20.12.2018
Перезагрузка бизнес-плана: какие изменения планируется внести в закон о несостоятельности и банкротстве
Расширение полномочий антикризисных управляющих, сокращение сроков процедуры банкротства – какие еще изменения планируется внести в профильный закон?
В экономике есть много терминов. Но у «банкротства», пожалуй, самая угрожающая семантика. В действительности в банкротстве нет ничего зловещего. Это всего лишь один, возможно, не самый лучший этап существования компании. Иногда именно механизм банкротства позволяет выйти из неудачного бизнеса, служит препятствием для размножения «мертвых душ» – фирм, которые и не ведут хоздеятельности, и не могут ликвидироваться из-за долгов. Другой вопрос, что банкротство – это очень тонкий процесс, требующий многочисленных настроек, чтобы им нельзя было злоупотреблять. Если он хорошо отрегулирован, то служит развитию экономики и одним из инструментов защиты прав инвесторов. В целом экономическая несостоятельность – вечная тема многочисленных дискуссий по тем или иным ее граням.
Общее количество дел о банкротстве, находящихся в производстве экономических судов, на 1 декабря составило 2217, из них 2020 дел – о банкротстве организаций частной формы собственности.
Сейчас обсуждается новая редакция проекта Закона «О несостоятельности и банкротстве». Нельзя сказать, что предыдущая версия нормативно-правового акта чем-то принципиально плоха. Но закон принимался еще в начале 2000-х, и некоторые нормы требуют пересмотра и ревизии исходя из реалий сегодняшнего дня. Новации законодательства в этой сфере за круглым столом мы обсудили с директором Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Александром Мирониченко, заместителем председателя, председателем судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Юрием Кобецем, директором ЗАО «Белреализация» Михаилом Андреевым, экспертом-консультантом Белорусской научно-промышленной ассоциации Галиной Дребезовой.
Банкротство без уничтожения
– Действующее законодательство о банкротстве сегодня, очевидно, устарело. Процедуры порой длятся годами, отнимают много ресурсов… Какой основной посыл нового законопроекта и чего вы от него ожидаете?
А.Мирониченко: Ставить вопрос, что сегодня все плохо, а будет хорошо, не совсем корректно. Банкротство – один из самых сложных механизмов экономического регулирования. У нас уже давно при каждом органе госуправления действуют специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности. Именно поэтому все шоки и кризисы проходили в стране относительно спокойно.
Да, возможно, не все предприятия отличаются высокой эффективностью, но они продолжают работать и приносить прибыль, рассчитываясь по долгам.
Основные проблемы, которые возникали в экономике, проходили не через экономическое судопроизводство и перераспределение собственности, а через восстановление платежеспособности предприятий. И даже те из них, что оказывались экономически несостоятельными (например, некогда Минский часовой завод, Минский дрожжевой комбинат, Минский маргариновый завод), сегодня достаточно успешные в своей отрасли. Однако в любой стране возникают ситуации, когда предприятие, в том числе и государственное, больше не в состоянии продолжать работу по разным причинам. Оно накопило долги и не может их оплатить не только за счет своей деятельности, но и за счет продажи имущества.
Законодательство о банкротстве способствует плавному и бесшоковому выводу таких предприятий из экономической среды. Для того чтобы и дальше этот процесс проходил в штатном режиме, а правовая база соответствовала всем необходимым в этой сфере стандартам, мы и подготовили проект закона «О несостоятельности и банкротстве». Ряд его положений разработаны в рамках необходимости развития цифровой экономики. В Беларуси уже давно существует Единый государственный реестр сведений о банкротстве (bankrot.gov.by), и сегодня мы начинаем реализацию отдельных элементов электронного судопроизводства. Но для того чтобы внедрять эти механизмы, требуется ряд норм закрепить законодательно. Например, электронные торги. Документ достаточно давно внесен в Парламент, однако в настоящее время возникла необходимость его актуализации. В связи с этим подготовлены изменения и дополнения со стороны Верховного Суда, Минэкономики и других заинтересованных. Сейчас они отрабатываются в Правительстве.
