/ / Общественно-политические
29.12.2018

Условия ведения бизнеса в Беларуси: что изменилось за год?

Ключевой документ из пакета, направленного на либерализацию условий ведения бизнеса в Беларуси, – Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» – был подписан Главой государства 23 ноября 2017 года. Прошло чуть больше года. За это время для дальнейшей активизации деловой инициативы разработаны и приняты один закон, два указа и двадцать постановлений Правительства, которые предусматривают корректировки соответствующих нормативно-правовых актов. В высокой степени готовности находятся и другие законопроекты. Предварительные итоги работы бизнеса в новых условиях и планы на ближайшую перспективу обсудили в пресс-центре БЕЛТА представители госорганов и бизнес-сообщества, непосредственно принимавшие участие в разработке данных документов.

Консультация

– Давайте начнем того, что подведем предварительные итоги работы Декрета № 7 и других документов. Оправдались ли ожидания? Как бизнес оценивает работу в новых условиях? Появились ли дополнения и изменения в уже принятые документы?

Ирина Бабаченок: В настоящее время предпринимательство в Беларуси развивается в условиях активизации деловой инициативы. Сегодня перед страной стоит серьезная задача: стабильные, комфортные и предсказуемые условия ведения бизнеса должны стать национальным брендом Республики Беларусь. Заделом для достижения такой амбициозной цели послужил принятый в 2017 году так называемый либерализационный пакет правовых актов, главным из которых стал Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства». Его принятие потребовало внесения изменений в целый ряд нормативных правовых актов и инициировало масштабный процесс улучшения условий для ведения бизнеса в стране.

Главной задачей госорганов стала работа по снятию излишних барьеров, минимизации вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования, созданию конкурентоспособных условий формирования и функционирования предпринимательской среды.

В частности, Министерству экономики было поручено реализовать провозглашенный Декретом № 7 инновационный для нашей регуляторной среды уведомительный порядок начала деятельности для определенных видов бизнеса. Предприниматель получил возможность без предварительных согласований, включения в реестры, регистры, получения заключений экспертиз начать любой из 19 самых популярных видов деятельности. В их числе – розничная и оптовая торговля, общепит, бытовые услуги, автомобильные перевозки пассажиров, гостиничный и туристический бизнес, ремонт транспортных средств, производство пищевой продукции, одежды, мебели, строительных материалов.

Мы свою задачу выполнили, и сегодня можно констатировать, что принцип работает: по оперативной информации, на 1 декабря текущего года в местные органы было подано 4 549 уведомлений о начале осуществления деятельности. Традиционно наибольшую активность демонстрирует Минск, осторожны в реализации новеллы предприниматели Витебской и Могилевской областей. Что касается ранжирования по видам деятельности, то лидирующие позиции занимают розничная торговля, предоставление услуг по перевозке пассажиров и багажа, оптовая торговля, а также предоставление бытовых услуг.

Кроме того, упразднены многие устаревшие административные процедуры в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рекламы, транспортных перевозок. Примерно в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований. Стало меньше организационных формальностей: например, наличие печати или ведение путевых листов стало не обязательным. Усовершенствованы вопросы контрольной (надзорной) деятельности, установлен мораторий до 2020 года на повышение налоговых ставок и введение новых налогов

Ряд нововведений затронул и такую сферу, как самозанятость. Цель данной политики – не только вовлечь в экономические процессы ту часть населения, которая в силу различных процессов оказалась в ограниченных условиях занятости по найму, но и развить, поддержать инициативность граждан в возрождении национальных традиций и промыслов, культурного и этнического наследия посредством расширения видов ремесленной деятельности, стимулирования агроэкотуризма и сопутствующих услуг.

К сожалению, на данный момент не представляется возможным в полной мере «оцифровать» эффект от проделанной работы. Как положительный факт следует отметить рост количества самозанятых лиц и вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования. По данным Единого государственного регистра, за 11 месяцев текущего года было зарегистрировано более 9 тыс. новых коммерческих организаций и 33 тыс. индивидуальных предпринимателей (109 % к аналогичному периоду 2017 года). Мы также наблюдаем устойчивый рост количества ремесленников.

О повышении уровня экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует рост налоговых поступлений, который уже превысил третью часть поступающих платежей в бюджет. В объеме белорусского экспорта доля товаров субъектов малого и среднего предпринимательства составляет более половины, услуг – почти 40 %.

Положительным фактором является и рост выданных банками инвестиционных коммерческих кредитов для малого и среднего бизнеса, доля которых за 10 месяцев 2018 года составила в общем объеме 38,4 %.

Что касается вопроса корректировки Декрета № 7, то, как вы знаете, документ работает меньше года, и понятно, что в процессе его реализации, как и любого нормативного акта, появляются моменты, требующие уточнения. Вместе с тем, поскольку основные положения декрета имплементированы в иные акты законодательства, то сегодня вопрос о корректировке декрета как такового мы перед собой не ставим. Скорее, все необходимые уточнения будут вноситься при плановой работе по изменению и дополнению соответствующих документов, принятых в развитие декрета.

Элла Селицкая: Если говорить о Декрете № 7, то норм прямого действия в этом документе не так много. Один из самых глобальных вопросов, которые следует осветить, это поручение, которое было дано Правительству в целях реализации декрета, – внести предложения в течение полугода по привлечению инвестиций, реинвестированию прибыли, созданию новых рабочих мест. Такая работа была проведена, когда мы совместно с бизнес-сообществом во главе с Советом по развитию предпринимательства работали вместе над новой редакцией Налогового кодекса.

