залпового огня «Полонез», что позволило сделать очередной шаг в развитии ракетных войск и артиллерии как одного из основных средств стратегического сдерживания. В настоящее время организациями оборонного сектора экономики Беларуси совместно с представителями Вооруженных Сил выполняется более двух десятков опытно-конструкторских работ по созданию новых и модернизации существующих образцов вооружения.
Заводом точной электромеханики ведется разработка РСЗО с дальностью действия порядка 300 км. В октябре 2017 года на территории Беларуси прошли ее успешные стрельбовые испытания. Баллистическая траектория полета ракеты проходит на высоте 50 км. Боеприпас пикирует на цель почти вертикально, обладает скоростью до пяти скоростей звука и максимально устойчив к помехам. Сегодня в мире не существует средств, способных его поразить.
Кроме того, в интересах ракетных войск и артиллерии продолжаются работы по созданию новых и модернизации существующих комплексов управления огнем артиллерии. Выполнение данных мероприятий позволит автоматизировать процесс управления огнем, повысить точность стрельбы и эффективность действий артиллерийских подразделений.
Продолжается модернизация танков Т-72Б до уровня Т-72БМ1 и Т-72БЗ.
В радиотехнические войска в текущем году планируется поставить подвижные командные пункты радиотехнических бригад, государственные испытания которого завершаются в феврале.
Минским заводом колесных тягачей и 140 ремонтным заводом разработаны бронированные транспортные средства «V1» и «Кайман», на базе которых в настоящее время ведется разработка линейки автомобилей специального назначения, в том числе комплексная аппаратная связи, комбинированная радиостанция, а также автомобили с пулеметным, разведывательным, медицинским и рядом других модулей.
Ведется разработка отечественных универсальных гусеничных машин «Неман-ГМ» и «Неман-ГМ-У», которые планируется использовать для замены средств подвижности специальных машин на базе MTЛ-Б и МТЛБ-У.
В интересах оснащения войск средствами управления в 2018 году завершается разработка командно-штабной машины на базе модернизированного БТР-60, ведется работа по созданию линейки станций спутниковой связи.
В целом 2018 год, как и предыдущий, насыщен мероприятиями по переоснащению войск на современные образцы вооружения, военной и специальной техники. Наиболее значимыми станут поставки учебно-боевых самолетов Як-130, батареи ЗРК «ТОР-М2», радиолокационных станций «Противник-Г», «Восток-Д», маловысотных радиолокационных комплексов «Роса-РБ», легкобронированных автомобилей и бронированных транспортных средств белорусского производства, комплексов радиоконтроля и мониторинга, беспилотных авиационных комплексов. Продолжается обновление парка автомобильной техники. В ближайшее время планируется поставить в войска еще порядка 1 тыс. автомобилей МАЗ различных модификаций. Ведется работа по оснащению Вооруженных Сил отечественными оптическими приборами прицеливания и наблюдения, средствами экипировки военнослужащих, современным стрелковым оружием. Всего за счет точечного перевооружения доля современных образцов в нашей армии должна возрасти до 50 %.
– Для военных главным событием прошлого года стало совместное стратегическое учение вооруженных сил Беларуси и России «Запад-2017», которое стало значимым шагом в обеспечении национальной безопасности, продемонстрировало умение белорусских и российских военных действовать эффективно и слаженно. Впрочем, совершенствование боевой подготовки – процесс непрерывный. В каких учениях планируют принять участие белорусские военные в этом году?
– Совместное стратегическое учение вооруженных сил Беларуси и России «Запад-2017» было важным мероприятием в подготовке Вооруженных Сил в ушедшем году. Такие учения совместно с Россией мы проводим раз в два года, поочередно на территориях наших государств. В мирное время только учения и их результаты проверяют и подтверждают надежность системы обеспечения военной безопасности государства.
Этот год будет не менее насыщенным в плане оперативной и боевой подготовки. Наряду с различными тренировками и учениями тактического уровня главным событием года является командно-штабное учение Вооруженных Сил, в котором принимают участие практически все структурные элементы.
Наряду с этим представители Вооруженных Сил примут участие в различных учениях по линии ОДКБ. Это тактико-специальное учение «Поиск-2018» в Казахстане, командно-штабное учение с воинскими контингентами КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2018» в Кыргызстане, совместное учение с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство-2018» в России, совместное тактическое учение «Рубеж-2018» в Таджикистане. Организуя различные совместные учения, мы исходим из того, что военную безопасность Беларусь обеспечивает как самостоятельно, так и на основе имеющихся договоренностей в рамках Союзного государства и членства в ОДКБ.
– Есть мнение, что в Беларуси по примеру ряда других государств нужно перейти к военной службе по контракту. А как Вы считаете, нужно ли нам отказываться от службы по призыву? Какой сейчас процент военнослужащих-контрактников в белорусской армии?
– В настоящее время в соответствии с законодательством Вооруженные Силы Беларуси комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту. Такая система обеспечивает решение двух основных задач: с одной стороны, поддержание достаточного уровня боевой и мобилизационной готовности, а с другой – осуществление планомерной и целенаправленной подготовки военно-обученного резерва.
Безусловно, повышение профессионализации Вооруженных Сил за счет увеличения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является объективной необходимостью, продиктованной современными условиями. Только профессионалы могут наиболее эффективно использовать современные образцы вооружения и военной техники и поддерживать боевую готовность на достаточно высоком уровне.
