21.12.2018
Концепция экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС прошла первое обсуждение
Рассмотрение проекта Концепции экосистемы транспортных коридоров в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прошло в штаб-квартире Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под председательством члена Коллегии (Министра) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян. Разработать такую концепцию ранее поручил Совет Комиссии на уровне вице-премьеров пяти стран Союза.
«Создание цифровых транспортных коридоров способствует формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС. Это один из кирпичиков в цифровой трансформации экономики, который необходим для реализации транзитного потенциала Союза», – отметила Карине Минасян на обсуждении в ЕЭК Концепции экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС.
Единая экосистема несет и ряд других эффектов. Она позволит усовершенствовать контрольно-надзорные функции на транспорте, снизить административные барьеры, улучшить окупаемость инфраструктурных проектов, повысить эффективность, доступность и безопасность транспортных услуг, а также снизить их себестоимость.
Взаимодействие бизнеса с государственными контролирующими органами ведется, как правило, в бумажной форме. Цифровые механизмы планирования и управления перевозками зачастую внедряются на уровне отдельных компаний, хаотично. Отсутствует взаимовыгодный формат взаимодействия с глобальными международными операторами управления логистическими потоками, товаропроизводителями, грузоотправителями и грузополучателями. Результатом этого является сравнительно невысокая коммерческая привлекательность и конкурентоспособность сервисной среды для логистики, перевалки, а также отсутствие прозрачности процедур организации, осуществления и контроля перемещения продукции, грузов и товаров.
Проект Концепции экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС подготовили совместно Аналитический центр при правительстве РФ, Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие (НИРУП) «Институт прикладных программных систем» (Республика Беларусь) и АО «Транстелеком» (Республика Казахстан).
Разработчики концепции отметили, что в существующих условиях функционирования транспортного комплекса одной из значительных проблем является наличие непроизводственных простоев, обусловленных контрольно-надзорными мероприятиями. Так, при перевозке плодоовощной продукции по маршруту Ереван–Москва простои для проведения контрольно-надзорных процедур как на автомобильных пунктах пропуска при пересечении государственных границ, так и на маршрутах движения увеличивают продолжительность сроков доставки груза от 13 % до 110 %, а в среднем на 60 % (порядка 20 остановок в процессе перевозки).
При внедрении на транспортном коридоре процессов цифровизации деятельности контрольно-надзорных органов и технологий информационного обмена данными документов, а также результатов проверки и визуального досмотра время проверок на каждом автомобильном пункте проверки может быть сокращено до 15 минут. А остановки на маршруте для промежуточных проверок будут производиться только в исключительных случаях при наличии аргументов, полученных путём автоматического анализа сопоставимости данных документов, а также результатов дистанционного мониторинга и видеофиксации нарушений (не более двух остановок в процессе перевозки). При этом общая продолжительность простоев транспортных средств для проведения контрольно-надзорных процедур на маршруте составит не более одного часа, увеличивая сроки доставки груза не более, чем на 2 %, и больше не будет оказывать существенного влияния на длительность рейса и увеличение себестоимости транспортных услуг.
Ожидается, что благодаря созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС снизится транспортная составляющая в цене конечной продукции с нынешних 20 % до 12–15 %. Время перевозки по железнодорожной дороге по маршруту КНР–ЕАЭС–ЕС могло бы сократиться на 11 часов.
Архитектура цифровых транспортных коридоров Союза может включать три уровня: наднациональный, уровень национальных сегментов и уровень технологических систем. Предполагается, что в составе платформенных решений экосистемы могут быть сервисные и функциональные платформы.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
(фото – официальный сайт ЕЭК)
Одобрен проект межправсоглашения Беларуси и ОАЭ о торговле услугами и осуществлении инвестиций
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 236, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного соглашения Беларуси и Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Основными целями этого международного договора являются создание зоны свободной торговли услугами между Беларусью и ОАЭ, обеспечение благоприятных условий для развития двустороннего сотрудничества в сфере содействия инвестициям, расширение и диверсификация взаимной торговли. Заключение соглашения укрепит торгово-экономические связи между странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Правительство.
Беларусь и Россия заключили соглашение о межгосударственной биржевой торговле товарами
Белорусская универсальная товарная биржа и Петербургская Биржа заключили соглашение о сотрудничестве по организации экспортно-импортной биржевой торговли товарами между Беларусью и Россией. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе БУТБ.
