05.02.2018
Заседание Евразийского межправительственного совета состоялось 2 февраля в Алматы
Внедрение систем маркировки в рамках Евразийского экономического союза и формирование механизмов реализации согласованной цифровой политики Союза стали основными темами первого в 2018 году заседания Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Алматы (Республика Казахстан) 2 февраля.
Главам правительств государств-членов ЕАЭС были представлены доклады о макроэкономической ситуации в странах Союза и состоянии взаимной торговли, а также прогнозы развития агропромышленного комплекса государств-членов.
В заседании Межправительственного совета приняли участие Премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян, Премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков, Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.
Открывая заседание, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев отметил, что рост экономик государств ЕАЭС свидетельствует о потенциале Союза и его важности для стран ЕАЭС. «Мы приняли ряд важных документов, которые связаны с текущим и дальнейшим развитием Союза, – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев. – Доказательством тому служит вступление в силу с 1 января этого года нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Тем самым созданы условия по ускоренному прохождению таможенных процедур. Полагаю, что и этот год станет якорным для реализации актуальных вопросов и новых инициатив, связанных с функционированием нашего интеграционного объединения».
Оценивая итоги года, глава правительства Казахстана заявил, что, несмотря на общемировую экономическую нестабильность, республике удалось сохранить положительную динамику увеличения товарооборота в рамках ЕАЭС, который вырос на 31% по сравнению с прошлым годом.
Премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян обратил особое внимание на необходимость сконцентрироваться на тех направлениях деятельности, совместное продвижение по которым будет идти в русле обеспечения устойчивого экономического развития. «Важно держать в центре внимания работу по устранению еще имеющихся на общем рынке барьеров, обеспечить необходимые предпосылки для ведения бизнеса в условиях единых правил здоровой конкуренции и эффективного использования логистических и транспортно-коммуникационных возможностей», – уверен глава правительства Армении.
Премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков подчеркнул, что «существует необходимость внутренней «донастройки» ЕАЭС, обеспечения всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами-членами союзных норм и взятых на себя обязательств». Кроме того, Андрей Кобяков отметил важность учета национальных интересов, а также оптимального баланса между интересами хозяйствующих субъектов и государств-членов при принятии решений о введении маркировки тех или иных конкретных товаров.
Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков сделал акцент на огромном потенциале Союза и возможности экономического роста стран евразийской «пятерки». По его мнению, важно стимулировать кооперационные процессы в промышленности, содействовать созданию совместных предприятий, развивать здоровую конкурентную среду и способствовать улучшению делового климата.
В свою очередь, Председатель Евразийского межправительственного совета ЕАЭС, Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев обратил особое внимание на те направления дальнейшей работы, которым российская сторона будет уделять особое внимание в 2018 году в рамках председательства в органах Союза.
«Важно выполнить работу по стратегическим задачам, стоящим перед Союзом. Для этого предстоит заняться устранением барьеров и ограничений, остающихся на нашем рынке, – сказал глава российского правительства. – Целенаправленно и последовательно развивать внутренний контур интеграции, формировать единые рынки товаров и услуг, проводить согласованную политику в промышленности и сельском хозяйстве, выстраивать политику импортозамещения, чтобы в конечном счёте выйти на взаимовыгодные совместные проекты и перейти к созданию высокотехнологичной продукции».
Дмитрий Медведев предложил дополнить работу новыми инициативами: «Необходимы собственные цифровые платформы и собственная инфраструктура, при том что мы должны действовать совместно, используя единые стандарты. Речь идёт о той же прослеживаемости, развитии электронной коммерции, переходе на единые стандарты, внедрении IT-технологий в транспорте, промышленности и таможенном деле. Нужно консолидировать наши национальные предложения».
В ходе дискуссии о механизмах совместной реализации цифровой повестки ЕАЭС главы правительств в продолжение разговора, начатого на пленарной сессии форума «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации», согласились, что одним из важнейших условий для достижения успеха является согласованная политика стран Союза. Необходимо формировать унифицированное законодательство в цифровой сфере, развивать интеграционные платформы и усиливать их роль в экономике ЕАЭС, создавать стимулы для цифровых преобразований, в том числе через совершенствование технических регламентов и системы стандартизации. Серьезным шагом вперед станет создание единой площадки для накопления базы знаний о происходящих процессах цифровой трансформации и их анализа.
Премьер-министры поручили ЕЭК совместно с правительствами стран Союза проработать представленные Комиссией механизмы реализации согласованной политики при цифровой трансформации экономик государств-членов.