Для повышения укомплектованности должностей солдат и сержантов военнослужащими по контракту в 2014 году в Закон «О воинской обязанности и воинской службе» были внесены изменения, касающиеся возможности поступления на военную службу по контракту граждан мужского пола призывного возраста, не проходивших ранее срочную военную службу, службу в резерве.
В настоящее время укомплектованность должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, составляет 20 % (в 2014 году – 16 %, в 2015 году – 17 %, в 2016 году – 19 %).
Вместе с тем, исходя из экономических возможностей государства с учетом оборонной достаточности, потребности в комплектовании Вооруженных Сил личным составом по мобилизационному плану и других особенностей, характерных для Беларуси, не ставится задача на полный переход на контрактную армию.
Необходимо отметить, что некоторые страны мира возвращаются к призыву граждан на срочную службу. Так, призыв возобновлен в Литве, Грузии и Украине. В Швеции воинская повинность как для женщин, так и для мужчин начала действовать с 1 января 2018 года. На этот год запланировано поставить «под ружье» 4 тыс. новобранцев. Подавляющее большинство французов поддерживает возвращение к призывной армии: это рассматривается французским обществом как защитная мера против угрозы радикального исламизма и защита «республиканских ценностей». Кстати, Президент Франции Эммануэль Макрон, выступая в январе 2018 года перед представителями вооруженных сил своей страны, подтвердил, что пункт его предвыборной программы о всеобщей воинской обязанности будет выполнен «в свою очередь». По данным опроса социологического агентства IFPOP, проведенного для французского регионального издания Quest France, 81 % мужчин и 79 % женщин поддерживают восстановление военной службы по призыву. Ранее подобных взглядов придерживалось не более 60 % опрошенных.
– Что бы Вы хотели пожелать гражданам нашей страны в День защитников Отечества и Вооруженных Сил?
– День защитников Отечества и Вооруженных Сил – праздник мужества и верности долгу, объединяющий все поколения, символизирующий единство и сплоченность страны. Пользуясь случаем, хочу поздравить граждан нашей страны с этим действительно всенародным праздником и юбилеем Вооруженных Сил. Желаю всем мира, добра, здоровья, оптимизма и новых успехов в труде на благо нашей Родины – Беларуси.
Светлана ПЕКАРЬ, БЕЛТА
Александр Лукашенко посетил центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 июня посетил центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов в Березовском районе Брестской области.
«Вы определились, какие нам беспилотники нужны, какие мы будем производить?» – такой первый вопрос от Президента прозвучал по прибытии в центр.
Начальник генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь Павел Муравейко доложил о предназначении, составе и структуре беспилотной авиации Вооруженных Сил.
По его словам, в Вооруженных Силах сейчас активно совершенствуется система беспилотной авиации. «В общей структуре Вооруженных Сил в качестве самостоятельного компонента специальных войск созданы войска беспилотных авиационных комплексов. На данные войска возложены задачи по ведению воздушной разведки, нанесению огневого поражения противнику, наведению и корректировке огня, выполнению обеспечивающих функций в интересах других специальных войск», – сказал Павел Муравейко.
Глава государства посмотрел демонстрацию практических навыков прохождения специализированной трассы операторами FPV-дронов. Этим занимаются операторы дронов после обучения на компьютерном тренажере.
Александр Лукашенко интересовался, как налажено противодействие средствам радиоэлектронной борьбы. Главе государства подробно доложили о соответствующих аспектах.
«Это хорошо, что у нас такие ребята (подготовленные операторы дронов. – Прим.). От этого никуда не уйдешь. Им работа есть солидная, – сказал Глава государства. – Я вижу, молодежь стремится к тому, чтобы запустить этот дрон. Молодежи это нравится. И это хорошо. Мы среди молодежи можем много найти таких ребят, которых надо подготовить, и они будут летать».
Вместе с тем Президент подчеркнул, что остаются востребованными и другие виды вооружений: «В Беларуси местность посложнее, чем в Украине (степь открытая). Это тоже большая разница. Мы можем применять другие виды Вооруженных Сил. Как я говорил, гранатометчики, пулеметчики, автоматчики никуда не уходят. Это главное наше оружие. Человек с ружьем – это главное. А это (дроны. – Прим.) – где позволит местность».
Александр Лукашенко отметил, что излишне этим направлением также не стоит увлекаться, в том числе ориентироваться на имеющиеся средства и потребности. «Главное – не увлекаться. Всегда надо иметь голову на плечах и понимать, что мы можем, что не можем, возможно ли это. Надо определить, что нам надо и в каком объеме», – сказал он.
«Создать хороший дрон – три или четыре типа – это надо, будем делать. Но вы должны подсказать нам, какие они должны быть и что надо делать», – обратился Президент к специалистам.
Глава государства ознакомился с оборудованием цеха производства, сборки и ремонта беспилотных авиационных комплексов, а также производственным процессом.
Президенту продемонстрировали образцы беспилотных авиационных комплексов, стоящие на вооружении в белорусской армии. Некоторые из моделей были спроектированы и собраны непосредственно белорусскими военнослужащими – бойцами отрядов беспилотных авиационных комплексов. Это, так сказать, авторские разработки. Александр Лукашенко пообщался с военнослужащими и подчеркнул, что таких «кулибиных» надо поощрять в обязательном порядке.