Церемония подписания состоялась 19 июня на полях Петербургского международного экономического форума. Свои подписи на документе поставили председатель правления БУТБ Александр Осмоловский и президент Петербургской Биржи Игорь Артемьев. Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, БУТБ и Петербургская Биржа планируют объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации на обеих биржах взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
«Подписанное соглашение – важный шаг в развитии взаимной биржевой торговли между нашими странами, а также на пространстве ЕАЭС. Это, несомненно, будет способствовать росту экономического потенциала единого товарного рынка союза», – заявил Игорь Артемьев.
«Основная цель сотрудничества БУТБ и Петербургской Биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах», – отметил Александр Осмоловский.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2004 году. Первые торги состоялись в июне 2005 года. БУТБ – одна из крупнейших товарных бирж в Восточной Европе. Ее главная функция – содействие белорусским предприятиям в экспорте продукции и помощь иностранным компаниям в выходе на белорусский рынок. На бирже продается металло-, лесо-, сельхозпродукция, промышленные и потребительские товары широкой номенклатуры.
По информации
БЕЛТА
Наталья Петкевич рассказала о «хорошей встряске» для ЕАЭС в период председательства Беларуси
На сегодняшний день в повестку предстоящего 27 июня в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета включены 14 вопросов. Об этом заявила журналистам вице-премьер Наталья Петкевич, которая также наделена полномочиями представителя от Беларуси в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Глава государства всегда требует, чтобы, как и любой процесс, а тем более интеграционные объединения, которые склонны быть площадками для рассуждений или клубами по интересам, чтобы они были наполнены предельно конкретным содержанием. Чтобы были рассмотрены в том числе и не очень популярные или не очень приятные вопросы, и они не замалчивались и от них не уходили, если они сегодня стоят на повестке дня в государствах и наших интеграционных объединениях. Очень много вызовов, много современных проблем, и эти вопросы должны выноситься», – сказала Наталья Петкевич.
Она отметила, что для уровня глав государств 14 вопросов в повестке саммита – это достаточно много. Особенно учитывая тот факт, что в рамках ЕАЭС работает такая структура, как ЕЭК со штатом более чем в 1 тыс. человек, включая министров Коллегии ЕЭК.
Глава государства на совещании по подготовке заседания Высшего евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума как раз и начал с того, что помимо обеспечения традиционного белорусского гостеприимства самое главное – это содержательная часть. «В этом году Беларусь председательствует (в ЕАЭС. – Прим. БЕЛТА), и, как всегда, это для любого интеграционного объединения очень хорошая встряска. Потому что наш Президент никому не дает ни уснуть, ни отдохнуть. И все, что годами где-то там лежало, Президент всегда поднимает на поверхность, обозначая, актуализируя и обостряя. Именно для того, чтобы это решалось. В этот раз Президент дал точно такие же поручения», – сказала Наталья Петкевич.
Она констатировала, что в ходе реализации стратегических направлений евразийской интеграции до 2025 года остается ряд нерешенных проблем институционального характера. Их также важно обсуждать, чтобы ускорить решение. «Глава государства нацеливает всех, чтобы была выработана позиция и стратегия реализации всех вопросов, которые сегодня являются актуальными», – отметила вице-премьер.
Один из вопросов, который предстоит рассмотреть, касается маркировки, чтобы защитить внутренний рынок ЕАЭС от поступления нелегальной непроверенной продукции. «Это не только про деньги, хотя это тоже важно – собираемость налогов и таможенных платежей, но это и про защиту нашего населения, чтобы не поступала нелегальная продукция, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Мы вообще является передовиками здесь. Мы единственная страна их числа ЕАЭС, в которой маркировкой начали заниматься еще в 2005 году. У нас здесь все достаточно прозрачно, системно выстроено. Тем не менее, поскольку у нас есть общее экономическое пространство, общий рынок, нам нужны единые подходы со стороны всех стран-партнеров».
Вице-премьер уверена, что предстоящий саммит ЕАЭС и Евразийский экономический форум придадут серьезный импульс для решения стоящих на повестке дня вопросов, а в чем-то позволят наметить стратегические подходы на будущее.
По информации
БЕЛТА
Юрий Чеботарь предложил перейти в Союзном государстве к программам совместного развития отдельных отраслей
Министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь считает, что в Союзном государстве необходимо перейти к союзным программам совместного развития отдельных отраслей. Об этом он сказал, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), выступая на сессии «Союзное государство: на рубеже эпох», сообщает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Юрий Чеботарь напомнил, что первые программы в Союзном государстве в начале 2000-х годов носили больше инфраструктурный характер. Потом акцент сместился на научно-технические программы, которые затрагивали отдельные предприятия.