Например, это снижение на 50 % ставки по налогу на прибыль в отношении дивидендов, которые не распределяются в течение трех лет, и установление нулевой ставки, если прибыль не распределяется в течение пяти лет. Еще один момент касается налога на недвижимость и земельного налога. В кодексе предусмотрено, что для плательщиков, которые вводят в действие построенное здание или сооружение, в течение первого года действует льгота в полном объеме по этим налогам, еще на протяжении четырехлетнего периода предусмотрено применение понижающих коэффициентов – от 0,2 до 0,8. Таким образом, пять лет плательщик, который вводит объекты недвижимости в эксплуатацию, имущественных налогов не платит. Все это направлено на то, чтобы он быстрее смог окупить деньги, которые вкладываются в эти проекты, и запустить производство.

Также можно упомянуть еще одну норму, которая содержалась в Декрете № 7, – это предоставление возможности плательщикам, которые осуществляют интернет-торговлю, применять упрощенную систему налогообложения. Поскольку год еще не закончился, окончательных цифр, показывающих, как сработала данная норма, пока нет. Тем не менее мы видим, что в этом году было создано 760 субъектов, которые начали заниматься торговлей через интернет и которые применяют упрощенную систему налогообложения. Но даже сама по себе цифра 760 говорит о том, что определенный эффект от этой нормы имеется.

Еще хотелось бы остановиться на таком моменте, как ограничение взыскания налогов по истечении пятилетнего периода. В Декрете № 7 есть норма, которая говорит о том, что налоги не взыскиваются, если прошло пять лет со дня истечения установленного законодательством срока их уплаты. Связано это с реализацией Указа № 376 «О контрольно-надзорной деятельности», в котором период проверки по налоговым вопросам ограничен пятью годами и, соответственно, Декрет № 7 содержит норму, согласно которой налоги не могут взыскиваться за более длительный период. Поэтому и взыскание с момента вступления в силу Декрета № 7 со стороны налоговых органов ограничивалось пятью годами. При этом есть одно исключение: если плательщик самостоятельно сдал уточненную декларацию за более длительный период.

Дмитрий Семенкевич: Нормы, которые были установлены Декретом № 7, уже дают положительный эффект. В частности, мы уменьшили нагрузку на местные органы управления в вопросах выдачи разрешительной документации (разрешений на капитальный ремонт и техническую модернизацию). Как вы знаете, сейчас эти процедуры проходят по документам, которые оформляет сам собственник того или иного объекта либо инвестор.

Также можно отметить, что благодаря данному документу увеличился объем технической модернизации в республике. Речь идет не только о технической модернизации промышленных, производственных предприятий, как предполагалось вначале, но увеличилось и количество офисных помещений, прошедших техническую модернизацию, чего мы, в принципе, не ожидали. Считаем, что в этой части должны будем дополнить понятие «технологическое оборудование» и включить процессы, которые сопровождают и офисных работников.

Единственное, что хотелось бы отметить, – декрет рассчитывался на законопослушных предпринимателей, но появились нарушения одной из норм. Так, некоторые стали проводить под технической модернизацией и реконструкцию, и техническую модернизацию без разработки проектной документации. Поэтому хотелось бы еще раз напомнить: техническая модернизация – это не вседозволенное изменение, перепланировка помещений. Необходимо разработать проектную документацию, утвердить факт у собственника объекта, выполнить строительно-монтажные работы, после чего зарегистрировать данный объект. То есть эти все процедуры остаются.

Кроме того, в декрете есть норма о необходимости разработки Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Министерство архитектуры и строительства в настоящее время ведет активную работу в данном направлении.

Виолетта Брезовская: В Декрете № 7 достаточно много норм прямого действия, направленных на упрощение работы в сфере торговли и общественного питания, а также бытового обслуживания. Как раз нормы этого декрета отменили или упростили те или иные процедуры для осуществления указанных видов деятельности. Во исполнение норм декрета уже принят ряд постановлений Правительства: внесены изменения в Правила продажи товаров и осуществления общественного питания, Правила продажи товаров на рынках, положение о Торговом реестре Республики Беларусь. Мы надеемся, что эти документы помогут еще более упростить ведение бизнеса в этих сферах.

Жанна Тарасевич: Можно по-разному оценивать Декрет № 7. Думаю, тот бизнес, который планировал расширяться в этом году либо развиваться, то есть открывать новые предприятия либо модернизировать свои производства, безусловно, отмечает положительную динамику. Те же субъекты хозяйствования, которые практически продолжили работать в прежних условиях, скорее всего, скажут, что пока еще не почувствовали ничего.

Наряду с положительной динамикой были определенные моменты, которые требовали изменения. К примеру, физлица имеют возможность без регистрации заниматься предпринимательской деятельностью по 19 видам. Но эти люди выпали из системы обязательного социального страхования. То есть пенсионный стаж им, если они нигде больше не работают, не начисляется. Однако эта проблема решена буквально вчера с принятием Указа № 500 от 27 декабря 2018 года.

Что касается положительных моментов, то на примере нашего союза могу с уверенностью отметить, что поступает много звонков с вопросами, как открыть бизнес по новым условиям. Полагаю, дополнительные положительные изменения бизнес почувствует в следующем году, потому что согласно Декрету № 7 в течение этого года было разработано достаточно много новых документов, включая новую редакцию Налогового кодекса, который начинает действовать с 2019 года.

– Помимо норм прямого действия, декрет содержит ряд поручений, которые необходимо было реализовать в течение полугода после его принятия. Все ли документы, предусмотренные декретом, подготовлены? На какой стадии находится разработка одного из наиболее ожидаемых бизнесом документов о лицензировании?