«Последняя разработка – гравитационный зацеп для эвакуации беспилотника, который потеряли, или для доставки воды, боеприпасов, мелкой провизии», – представили Президенту модернизированную версию дрона.
«Молодец парень! Главная, как я вам говорю, задача – чтобы не ахали, не охали: «Вот он уйдет, а что дальше?» Чтобы за ним десяток таких же стояли. И за это его поощрять, платить, делать для него все, что ему надо. Поэтому спасибо. Поощряйте таких людей. Таких надо видеть», – похвалил Глава государства.
Александру Лукашенко также продемонстрировали перспективные белорусские разработки и беспилотники, которые производятся на зарубежных предприятиях. Отдельное внимание было уделено средствам борьбы с беспилотными авиационными комплексами.
Важное требование Президента – обеспечить качество производимой техники. Глава государства подчеркнул, что на вооружение необходимо брать только лучшие модели.
Во время мероприятия Александр Лукашенко посмотрел варианты экипировки военнослужащих средствами индивидуальной бронезащиты, оптическими приборами наблюдения, защитными очками, гарнитурами защиты слуха и другими образцами вооружения.
«Это надо производить», – согласился Главнокомандующий.
Затем Главе государства показали практический розыгрыш боевого применения БЛА. Во время первого эпизода были продемонстрированы действия штурмовой группы совместно с операторами беспилотных авиационных комплексов. После было разыграно ведение контрбатарейной борьбы с использованием беспилотников.
Далее под руководством Президента состоялось выездное совещание по вопросам развития производства беспилотных авиационных комплексов и бронежилетов.
«Мы собрались, чтобы обсудить состояние и перспективы обеспечения наших Вооруженных Сил беспилотными авиационными комплексами, средствами радиоэлектронной борьбы, индивидуальной бронезащиты военнослужащих. На примере специальной военной операции мы все видим, с одной стороны, эффективность применения беспилотников, с другой – сложность борьбы с ними», – отметил Александр Лукашенко.
Глава государства обратил внимание, что ударные и разведывательные комплексы развиваются очень динамично. Для управления ими используются все более совершенные и защищенные способы. «Поэтому важнейшая задача для нас – активное развитие средств радиоэлектронной борьбы с беспилотной авиацией», – подчеркнул Президент.
«Итак, мы должны определиться хотя бы в первом приближении: беспилотные летательные комплексы, аппараты (что это такое, мы видели; для чего предназначены, мы также увидели) – какие будем производить. Их множество уже. Если не сотни, то десятки точно. Исходя из ситуации, которая складывается в Беларуси, исходя из наших возможностей, что будем производить? Как будем бороться против беспилотных летательных комплексов – это тема два. Как мне всегда докладывают, она ближе к нам, мы здесь можем больше, – обратил внимание белорусский лидер. – Конечно, желательно бы иметь такую чудо-машину, которая бы работала по всем беспилотникам и лишала их возможности выполнять свои функции. Если мы такое изобретем, тогда нам не нужны никакие беспилотники».
Александр Лукашенко также заметил, что любое современное оружие может эффективно применяться только при должной индивидуальной защите солдата на поле боя. Бронежилеты, шлемы и прочая боевая амуниция должны быть надежными, легкими и в то же время удобными.
«В свое время мною ставилась задача, чтобы мы производили достаточное количество бронежилетов, чтобы обеспечить Вооруженные Силы Беларуси и в том числе для реализации на экспорт. Мы также должны определить, что мы можем, какие бронежилеты будем производить, какую защиту обеспечим нашим солдатам на поле боя, – сказал Глава государства. – Естественно, это потребует научного подхода, может быть в полной мере сделано только с использованием высококачественных материалов. Без этого тоже невозможно. Что мы можем в этом плане? Что не можем? Как будем здесь действовать?»
Самое главное, подчеркнул Президент, чтобы государство не потратило деньги впустую: «Вы понимаете, что деньги нужны и для производства питания, одежды. Пенсионерам надо платить, да и военнослужащим надо в этой пятилетке (даже за три года) полностью решить проблему обеспечения жильем. Везде нужны деньги».
По его словам, в вопросе развития сферы беспилотников необходимо действовать аккуратно и взвешенно, считая деньги. «Какие будем производить? Мы прекрасно все понимаем – сегодня произвели, завтра они устарели. Все время нужна модернизация. Вы понимаете, что модернизация – это тоже немалые деньги. Поэтому в каком объеме мы можем это делать?» – поставил вопрос белорусский лидер.
Он констатировал, что для Беларуси в силу выше названных причин не рационально идти по пути крупных стран, которые производят огромное количество разного рода дронов. «Но беспилотники нужны. Может быть, нам пойти путем создания базовых трех – четырех (типов беспилотников. – Прим.) и их со временем, если нужно, модернизировать, – сказал Александр Лукашенко. – Поэтому давайте по-хозяйски определимся, как будем жить дальше, как действовать».
Президент попросил доложить о планах по развитию этой сферы с учетом подходов в мирное, военное время, а также на перспективу: «И, как я вас уже предупредил, от земли. Давайте будем четко понимать: это – можно, это – нельзя».
