28.12.2018
В Минтруда и соцзащиты прокомментировали Указ «О государственном социальном страховании»
27 декабря 2018 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 500 «О государственном социальном страховании».
Указ направлен на обеспечение прав и гарантий отдельным категориям граждан в области государственного социального страхования, а также совершенствование законодательства, регулирующего вопросы уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Новыми нормами Указа предусмотрено следующее:
1. Изменение порядка уплаты взносов для индивидуальных предпринимателей
Индивидуальные предприниматели и приравненные к ним по уплате физические лица освобождаются от обязательной уплаты взносов в бюджет Фонда в случае отсутствия дохода по причине неосуществления деятельности.
Декларировать периоды осуществления своей деятельности указанные плательщики будут путем предоставления 1 раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, в органы Фонда документов индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом ввести в заблуждение органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты не получится, так как представленные указанными категориями плательщиков сведения о периодах работы впоследствии будут сверяться с другими государственными органами. С этой целью будут использоваться информационные ресурсы республиканских органов государственного управления, в том числе Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (периоды приостановления деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами), базы данных налоговых органов (информация об уплате налогов), в банках будет запрашиваться информация о движении средств на текущих (расчетных) банковских счетах.
Сроки уплаты взносов для индивидуальных предпринимателей остаются прежними, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. При этом Указом предусмотрена возможность уплаты взносов в течение всего отчетного года.
2. Включение на добровольной основе в систему государственного социального страхования самозанятых лиц
Самозанятым лицам (физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности) предоставлено право участия в системе государственного социального страхования на добровольной основе при условии уплаты ими взносов на пенсионное страхование в бюджет Фонда.
Таким образом, у самозанятых лиц появится возможность (при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее, чем с размера минимальной заработной платы) получить право на пенсию при достижении пенсионного возраста, инвалидности, потере кормильца.
Полный перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, содержится в статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
3. Согласование с органами Фонда справки об отсутствии обязательств по перечислению платежей в бюджет Фонда
Указом устанавливается обязанность плательщиков при получении средств на оплату труда в случаях приостановления операций по текущим (расчетным) банковским счетам и получения таких средств со счетов со специальным режимом функционирования согласовывать с органами Фонда справки о том, что обязательства по перечислению платежей в бюджет фонда отсутствуют.
4. Взыскание задолженности плательщиков взносов с электронных кошельков
Органам Фонда предоставлено право взыскания задолженности плательщиков взносов с электронных кошельков.
ВНИМАНИЕ!
Хотим обратить особое внимание и напомнить как индивидуальным предпринимателям, так и новой категории плательщиков – самозанятым лицам о необходимости оценивать и планировать свое пенсионное будущее уже сегодня.
Так, в страховой стаж работы, применяемый для определения права на трудовую пенсию, засчитываются периоды работы предпринимательской, творческой и иной деятельности только при условии, что в течение этих периодов производилась уплата взносов в бюджет Фонда.
Соответственно периоды, за которые взносы не уплачены либо уплачены из расчета ниже минимального размера, в стаж работы зачтены не будут либо засчитаются пропорционально сумме уплаченных взносов.
Пример. Размер минимальной заработной платы, действовавший в 2018 году, 305 рублей, минимальный платеж для индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности целый месяц –106,75 рублей в месяц (35 процентов от МЗП), самозанятого лица – 88,45 рублей (29 процентов). Индивидуальный предприниматель за месяц перечислил в бюджет Фонда – 53,4 рубля, самозанятый – 44,23 рубля. В результате в страховой стаж для назначения пенсии им засчитается только 15 дней.
НАПОМИНАЕМ!
Проверить свой страховой стаж за период, начиная с 1 января 2003 года, можно обратившись в органы Фонда за выпиской из индивидуального лицевого счета. Выдача таких выписок осуществляется без взимания платы.
В 2019 году минимальный страховой стаж для назначения пенсии составит 17 лет и с ежегодным увеличением на 6 месяцев к 2025 году составит 20 лет.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Новые гарантии для молодежи и правовая защита работников – одни из основных тем заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам
Совместное обсуждение правительством, профсоюзами и нанимателями актуальных вопросов социально-трудовой сферы – это уже сложившаяся практика в нашей стране, которая доказала свою эффективность. Благодаря такому формату работы социальные партнеры находят оптимальные решения по тем или иным вопросам, вырабатывают решения, направленные на развитие трудовой сферы и поддержку людей труда.
На очередном заседании Национального совета, прошедшем сегодня, одной из центральных тем было введение дополнительных гарантий для молодых специалистов, работающих в производственной сфере на селе. Вопрос актуальный: одна из основных задач на пятилетку – развитие регионов. И важнейший вопрос здесь – привлечение и закрепление молодых кадров.
В настоящее время молодежи, в том числе на селе, государством уже предоставляется ряд гарантий – от льгот на приобретение жилья до налоговых. Множество преференций предусматривается и коллективными договорами предприятий. В дополнение к этому социальные партнеры предлагают ввести на законодательном уровне новые меры поддержки. В частности, предлагается закрепить обязательства по уровню заработной платы при распределении, установить дополнительные выплаты для обучающихся по целевым направлениям и другие стимулирующие меры.
Также профсоюзы проинформировали членов Национального совета об итогах работы по правовой защите интересов работников. Как подчеркнул заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Вадим Грачёв, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде служит обеспечению социальной справедливости, что, безусловно, способствует стабильности как в конкретном трудовом коллективе, так и в обществе в целом.