Ирина Бабаченок: Действительно, Декрет № 7 содержит ряд норм прямого действия по упрощению условий ведения предпринимательской деятельности, а также предписывает внесение в достаточно короткие сроки изменений в иные нормативные правовые акты. Правительством был утвержден план реализации Декрета № 7. Львиную долю в нем составляют мероприятия по разработке и принятию нормативных правовых актов различного уровня.

Предварительные результаты проводимого Министерством экономики мониторинга свидетельствуют, что намеченные реформы в целом выполняются в запланированные сроки: к настоящему времени принят один закон, изданы два указа и двадцать постановлений Правительства. Кроме того, разработан ряд методических рекомендаций по осуществлению субъектами хозяйствования наиболее распространенных видов экономической деятельности для малого и среднего предпринимательства в новых условиях. Эти рекомендации составляют базовую основу той информации, которая должна быть донесена до людей. Они размещены на официальных сайтах государственных органов – регуляторов и на общегосударственных информационных интернет-ресурсах, в печатных СМИ.

Также была организована и проведена широкая разъяснительная работа: по всей стране прошла серия открытых семинаров, встреч, на которых представители компетентных государственных органов, выступая перед предпринимателями, доносили информацию о новых условиях работы, отвечали на вопросы. В каждой области распоряжением председателя облисполкома были созданы рабочие группы и утверждены графики встреч с бизнесом. Кроме того, для организации обратной связи с бизнесом при исполнительных комитетах областного и базового уровней созданы советы по развитию предпринимательства. Сегодня бизнес активно вовлечен в процесс нормотворчества: «сверяются часы» по каждому ключевому проекту нормативного правового акта, который после принятия окажет существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

В 2019 году вступает в силу Закон от 17 июля 2018 года «О нормативных правовых актах», согласно которому оценка регулирующего воздействия данных актов, влияющих на условия осуществления предпринимательской деятельности, является составной частью прогнозирования последствий их принятия. В настоящее время механизм проведения оценки регулирующего воздействия запущен и функционирует в отношении проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Президенту.

Правительством утверждена стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года. Имплементация ее норм станет продолжением целенаправленной работы по поддержке и развитию МСП. Предусмотрено принятие мер по повышению степени экономической свободы частной предпринимательской инициативы, совершенствованию правоотношений в области защиты собственности, формированию рациональной фискальной политики, упрощению учета и отчетности, расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, совершенствованию форм и методов государственной поддержки субъектов МСП, развитию национальной системы бизнес-образования. Дорожной картой по реализации стратегии станут государственные программы по МСП. Положения стратегии будут учитываться при подготовке мероприятий программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, иных программных документов, разрабатываемых Правительством Беларуси и подчиненными ему республиканскими органами госуправления в соответствии с их компетенцией.

На высокой стадии готовности находится проект Декрета «О лицензировании». Данный документ имеет концептуальный характер и определяет новую идеологию лицензирования. В частности, предусматривается исключение лицензирования отдельных видов деятельности, запрет на прекращение и приостановление действия лицензии за формальные нарушения и незначительные проступки. Предполагается, что к грубым будут относиться только нарушения, повлекшие причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью населения либо создавшие угрозу причинения такого вреда, а действие лицензии будет прекращаться только за повторное нарушение и только по решению суда.

По нашим оценкам, в случае принятия документа в нынешней редакции и с учетом того, что Декретом № 7 уже отменено лицензирование видов деятельности, на осуществление которых было выдано около 15 тыс. лицензий, можно будет говорить о сокращении количества действующих лицензий на 30 % за последний год. Думаю, это достаточно серьезная цифра. Кроме того, данный проект предполагает создание единого электронного реестра лицензий. К данным реестра будет обеспечен круглосуточный свободный доступ в сети Интернет на безвозмездной основе.

– В конце октября Заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич сообщил, что в Беларуси готовят проект указа о едином перечне административных процедур в отношении бизнеса. Какое ведомство выступает разработчиком этого документа? На каком этапе находится его разработка, какова цель?

Ирина Бабаченок: Подготовка данного проекта указа главы государства предусмотрена как Декретом № 7, так и планом по его реализации. Разработчиком является Министерство экономики. В настоящий момент проект находится на рассмотрении Правительства.

Основная цель подготовки документа – обеспечение стабильности регулирования административных процедур в отношении субъектов хозяйствования и их упорядочение. Новшество состоит в том, что после издания указа новые административные процедуры будут вводиться только через решение главы государства, а в настоящее время работает норма закона, согласно которой это можно сделать и постановлением Правительства.

Предлагаемый к утверждению Главой государства перечень актуализирован под все состоявшиеся и осуществляемые изменения в законодательстве. При его переработке учтен опыт, накопленный за шесть лет работы с аналогичным перечнем, утвержденным постановлением Правительства № 156. Надо сказать, что когда в 2012 году появилось данное постановление, это был прорыв, так как впервые удалось свести в одном документе все административные процедуры в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отменив при этом десятки нормативных правовых актов. Был расчет, что так пользователям будет удобнее находить то, что им нужно. Но народным этот документ так и не стал. Перечень получился очень объемным: в печатном виде почти 1 тыс. страниц текста. За время существования в него было внесено более 250 изменений – это более трех изменений в месяц. Бывали случаи, когда несколько изменений вносились в один и тот же день. Основной круг пользователей – чиновники, которые непосредственно связаны с административными процедурами, и узкий круг специалистов (юристов), оказывающих услуги в этой области.

