01.02.2018
Состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности судов общей юрисдикции в 2017 году
31 января 2018 года состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности судов общей юрисдикции в 2017 году. Участником диалога с журналистами стал первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Валерий Калинкович. Он подчеркнул, что результаты работы системы судов общей юрисдикции в истекшем году в целом положительные, и кратко проинформировал о них журналистов.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь отметил общую тенденцию снижения количества поступивших для рассмотрения уголовных дел, гражданских и экономических дел и споров и сохранение наиболее высокого уровня нагрузки в судах г. Минска. Кроме того, как сказал Калинкович, общий рост наблюдается по делам об административных правонарушениях, подведомственных районным судам, произошедший за счет увеличения поступления дел о мелком хулиганстве, распитии спиртного в общественных местах и мелком хищении.
Калинкович также сообщил о снижении количества осужденных лиц к лишению свободы (в 2017 году их на 1700 человек меньше по сравнению с 2016 годом). Проинформировал он и о более активном назначении судами таких видов наказаний, как общественные работы, денежный штраф, ограничение свободы. В то же время, отметил Валерий Леонидович, лица, допустившие рецидив преступлений, по-прежнему составляют одну треть от общего числа осужденных, что, конечно же, является существенным фактором, влияющим на назначение наказания в виде лишения свободы.
Говоря о качестве правосудия, Калинкович отметил, что сократилось количество отмененных и измененных вышестоящими судами приговоров и решений. Практическое применение апелляционного порядка пересмотра приговоров, а также решений экономических судов и применение элементов апелляции в гражданском процессе позволили добиться окончательного разрешения большинства дел уже в судах второй инстанции.
Особый акцент в выступлении первый заместитель руководителя высшей судебной инстанции сделал на проведении на постоянной основе мероприятий по улучшению общей организации работы судов, развитию инфраструктуры, созданию надлежащих условий для осуществления правосудия и реализации сторонами права на судебную защиту; соблюдения принципа презумпции невиновности в уголовном и административном процессах; исключения фактов волокиты, нарушений действующего законодательства, ненадлежащего отношения к гражданам со стороны судей и работников аппарата судов, исключению коррупционных рисков.
Речь также шла и о инновациях. В частности, о продолжении развития и внедрения в практику элементов электронного судопроизводства и передовых информационных технологий. В 2020 году, сообщил Калинкович, планируется внедрить полную версию единой АИС СОЮ.
Валерий Леонидович проинформировал и о знаковом событии минувшего года. Им стало проведение первой Республиканской конференции судей – нового органа судейского сообщества. Конференцией был избран новый состав Республиканского Совета судей, приняты и другие решения, реализация которых должна способствовать консолидации судейского сообщества на решение задач, стоящих перед судебной властью.
Валерий Калинкович отметил, что несмотря на завершение основного этапа судебной реформы, продолжается разработка и реализация законодательных и практических мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию судебной системы нашей страны.
Одной из важных сфер судебной деятельности является кадровая политика. При этом, по словам Калинковича, стратегической остается задача формирования судейского корпуса, способного обеспечить практическую реализацию принципа публичности судебной власти. Сегодня это требует сочетания высокого уровня юридической квалификации, интеллектуального и культурного развития, владения иностранными языками и основами компьютерной грамотности со способностью устно и письменно выражать свои мысли по правовым вопросам простым, понятным и доступным для людей языком.
Особое внимание при подборе кадров и их продвижении, формировании корпуса эффективных руководителей судов уделяется оценке волевых и морально-нравственных качеств, способности к самостоятельному выбору и принятию правильных решений, противостоянию внешнему давлению и коррупционным рискам.
И впредь самое серьезное значение, по словам Калинковича, будет придаваться объективному рассмотрению жалоб и обращений граждан по вопросам организации работы судов и принятию незамедлительных мер, если жалоба оказывается обоснованной.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда затронул и тему взаимосвязи работы системы судов общей юрисдикции с функционированием экономики: «При осуществлении правосудия и организации работы судов, оценке результатов судебной деятельности мы уже руководствуемся принципами взаимодействия государственных органов, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заложенными в Декрете Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства». Это принципы презумпции добросовестности субъектов хозяйствования; презумпции правоты частного лица в спорах с субъектами властных структур; приоритетной направленности на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности; персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования; соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения и наступившим последствиям. В этом контексте — применения институтов освобождения от ответственности при малозначительности деяния и по другим законным основаниям», – сказал он.
В фокусе внимания судов, по мнению Калинковича, и апробация новых правовых институтов, предусмотренных п.5 Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики».