«Мы утвердили стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Одновременно в Республике Беларусь начался цикл подготовки документов пятилетней программы, правительство утвердило Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года. В развитие этого документа мы разработали более 20 стратегий по различным направлениям: машиностроение, фармацевтика, продовольствие. Через вот такие программы можно выйти на новое видение и союзных программ. Почему бы не пообсуждать, мы к этому много раз подходили, союзные программы совместного развития отдельных отраслей. Они у нас есть, в Российской Федерации с 2025 года новые национальные проекты реализуются, много федеральных программ соответствующих. Сопряжение таких программ в нашем видении было бы очень интересно», – сказал Министр экономики Беларуси.
Еще одним перспективным направлением он назвал коммерциализацию союзных программ: многие продукты в рамках союзных программ уже пошли в серийное производство, решается вопрос союзной собственности, поэтому можно начинать говорить о коммерческой выгоде от союзных товаров. «Вопросы коммерциализации – к ним уже надо подходить, на наш взгляд, чтобы эти продукты приносили соответствующую отдачу. Это могло бы стать источником пополнения союзного бюджета, который бы шел на субсидирование наших совместных проектов», – считает Юрий Чеботарь.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Cовещание по подготовке заседания Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня собрал совещание по подготовке заседания Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума.
Глава государства напомнил, что буквально на следующей неделе в Минске пройдут крупнейшие для страны международные мероприятия этого года. Ожидается участие в них представителей более двух десятков стран.
«Нагрузка на нас приличная. Мы должны обсудить готовность к этому мероприятию. Как принимать гостей в таком масштабе, количестве, мы знаем. Все должно быть подготовлено со знаком качества и в организационном, и прежде всего в содержательном плане, – подчеркнул Президент. – Необходимо обеспечить максимальный уровень белорусского гостеприимства (это тоже мы умеем делать), создать комфортные условия для работы и проживания наших гостей. Особое внимание содержательному наполнению всех мероприятий – от форума до работы Высшего совета».
Александр Лукашенко отметил, что в ЕАЭС есть что обсуждать, но заседания ради заседаний никому не нужны. «Повестка Высшего совета должна быть насыщенной и предметной, соответствующей нашим национальным интересам. Евразийская экономическая комиссия внесла аж 700 листов – 4 килограмма материалов. При этом чуть ли не все они предлагают принять без обсуждения. Если они так готовы и согласованы, соответствуют нашим интересам, как и других государств, ради бога. Если там все так хорошо. Если это пустая порода без грамма добавленной стоимости для союза, значит, такие вопросы не должны быть внесены в повестку дня, – заявил белорусский лидер. – Я об этом говорю, потому что я как председатель буду предлагать эту повестку дня».
Приоритеты председательства Беларуси в органах Евразийского экономического союза в 2025 году были изложены в обращении Александра Лукашенко к главам государств – членов ЕАЭС.
«Они должны быть реализованы. Промышленная кооперация, транспортная политика, финансовый рынок, международное позиционирование и торговая экспансия на внешние рынки, формирование социальной составляющей интеграции – по каждому направлению нужна практическая отдача от принимаемых решений и тех документов, которые мы в итоге подпишем», – подчеркнул Президент.
«Еще раз отмечу: Беларусь была и остается убежденным сторонником углубления евразийской интеграции и построения эффективно работающего общего экономического пространства на основе доверия и взаимопонимания», – заявил Глава государства.
В повестке совещания – организационные вопросы проведения Евразийского экономического форума и заседания Высшего совета, а также обсуждение повестки саммита и наиболее важных ее пунктов.
Глава внешнеполитического ведомства Максим Рыженков проинформировал, что Евразийский экономический форум пройдет 26 июня на базе Минского международного выставочного центра «Белэкспо». Предусмотрено проведение шести крупных тематических блоков, включающих 35 мероприятий: пленарные сессии, круглые столы, бизнес-диалоги и тому подобное.
«По состоянию на текущую дату уже зарегистрировано порядка 2050 участников из 29 стран, что свидетельствует о высоком интересе к мероприятию. В большей степени представлены страны – члены ЕАЭС и страны (из числа. – Прим.) наиболее серьезных наших партнеров в Азии и Африке», – сказал Максим Рыженков.