Глава государства также предупредил, что не стоит с учетом популярности сейчас темы беспилотников излишне делать акцент лишь только на этом направлении, ведь важно развивать и другие виды вооружений, да и решение бытовых вопросов военнослужащих также требует средств: «И боеприпасы, и ракеты нам надо усовершенствовать, и многое другое. И бытовые вопросы. Всех хотят жить в своей собственной квартире. На все это нужны деньги. Давайте это все учитывать по-земному».
Более того, не исключено, что со временем актуальность беспилотников может снизиться. «Мы сегодня все захвачены: «Ах, беспилотники, ах, беспилотники!» – констатировал Александр Лукашенко.
Однако, напомнил Президент, еще 7–10 лет назад военные говорили о необходимости закупки других типов вооружения, самолетов. «Сегодня говорят, что не танки и не БМП решают вопросы, может, не ракеты – беспилотники. Хорошо, что тогда не влезли в эту бешеную миллиардную программу реконструкции вооружения. Не поспешили, не влезли. Сегодня оказалось, что не столько надо танков, БМП. Говорят, на переднем крае (в ходе боевых действий. – Прим.) их уже нет, все решают беспилотники, – обратил внимание белорусский лидер. – Не получится ли так, что со временем опять будем ахать и охать: «Беспилотники, угрохали столько денег, а они оказались не то, что совсем не нужными (они нужны будут долгое время, а может, и всегда), но оказались не совсем тем оружием, на которое мы рассчитывали. Поэтому надо предусматривать абсолютно все варианты».
Перед совещанием Министерство обороны, Национальная академия наук и оборонная промышленность представили имеющиеся образцы вооружения и показали, как в армии готовят соответствующих специалистов.
«Теперь обсудим перспективы дальнейших шагов по развитию соответствующих направлений в целях укрепления обороноспособности и безопасности войск. От выступающих хочу услышать доклады о текущем состоянии производства, возможностях по разработке, созданию новых инновационных видов обозначенной продукции, проблемных вопросах и, самое главное, предложениях по решению этих проблем. В том числе о принимаемых мерах по снижению зависимости от импорта комплектующих, обеспечению необходимых темпов серийного выпуска», – сказал Александр Лукашенко.
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Как работают судебные эксперты, рассказал Председатель ГКСЭ
22 апреля в 2013 году был подписан Указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз. Сегодня ГКСЭ успешно выполняет поставленные перед ним практические задачи, развивает науку и делится богатым опытом экспертных исследований со многими зарубежными коллегами, и не только стран СНГ. О новых видах и подвидах экспертиз, взаимодействии с правоохранительными органами и международном сотрудничестве рассказал в интервью
БЕЛТА Председатель ГКСЭ Алексей Волков.
– В медиапространстве часто можно увидеть новости о результатах работы судебных экспертов на местах происшествий. Расскажите подробнее об этой работе.
– Эксперты государственного комитета ежедневно несут службу, выбывая на места происшествий в составе следственно-оперативных групп. Осмотр места происшествия является неотложным и самым важным следственным действием. В ходе осмотра обнаруживаются следы преступления, устанавливается механизм его совершения, добываются улики, изобличающие преступника.
От оперативности и качества осмотра места происшествия напрямую зависят результаты расследования преступления и неотвратимость наказания виновных лиц. Ежегодно специалисты экспертного ведомства принимают участие в десятках тысяч осмотров мест происшествий.
Эксперт при обнаружении отпечатков пальцев и следов рук в ходе осмотра имеет возможность быстро установить лиц, причастных к совершению преступления. Оперативность раскрытия преступлений обеспечивается в том числе благодаря внедрению прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований, достижений науки и техники.
Укрепление материальной базы позволило обеспечить территориальные подразделения смартфонами для фотофиксации и незамедлительной передачи следовой информации для проверки. Независимо от того, в каком районе страны были обнаружены отпечатки, время проверки составляет от 10 минут до 2 часов. Ранее исследование проводилось около 2 суток. С помощью дактилоскопической идентификационной системы устанавливаются тысячи совпадений по следам рук, изъятым в ходе осмотров мест происшествий.
Также оперативно проводятся проверки изъятых следов по трасологическому учету. Наблюдается значительный рост совпадений, установленных с помощью учетов ДНК.
В рамках уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, возбужденного Генеральной прокуратурой, эксперты работают с останками детей и подростков. Так было в Хойникском, Жлобинском, Лельчицком и Светлогорском районах Гомельской области. Исследования костных останков детей и подростков являются одними из самых сложных в практике медиков-криминалистов, поскольку значительная их часть утрачивается ввиду полного разрушения. Эксперты буквально по крупицам восстанавливают картину происшедшего более 80 лет назад. Эта работа очень кропотливая и ответственная. Мы помним об ужасной трагедии белорусского народа и делаем все возможное, чтобы последующие поколения о ней не забыли и не допустили повторения.
– Каждый год в Государственном комитете судебных экспертиз вводятся новые виды и подвиды экспертиз. Поделитесь, что нового в экспертном ведомстве?
– Судебными экспертами ежегодно проводится более 200 тыс. экспертиз и исследований.
Экспертное ведомство идет в ногу со временем, отвечая на вызовы современности и удовлетворяя потребности инициаторов назначения экспертиз в разработке новых методов исследования, внедрении новых видов (подвидов) экспертиз.