Ю.Кобец: Сегодня мы работаем в рамках действующего закона, который принят достаточно давно. С тех пор в стране и экономике произошли серьезные изменения. Проблема экономической несостоятельности многогранная и сложная. Заинтересованные стороны здесь практически все: органы власти, бизнес, граждане. И от того, как мы будем регулировать эти отношения, во многом будет определяться не только экономическая, но и социальная составляющая. Когда стали говорить о новой редакции закона, исходили от реалий. Один из главных недостатков действующего закона – он в большей степени направлен на ликвидацию предприятий, а не на смену собственников или дальнейшее развитие. Это подтверждает и судебная статистика: как правило, заявления об экономической несостоятельности в большинстве случаев заканчиваются ликвидацией. А это, мягко говоря, полное уничтожение того, что есть. Концептуальное направление обновленного законодательства прозвучало на семинаре-совещании у Президента по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий. Ведь что значит ликвидировать сельхозпредприятие? Да, можно продать трактор, пустить под нож поголовье скота. Но разве это решит хоть одну проблему? Поэтому Александр Лукашенко обратил внимание: банкротство не должно проходить через ликвидацию, а в первую очередь – смена собственника. Все неэффективное управление должно уйти, на смену ему должны прийти эффективные менеджеры. Эта идеология, к слову, заложена в Указе № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций».
Еще один вопрос, который мы поднимаем, когда говорим о процедуре банкротства: нужно четко представлять, что центральной фигурой здесь является управляющий. Именно от его профессионализма зависит результат. Сам по себе контроль за его деятельностью принципиально не решит проблем. Лучший контролер – это кредитор: он заинтересован в эффективности процедуры, поскольку должен вернуть средства. Но здесь иногда возникает проблема: часто кредитором является государство, а кто от его имени должен выступать контролером? Однозначно это должен быть не суд. Наша принципиальная позиция – равенство сторон. Для нас должник – это такая же сторона в процессе, как и кредитор, мы должны обеспечить гарантию прав и первого, и второго.
Кроме того, в действующем законодательстве слишком забюрократизированы многие процедурные моменты. Управляющий не может эффективно работать, не имея достаточной степени свободы. Поэтому предлагается существенно расширить полномочия управляющих, одновременно увеличивая их ответственность. Серьезной проблемой действующего закона – ликвидацией экономически несостоятельных предприятий – могут заниматься в том числе юридические лица. Мы видим, что часто этим правом злоупотребляют. Приведу пример без конкретных названий: в одной из областей три человека создали большое количество аффилированных юрлиц и буквально монополизировали рынок услуг в сфере банкротства. О каком выборе и конкуренции между управляющими можно говорить, когда они все между собой связаны?! Хотя формально они закон не нарушили: любой гражданин имеет право учреждать любое количество юридических лиц. Но злоупотребление есть. При этом ответственность полностью размыта. Хотя, безусловно, мы видим и хорошие примеры деятельности юрлиц.
Еще один вопрос, который нужно принципиально решить, – сложности с ликвидацией компании. Сейчас это сделать непросто. Даже если нет долгов. Эта проблематика настолько важна, что буквально 20 декабря вопросы регистрации и ликвидации мы выносим на рассмотрение пленума Верховного Суда. Ведь иногда дела о ликвидации рассматриваются месяцами. Слишком длительные сроки, которые невозможно уже себе позволить. При принятии решений мы должны быть максимально мобильны. Мы четко определили в проекте постановления пленума: все дела о регистрации и ликвидации должны рассматриваться в судах не больше месяца.
Основной посыл в работе над новым законом – ориентироваться на конечный результат. Ведь банкротство должно стимулировать экономическую деятельность, не губить предпринимательское начало, не становиться приговором для инициативных людей. Да, не у всех получается добиться успеха с первого раза. По статистике, 95 процентов стартапов заканчиваются провалом в первый год работы. Предприятия Дональда Трампа, например, 4 раза становились банкротами. Для нас процедура экономической несостоятельности не должна быть трагедией, это нормальный этап к дальнейшему развитию.