По сообщению
официального портала Федерации профсоюзов Беларуси
Одобрен проект межправсоглашения Беларуси и ОАЭ о торговле услугами и осуществлении инвестиций
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 236, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного соглашения Беларуси и Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Основными целями этого международного договора являются создание зоны свободной торговли услугами между Беларусью и ОАЭ, обеспечение благоприятных условий для развития двустороннего сотрудничества в сфере содействия инвестициям, расширение и диверсификация взаимной торговли. Заключение соглашения укрепит торгово-экономические связи между странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Правительство.
Главой государства подписан Указ, позволяющий гражданам приобретать в собственность арендное жилье
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.
Когда работника могут привлечь к материальной ответственности? В Мингорсуде назвали условия
Среди разнообразных по своему содержанию трудовых споров актуальны и чувствительны для сторон те, которые возникают из-за причинения работником ущерба нанимателю. Отдельные вопросы материальной ответственности работников пояснила в комментарии
БЕЛТА заместитель председателя – председатель судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Ольга Ромашевская.
Итак, закон предусматривает совокупность определенных условий, при наличии которых возможно привлечение работника к материальной ответственности: наличие ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; противоправность поведения (действия или бездействия) работника; прямая причинная связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вина работника в причинении ущерба.
Законодатель определил, что ущербом является только реальный ущерб, а упущенная выгода не учитывается. Под реальным ущербом следует понимать утрату, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты. Штрафы, взыскиваемые с нанимателя, к реальному ущербу не относятся.
Ольга Ромашевская назвала важные особенности в процессе доказывания при рассмотрении споров данной категории в суде.
По общему правилу обязанность доказать наличие всех четырех условий для привлечения работника к ответственности за причиненный вред лежит именно на нанимателе. Однако есть исключения. В некоторых случаях, напротив, работник обязан доказывать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Отдельного упоминания заслуживает требование закона, обязывающее нанимателя создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных им ценностей. На практике нередки случаи, когда в ходе судебного разбирательства устанавливаются факты, свидетельствующие о невыполнении нанимателем этой нормы закона, что в итоге учитывается судом при определении размера ущерба, подлежащего взысканию с виновного.
По словам заместителя председателя Мингорсуда, материальная ответственность работников по своему объему бывает полная и ограниченная, по количественному критерию – индивидуальная и коллективная.
Как правило, работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю. Такая ответственность наступит, если между сторонами заключен письменный договор о принятии работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей; когда ценности получены работником под отчет по разовым документам; в случае причинения ущерба преступлением либо не при исполнении трудовых обязанностей; когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей имущества, инструментов, специальной одежды.
Полная материальная ответственность установлена также и для руководителя организации за причиненный им реальный ущерб имуществу этой организации.
Ограниченную материальную ответственность в размере ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка, несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, продукции, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем.
Руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители отвечают за причиненный по их вине ущерб, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
В ряде случаев ограниченная материальная ответственность может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности служащих или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Если отдельные виды работ выполняются совместно и разграничить материальную ответственность каждого работника невозможно, то нанимателем может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. В таком случае договор заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады).
Примерные перечни работ и должностей, при выполнении которых заключаются вышеуказанные договоры, утверждены правительством Республики Беларусь. Такие перечни может определять и сам наниматель. Однако следует учитывать, что договоры могут заключаться только с теми работниками (коллективами работников), чья работа (совместная работа) непосредственно связана с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ценностей.
В заключение Ольга Ромашевская отметила, что знания работником основ трудового законодательства, в частности регулирующего возмещение вреда, помогут при приеме на работу оценить степень своей ответственности перед нанимателем, предупредить возникновение конфликтных ситуаций и эффективно защитить свои права в суде.
По информации
БЕЛТА
Что должен содержать расчетный лист работника, рассказали в Минтруда
Что должен содержать расчетный лист работника сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
К обязательным реквизитам в расчетном листе работника относятся: наименование нанимателя (полное или сокращенное), ФИО работника, должность/профессия, табельный номер (при наличии) и расчетный период (месяц, за который производится выплата).
Кроме того, обязательным является состав заработной платы с расшифровкой, который включает: тарифную ставку, оклад, премии, надбавки (за стаж, квалификацию, вредные условия и т. д.), доплаты (за сверхурочную работу, ночные смены, работу в выходные), компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск), оплату больничных и отпускных (если они были в расчетном периоде), а также другие выплаты (материальная помощь, командировочные и прочие).
Также расчетный лист должен содержать информацию о удержаниях из зарплаты: подоходный налог (НДФЛ – 13 %), отчисления в ФСЗН (1 % – пенсионное страхование), профсоюзные взносы (если работник состоит в профсоюзе), отчисления в иные общественные организации, алименты, возмещение ущерба (если есть).
В листе должны быть указаны итоговые суммы: начисленная зарплата (до вычетов), сумма удержаний и сумма к выплате («на руки»).
Среди дополнительных требований также указано, что расчетный лист может быть в бумажном или электронном виде (с согласия работника). Наниматель обязан выдавать его ежемесячно, обычно в день выплаты зарплаты. Форма листка не унифицирована, но должна быть понятной и содержать все обязательные данные.
В Минтруда подчеркнули, что если наниматель не выдает расчетный лист или в нем отсутствует обязательная информация, работник вправе потребовать разъяснений или обратиться в госинспекцию труда.
По информации
БЕЛТА