В 2024 году внедрен новый вид экспертных исследований – судебная видеотехническая экспертиза (цифровых видеограмм). Она позволяет решать вопросы установления признаков монтажа видеозаписей и улучшения их качества для повышения различимости объектов видеосъемки. Экспертиза проводится для определения фейковых видео, что в настоящее время и ближайшем будущем весьма актуально.
При использовании нового подвида судебной экспертизы металлов, сплавов и изделий из них – исследование воды и почвы на содержание тяжелых металлов – можно определить количественное содержание 29 химических элементов в образцах воды и почвы.
Новый вид экспертизы – ботаническая дендрохронологическая – востребован при решении вопросов о повреждении растительности в ходе хозяйственной деятельности, незаконной вырубки леса, а также задач, связанных с природными и техногенными катастрофами. При наблюдаемом ежегодном изменении состояния окружающей среды во всем мире данное исследование будет актуальным.
Внедрена технология применения 3D-визуализации при проведении судебно-медицинских экспертиз для оценки результатов лучевой диагностики. Экспертиза позволяет более детально исследовать механизм образования телесных повреждений.
– Расскажите о взаимодействии государственного комитета с правоохранительными органами.
– Безопасность граждан и государства, спокойствие и благополучие общества зависит от слаженности работы правоохранительных и иных государственных органов. Эффективность работы правоохранительных органов во многих случаях зависит от качественной работы судебных экспертов, начиная с обнаружения и изъятия следов преступления до проведения экспертных исследований и дачи заключения.
Специалисты государственного комитета включены в состав межведомственной рабочей группы по изучению уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Усердная и кропотливая работа экспертов в этом направлении способствовала раскрытию ряда преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
Благодаря совместной работе правоохранительных органов и специалистов государственного комитета удалось установить личность преступника, убившего в 2009 году кассира в Минске. Судебные эксперты установили генотип лица, совершившего преступление.
Государственный комитет взаимодействует с правоохранительными органами в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. Экспертами проведено более 300 различных экспертиз, исследованы более 670 тыс. объектов: фрагменты костных останков, пули, гильзы, изъятые с мест захоронений.
К примеру, при проведении медико-криминалистической экспертизы на костных останках пяти человек из захоронения на месте уничтоженной в годы Великой Отечественной войны деревни (одна из партизанских зон на территории Минской области) обнаружены следы огнестрельных повреждений. Среди захороненных находились костные останки несовершеннолетнего ребенка. При этом признаков принадлежности кого-либо из погибших к военнослужащим не установлено. Это позволило следствию сделать вывод о расстреле гражданского населения за связь с партизанами.
Помимо деятельности в рамках процессуального законодательства основное взаимодействие Государственного комитета с правоохранительными и иными государственными органами, судами заключается в оказании им необходимой консультативной помощи в сфере экспертной деятельности, разъяснении возможностей экспертного ведомства. Налаженное межведомственное сотрудничество и постоянный обмен информацией способствуют эффективному применению результатов судебно-экспертной деятельности в досудебном производстве и суде.
– Как обстоят дела с международным сотрудничеством?
– Организация и развитие в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности – одна из основных задач экспертного ведомства.
За прошедший год с официальными визитами наше ведомство посетили 18 делегаций из России, Казахстана, КНР, ОАЭ, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Саудовской Аравии, Индии и Вьетнама.
Большое внимание уделяется экспорту образовательных услуг. Белорусское образование в сфере судебно-экспертной деятельности высоко оценивается специалистами других государств.
Три группы экспертов Департамента судебной экспертизы Полиции Абу-Даби, эксперты Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам и республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» прошли обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. В настоящее время во Вьетнаме наши эксперты обучают специалистов этой страны в соответствии с учебной программой по осмотру места происшествия по пожарам и взрывам, в том числе техногенного характера.
По инициативе экспертного ведомства Беларуси создан Координационный совет государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности. На базе Исполкома СНГ 26 сентября 2024 года государственным комитетом проведено первое заседание. Участие в мероприятии приняли представители министерств юстиции Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Судебно-экспертной службы при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Цель образования Координационного совета – создание единого судебно-экспертного пространства для обмена опытом, систематизации и унификации методик экспертных исследований, рассмотрения вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров, а также проведения совместных научно-практических конференций и научно-исследовательских работ.
В октябре 2024 года в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности», посвященная 95-летию со дня образования Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз. В конференции приняли участие представители научного и экспертного сообщества Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Международное сотрудничество очень важно. Оно способствует обмену опытом и объединению усилий для обеспечения национальной безопасности каждой из сторон. На фоне складывающейся мировой обстановки судебно-экспертную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших элементов противодействия преступности.
– Судебные эксперты заняты работой практически круглосуточно. Есть ли у них время для занятий спортом?
– Государственный комитет судебных экспертиз входит в систему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Специалисты экспертного ведомства принимают участие в межведомственных учениях по противодействию терроризму, проходят тактическую подготовку – отработку действий при пресечении групповых нарушений общественного порядка.
В силу своей компетенции эксперты ежедневно участвуют в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях.
Для выполнения указанных задач сотрудник должен быть подготовлен не только интеллектуально, но и физически. Поэтому в нашем ведомстве большое внимание уделяется спорту.
Приведу примеры наших побед. В соревнованиях БФСО «Динамо» по стрельбе из табельного оружия команда Государственного комитета в прошлом году уже второй раз подряд поднялась на вторую ступень пьедестала, подтвердив свой высокий уровень. В соревнованиях по служебному многоборью заняла почетное 3-е место среди силовых структур.