Мобильно и значимо
– Временной фактор при осуществлении процедуры банкротства – это самая болезненная тема сейчас. Есть ли какой-то усредненный показатель, к которому нужно прийти?
А.Мирониченко: Сейчас средний срок процедуры банкротства укладывается в довольно жесткие критерии – менее одного года. Но если предприятие крупное, у него много разнопланового имущества, тогда процесс затягивается и его желательно сделать более динамичным. Основная направленность нового законопроекта – сократить срок проведения процедур. Обращаю внимание, что этот документ – не совершенно новая страница, а продолжение тех начинаний и положительных моментов, которые уже есть. Например, сегодня антикризисный управляющий назначается судом по предложению кредитора или должника. Механизм не самый эффективный. Дела-то об экономической несостоятельности разные, некоторые управляющим совершенно неинтересны, и они не хотят за них браться. В ряде случаев управляющие не устраивают кредиторов… В некоторых развитых странах существует определенный алгоритм выбора таких специалистов: через электронные ресурсы, которые позволяют при помощи определенных критериев подобрать управляющего. Мы тоже хотим прийти к такой системе. Если говорить о крупных предприятиях, то действуют несколько иные подходы. Если речь идет о государственных компаниях, то выбор управляющего четко прописан в нормативно-правовых актах. Некоторые министерства самостоятельно готовят таких специалистов.
Но сегодня однозначно необходимо применять некий упрощенный порядок в отношении организаций, у которых нет имущества. А таких сегодня проходит через банкротство 70–80 процентов. Зачем к ним применять полноценную процедуру и тратить дополнительные ресурсы?! Также затягивают дела и из-за работы с кредиторами по вопросам реализации имущества.
М.Андреев: На самом деле гораздо больше времени уходит на то, чтобы собрать кредиторов, получить определение суда и выполнить другие многочисленные формальности, чем продать имущество. Дело не только в проведении непосредственно аукционов по реализации имущества банкрота. Нет единой таблетки от всех экономических болезней. Все предприятия разные, со своей историей, поэтому было бы неправильно устанавливать некие единые сроки для проведения процедуры банкротства. Если бы я никогда не выходил из кабинета, думал бы, что надо банкротить всех. Однако я регулярно навещаю крупные предприятия и понимаю: есть промышленные производства, которым необходимо придавать такой же специальный статус, как сельхозпредприятиям. В райцентрах, небольших поселках, если ликвидируется предприятие, людям просто больше негде работать. Такие компании – это не бизнес, а социальная ответственность. И необходимо разрабатывать какие-то меры, чтобы не ликвидировать именно такие предприятия, а находить способы их реструктуризации и не применять к ним общий механизм банкротства.
А.Мирониченко: Вы, наверное, не знакомы с Указами Президента от 2 октября 2018 г. № 399 и от 4 июля 2016 г. № 253, которые как раз и направлены на то, что именно такие предприятия проходят через специальную процедуру. Сегодня они пользуются самым большим иммунитетом. Вопрос в том, что коммерческая деятельность у них есть, есть прибыль, но вот оплатить сразу все накопившиеся долги они не в состоянии.
Банкротство во благо
– Все ли проблемные предприятия нужно банкротить? Возможно, бизнес видит другие пути решения?
Г.Дребезова: Я считаю, процедура банкротства должна быть для всех. Однако, что касается проекта закона, я не понимаю, кого он защищает: кредиторов или должников? В этом самая главная проблема. Почему никто не задает вопрос: а что бизнес желает получить от этого закона? А бизнес заинтересован в санации, а не ликвидации. Законопроект определяет: у должника возникает право подать на банкротство через 9 месяцев, когда не выполняются нормативы по соотношению активов и пассивов в бухгалтерском балансе. Слишком большой срок. Если возникли проблемы с платежеспособностью, то через три квартала от предприятия камня на камне не останется. Будучи управляющим, у меня было две успешные санации, но это была не моя заслуга, а местных органов власти, которые в райцентрах своевременно запустили процедуру банкротства. Если бы они немного задержались, успеха не было бы. Санация – это не обязательно восстановление платежеспособности, она подразумевает и продажу бизнеса. Приведу пример, который был в Бресте: довольно долго продавали одно из предприятий имущественным комплексом, много раз снижали стоимость. По факту завод продали новому собственнику. А вырученные деньги позволили погасить все долги, даже предыдущим собственникам осталась приличная сумма.