В этой связи при подготовке обновленного перечня было решено информационную, правоустанавливающую и регламентирующую функции развести. Предполагается, что информационную функцию заберет на себя электронный реестр административных процедур. Это будет веб-сайт, предоставляющий удобный поиск и навигацию по всем существующим административным процедурам, необходимым бизнесу. Реестр сделает доступным квинтэссенцию огромного пласта законодательства 24/7 с любого смартфона и абсолютно бесплатно. В настоящее время сайт работает в тестовом режиме. Регламентировать технические детали прохождения процедур будут, как и прежде, постановления Правительства. А узаконить право на существование административной процедуры можно будет только в едином перечне, утвержденном указом Президента. Сам единый перечень закрепляет только основные параметры процедуры: наименование, орган-регулятор, уполномоченный орган, срок осуществления и ее платность/бесплатность.

Необходимо отметить, что если ранее работа по совершенствованию административных процедур велась в направлении регламентации самого процесса их прохождения, то благодаря указу открывается еще одно направление – переоценка необходимости существования каждой процедуры, актуальность и адекватность решаемых ей регуляторных задач. Такая переоценка дает возможность для упразднения, упрощения соответствующей процедуры либо замены ее альтернативными регуляторными механизмами. При этом переоценка будет не разовой кампанией по сокращению процедур, а систематической работой. Это станет возможным благодаря двум вещам: появлению института регуляторов административной процедуры и создание межведомственной комиссии, которая будет заслушивать регуляторов с их предложениями по упразднению, упрощению, в том числе цифровизации, данных процедур.

Регуляторами станут государственные органы, интересам проводимой политики которых служит соответствующая процедура. Координирующая функция по общим вопросам остается у Министерства экономики.

Жанна Тарасевич: Идет синхронная работа по подготовке как информационного ресурса, так и проекта документа. Бизнес сегодня вовлечен в тестирование информационного ресурса. По рекомендации союза отдельные организации уже попробовали работать с этим тестовым ресурсом. Если и были замечания, то технического характера, которые оперативно устранялись.

Как показывает российский опыт, помимо административных процедур, есть еще услуги, которые оказываются государственными предприятиями, по сути – монополистами. Определение того, что такое государственная услуга, как регулировать цену на нее – это еще один дополнительный вопрос, над которым нужно работать в будущем.

Ирина Бабаченок: Чтобы не тормозить процесс подготовки указа, мы сообща с госорганами и бизнес-сообществом решили данную работу оставить на второй этап, чтобы разобраться, в чем тонкая грань между административной процедурой и государственной услугой, а также определить особенности регулирования уведомительных процедур.

– Недавно было заявлено, что Указ № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» будет отменен с 1 января 2019 года, а отдельные его положения будут закреплены в других нормативных актах. Кроме этого, парламентарии планируют исключить статью о лжепредпринимательстве из Уголовного кодекса Беларуси. Как вы оцениваете эти шаги? Насколько они своевременны? Какого эффекта вы ждете от принятия этих решений?

Жанна Тарасевич: Действительно, этот вопрос стоял достаточно остро, были два сценария по Указу № 488. По первому был подготовлен проект, который, по большому счету, не устраивал ни контролирующие органы, ни бизнес. Второй вариант предусматривал его отмену. В результате был принят компромиссный вариант – часть норм перешла в новый Налоговый кодекс, а часть практически отменили.

Как мне кажется, мы нашли действительно хороший компромисс, ведь добросовестные участники бизнеса ни в коем случае не против контроля и честного ведения бизнеса.

В целом же мы считаем, что отмена 488-го указа и статьи «лжепредпринимательство» в Уголовном кодексе – это решительный шаг для дальнейшей либерализации предпринимательской деятельности.

– В соответствии с Указом № 222 ИП, которые занимаются розничной торговлей товарами легпрома, при покупке товаров в странах ЕАЭС за наличные обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение таких товаров. Однако контрагенты не всегда готовы предоставить документы, подтверждающие факт продажи, из-за чего наши ИП несут ответственность за нарушение законодательства. Как эта проблема может быть решена?

Ирина Бабаченок: Надо сказать, что в данном случае речь идет об индивидуальных предпринимателях, уплачивающих единый налог при осуществлении розничной торговли товарами легкой промышленности определенной группы, ввезенными с территории Российской Федерации. В настоящее время это порядка 30-50 тыс. человек. Сегмент не слишком большой, но от этого вопрос создания благоприятных условий для деятельности соответствующих субъектов хозяйствования не становятся менее важным.

И надо признать, что проблема действительно существует. В соответствии с требованиями национального законодательства ИП, осуществляющие розничную торговлю товарами легкой промышленности, должны иметь документы, подтверждающие приобретение товара на территории государства – члена ЕАЭС за наличный расчет, которые соответствуют требованиям страны-контрагента.

Затруднения возникли в связи с введением в Российской Федерации нового порядка применения контрольно-кассовой техники, предусматривающего передачу данных в налоговые органы РФ в режиме онлайн. Из-за того, что не обеспечена стабильная работа мобильного приложения, с помощью которого можно убедиться, что российский продавец направил белорусскому покупателю кассовый чек в электронной форме, наши ИП не всегда могут предоставить требуемые документы, подтверждающие оплату товаров на территории РФ. Соответственно, предприниматели опасаются применения к ним административной ответственности при проведении проверок за отсутствие онлайн-чека или за наличие документов, которые не коррелируют с требованиями российского законодательства.