На ежегодном межведомственном шахматном турнире памяти Героя Советского Союза Н.А.Михайлашева команда судебных экспертов заняла 3-е место, а ее капитан Сергей Жук в личном зачете среди 44 участников одержал победу.
Таких результатов не удалось бы достичь принуждением к тренировкам. Эксперты ответственно относятся не только к своей работе, но и к физической подготовке, проявляя инициативу. Смело можно резюмировать, что Государственный комитет судебных экспертиз – это сплоченная команда профессионалов и патриотов своей страны.
По информации
БЕЛТА
Первый замминистра труда и соцзащиты – о тенденциях на рынке труда и современных инструментах профориентации
Какие инструменты и инициативы предлагает государство для трудоустройства молодежи и какая сейчас обстановка на рынке труда, корреспондент «Р» поговорила с первым заместителем Министра труда и соцзащиты Татьяной Астрейко.
Спрос и предложения
– Какие тенденции на рынке труда в Беларуси и какое влияние они оказывают на трудоустройство молодежи?
– Белорусский рынок труда переживает период активных изменений. С одной стороны, мы наблюдаем устойчивый рост спроса на рабочую силу и новые компетенции, а с другой – существенно изменяются требования нового поколения сотрудников.
С начала 2025-го количество заявленных вакансий в Общереспубликанском банке вакансий возросло, что отчасти связано со вступлением в силу новой редакции закона о занятости, которая обязала работодателей в первую очередь публиковать вакансии в единой государственной базе. Теперь у молодежи появился более широкий и прозрачный доступ к актуальным предложениям работодателей, что упрощает поиск первой работы.
При этом 67 процентов вакансий – рабочие профессии (водители, продавцы, грузчики), что открывает возможности для молодых людей без высшего образования. Однако важно отметить, что молодежь сегодня стремится не только к трудоустройству, но и к профессиональному развитию: все чаще выпускники ищут вакансии с перспективой карьерного роста и дополнительного обучения.
Государство активно вовлекает молодежь в трудовую деятельность через программы временной занятости. В прошлом году было трудоустроено свыше 55 тысяч учащихся – это в 1,7 раза больше, чем в 2020-м. Кроме того.
В 2024-м 114 тысяч молодых специалистов впервые вышли на рынок труда – на 11,5 процента больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что компании готовы брать на работу новичков.
Несмотря на позитивные тенденции, перед молодежью по-прежнему стоит ряд вызовов. К примеру, конкуренция за престижные вакансии – в IT, финансах, маркетинге спрос остается высоким, но требования к кандидатам растут.
– Какие навыки и компетенции наиболее востребованы у работодателей?
– Современные тенденции показывают, что требования работодателей значительно изменились. Раньше главным критерием были профессиональные знания и узкоспециальные навыки, но сегодня они стали базовым требованием, к которому обязательно добавляются другие важные качества.
Это подтверждает и анализ данных Общереспубликанского банка вакансий: работодатели практически повсеместно включают в свои вакансии следующее требование – способность человека эффективно взаимодействовать с другими (так называемые soft skills). Особенно востребованы умение работать в команде, адаптивность и навыки деловой коммуникации. Даже для таких традиционно технических специальностей, как водитель или оператор станков, все чаще становятся обязательными навыки взаимодействия с клиентами и коллегами.
Компьютерная грамотность из дополнительного навыка превратилась в обязательный минимум. Плюс к этому работодатели все чаще готовы закрывать недостаток опыта у молодых специалистов за счет их гибкости и обучаемости.
– Недавно Минтруда и соцзащиты расширило перечень легких видов работ, которые могут выполнять 14–16-летние, и сократило список запрещенных для несовершеннолетних. Какие именно изменения были внесены и как, по вашим оценкам, это повлияет на возможности трудоустройства молодежи?
– Для возрастной группы 14–16 лет существенно расширен перечень легких видов работ. Теперь ребята могут трудоустраиваться в пунктах проката, заниматься оформлением праздников и флористикой, доставлять товары, а также трудиться в справочно-информационных службах. В сфере общественного питания добавлены такие функции, как сервировка столов и прием заказов, в торговле – контроль сроков годности продукции.
Для всех несовершеннолетних до 18 лет сняты ограничения более чем по 160 профессиям. Благодаря приведению перечня запрещенных работ в соответствие с классификатором занятий молодежь теперь может работать поварами, кондитерами, корректорами, операторами полиграфического производства и на других должностях, которые ранее были недоступны, но при этом являются безопасными.
Подчеркну, что все новые возможности строго соответствуют принципам безопасности: запрещены ночные смены, работа с опасными веществами или тяжелыми механизмами. Для 14–16-летних сохраняется требование о согласии родителей.
Где искать работу?
– Что более эффективно в поиске работы: ярмарки вакансий или поиск в сети?
– Эффективнее всего в поиске работы комбинировать разные подходы: и посещать ярмарки вакансий, и активно пользоваться онлайн-ресурсами. Каждый из этих способов дает свои преимущества.
Ярмарки вакансий – это не просто возможность увидеть открытые позиции, но и личный контакт с работодателями. Здесь можно сразу задать вопросы о компании, требованиях к кандидатам, корпоративной культуре и даже пройти мини-собеседование на месте. Для молодежи, особенно выпускников без большого опыта, это отличный шанс проявить себя, произвести впечатление и получить обратную связь напрямую. Онлайн-поиск удобен своей доступностью и оперативностью.