У предпринимателей должно быть право более оперативно уходить в процедуру банкротства. Причем хочу обратить внимание на одну нестыковку: кредитор имеет право подать иск в суд на признание должника банкротом уже через три месяца просрочки долга. Санация при своевременном уходе в процедуру не создаст никаких проблем, в том числе и судам, поскольку процесс будет проходить довольно оперативно. Нам важно сохранить бизнес. Но не бизнес конкретного лица, а сохранить его как явление. В этом заинтересованы и должники. Да, сегодня они потеряли деньги. Но появится новый эффективный собственник, и с ним снова можно выгодно сотрудничать.
Есть еще один момент. Должник обязан при наступлении определенных обстоятельств подать заявление в суд о своей несостоятельности. Но не прописана ответственность за невыполнение этой законодательной нормы. Во многих развитых странах за игнорирование этого требования наступают серьезные санкции. Вплоть до уголовной ответственности.
Прекрасные нормы в проекте закона касаются торгов. Действительно, назначение начальной цены судом только затягивает процедуру. В проекте этот вопрос существенно упрощен.
Бизнес заинтересован как можно быстрее получить свои деньги. Но не совсем понятно, кто и когда при банкротстве предприятия эти средства будет возвращать. Раньше в проекте закона была замечательная норма: управляющий от возвращенных средств получал определенный процент. У него появлялась мотивация быстро и качественно работать. В предлагаемом проекте 2018 года данная норма исключена. Сегодня вознаграждение управляющих регламентировали, и получает он его из кассы ликвидируемого предприятия. Иногда, когда у компании есть имущество, управляющие специально затягивают процесс, чтобы подольше получать фиксированное вознаграждение. Был совершенно вопиющий случай, когда управляющий после реализации части имущества вырученные средства не перевел на счет кредиторов, а положил на депозит. Произошло изменение валютных курсов, их не хватило на возврат задолженности, номинированной в иностранной валюте. И тогда управляющий не нашел ничего лучше, как подать иск о привлечении к субсидиарной ответственности учредителя – иностранного инвестора. В этой ситуации разобрались. Тем не менее проблема вознаграждения управляющих остается. Мы выступаем за их прозрачность и возможности кредиторов их стимулировать.
М.Андреев: Смешно слушать о затягивании управляющими сроков, других злоупотреблениях. Он ведет себя ровно так, как позволяет ему кредитор. Если управляющий ничего не делает несколько месяцев, то почему кредиторы молчат? Значит, их устраивает работа управляющего! Они вправе обратиться в суд и заменить его. А если кредитору деньги не нужны… Суд не может за всеми делами скрупулезно следить и подгонять управляющих. Это не его функция.
Несомненно, на практике приходится с разными ситуациями сталкиваться. Но могу заверить: за последние десять, даже пять лет состав управляющих существенно изменился в лучшую сторону. Понятно, каких это стоило трудозатрат. Огромную работу проделали Департамент по санации и банкротству, Верховный Суд. Создали реестр, почистили ряды управляющих. И сегодня на рынке в основном остались только профессионалы.
На мой взгляд, упростить работу по банкротству можно очень просто: сразу устанавливать не только начальную цену имущества, выставляемого на аукцион, но и принцип ее последующего снижения на ближайшие два-три аукциона. Тогда каждый раз не придется собирать кредиторов, утверждать новые цены в суде. Если кто-то из кредиторов с ценой не согласен – пожалуйста, имеет право привести покупателя по более высокой цене. Необходимо дать больше свободы управляющим в этом вопросе. Надо же учитывать: аукцион – это не самый удобный способ приобретения товара покупателем, но самый прозрачный. Если там реализуется имущество по рыночным ценам, то его же можно приобрести здесь и сейчас в другом месте, без аукциона и банкротства. Зачем в торгах участвовать? Поэтому реализация имущества через аукцион – не такая уж и простая задача.