Мы работаем над поиском оптимального решения этой проблемы. Полагаем, что это можно будет урегулировать в рамках работы по приведению законодательства в соответствие с новой редакцией Налогового кодекса.

Также хочу отметить, что до настоящего времени в адрес Министерства экономики не поступило ни одного заявления по факту привлечения субъекта хозяйствования к ответственности исключительно по тому основанию, что у него не корреспондируются платежные документы с соответствующей электронной системой Российской Федерации. Мы даже будем благодарны субъектам хозяйствования, если им о таких фактах известно и они в официальном порядке доведут их до нашего сведения, чтобы мы могли предметно обсуждать эту тематику с контролирующими органами.

Пока же обсуждать нечего. В тех немногочисленных случаях, о которых пишут интернет-ресурсы, помимо отсутствия онлайн-чека, имелись и иные основания для привлечения к ответственности. Думаю, что спекуляция на таких случаях только порождает напряженность, но никак не способствует конструктивному диалогу и решению проблемы.

– Проработаны ли предложения по дополнительным налоговым стимулам на этапе создания предприятий в первые годы их работы?

Элла Селицкая: Мы постарались предусмотреть эти стимулы в Налоговом кодексе по налогу на прибыль, имущественным налогам и т.д. Новая редакция Налогового кодекса в развитие Декрета № 7 предусматривает снятие излишних административных обременений. Что имеется в виду? Сегодня действующий Налоговый кодекс предусматривает десятикратную ставку налога на недвижимость и земельного налога, когда плательщик неэффективно использует свое имущество либо не использует его. Анализ показал, что какого-то глобального эффекта от применения этой меры бюджет не получил. Эта повышенная ставка не способствовала вовлечению имущества в экономический оборот. Причины для этого могут быть разные, но мы видим, что налоговыми механизмами эффекта не добились. Поэтому в новой редакции Налогового кодекса десятикратная ставка имущественных налогов отменена, то же самое касается и десятикратной ставки земельного налога за самовольный захват земли, нецелевое использование земельных участков и их несвоевременный возврат.

Аналогичная ситуация и по двукратной ставке налога на недвижимость и земельного налога за сверхнормативное строительство. При анализе ситуации увидели, что практически все плательщики не успевают уложиться в нормативный срок строительства. Отсюда вопрос: это вина плательщиков или каких-то должностных лиц государственных организаций и государственных органов? Возможно, отраслевое законодательство в этой части несовершенно, потому что не могут практически все строить с нарушением установленного срока. Поэтому мы ушли от двукратной ставки в этом случае.

Кроме того, в новой редакции Налогового кодекса для плательщиков увеличены критерии по выручке для применения упрощенной системы налогообложения.

Чтобы развивать предпринимательскую инициативу и не создавать излишнего административного давления, в новой редакции НК установлены новшества по налоговому администрированию.

Кстати, не могу не отметить, что в новую редакцию Налогового кодекса перенесен из Декрета № 7 основной принцип - добросовестности налогоплательщика. Он дал возможность применять риск-ориентированный подход не только при проведении проверок, но и при взыскании налогов. Например, приостановление операций по счетам: сегодня, если не уплачен вовремя налог, налоговые органы на следующий день приостанавливают плательщику операции по счетам. С введением принципа добросовестности плательщика в новой редакции НК этот механизм выстроен с учетом риск-ориентированного подхода, исходя из того, насколько плательщик является добросовестным. Если у плательщика ошибка была допущена непреднамеренно (он постоянно платит налоги, но в силу какого-то фактора сейчас не заплатил), то операции по счетам ему приостанавливаться не будут. Я считаю, что это очень важно, поскольку сегодня мы констатируем, что более 90 % плательщиков выполняют свои обязательства в добровольном порядке, и делают это в установленные сроки. Принятие нового механизма и закрепление принципа добросовестности будет еще больше стимулировать к этому.

– Ранее звучала информация, что МНС изучало международный опыт по снижению налоговой нагрузки при реинвестировании прибыли. Что может быть применимо в Беларуси? Выработаны ли конкретные решения, которые будут способствовать привлечению большего количества не только иностранных, но и отечественных инвестиций?

Элла Селицкая: Конечно, с целью реализации Декрета № 7 в новой редакции Налогового кодекса предложения по реинвестированию прибыли прописаны. Повторюсь, по налогу на прибыль при нераспределении дивидендов при определенных условиях ставки будут снижены на 50 %, либо будет применяться нулевая ставка.

Но в этом году при работе над новой редакцией Налогового кодекса мы взглянули на проблему достаточно узко в силу незначительного срока для подготовки законопроекта. Если говорить в целом о международной практике, то налог на прибыль ряд государств исчисляют только из дивидендов.

Поскольку в этом году главными задачами при подготовке новой редакции НК были реализация Декрета № 7, налоговое администрирование, простота и доступность норм, то вопросы налоговой нагрузки рабочая группа затрагивала очень ограниченно.

Учитывая итоги совещания у Главы государства и то, что Совет по развитию предпринимательства инициировал дальнейшее совершенствование налогового законодательства, работа по снижению налоговой нагрузки продолжится.

Если говорить о налоге на прибыль, то мировая практика, а также подходы в Эстонии, Латвии, Грузии будут тщательнейшим образом изучаться. Как мы сможем продвинуться в этом вопросе? Пока, наверное, рано об этом заявлять, предстоит большая работа.

– Разработка Указа № 337 была направлена на обеспечение самозанятости населения. Какой эффект дало действие этого документа? Планирует ли МНС расширить перечень видов деятельности, по которым уплачивается единый налог?