– Какую роль играют ярмарки вакансий в системе содействия занятости молодежи?
– С каждым годом мы наблюдаем увеличение спроса на республиканские ярмарки среди молодых соискателей. Только в 2024-м участие в таком масштабном мероприятии приняли 46 тысяч молодых людей – это на 18 тысяч больше, чем в 2023 году. Причем каждый четвертый участник в 2024-м смог предварительно договориться о последующем трудоустройстве, что свидетельствует о высокой эффективности этого формата.
Анализ показывает, что для молодежи такие мероприятия становятся важным элементом профессиональной ориентации. Широкий спектр компаний из разных отраслей в одном месте помогает сориентироваться на рынке труда, сравнить условия и требования, а иногда и открыть для себя совершенно новые карьерные возможности.
Важным преимуществом современных ярмарок стало их образовательное наполнение. Мастер-классы по составлению резюме или подготовке к собеседованию помогают молодым людям компенсировать недостаток опыта в поиске работы. Экономия времени – это еще один значимый фактор. Для молодежи, совмещающей поиск работы с учебой, возможность за один день пообщаться с десятками работодателей становится реальным ускорителем трудоустройства.
– Сколько ярмарок планируется провести в этом году и в каких регионах?
– В 2025-м в период с 21 по 25 апреля предусмотрено проведение 273 ярмарок вакансий по всей стране. В областных центрах и крупных городах с населением свыше 50 тысяч человек ярмарки будут работать три дня, а в населенных пунктах с меньшей численностью – два.
Уже сейчас к участию заявились более 2,6 тысячи нанимателей из различных секторов экономики, включая промышленность, торговлю, гостиничный бизнес и сельское хозяйство. Они готовы предложить молодежи 34 тысячи вакансий, причем около 12 тысяч из них предназначены для несовершеннолетних. Это особенно важно, так как позволяет охватить все возрастные группы молодежи – от школьников до выпускников вузов.
Отмечу, что для удобства участников создан тематический раздел «Временная занятость» на Информационном портале государственной службы занятости. Именно там можно заранее ознакомиться с условиями работы и требованиями нанимателей.
«Шаг в профессию»
– Какие современные инструменты профориентации доступны молодежи сегодня, как они помогают сделать осознанный выбор профессии?
– Важно взвешенно подходить к выбору профессии и развитию своих навыков. Государственная служба занятости предлагает современный инструмент для этого – цифровой профориентационный сервис «Шаг в профессию».
Сервис позволяет не только пройти комплексное тестирование профессиональных склонностей, но и получить детальную информацию о более чем 800 профессиях – от требований к образованию до карьерных перспектив.
Особую ценность представляет возможность анализировать актуальные данные по вакансиям, что дает четкое представление о востребованных навыках в конкретных регионах и профессиональных сферах. Такой подход помогает сделать выбор, соответствующий как личным способностям, так и потребностям рынка труда.
Планы по развитию молодежной занятости
– Каковы ближайшие планы министерства по решению вопросов молодежной занятости?
– Это существенное обновление механизмов поддержки молодежной занятости, что особенно актуально в условиях трансформации рынка труда.
Один из ключевых шагов – расширение доступа к государственной финансовой поддержке для организаций, готовых трудоустраивать молодежь. Сейчас на уровне Правительства рассматривается инициатива, которая позволит участвовать в программе не только бюджетным учреждениям, но и более широкому кругу работодателей.
– Какие новые форматы занятости молодежи вы намерены развивать в ближайшее время и какие цели стоят за этими инициативами?
– Уже скоро стартует важный проект «Время добрых дел». Он представляет собой качественно новый подход к организации занятости молодежи, объединяя трудовую практику с социальной миссией. Участники будут работать в территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах, получая уникальный опыт взаимодействия с пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью.
Это не просто временная занятость, а целый механизм, который помогает молодым людям развивать профессиональные и личностные качества. Проект решает сразу несколько стратегических задач: от профориентации молодежи до улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения.
Для участников 14–16 лет предусмотрены различные виды помощи: от обучения пожилых людей компьютерной грамотности до работы в пунктах проката технических средств реабилитации. Ребята постарше смогут заниматься сопровождением пожилых и людей с инвалидностью, оказывать помощь в быту, организовывать досуг для поддержания активного образа жизни пожилых, а также непосредственно участвовать в работе реабилитационно-трудовых мастерских и кружков.
Подростки получат возможность увидеть изнутри работу социальной сферы, что может стать определяющим фактором при выборе будущей профессии. Мы ожидаем, что «Время добрых дел» не только обеспечит временную занятость, но и сформирует кадровый резерв для системы соцзащиты.
Акцентирую, что все эти инициативы носят комплексный характер: они сочетают экономические, воспитательные и карьерные аспекты.
Поддержка молодых специалистов
– Какие меры поддержки предусмотрены государством для молодых специалистов?
– Государственная политика поддержки молодых специалистов охватывает ключевые аспекты профессионального становления. Так, в рамках реализации Указа Президента № 344 от 29 августа 2024 г. создан новый механизм обеспечения жильем через специальные кредитные линии для организаций с госдолей собственности.