Один из главных итогов 2017 года – введение апелляционного порядка рассмотрения жалоб на не вступившие в законную силу судебные решения по гражданским делам. Он начнет работать уже летом нынешнего года и позволит в основных видах правосудия окончательно завершать производство по делам уже на уровне суда второй инстанции. По словам Калинковича, это, в свою очередь, уже сегодня позволяет законодательно ограничивать и правовые основания, и сроки пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в так называемом порядке надзора.
В свою очередь, отметил Валерий Леонидович, решение этих вопросов ставит на повестку дня активную разработку единого Гражданского процессуального кодекса для унификации процедур рассмотрения как гражданских, так и экономических дел и споров. Безусловно, при этом надо будет сохранить все хорошее и эффективное, что содержат два действующих процессуальных кодекса.
Завершая выступление, Валерий Леонидович Калинкович очертил перспективы в сфере законодательного и практического обеспечения судебной деятельности:
- переход на полностью состязательный судебный процесс и усиление процессуальной ответственности сторон за недобросовестное использование своих прав;
- переход к полномасштабному апелляционному судопроизводству и созданию апелляционной инстанции для решений, принимаемых по первой инстанции Верховным Судом;
- законодательное сокращение оснований для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, и реформа надзорного производства;
- принятие единого ГПК;
- упрощение судебных процедур для рассмотрения бесспорных дел и требований;
- совершенствование процедур банкротства и упорядочение процессуального участия экономических судов в этой деятельности, повышение ответственности антикризисных управляющих за практические результаты;
- дальнейшая поддержка и разумное развитие гласности и открытости в работе судебной системы, в том числе и посредством интернет-ресурсов.
По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции
(фото – официальный портал системы судов общей юрисдикции)
Стратегию развития Союзного государства обсудили на ПМЭФ-2025
В рамках Петербургского международного экономического форума 19 июня состоялась пленарная дискуссия «Союзное государство: на рубеже эпох», посвященная развитию белорусско-российской интеграции. Участники форума очертили видение интеграционных процессов на союзном треке и обозначили новые подходы к развитию.
Прочная база
– Уровень сотрудничества, который сложился в Союзном государстве, фактически является образцом того, как могут развиваться процессы на евразийском пространстве в целом, – задал тон дискуссии вице-премьер Российской Федерации Алексей Оверчук.
Этот тезис был из категории тех, с которыми невозможно спорить: только за последние пять лет объем товарооборота в союзе возрос практически в полтора раза, тенденция сохраняется и в нынешнем году.
– В первом квартале 2025-го, по нашим данным, мы также фиксируем рост товарооборота на 3 процента по сравнению с прошлым годом, – констатировал российский вице-премьер. – Мы наращиваем долю взаиморасчетов в национальных валютах, и по первому кварталу 2025-го она составила 98,8 процента, то есть можно говорить, что мы полностью перешли на расчеты в национальных валютах.
Таким образом, Союзное государство переходит на новый уровень взаимодействия. Что и подтвердил в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Александр Рогожник:
– Две страны сейчас работают над новым проектом – экономической моделью Союзного государства, которая предполагает развитие интеграционного объединения на среднесрочную перспективу. На наш взгляд, основное внимание в рамках Союзного государства должно быть уделено предоставлению равных условий субъектам хозяйствования.
В основу деятельности, которую проводят сейчас Беларусь и Россия, положен принцип импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета двух государств. Александр Рогожник пояснил, как работает такая схема взаимодействия:
– Если взять союзную программу по микроэлектронике, то мы подписали с Российской Федерацией соответствующие документы, где разграничили те топологические нормы и те элементы, которые делаем мы и которые делает Россия. Таким образом, дополняя друг друга, мы вместе устойчиво стоим на ногах. Это же касается и оборудования для отрасли: разделено, что делают Россия и Беларусь. Мы ставим задачу полностью закрыть всю технологическую линейку по этой специфике, чтобы быть самодостаточными.
«Сделано в Союзном государстве»
Будущие программы, которые формируются в Союзном государстве, во многом касаются научно-технологического взаимодействия, подчеркнул Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев:
– В Союзном государстве накоплен большой опыт реализации таких программ. Сейчас стоит вопрос повышения их эффективности. Некоторые из таких программ создают действительно прорывные направления и новые технологические возможности. Вместе с тем это практически субсидии, если говорить о форме финансирования. И нам важно понимать, как материализуются результаты на практике. Фактически сейчас идет переосмысление этой работы.
По мнению Министра экономики Беларуси Юрия Чеботаря, угол зрения, под которым стоит посмотреть на союзные программы, зависит от современной конъюнктуры. Если в начале работы Союзного государства его программы были ориентированы на развитие инфраструктуры, то позднее акцент сместился на научно-технологическое направление.
Еще одно направление, которое Юрий Чеботарь видит в качестве перспективного, – коммерциализация. В частности, речь идет о товарах Союзного государства.