Элла Селицкая: С принятием Указа № 337 список видов деятельности расширен с 18 до 30, в их числе и пошив одежды или обуви, ремонтные работы, парикмахерские и косметические услуги.

В январе-октябре 2018 года такими видами деятельности занимались более 34 тыс. физических лиц. С принятием Указа № 337 их число выросло на 13 814 человек по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, в бюджет поступило порядка Br4 млн. Механизм очень удобный для физлиц – можно заниматься определенным видом деятельности, заплатив только фиксированную сумму по итогам соответствующего периода. При этом не надо никаких налоговых деклараций или другой налоговой отчетности.

С принятием Указа № 337 эта работа не остановилась, в новой редакции Налогового кодекса предусмотрены новые виды деятельности, которые, на наш взгляд, активно развиваются и по которым можно будет работать по заявительному принципу. Это нанесение аквагрима и услуги по упаковке (например, подарков, сувениров).

Полагаю, что мы на этом не остановимся и далее будем анализировать и дополнять список видов деятельности для самозанятых.

– Какие изменения будут в системе налогового консультирования?

Элла Селицкая: Налоговое консультирование – новый вид деятельности. К этому времени получили сертификаты налоговых консультантов 365 человек. С момента принятия указа о налоговом консультировании в процессе становления этого нового вида деятельности бизнес обратил наше внимание на ряд проблемных моментов.

Например, зачем организациям, ИП, которые на момент принятия указа уже оказывали услуги по заполнению налоговых деклараций, предоставлению их в налоговые органы, нужно получать аттестат? Надо им создать равные условия с бухгалтерами. В этой связи подготовлен проект указа, в котором данные положения нашли отражение. Проект уже внесен на рассмотрение в Совет Министров.

– Декрет ввел уведомительный принцип начала строительно-монтажных работ. Как вы оцениваете его реализацию в строительстве? Выявлялись ли случаи непредоставления уведомлений, какую ответственность в этом случае несут субъекты хозяйствования?

Дмитрий Семенкевич: В течение первых месяцев после подписания Декрета № 7 был подготовлен проект постановления Совета Министров. Госстройнадзор получил право принимать уведомления о начале строительно-монтажных работ. Сегодня уведомительный принцип работает на 100 %. Этот принцип был введен для того, чтобы Госстройнадзор мог заниматься мониторинговой деятельностью в процессе строительства исключительно для соблюдения требований безопасности при проведении строительных работ.

Пока Госстройнадзор принимает такие заявления в основном в письменном виде. В то же время внедряется электронный формат предоставления уведомлений, который сейчас работает в тестовом режиме. В первом квартале следующего года он заработает с использованием электронной подписи.

По данным Госстройнадзора, нареканий от субъектов хозяйствования на работу уведомительной системы нет. Мы рассчитываем, что в течение года определимся, какие конкретно нормы можно будет уточнить или упростить.

Что касается ответственности за нарушение уведомительного принципа начала строительно-монтажных работ, то такая норма попала в проект закона о самовольном строительстве. Этим законом мы четко разграничиваем, где есть самовольное строительство, а где – нарушения в области архитектурной, строительной и градостроительной деятельности. Так вот, нарушение уведомительного принципа будет относиться не к самовольному строительству, а к нарушению закона об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности. Там мы предусматриваем определенную систему штрафов. При этом деятельность субъекта хозяйствования будет приостановлена Госстройэкспертизой, чтобы он привел ее в соответствие с требованиями закона, после чего сможет продолжать работу. Такая практика действует и сейчас.

– Дмитрий Игоревич, расскажите подробнее о законе о самовольном строительстве. На какой стадии находится его разработка?

Дмитрий Семенкевич: Нашей целью было уточнить некоторые вопросы по самовольному строительству. Самое главное, о чем мы договорились со всеми госорганами, которые участвовали в разработке данного законопроекта, – разделили понятия, какие нарушения относятся к области самовольного строительства, а какие – к нарушению закона об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности. К области самовольного строительства будут относиться только те случаи, где ведется строительство без предоставления земельных участков, без разрешительной документации, с нарушениями разрешительной документации либо не по целевому использованию. В случаях, когда были выявлены нарушения при предоставлении земельных участков по вине местных органов власти либо должностных лиц, мы предлагаем норму, что решение о судьбе такой постройки будет принимать суд. Пока действует норма, которая предусматривает снос объекта.

Все остальные моменты – строительство без проектной документации, без уведомления, без экспертизы – будут относиться не к области самовольного строительства, а к области нарушения законодательства. Считаю очень важным, что мы развели эти понятия. Ведь сегодня к самовольному строительству мы относим практически все. Это очень жесткая норма, и нет необходимости в таких мерах. В то же время в качестве превентивной меры мы планируем увеличить минимальный размер штрафа во всех случаях. Исходим из того, что в судебной практике пользуются минимальной шкалой назначенного штрафа, и некоторые предприниматели размышляют, что проще – заплатить минимальный штраф и нарушить закон или подготовить все документы в соответствии с требованием законодательства. Этот документ прошел согласование с заинтересованными органами и в ближайшее время будет представлен в Совет Министров.

– Планируется ли дальнейшая оптимизация государственных экспертиз в строительстве?

Дмитрий Семенкевич: Разработан соответствующий законопроект, который мы считаем прогрессивным. Понимаем, что экспертиза различных ведомств, к примеру Минприроды, Минздрава, необходима, поскольку в сферу их ответственности подпадают иные виды хозяйственной деятельности. Мы четко распределили, чем занимается санитарная, экологическая и государственная строительная экспертиза, увеличив объем работ в первую очередь стройэкспертизы. Проект указа о разграничении полномочий экспертиз подготовлен и будет направлен в Администрацию Президента.