Суть инициативы заключается в предоставлении таким предприятиям доступа к льготным кредитам на строительство и приобретение арендного жилья с обязательным условием выделения не менее 20 процентов жилого фонда молодым специалистам и гражданам до 31 года.
Финансовая поддержка приобрела многоуровневый характер: от стимулирующих выплат в бюджетной сфере и сельском хозяйстве до специальных доплат в регионах радиоактивного загрязнения. Введение налогового вычета, сопоставимого с 13-й зарплатой, создает дополнительную мотивацию для выпускников, распределяющихся на предприятия.
Эти меры синхронизированы с изменениями на рынке труда. Усовершенствованные условия льготного кредитования на домашнее имущество, например, учитывают реальные потребности молодых семей. Такой комплексный подход позволяет привлекать молодые кадры в приоритетные для экономики сферы.
Екатерина Умрихина, «
Рэспубліка», 19 апреля 2025 г.
Владимир Перцов о Директиве № 12: расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов
Один из важнейших документов – Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» – был подписан 9 апреля Президентом Беларуси. Это ожидаемый документ, прежде всего потому, что велось немало дискуссий о том, в каком направлении развиваться и что брать за основу в работе в идеологическом пространстве. О значимости документа корреспондент
БЕЛТА побеседовал с Заместителем Главы Администрации Президента Беларуси Владимиром Перцовым.
– Владимир Борисович, насколько значимым, своевременным и необходимым является этот документ?
– Время для такого документа объективно пришло. Президент часто в последние годы возвращался к вопросам идеологии, национальной идеи, ценностей и смыслов. Заняться идеологией, пропагандой и контрпропагандой было его прямым поручением. И мы над этим довольно активно работали.
Если говорить кратко, то по сути эта Директива – своеобразная дорожная карта, которая необходима, чтобы описать простым и понятным языком концепцию государственности, сделать едиными подходы к организации и проведению идеологической работы по всей стране – в учебных заведениях, на предприятиях, чтобы доносить государственную повестку в том числе до граждан, занятых в частном секторе экономики. Можно сказать, что документ определяет единые правила игры в идеологическом поле.
– Как шла подготовка документа, кто принимал участие в разработке?
– К работе были подключены республиканские и региональные госорганы, экспертное и научное сообщества, представители средств массовой информации и гражданского общества.
При Администрации Президента была создана рабочая группа, приводившая к одному знаменателю огромное количество предложений, мнений и позиций. Работа была проведена колоссальная. При этом главным критерием был один - идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное. Поэтому документ, на мой взгляд, получился максимально практико-ориентированным.
В сухом остатке директива как указ программного характера решает ключевые задачи: в ней определяются идейные ориентиры белорусского общества на современном этапе развития, раскрывается механизм реализации идеологической работы, а также устанавливается оценка эффективности идеологической работы. А это ведь тоже очень важный момент для эффективной реализации документа.
Ведь на практике мы видели, что есть определенные нюансы в идеологическом пространстве, которые надо устранять. Для понимания: до вчерашнего дня в идеологической работе мы руководствовались документами 2003 и 2004 годов, которые, что очевидно, устарели для работы в современных реалиях. При этом еще и подходы к идеологической работе разнились от региона к региону. И потому было важно обобщить весь опыт и установить единые подходы в практических направлениях идеологической работы по всей стране.
– Что принималось во внимание при формировании основ идеологии белорусского общества, которые утвердила подписанная Президентом Директива № 12?
Действительно, наиболее важная составляющая Директивы – утверждаемые ею основы идеологии белорусского общества. Это своего рода букварь гражданина страны. Это емкое и сжатое описание жизни белорусского общества и государства в преломлении прошлого, настоящего и будущего. Расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов.
Одновременно хочу сказать всем критикам. Речь не идет о насаждении некоего единомыслия, речь идет о необходимости обладания гражданами страны четкими, понятными знаниями основ жизни своей страны. Каши в головах у людей быть не должно!
Если мы хотим воспитать думающих, патриотичных, готовых в случае необходимости встать на защиту своей страны граждан, четко осознающих, «что такое хорошо и что такое плохо», то должна вестись соответствующая работа, должны пропагандироваться в обществе соответствующие идеалы и ценности. И мы это будем делать.
Это прекрасно знают и наши так называемые западные учителя. Нам они навязывают принципы плюрализма, а у себя вводят наказания, вплоть до уголовных, за попытки пересмотра устоявшихся истин истории и современности своей государственности.
Невозможно представить себе немца, итальянца или поляка, рассуждающего о целесообразности единства своего государства, о каких-то альтернативных подходах к осмыслению прошлого. Мысли в голове такой нет и быть не может – настолько продуманно и четко сформирована концепция государственности и настолько же эффективно внедряется через все сферы жизни. Такая же однозначность в оценках должна быть и у нас.
И в завершение, если говорить про ключевые аспекты директивы, стоит обратить внимание на то, что в документе четко определяются понятие, цель, задачи, основные формы идеологической работы, субъекты ее реализации. Кроме того, директива устанавливает ключевые подходы к организации идеологической работы в трудовом коллективе и предусматривает обязанность реализации основ идеологии белорусского государства во всех сферах и субъектах хозяйствования независимо от формы собственности. Персональная ответственность за состояние идеологической работы возлагается на руководителя коллектива или отрасли.
По информации
БЕЛТА