– За последний год много сделано для учета общей союзной собственности. В будущем товары, произведенные под маркой «Сделано в Союзном государстве», могли бы приносить финансовую отдачу, становясь одним из источников пополнения союзного бюджета, который затем направляется на субсидирование совместных проектов, – подвел итоги Министр экономики.
Максим Короткин, «
Рэспубліка», 20 июня 2025 г.
Беларусь и Россия заключили соглашение о межгосударственной биржевой торговле товарами
Белорусская универсальная товарная биржа и Петербургская Биржа заключили соглашение о сотрудничестве по организации экспортно-импортной биржевой торговли товарами между Беларусью и Россией. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе БУТБ.
Церемония подписания состоялась 19 июня на полях Петербургского международного экономического форума. Свои подписи на документе поставили председатель правления БУТБ Александр Осмоловский и президент Петербургской Биржи Игорь Артемьев. Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, БУТБ и Петербургская Биржа планируют объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации на обеих биржах взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
«Подписанное соглашение – важный шаг в развитии взаимной биржевой торговли между нашими странами, а также на пространстве ЕАЭС. Это, несомненно, будет способствовать росту экономического потенциала единого товарного рынка союза», – заявил Игорь Артемьев.
«Основная цель сотрудничества БУТБ и Петербургской Биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах», – отметил Александр Осмоловский.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2004 году. Первые торги состоялись в июне 2005 года. БУТБ – одна из крупнейших товарных бирж в Восточной Европе. Ее главная функция – содействие белорусским предприятиям в экспорте продукции и помощь иностранным компаниям в выходе на белорусский рынок. На бирже продается металло-, лесо-, сельхозпродукция, промышленные и потребительские товары широкой номенклатуры.
По информации
БЕЛТА
Цифровизация, информационные ресурсы. КГК о внедрении современных технологий в контрольную деятельность
Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Беларуси Дмитрий Баско принял участие в панельной сессии на тему «Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты в развитии», которая прошла сегодня на полях XXVIII Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
Дмитрий Баско рассказал о внедрении современных технологий в контрольную деятельность. По его словам, в условиях стремительного роста информационных потоков важнейшей задачей становится модернизация информационных ресурсов и выработка подходов к осуществлению контрольной деятельности с их эффективным задействованием цифровых технологий.
Комитет госконтроля имеет доступ к самым передовым имеющимся в стране информационным системам и базам данных, аккумулирующим сведения, используемые контролерами при планировании и осуществлении контрольно-аналитической деятельности. «Это и анализ исполнения бюджета, формирование комплексного портрета субъекта хозяйствования, включая его налоговую дисциплину и другие. Интеграция с различными системами позволяет осуществлять целевой контроль в таких областях, как государственные закупки, транспортный и лесохозяйственный комплексы, многие другие», – отметил первый заместитель Председателя КГК.
На протяжении последних лет Комитет госконтроля активно внедряет в работу собственные информационные ресурсы, включая современные инструменты обработки большого массива данных. Это – аналитические дашборды, алгоритмы финансового мониторинга, созданные на базе современных информационных платформ, различные иные системы визуализации, существенно повышающие прозрачность и качество аналитических выводов.
«Это позволяет нам довольно оперативно формировать оценку ситуации в той или иной отрасли экономики, видеть ее уязвимые места, фиксировать скрытые резервы повышения эффективности ее функционирования либо пресекать финансовые правонарушения. К примеру, только в рамках анализа сферы пассажирских перевозок, проведенного с использованием технологии Big Data, нами были зафиксированы миллионы рублей, недополучаемые государством, в том числе из-за несовершенства законодательства», – рассказал Дмитрий Баско.
Перспективное направление – использование нейросетевых технологий, включая как открытые, так и специализированные закрытые модели.
«При грамотном применении нейросетей можно в значительной степени автоматизировать множество процессов и сэкономить время на рутинных задачах. Однако вместе с большими возможностями «нейронок» имеются и определенные риски в этой сфере: потенциальные ошибки в работе моделей, вопросы безопасности данных, зависимость от качества обучающих выборок и необходимость постоянного контроля за корректностью выводов», – подчеркнул Дмитрий Баско.
Также он добавил, что аудиторы будущего должны обладать не только финансовыми и юридическими знаниями, но и компетенциями в области анализа данных и работы с интеллектуальными системами.