А.Мирониченко: Статус антикризисного управляющего выходит за рамки предпринимательской деятельности. По сути своей деятельности он ближе к нотариусам, адвокатам, медиаторам. Он выступает не только и не столько от своего имени, на свой страх и риск (который, кстати, в виде обязательного страхования составляет достаточно серьезную сумму), сколько действует по закону от имени должника и кредитора, выступает в качестве должностного лица, выполняя некоторые государственные функции (например, принятие и защита требований кредиторов, проведение собраний кредиторов, подготовка планов санации и ликвидации, в том числе и госорганизаций).
Конечно, идеальных моделей не существует. Но позиция департамента – управляющими должны быть физические лица. Тогда удастся избежать ряда существующих проблем.
Что касается выбора антикризисного управляющего, то предполагается введение соответствующего электронного механизма. Все специалисты будут разделены на несколько категорий, будет работать по определенным критериям принцип рейтингования… Тогда исчезнет почва для некоторых злоупотреблений: управляющий получит большую независимость. Ведь он должен защищать интересы и должника, и кредиторов, в том числе трудовых коллективов и государства в целом.
Г.Дребезова: Есть вопрос по залоговым кредитам. Иногда в залоге находится имущественный комплекс, который забирает кредитор. А средств рассчитаться с другими кредиторами уже нет. А необходимо же еще и ликвидировать задолженность по заработной плате, выплатам в Фонд социальной защиты населения.
А.Мирониченко: Залогом могут владеть не только банки, но любой кредитор. Залог является гарантией возврата средств, снижает риски. А чем ниже риски, тем ниже ставки по кредитам, не раскручивается инфляция, а от нее зависят другие макроэкономические показатели. Возврат залогов – это вопрос не только процедуры банкротства, но и стабильности финансовой системы. Почему при процедуре банкротства право на залог должно теряться?
Ю.Кобец: Если речь идет о санации или продаже предприятия в процессе банкротства как единого имущественного комплекса, то залог отходит на второй план. Закон ориентируется на сохранение предприятий и рабочих мест. И банки с этим тезисом согласны. Но если предприятие заканчивает свое существование, почему кредиторы не должны получать свое залоговое имущество? Причем пошли по пути российских коллег: 20 процентов от залога отдается работникам предприятия. Из этих средств будет погашаться задолженность и по заработной плате, и перед ФСЗН. В любом случае эти вопросы решаются в первоочередном порядке.
Закон «должниковский» или «кредиторский»? Правильный и вечный вопрос. Принципиально важно соблюсти баланс интересов всех участников рынка. Но нередко мы упускаем из виду другой момент: любая предпринимательская деятельность связана с рисками. И какие на себя риски брать, каждый предприниматель самостоятельно принимает решение. И, по идее, должен действовать предусмотрительно и аккуратно. И Закон «Об экономической несостоятельности» должен стимулировать и предусмотрительность, и аккуратность. Предприниматель должен понимать, какие средства он может потерять. Закон может быть принят только на базе компромисса. И его удастся достигнуть.
Закон – это всего лишь инструмент. Он может быть несколько хуже или лучше, но он всего лишь инструмент. И принципиально важно, в чьи руки и с какой целью мы вложим этот инструмент. Любые неточности и недостатки могут нивелировать правоприменительной практикой. Если исполнители закона будут нацелены на справедливость, соблюдения балансов интересов, то мы получим прекрасный результат.
Владимир Волчков, «Рэспублiка», 19 декабря 2018 г.
Выездной семинар-совещание по сельскому хозяйству в Минском районе
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня провел выездной семинар-совещание по сельскому хозяйству в Минском районе.
Мероприятие состоялось на базе одного из молочно-товарных комплексов филиала «Острошицкий Городок» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».
В числе участников семинара-совещания были председатели облисполкомов и их первые заместители, уполномоченные представители Главы государства в регионах, помощники Президента – инспекторы по областям.
Президенту и участникам выездного семинара-совещания по сельскохозяйственной тематике доложили о передовом опыте агрокомбината «Дзержинский».