– С 1 января 2018 года субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины, начали применять упрощенную систему налогообложения. Как эта мера отразилась на рынке интернет-торговли? Есть ли данные, на сколько увеличилось число таких магазинов и в каком сегменте произошел наибольший рост?

Виолетта Брезовская: Несколько лет назад право применять упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю в сети Интернет, отменили. И в МАРТ стали поступать письменные и устные обращения субъектов малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, с предложением вернуть это право, так как данная система налогообложения наиболее удобна для них в силу простоты применения.

В последние годы интернет-торговля в Беларуси развивается достаточно динамично. В стране много активных интернет-пользователей, и потенциал онлайн-продаж очень высок, хотя доля товарооборота онлайн-торговли в товарообороте республики еще не так велика по сравнению с показателями в Российской Федерации, Европейском союзе. Вместе с тем мы видим положительную динамику.

Сегодня в стране работает более 18 тыс. интернет-магазинов, прирост составил 2320 магазинов, или 14,8 % к началу года. Как я уже говорила, в текущем году зарегистрировались 760 субъектов хозяйствования, которые занимаются интернет-торговлей и работают по упрощенной системе налогообложения. Думаю, такое количество новых магазинов открылось во многом благодаря этой системе.

Большая часть интернет-магазинов – 79 % – зарегистрирована в Минске и Минской области. 51,5 % – индивидуальными предпринимателями, 48,5 % – юридическими лицами. Наблюдается активный рост количества интернет-магазинов по продаже непродовольственных товаров. В республику пришли известные компании, предлагающие потребителям в сети Интернет большой ассортимент товаров легкой промышленности. Развивается и онлайн-торговля продовольственными товарами.

Интернет-торговля в Беларуси находится на активном старте. Надеемся, что с учетом упрощений в ведении бизнеса эта сфера еще более динамично заработает в ближайшее время.

– Декрет дал право субъектам хозяйствования самим определять тип и класс открываемых ими объектов общественного питания. Изменило ли это нововведение тенденцию открытия тех или иных заведений? Каких объектов общепита открывается больше?

Виолетта Брезовская: Немало норм в декрете было разработано для еще более интенсивного развития сферы общественного питания. Например, право открытия объектов без подразделения их на типы и классы позволило владельцу самому определять ключевую концепцию будущего объекта. До этого действовало постановление МАРТ, которое определяло обязательные для применения критерии отнесения к определенному типу или классу, например ресторана, бара, кафе и т.д.

Отменен порядок учета счетов официантов. Предоставлено право субъектам общественного питания изготавливать продукцию общественного питания с объемной долей этилового спирта 7 % и более путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. Для изготовления таких алкогольных напитков не нужна лицензия на производство – требуется лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками.

Также декрет предоставил возможность самостоятельно определять наценку на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь в объектах общественного питания в розлив алкогольные напитки крепостью свыше 28 %.

Что мы сегодня имеем? Прирост объектов общественного питания к началу года составил более 4 %, или 819 объектов. В области общественного питания сейчас работает 9162 субъекта, из них 8315 ( 90,8 %) – это юридические лица, 847 (9,2 %) – предприниматели. Социальный стандарт по обеспеченности местами в общедоступных объектах выполняется – 41,8 места при нормативе 40 мест на 1 тыс. человек.

Из тенденций развития этого рынка хотелось бы отметить открытие объектов быстрого обслуживания по демократичным ценам, узкоспециализированных объектов – блинных, бургерных, пивных баров, кофеен. Распространено открытие фуд-кортов в составе торговых и торгово-развлекательных центров. Ресторанный бизнес идет по пути специализации – национальная, восточная, итальянская, японская кухни. Открываются рестораны по франчайзингу. Услуги общественного питания более активно стали предлагаться в сети Интернет, осуществляется доставка продукции общественного питания, например, пиццы, комплексных обедов, иных готовых блюд, распространены услуги кейтеринга и др. Набирает популярность открытие объектов с традиционной белорусской национальной кухней, проходят гастрономические фестивали. С принятием декрета эта сфера деятельности продолжит динамично развиваться.

– До 1 декабря областные Советы депутатов должны были принять решения по определению территорий, на которые будет распространяться действие Указа № 345 и где будут работать налоговые и другие льготы для бизнеса. Выполнена ли данная работа и насколько расширены эти территории по областям? Какие дополнительные меры по стимулированию торговли на селе разработаны?

Виолетта Брезовская: В соответствии с Указом № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» до 1 января 2018 года областными Советами депутатов были приняты решения по определению перечней сельских населенных пунктов и малых городских поселений, на территории которых будут распространяться льготы указа. На первоначальном этапе самая небольшая территория под действие Указа № 345 была определена Минским областным Советом депутатов – всего 8 %. Но в августе текущего года решение было пересмотрено и список сельских населенных пунктов был дополнен - сейчас это 77 %. В целом по стране 80,3 % сельских населенных пунктов, малых городских поселений, на территории которых субъекты могут пользоваться льготами Указа № 345. Лидирует по-прежнему Гродненская область – в перечень вошло 99 % территории сельской местности.

Имеются первые результаты. На территории сельской местности, определенной под действие указа, открылось 218 торговых объектов (по данным на 1 октября 2018 года), 26 объектов общественного питания, на территории малых городских поселений – 12 объектов общественного питания, вне территории населенных пунктов – 2 объекта торговли и 5 – общественного питания. Трудно сказать, много это или мало. Главное – сельское население получило возможность не только приобрести товары первой необходимости, но и воспользоваться услугами кафе, заказать бытовую технику, строительные материалы и т.д. Возможно, без данного указа этих объектов могло и не быть.