Члены Межправсовета подписали Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.
Документ ориентирован на создание единой в рамках Союза системы маркировки товаров с использованием средств идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формирование и ведение реестра закреплено за Комиссией.
Реализация соглашения позволит применять принцип прослеживаемости для обеспечения равных условий конкуренции, повысить качество товаров и обеспечить безопасность потребителей, вести эффективную борьбу с серым рынком и контрафактными товарами. Его реализация будет способствовать росту прозрачности товарных потоков на территории ЕАЭС и собираемости налогов. Важным итогом внедрения системы и применения современных методов идентификации станет оцифровка товарных потоков и модернизация транспортно-логистической инфраструктуры в странах Союза.
Принято распоряжение о разработке проекта Порядка взаимодействия между органами национальных правительств, отвечающими за назначение и выплату пенсий трудящимся, и Комиссией. Планируется, что такое взаимодействие будет осуществляться с помощью интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Главы правительств стран Союза подчеркнули значение Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС для дальнейшего развития интеграционных процессов и повышения трудовой мобильности. Предполагается, что проект договора будет разработан до конца 2018 года.
Главы правительств обсудили выводы докладов о макроэкономической ситуации в странах Союза и состоянии взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС.
Отмечено, что положительная динамика наблюдается практически по всем основным экономическим показателям. Таким образом, можно говорить о том, что экономики стран Союза перешли в фазу восстановления. Вместе с тем скорость этого процесса различается ввиду различных масштабов поддержки внутреннего спроса и возможностей для реализации стимулирующих мер фискальной политики.
В результате деятельности Союза, объемы взаимной торговли между странами-участницами интеграционного объединения в январе–сентябре 2017 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 26,9 % и достигли 38,9 млрд долларов США. Существенный рост показателей отмечен во всех странах Союза. Дальнейшее качественное развитие единых рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках евразийского интеграционного объединения будет способствовать увеличению объемов и диверсификации товарной структуры взаимной торговли ЕАЭС.
Члены Межправсовета одобрили прогнозы развития агропромышленного комплекса стран Союза, а также балансы спроса и предложения по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковому волокну и шерсти на 2017-2018 годы.
Ожидается, что в 2018 году посевные площади в ЕАЭС вырастут до 110,6 млн га, что на 2,5% больше, чем в 2015 году. При этом площади для выращивания зерновых и зернобобовых культур увеличатся на 778,7 тыс. га, а овощей – на 71,6 тыс. га. Кроме того, прогнозируется рост поголовья в животноводстве и птицеводстве.
Рост количественных и качественных показателей в агропромышленном комплексе позволит нарастить экспорт сельхозпродукции в третьи страны до 24,2 млрд долл. США. Одновременно прогнозируется сокращение импорта на 10% до 26,0 млрд долл. США.
Утверждено Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере.
Документ определяет базовые принципы финансирования евразийских технологических платформ и регламентирует процедуру реализации межгосударственных программ и проектов. Сегодня в рамках 12 уже действующих евразийских технологических платформ разработано порядка 140 проектов. Некоторые из них могут быть реализованы уже в ближайшее время.
Предусмотрен гибкий механизм финансирования, позволяющий использовать различные источники заимствований, а также стимулировать привлечение внебюджетных средств, в том числе от частных и институциональных инвесторов.
Очередное заседание Евразийского межправительственного совета состоится в апреле этого года в Российской Федерации.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
(фото – официальный сайт ЕЭК)
«Очередной рывок в развитии ШОС». На заседании Совета глав правительств подписан ряд документов
Состоявшееся 18 ноября в Москве заседание Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества стало очередным рывком в развитии ШОС. Об этом по итогам мероприятия заявил журналистам заместитель генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Миднапу Рамчандра Мидхун, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Белорусскую делегацию на заседании возглавлял Премьер-министр Александр Турчин. «По итогам приняты такие документы, как дорожная карта по развитию сотрудничества между государствами ШОС в области социального развития на 2026–2028 годы, план реализации концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств ШОС и другие», – сказал замгенсека ШОС.
Подписан также протокол, который закрепляет возможность уплаты ежегодных взносов в бюджет ШОС не только в долларах США, но и в иных валютах.
Заместитель генерального секретаря отметил, что на заседании обсуждались меры по комплексному и поступательному выполнению стратегии развития ШОС до 2035 года. Важное место уделено расширению торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, вопросам взаимодействия в сферах цифровой экономики, энергетики, зеленой повестки, искусственного интеллекта, науки и инноваций, образования, культуры, туризма, здравоохранения, спорта, контактам по линии молодежи. Итоги заседания отражены в подписанном совместном коммюнике.
