29.12.2018
Конституционный Суд в порядке осуществления обязательного предварительного контроля проверил конституционность ряда законов
Конституционный Суд Республики Беларусь, руководствуясь положениями части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», 22, 28 и 29 декабря 2018 г. проверил в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционность законов Республики Беларусь, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь:
«О республиканском бюджете на 2019 год» (судья-докладчик Козырева Л.Г.);
«О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2019 год» (судья-докладчик Козырева Л.Г.);
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (судья-докладчик Рябцев В.Н.);
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» (судья-докладчик Карпович Н.А.);
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (судья-докладчик Козырева Л.Г.);
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» (судья-докладчик Рябцев Л.М.);
«О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности» (судья-докладчик Данилюк С.Е.);
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (судья-докладчик Рябцев В.Н.);
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения» (судья-докладчик Тиковенко А.Г.);
«О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (судья-докладчик Воронович Т.В.);
«О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (судья-докладчик Рябцев Л.М.).
По результатам рассмотрения законы признаны соответствующими Конституции Республики Беларусь. При этом Конституционным Судом сформулированы правовые позиции, направленные на уточнение конституционно-правового смысла некоторых норм законов.
По сообщению официального сайта Конституционнго Суда Республики Беларусь
Законопроект о почтовой связи одобрен Советом Республики
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроект подготовлен в целях выявления предметов и веществ, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях, и предусматривает создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, определение владельца и оператора данной системы, ее пользователей, обязанности передачи информации в системе и порядка доступа к ней.
Закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи. Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Расширен перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ (включая удаленный) к системе, из числа государственных органов, не осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим государственным органам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним. Законопроект предусматривает также дополнение нормативными предписаниями в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора.
Уточняется порядок обращения коллекционных почтовых марок.
По информации
БЕЛТА
Совет Республики ратифицировал соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений в СГ
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации», передает корреспондент
БЕЛТА.
Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Беларуси и России, подписанное в Москве 18 декабря 2024 года, направлено на упрощение исполнения исполнительных документов на территориях наших стран.
Соглашением определено, что судебные постановления, вынесенные компетентными судами одной стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой стороны в таком же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления.
Соглашение будет применяться к судебным постановлениям, вынесенным по гражданским делам и уголовным делам в части гражданского иска, предусматривающим обязательства должника по выплате в пользу взыскателя денежных средств, в том числе в части взыскания государственной пошлины, иных судебных расходов и процессуальных издержек.
Установлены требования к оформлению и пакету документов, направляемому на исполнение в другое государство, а также основания для возврата исполнительного документа. Предусмотрено, что исполнительный документ на основании заявления взыскателя направляется для исполнения уполномоченным органом одной стороны уполномоченному органу другой стороны.
Со стороны Республики Беларусь уполномоченными органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, со стороны Российской Федерации – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
После вступления соглашения в силу принудительное исполнение исполнительных документов Республики Беларусь по установленным категориям дел в Российской Федерации станет возможным напрямую, без предварительной процедуры признания судебного решения.
По информации
БЕЛТА
Отвечать актуальным запросам времени. Игорь Сергеенко о модельном законодательстве в ОДКБ
Парламентарии должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в Бишкеке (Кыргызстан), сообщает
БЕЛТА.
«Законодательное обеспечение принимаемых решений – важнейшее направление работы ассамблеи. Именно мы, парламентарии, можем и должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности», – сказал Игорь Сергеенко.
Отдельным пунктом в сегодняшнюю повестку дня включено обсуждение Программы деятельности ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы, отметил спикер. «На наш взгляд, в ней нашел отражение весь спектр проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности – борьба с терроризмом, вопросы военной и информационной безопасности, электорального суверенитета, сохранения исторической памяти, миротворческая деятельность, борьба с нелегальной миграцией», – подчеркнул он.
«Работа по подготовке модельных законов и рекомендаций должна быть своевременной и носить адаптивный характер. Предлагаемые же законодательные нормы – отвечать актуальным запросам времени и решать насущные проблемы», – дополнил Игорь Сергеенко.
Парламентская делегация Республики Беларусь под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко участвует в выездном заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. На мероприятии основное внимание будет уделено вопросам реализации решений ноябрьской (2024 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и мерах, принимаемых по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, а также итогам работы по формированию проекта программы деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы.
В составе парламентской делегации в работе заседания Совета ПА ОДКБ принимают участие заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей, председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам Руслан Косыгин, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, член Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА
(фото Палаты представителей)
Законодательство о пожарной безопасности. Кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали в МЧС
О том, кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали
БЕЛТА в МЧС.
В спасательном ведомстве разъяснили, арендодатель или арендатор должны обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию и (или) автоматическое пожаротушение на объекте. «В соответствии со статьей 46 Закона от 15 июня 1993 г. №2403-XII «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору аренды – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством», – пояснили в МЧС.
Такая же норма предусмотрена пунктом 61 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Документ утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
«Таким образом, распределение ответственности между арендодателем и арендатором по обеспечению реализации требований пожарной безопасности на объекте определяется договором аренды. При этом в случае отсутствия в нем указанных положений реализацию требований пожарной безопасности обеспечивает арендодатель. Исключение – требования, касающиеся соблюдения противопожарного режима на арендуемых площадях в объеме деятельности арендатора, касающихся назначения ответственных за пожарную безопасность, организации разработки общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности, подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и т.д.», – разъяснили в МЧС.
По информации
БЕЛТА
Елена Моргунова: потребность в высокоточных измерениях растет в машиностроении, приборостроении, энергетике
В последние годы потребность в выполнении высокоточных измерений стремительно растет в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение и энергетика, что обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. О развитии эталонной базы Беларуси во время пресс–конференции, приуроченной ко Всемирному дню метрологии, рассказала председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова, передает корреспондент БЕЛТА.
«Эталонная база Беларуси при государственной поддержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее развитие – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы, за прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025 году в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика».
Исходя из текущих потребностей промышленности, задания для метрологов формируются уже на 2026–2030 годы. Председатель Госстандарта Елена Моргунова обратила внимание, что к 2030 году количество национальных эталонов единиц величин есть намерение увеличить с 68 нынешних единиц до 72, а кроме того в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов.
Было отмечено, что законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. Глава Госстандарта напомнила, что в Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
По информации
БЕЛТА