Кроме того, с начала года в сельской местности развозную торговлю дополнительно начали осуществлять 74 автомагазина. Всего согласовано 1866 маршрутов движения, или на 89 маршрутов больше, чем было на 1 января 2018 года. Отрадно, что автолавки поехали даже в удаленные населенные пункты, которые нуждались в обслуживании.

Если говорить о применении налоговых льгот, то, по данным Министерства по налогам и сборам, льготами Указа № 345 воспользовалось 1056 субъектов, из них 228 юридических лиц и 828 индивидуальных предпринимателей. То есть субъекты поверили в указ и начали осуществлять свою деятельность.

МАРТ совместно с бизнес-сообществом, госорганами и в дальнейшем будет прорабатывать и вносить для рассмотрения предложения об улучшении условий ведения деятельности в сельской местности. Для этого еще в прошлом году была создана специальная рабочая группа.

– Как вы сейчас оцениваете рынок автомобильного сервиса? Выросло ли число гаражных мастерских по техническому ремонту авто с момента, когда разрешили делать это без общего согласия членов гаражных кооперативов? Привело ли это к сокращению так называемых серых СТО?

Виолетта Брезовская: Данные по приросту этого рынка мы берем из реестра бытовых услуг. На 1 декабря 2018 года на территории нашей страны функционирует 5711 объектов, оказывающих услуги автосервиса, из них 2460 – шиномонтажа, 1412 – автомоек. Доля организаций, оказывающих эти услуги, составляет около 20 % от общего количества объектов бытового обслуживания. Эта цифра говорит о том, что данная сфера деятельности востребована среди потребителей. За 11 месяцев открылось 453 новых объекта автосервиса, что свидетельствует о благоприятном воздействии норм Декрета № 7 и постепенной легализации бизнеса в данной сфере деятельности.

– Жанна Казимировна, ровно год назад во время круглого стола в БЕЛТА, посвященного принятию Декрета № 7 и пакета документов по либерализации условий ведения бизнеса, вы говорили, что Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей представил много инициатив, которые касались социально-трудовых отношений: по обязательному социальному страхованию, государственному регулированию ценообразования и др. Однако тогда эти вопросы не получили отражения в декрете. Прошел год. Удалось ли найти компромиссные решения по этим вопросам?

Жанна Тарасевич: Поскольку наш союз объединяет как предпринимателей, так и нанимателей, мы уделяем большое внимание социально-трудовым вопросам. И, безусловно, в течение года совместно с госорганами работали по озвученным вами направлениям.

Первое – это обязательные социальные отчисления. Дело в том, что Декрет № 7 касался в первую очередь налоговой нагрузки. Мы рассматривали эти вопросы более широко. В начале прошлого года бизнес-союзом при поддержке Министерства экономики была организована большая конференция по фискальной политике, на которой затрагивались и неналоговые платежи, и обязательные социальные отчисления. Прежде всего это конкурентоспособность наших субъектов хозяйствования, которые платят достаточно большие обязательные социальные отчисления в размере 34 % от фонда оплаты труда, что значительно выше, чем у наших партнеров по ЕАЭС. Для сравнения: в Российской Федерации – это 28 %, в Казахстане – 12 %. Соответственно, это отражается на цене нашей продукции. Поэтому речь идет о постепенном перераспределении нагрузки между нанимателем и работниками. Эти вопросы рассматривались на уровне рабочей группы при Совете Министров, и достигнута договоренность вернуться к ним в 2019 году.

Еще один вопрос – неналоговые платежи (плата за дороги, обязательное страхование, контрольные идентификационные знаки и т.д.). Конечно, все охватить не удалось. Но в текущем году бизнес-союз провел исследование по КИЗ, по итогам которого внес предложения Министерству финансов и МНС. Некоторые позиции поддержаны, некоторые требуют дополнительной проработки в 2019 году. Потому что просто отказаться от КИЗ невозможно, по многим позициям они имеют положительный эффект, например, позволяют решить проблему борьбы с контрафактом. Но по такой продукции, как безалкогольные напитки, чай, кофе, в себестоимости которой КИЗ составляют до 5 %, их отмена может стать достаточно большим резервом для снижения себестоимости. И эти вопросы тоже будут рассматриваться.

Кроме этого, бизнес-союз участвовал в подготовке генерального соглашения по социально-трудовым вопросам между Правительством, нанимателями и профсоюзами на 2019-2021 годы. И мы уже приступили к подготовке рекомендаций для коммерческих организаций по заключению коллективных договоров.

Также мы планируем в рамках совместного проекта с немецким союзом металлистов изучить зарубежный опыт социального партнерства и создания отраслевых объединений для налаживания полноценного взаимодействия бизнеса, власти и профсоюзов.

Еще один вопрос – финансовое оздоровление субъектов хозяйствования. Было много споров вокруг проекта закона об экономической несостоятельности и банкротстве, который разработало Министерство экономики, проведено несколько круглых столов, подготовлены замечания и предложения по этому законопроекту. Думаю, что работа продолжится, инициатив у бизнеса еще много.

Поэтому однозначно могу сказать, что в последнее время действительно наблюдается определенный прогресс во взаимодействии бизнеса и власти, с учетом интересов общества. Надеюсь, что и дальше мы будем двигаться по пути либерализации.

– Благодарим за беседу!

По сообщению БЕЛТА