«Мы не просто провели очередное заседание Совета глав правительств, мы совершили очередной рывок в развитии ШОС, закрепив единство наших взглядов», – подчеркнул Миднапу Рамчандра Мидхун.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Беларусь и Ростовская область подписали план мероприятий по развитию сотрудничества на 2026–2028 годы
План мероприятий по развитию сотрудничества между Беларусью и Ростовской областью на 2026–2028 годы подписан во время заседания рабочей группы по сотрудничеству между Беларусью и Ростовской областью РФ, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Состоялось подписание протокола четырнадцатого заседания рабочей группы по сотрудничеству Беларуси и Ростовской области РФ. Протокол от Беларуси подписал первый заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета Юрий Валеватый, от правительства Ростовской области – губернатор Юрий Слюсарь.
Председатели рабочей группы обменялись планом мероприятий по развитию сотрудничества между Беларусью и Ростовской областью на 2026–2028 годы.
Прошла церемония подписания соглашения об установлении дружественных отношений между Быховским районом Могилевской области и Цимлянским районом Ростовской области. От Быховского района подпись поставил председатель районного исполнительного комитета Александр Киселев, от Цимлянского – глава администрации Елена Ночевкина.
Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Витебские ковры» и ООО «Каменскхимволокно». Подписи поставили генеральный директор ОАО «Витебские ковры» Артем Лоханкин и директор ООО «Каменскхимволокно» Елена Карпенко.
Также подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «СветлогорскХимволокно» и ООО «Каменскхимволокно» о разработке насосного оборудования. Подписи поставили первый заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «СветлогорскХимволокно» Василий Вовк, от ООО «Каменскхимволокно» – директор Елена Карпенко.
Подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» и АО «ВЗМЭО» (Волгодонский завод металлургического и энергетического оборудования). Соглашение подписали заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» Александр Бориков, от АО «ВЗМЭО» – коммерческий директор – заместитель генерального директора Константин Сакирко.
После этого стороны обменялись подарками.
По информации
БЕЛТА
Реализация Указа № 232. МАРТ – о формировании стабфондов на межсезонье-2025/26
Чтобы традиционных витаминов хватило до лета – закладка картофеля, овощей и яблок в стабфонды завершена. Полная готовность – к 15 ноября. Какова ожидаемая потребность в продукции с середины осени и практически до конца весны? В чем нюансы ее распределения? Какими будут цены на шесть регулируемых позиций в межсезонье? Об этом и многом другом «Р» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Под полную потребность
Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович отметил, что для гарантированного обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонье с учетом возникающих определенных проблем в прошлые годы был подписан Указ Президента № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд». Согласно документу, формирование стабфондов переведено в систему госзаказа, где сельхозпроизводители – поставщики, сети или госорганизация – заготовители. Появилась норма о предварительном кредитовании аграриев в размере не более 30 процентов от стоимости поставки продукции, указанной в договоре с сетями. Ретейл может это делать как из своих средств, так и с помощью привлечения кредитов Беларусбанка и Белагропромбанка под 3 процента годовых. Кроме того, закреплены обязанности поставщика обеспечить выполнение условий договора, заготовителя – наличие полученной продукции в межсезонье, предусмотрена ответственность для сторон.
– Правила игры определены. Теперь ни фермер, ни торговля не могут сказать, что государство не создало приемлемых условий для их совместной работы в этом направлении, – акцентировал Министр.
Принятое в развитие Указа постановление Совмина № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд» также скорректировало подходы по формированию стабфондов исходя из анализа ситуации за прошлые годы. Напомним, в последние пару лет впервые за долгое время стали закладывать в хранилища объем, равный полной потребности торговли и государственных социальных организаций, в частности школ, детсадов, больниц. И хотя в прошлом году были случаи перебоя в поставках продукции в ряд магазинов – сказались резко выросший спрос и непорядочность отдельных поставщиков, по своим причинам отказывавших в выполнении договоренностей, – вектор в целом оказался верным. Потому его решили сохранить, увеличив объемы. Так, на межсезонный период 2025/26 года потребность в борщевом наборе составляет 158,72 тысячи тонн. В том числе 121,77 тысячи тонн – для торговых сетей, 36,95 тысячи тонн – для учреждений соцсферы. Картофель должен быть заложен в общем в объеме 61,66 тысячи тонн, капуста – 26,26, свекла – 9,72, морковь – 15,23, репчатый лук – 17,27, яблоки – 28,58 тысячи тонн. Все объемы посчитаны с учетом возможностей сельхозорганизаций и согласованы регулятором – Минсельхозпродом.