Агрокомбинат – это вертикально интегрированное предприятие, занимающееся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Структура включает в себя несколько подразделений, отвечающих за различные направления деятельности, такие как растениеводство, животноводство, переработка, коммерческая деятельность и управление. Филиалы агрокомбината расположены на территориях нескольких районов Минской области. Работа строится по полному замкнутому циклу – от поля и фермы до переработки и продаж, в том числе через более чем сотню фирменных магазинов.
«По земельным угодьям это больше, чем район. По производству зерна – это три советских района», – заметил Александр Лукашенко.
Президент спросил гендиректора агрокомбината Владимира Лукьянова, нет ли обид на ценообразование.
«Нет», – ответил руководитель предприятия.
Александр Лукашенко в этой связи обратил внимание чиновников, ответственных за вопросы ценообразования, что опыт агрокомбината надо брать и тиражировать по стране. «Возьмите его: производство, переработка, фирменная торговля. Если нет проблем, скопируйте это все и на страну все переложите по продукции, которую он хотя бы производит. И народ перестанет обижаться. Вот она – цепочка».
Еще одно важное направление, которое намерены развивать в «Дзержинском», – откорм бычков на мясо. Речь идет о производстве высококачественной говядины с хорошим экспортным потенциалом. Пока подобное производство планируется создать в одном месте – в Слуцком районе. Это позволит в том числе загрузить мощности Слуцкого мясокомбината, который присоединяется к агрокомбинату «Дзержинский».
«Мы думаем не молочное направление там развивать, а откорм. Потому что там рядом Слуцкий мясокомбинат. Он зависит от сырьевых зон. Мы хотим провести такой эксперимент по откорму на 8–9 тыс. голов в год. Отработать там механизмы, подходы, совместно с наукой проработать рационы. Разработать технологию, регламент выращивания, содержания, кормления и строительства этого комплекса и преподнести это как готовый продукт для всех. Мы уже выбрали участок, технологию мы написали. Думаю, до нового года у нас уже будет проектное решение и мы начинаем этот процесс, – рассказал гендиректор. – Таким образом мы заполним наш мясокомбинат с убойной площадкой на 50–60 % собственным сырьем. Это даст нам возможность качественно, как отдельное производство, посчитать затраты, рентабельность и получить финансовый результат».
Предварительная стоимость проекта оценивается в Br40–45 млн. В дальнейшем этот опыт, если он будет признан успешным, будут тиражировать в других филиалах агрокомбината.
«Надо мгновенно это строить. Параллельно все делать», – сказал Глава государства, ориентируя на максимально сжатые сроки.
С присоединением других предприятий и хозяйств агрокомбинат за 5 лет удвоил валовое производство. В реализации – 7 различных инвестпроектов, которые финансируются частично за счет собственных средств и частично – кредитов Банка развития. В том числе предприятие задействовано в реализации программы «Один район – один проект».
«Это хорошо, что он (банк. – Прим.) помогает тому, кто завтра даст отдачу. Но это не значит, что мы молиться на него должны, потому что есть такое хорошее предприятие. Должны развивать и другие предприятия», – заметил Глава государства.
В этом плане Александр Лукашенко поставил вопрос подготовки руководителей, которые могли бы в будущем возглавить или тот же агрокомбинат «Дзержинский», или создать другие подобные предприятия в регионах страны. «Завтра тебя нет. Кто вместо тебя?» – поставил принципиальный вопрос Глава государства перед Владимиром Лукьяновым.
«Пара человек есть», – ответил он.
«Ну хоть пару. Это важный вопрос. Хорошее предприятие. Поэтому нам надо видеть здесь людей, которые завтра создадут подобное хозяйство. Если мы будем подобное создавать, у нас проблем не будет с продуктами питания и прочими вопросами», – сказал Глава государства.
Президент рассказал об основном замысле очередного мероприятия в подобном формате – речь об условиях содержания крупного рогатого скота (КРС).
