07.02.2018
Большинство поступающих в Комитет госконтроля жалоб могут и должны разрешать местные власти
Почему у жителей регионов больше доверия к главному контрольному органу, чем к своим землякам–управленцам? Статистика, которую на днях привели в Комитете госконтроля, заставляет задуматься над этим вопросом. Оказывается, более 90 процентов обращений, поступивших в КГК в прошлом году, могли разрешить местные власти, будь они более внимательны к гражданам.
Галина Еремцова, начальник отдела КГК, сообщила, что в 2017–м комитет рассмотрел 9,1 тыс. письменных обращений граждан, почти 4 тысячи человек были приняты во время личных приемов. Оказалось, практически все поднятые вопросы могли быть решены исполнительными и распорядительными, другими территориальными органами, без вмешательства госконтролеров. Чаще всего люди высказывали претензии к работе исполкомов, предприятий, говорили о нарушениях со стороны руководителей организаций. Наиболее злободневными, как выяснилось, остаются вопросы деятельности жилищно–коммунального хозяйства. К примеру, в Мозыре горожанке, состоящей в списке нуждающихся детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполком выделил квартиру, состояние которой оставляло желать лучшего. Начали ремонт, а потом выяснилось – жилье почему-то было предоставлено по договору коммерческого найма, и от женщины потребовали оплатить ремонтные работы. Только после ее жалобы в госконтроль Мозырский райжилкомхоз начал приводить квартиру в нормальное, технически исправное состояние, порекомендовав обратиться в исполком и изменить ее статус на жилое помещение социального пользования.
Опять же, только после вмешательства КГК специалисты Щучинского районного жилкомхоза отрегулировали внутреннюю систему отопления в жилом доме, заменили дверь в тепловой узел и укрепили запирающее устройство. Почему раньше игнорировались просьбы щучинцев? В агрогородке Новая Гута Гомельской области в 2014 году местная жительница просила частично утеплить в доме стены, в октябре 2017–го коммунальщики в очередной раз ответили: мол, извините, денег нет. Тогда поступила жалоба в КГК, и уже 31 октября из облисполкома ответили: работы по утеплению, устранению сырости отдельных участков фасада начаты.
В целом обращения граждан, юрлиц в КГК и анализ работы с населением исполнительных и распорядительных органов вылились более чем в полсотни проверок. В итоге к административной ответственности привлечено 164 должностных лица, индивидуальных предпринимателей и организаций, к дисциплинарной – 391 человек. От занимаемой должности освобождено два руководителя, для шести проверки закончились возбуждением уголовных дел.
А все могло бы быть иначе, не прояви чиновники равнодушия к людским нуждам.
Егор Носов, «Советская Белоруссия», 7 февраля 2018 г.
«Учтены интересы субъектов и проверяющих». Василий Герасимов об Указе о контрольной (надзорной) деятельности
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации
БЕЛТА
Какие дома в Беларуси попадут под реновацию? Пример привели в МЖКХ
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Севрук в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, какие дома попадут под реновацию.
В Беларуси в Концепции государственной жилищной политики до 2030 года вводится такое понятие, как реновация жилья, в рамках которой уже будут несколько иные подходы к модернизации и реконструкции жилых домов. «В стране существуют жилые дома, которые нецелесообразно капитально ремонтировать. Инженерные системы, конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и сроки эксплуатации жилого дома сильно превышены», – пояснила Надежда Севрук.
Государственные органы совместно с Министерством архитектуры и строительства и Министерством жилищно-коммунального хозяйства вырабатывают критерии и подходы по тому, какие дома будут подлежать реновации, реконструкции, модернизации. Она подчеркнула, что последующие пять лет эта тема будет активно внедряться. «Сегодня уже общество требует более комфортного проживания. Некоторые дома, особенно в удаленных районах, могут не отвечать определенным требованиям», – сказала она.
По словам Надежды Севрук, планирование перечня таких домов уже налажено с учетом пятилетней программы капитального ремонта и текущих графиков на год. «Есть дома 1905 года, двухэтажки, которые не полностью оборудованы какими-то инженерными системами. Для того чтобы капитально отремонтировать этот дом при средней стоимости за 1 кв.м капитального ремонта в Br342, один квадрат капремонта такого дома может обходиться в Br1,3 тыс. При этом не всегда возможно отдельные инженерные системы переоборудовать, установить, потому что просто они не предусмотрены там в целом или износ уже настолько сильный, что провести реновацию этого жилого дома государству будет более экономически выгодно, нежели проводить там капитальный ремонт», – привела пример она.
В случае если дом попал под реновацию, будет предусмотрена программа предоставления или компенсации жилья для граждан, проживающих в этом доме.
По информации
БЕЛТА
Проверка выполнения поручений Президента – одно из ключевых направлений работы КГК
Проверка выполнения поручений Президента – одно из ключевых направлений работы КГК. Об этом заявил Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, передает корреспондент
БЕЛТА.
Василий Герасимов отметил, что на контроле КГК больше половины всех поручений Президента, которые имеют стратегическое и важнейшее значение для устойчивого развития страны и улучшения благосостояния граждан. «Наша единая с исполнителями задача – уложиться в установленные сроки, обеспечить качество и исполнительскую дисциплину, чтобы количество невыполненных поручений стремилось к нулю», – подчеркнул глава КГК.
В рамках контроля за выполнением поручений Главы государства Комитет госконтроля взаимодействует со всеми заинтересованными на всех этапах выполнения поручений, особенно с правительством как ответственным исполнителем и координатором подавляющей части поручений.
При этом, как показывают контрольные мероприятия, у ряда исполнителей поручений до сих пор сохраняется расслабленность, волокита и даже формальный подход. Со стороны КГК буквально за каждым поручением будет ужесточен контроль, в том числе с учетом требований о персональной ответственности руководителей и непосредственных исполнителей поручений в свете Директивы Президента № 11.
По информации
БЕЛТА
Как распределяется арендное жилье и у кого преимущество при получении, пояснили в МЖКХ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации
БЕЛТА
МЖКХ предлагает присоединиться к инициативе по наведению порядка на земле
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси в Год благоустройства предлагает присоединиться к инициативе по наведению порядка на земле, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
«Благоустройство – это не просто обновление фасадов и создание новых парков, а возможность для каждого внести свой вклад в формирование гармоничной среды, где царит красота и порядок, а люди чувствуют себя комфортно и счастливо, – отметили в пресс-службе. – Посадите дерево, обустройте палисадник во дворе, наведите порядок в местах, где любите отдыхать и проводить время».
Также жителей призывают поучаствовать в благоустройстве памятных мест, помочь навести порядок на придомовой территории пожилым людям, а также тем, кто нуждается в помощи.
«Даже самый скромный вклад каждого из нас сделает страну еще краше. Делитесь своими достижениями в соцсетях с хештегом #НаРоднойЗемлеЖивиКакХозяин – пусть вся Беларусь вдохновляется вашим примером», – отметили в Министерстве.
По информации
БЕЛТА