По факту по ряду позиций имеем даже чуть больше потребности. Не пропадет, уверяют в МАРТ. Потому как сформированы графики поставок между производителями и организациями, за выполнением которых будут тщательно следить в ведомстве. По картофелю, моркови и свекле – по 31 мая включительно, по капусте, луку и яблокам – по 30 апреля.
– При этом в случае возникновения каких-либо дополнительных факторов, влияющих на объемы закладки, касающихся, например, сроков хранения, повышения либо снижения спроса, изменения условий на внешних рынках и других, у нас есть возможность оперативно внести корректировки в действующее постановление Совмина, – обратил внимание Артур Карпович.
Задача – сработать ритмично
Руководитель МАРТ подчеркнул:
– В целом мы постарались создать такую систему, где все участники заинтересованы в ритмичной партнерской работе. Потому как, например, сети уже внесли аванс в адрес производителей в размере 10 процентов от стоимости продукции, указанной в договорах поставки, – такой пункт есть в постановлении Правительства № 399. В последующем предоплата – по сути, кредит от торговли на срок до одного года в адрес сельхозпроизводителя – будет не более 30 процентов. Эта норма не распространяется на бюджетные организации и госзакупки.
Более того, как уже сейчас предусмотрено, если у производителя появятся излишки, когда, например, спрос будет меньше запланированного, он сможет их продать по согласованию с МАРТ, облисполкомами и Мингорисполкомом на иные цели. При этом доля кредитных средств, приходящихся на такую продукцию, будет считаться используемой по назначению. Если спрос будет выше ожидаемого, сельхозорганизации должны оперативно сообщить об этом в облисполкомы и Мингорисполком, которые вправе инициировать увеличение объемов госзаказа.
Юлить себе дороже: за то, что подвел партнеров, ответственных перед своим потребителем и страной, предусмотрена ответственность. Согласно изменениям в КоАП, вступившим в силу с 12 июля, предусмотрена административная ответственность за поставку (недопоставку) по заключенному договору продукции из стабфондов для республиканских нужд для поставщика и заготовителя, а также за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период. Это чревато штрафом в размере от 5 до 12 базовых величин на должностное лицо, на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых.
– Настроены реагировать жестко при умышленных нарушениях. Опыт прошлого межсезонного периода это показал. Напомню, тогда впервые в истории МАРТ при разбирательстве ситуации с нехваткой в торговле ряда товаров так называемого борщевого набора при достаточном наличии остатков в стабфондах были применены нормы торгового законодательства в антимонопольных расследованиях. Так, согласно статье 24 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора. В результате установили пять фактов нарушения поставщиками этой нормы. Приняты необходимые меры реагирования, в том числе проинформированы о подобных фактах местные органы власти и Минсельхозпрод как кураторы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения поставок ее в торговлю. Надеемся, что недобросовестные поставщики сделали необходимые выводы и подобных нарушений больше не повторится. Потребитель не должен страдать от умышленного недобросовестного поведения производителей, – озвучил позицию Артур Карпович.
Цена и качество в приоритете
Примечательно, что стоимость продукции из стабфондов постоянно регулируется, чтобы избежать ценовых всплесков и обеспечить доступность широким слоям населения. Так, установлены предельные максимальные розничные цены: на картофель – 1,07 рубля за килограмм, на свеклу – 1,17, на морковь – 1,35, на капусту – 1,62, на лук – 1,68, на яблоки – 4,8 рубля.
Качество картофеля, овощей и яблок тоже в приоритете. Потому теперь допустимый размер картофеля при реализации составляет 45–80 миллиметров – в ГОСТ внесли изменения, увеличив минимальный размер на 10 миллиметров. На это пошли, чтобы упредить недовольство покупателей, повысить качество поставляемой продукции: непорядок, когда в стране, славящейся на весь мир бульбой, внешний вид этой продукции на прилавках иногда оставлял желать лучшего.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
МНС – о принятии решения о начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Евразийским межправительственным советом 30.09.2025 принято решение № 5 «О начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на постоянной основе», в соответствии с которым механизм прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, начинает функционировать на постоянной основе на территории ЕАЭС с даты вступления в силу решения № 5.
Решение № 5 вступает в силу 01.09.2026.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Амбициозный проект в режиме 24/7, или Какой будет Централизованная инфосистема здравоохранения
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает
БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации
БЕЛТА