«От этого мы никуда не уйдем», – подчеркнул белорусский лидер. Александр Лукашенко напомнил, что ранее предлагал поставить в Беларуси памятник корове в знак заслуг этого животного в жизни людей, и особенно в годы Великой Отечественной войны. «Люди уходили в леса и с собой брали скотину, чтобы выжить. Корова и сегодня кормит народ. Это не только молоко, но и мясо, – сказал Александр Лукашенко. – Если мы хотим быть здоровыми, надо дышать нормальным воздухом и питаться нормальными продуктами, исходя из этого, корова, образно говоря, должна стоять во дворце».
Президент отметил, что за последние годы нащупали, каким путем развиваться в животноводстве. Приняли решение, что животноводческие фермы необходимо преобразовать в животноводческие молочно-товарные комплексы (МТК), где в целом по всей цепи соблюдаются технологии.
«Жим в этом отношении будет очень серьезный. Я решил вас пригласить, показать, рассказать. Здесь специалисты, которые могут и покритиковать, и высказать свою позицию. Для вас, для журналистов небольшой часовой урок. Чтобы вы понимали, что это за технология, в каком «дворце» должны содержать коров», – сказал Александр Лукашенко о замысле мероприятия.
Это важно еще и в преддверии двух больших совещаний по сохранности молодняка КРС и по работе аграрно-промышленного комплекса в Витебской области, где накопилось много проблем.
Президент подчеркнул, что производить молоко высокого качества – это очень прибыльно. Из него потом можно произвести целый спектр разнообразной продукции, которая широко востребована и за рубежом.
«У вас сегодня есть все для того, чтобы организовать процесс производства и переработки. Шутки в сторону. Повторяю еще раз: не хотите в окопах сидеть, в грязи вшей плодить – давайте работать, – подчеркнул Глава государства. – Соблюдение технологий и военная дисциплина. Вам даны все права. Если не хотим войны, значит, надо работать правильно. Надо получать продукцию и продавать. Надо, чтобы честно подходили к этой работе».
Говоря о семинаре-совещании, Александр Лукашенко рассказал, что попросил экс-руководителя Минской области, а ныне Премьер-министра Александра Турчина и других специалистов, чтобы они определили типичный комплекс, на примере которого можно представить имеющийся передовой опыт. МТК «Селище-2» в агрокомбинате «Дзержинский» даже с запасом соответствует этим критериям. «Это будущий век», – констатировал Президент. Тем не менее и здесь все сделано хоть и весьма добротно, но экономно. Многие строительные работы выполнялись хозспособом. «А что тут сложного? Если ты хороший руководитель, ты обязан иметь свою строительную бригаду», – заметил белорусский лидер.
Это один из хороших примеров, которому надо следовать и в других организациях, где это еще не сделали. В целом в стране не более трети сельхозпредприятий, на которые надо обратить пристальное внимание. Остальные работают либо в целом неплохо, либо на высоком уровне.
«Нам надо приспособить (опыт передовых хозяйств. – Прим.), где-то модернизировав старые фермы, превратить их в молочно-товарные комплексы. Нужно современное содержание скота. И продавать молоко сортом «экстра». Это сегодня хорошие деньги и сегодня молоко прибыльно», – ставит задачу белорусский лидер.
Он обратил внимание на то, что происходит в мире, – войны и конфликты. Наживаться на них – это не политика Беларуси, но и без этого продовольствие в мире всегда будет востребовано, уверен Президент: «И без войн людей надо накормить. Значит, спрос на продукты питания и одежду будет (а одежда тоже из земли) только возрастать. Поэтому нам надо обязательно идти этим путем – создавать МТК и решать эти проблемы».
Александр Лукашенко обратил особо внимание на условиях содержания КРС, и особенно молодняка, чтобы не допускать падежа, что для многих хозяйств пока является проблемой. А для этого нужны не только хорошие помещения, но и качественные корма. «Нет молодняка – нет ни молока, ни мяса», – констатировал белорусский лидер.
Глава государства напомнил о двух поручениях, которые давались еще ранее, – сделать отечественные прессы для заготовки сенажа и роботы для доения, которые были бы по качеству не хуже иностранных.
«Пресс надо сделать. Это вопрос жизни и смерти», – требует Глава государства. Он подчеркнул, что качество техники влияет на качество кормов, а это – здоровье скота.