Мероприятие организовано Счетной палатой Российской Федерации. В панельной сессии в числе основных спикеров приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Египта, России, Саудовской Аравии, представители государственных органов Российской Федерации. XXVIII Петербургский международный экономический форум проходит 19–21 июня. В этом году его посетит более 20 тыс. гостей из 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Юрий Чеботарь предложил перейти в Союзном государстве к программам совместного развития отдельных отраслей
Министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь считает, что в Союзном государстве необходимо перейти к союзным программам совместного развития отдельных отраслей. Об этом он сказал, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), выступая на сессии «Союзное государство: на рубеже эпох», сообщает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Юрий Чеботарь напомнил, что первые программы в Союзном государстве в начале 2000-х годов носили больше инфраструктурный характер. Потом акцент сместился на научно-технические программы, которые затрагивали отдельные предприятия.
«Мы утвердили стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Одновременно в Республике Беларусь начался цикл подготовки документов пятилетней программы, правительство утвердило Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года. В развитие этого документа мы разработали более 20 стратегий по различным направлениям: машиностроение, фармацевтика, продовольствие. Через вот такие программы можно выйти на новое видение и союзных программ. Почему бы не пообсуждать, мы к этому много раз подходили, союзные программы совместного развития отдельных отраслей. Они у нас есть, в Российской Федерации с 2025 года новые национальные проекты реализуются, много федеральных программ соответствующих. Сопряжение таких программ в нашем видении было бы очень интересно», – сказал Министр экономики Беларуси.
Еще одним перспективным направлением он назвал коммерциализацию союзных программ: многие продукты в рамках союзных программ уже пошли в серийное производство, решается вопрос союзной собственности, поэтому можно начинать говорить о коммерческой выгоде от союзных товаров. «Вопросы коммерциализации – к ним уже надо подходить, на наш взгляд, чтобы эти продукты приносили соответствующую отдачу. Это могло бы стать источником пополнения союзного бюджета, который бы шел на субсидирование наших совместных проектов», – считает Юрий Чеботарь.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Когда работника могут привлечь к материальной ответственности? В Мингорсуде назвали условия
Среди разнообразных по своему содержанию трудовых споров актуальны и чувствительны для сторон те, которые возникают из-за причинения работником ущерба нанимателю. Отдельные вопросы материальной ответственности работников пояснила в комментарии
БЕЛТА заместитель председателя – председатель судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Ольга Ромашевская.
Итак, закон предусматривает совокупность определенных условий, при наличии которых возможно привлечение работника к материальной ответственности: наличие ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; противоправность поведения (действия или бездействия) работника; прямая причинная связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вина работника в причинении ущерба.
Законодатель определил, что ущербом является только реальный ущерб, а упущенная выгода не учитывается. Под реальным ущербом следует понимать утрату, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты. Штрафы, взыскиваемые с нанимателя, к реальному ущербу не относятся.
Ольга Ромашевская назвала важные особенности в процессе доказывания при рассмотрении споров данной категории в суде.
По общему правилу обязанность доказать наличие всех четырех условий для привлечения работника к ответственности за причиненный вред лежит именно на нанимателе. Однако есть исключения. В некоторых случаях, напротив, работник обязан доказывать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Отдельного упоминания заслуживает требование закона, обязывающее нанимателя создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных им ценностей. На практике нередки случаи, когда в ходе судебного разбирательства устанавливаются факты, свидетельствующие о невыполнении нанимателем этой нормы закона, что в итоге учитывается судом при определении размера ущерба, подлежащего взысканию с виновного.
По словам заместителя председателя Мингорсуда, материальная ответственность работников по своему объему бывает полная и ограниченная, по количественному критерию – индивидуальная и коллективная.
Как правило, работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю. Такая ответственность наступит, если между сторонами заключен письменный договор о принятии работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей; когда ценности получены работником под отчет по разовым документам; в случае причинения ущерба преступлением либо не при исполнении трудовых обязанностей; когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей имущества, инструментов, специальной одежды.
Полная материальная ответственность установлена также и для руководителя организации за причиненный им реальный ущерб имуществу этой организации.
Ограниченную материальную ответственность в размере ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка, несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, продукции, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем.
Руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители отвечают за причиненный по их вине ущерб, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
В ряде случаев ограниченная материальная ответственность может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности служащих или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Если отдельные виды работ выполняются совместно и разграничить материальную ответственность каждого работника невозможно, то нанимателем может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. В таком случае договор заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады).
Примерные перечни работ и должностей, при выполнении которых заключаются вышеуказанные договоры, утверждены правительством Республики Беларусь. Такие перечни может определять и сам наниматель. Однако следует учитывать, что договоры могут заключаться только с теми работниками (коллективами работников), чья работа (совместная работа) непосредственно связана с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ценностей.
В заключение Ольга Ромашевская отметила, что знания работником основ трудового законодательства, в частности регулирующего возмещение вреда, помогут при приеме на работу оценить степень своей ответственности перед нанимателем, предупредить возникновение конфликтных ситуаций и эффективно защитить свои права в суде.
По информации
БЕЛТА