Что касается роботов для доения, Александр Лукашенко видит в этом перспективу в том числе с учетом дефицита кадров на селе. Но это также и вопрос эффективности производства.
В ходе выездного семинара-совещания Президент заявил, что в сельскохозяйственном секторе Беларуси пока не везде хватает дисциплины.
Глава государства обратил внимание, что среди нынешнего состава председателей облисполкомов уже половина – не аграрии. С другой стороны, эти люди прошли через центр, занимали высокие должности, в том числе в промышленности, энергетике и даже силовых структурах.
Александр Лукашенко рассчитывает, что эти руководители в том числе поспособствуют поднятию уровня дисциплины, а конкретно специалистов аграрного профиля в регионах достаточно. «Специалистов у нас много. Пока хромает организация. Посмотрим, что из этого кадрового эксперимента получится. Но не хватает дисциплины. Все делаем правильно. Но иногда делаем медленно, а иногда не делаем вообще. Исполнительская дисциплина – вопрос номер один, – подчеркнул белорусский лидер. – У нас бардак в сельском хозяйстве. И неправда, что у нас не хватает людей. Мы их не организовали и не заставили работать. Должна быть дисциплина. Нужен результат».
Обращаясь к участникам семинара-совещания, Глава государства отметил, что пригласил их на это мероприятие, потому как видит приличный объем неисполнительности. «Я решил поступить по-военному. У нас была в армии такая хорошая формула: «Делай, как я». Вот я решил вам показать: я от вас требую вот это, сделайте так. Тогда не будет падежа скота. Потому что, если будет падеж скота как сейчас или вчера, будет это все продолжаться, мы придем к тому, что нам жрать самим будет нечего. Поэтому не думайте, что это прихоть Лукашенко», – сказал Президент.
Что касается его тезиса о том, что если не работать должным образом, то это приведет страну к войне, Александр Лукашенко подчеркнул, что это никакая не политическая пропаганда или агитация. «Я хочу, чтобы вы, руководители прежде всего, прониклись этим. Как работать, мы знаем», – сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко констатировал, что, например, в растениеводстве уже говорили на многие темы, в том числе на уровне Президента. Определили подходы к возделыванию рапса, льна, озимого ячменя и многих других культур. «Я деревенский человек, проживший немало. И знаю, что без продуктов питания, без одежды, самого необходимого, человек жить не может. А население планеты все время растет. Мы умеем это делать. Давайте будем развиваться. Но не забывать о том, что мы – машиностроительная страна. Что у нас достаточно школ создано по машиностроению, другим направлениям – химия, нефтехимия, нефтепереработка. У нас много отраслей там, где мы умеем работать. Туда надо инвестировать и создавать дополнительно новые предприятия. Делать то, что мы умеем», – заявил Президент.
На выездном семинаре-совещании также обсуждался вопрос возможного перехода на централизованные закупки вакцин для животноводства.
На мероприятии с обучающим докладом выступил Председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Караник. Он рассказал о комплексном подходе к повышению сохранности крупного рогатого скота и обеспечению роста его продуктивности. Было отмечено, что ситуация с падежом скота несколько стабилизировалась, но все равно не радует. За пять месяцев этого года показатель вырос на 1,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако несколько изменилась структура непроизводительного выбытия: в большинстве областей улучшилась ситуация по молодняку, но ухудшилась по основному стаду.
Руководитель НАН подробно остановился на факторах, влияющих на сохранность скота. Например, чтобы избежать рисков по потере телят при рождении (как правило, это происходит ночью), на некоторых фермах доплачивают тем сотрудникам, которые остаются на это время дежурить.
В числе важных факторов – формирование иммунитета у телят, последующая вакцинация. Владимир Караник подчеркнул, что вакцины, к сожалению, зачастую применяются неадекватно. Перечисляя проблемы, он отметил, что в каждом хозяйстве должен быть разработан свой план вакцинации с учетом эпизоотической ситуации в хозяйстве, но зачастую планы не обновляются либо берутся шаблонно из соседних хозяйств. Нарушаются схемы вакцинопрофилактики, способы и дозы введения, хранения и транспортировки. Все это приводит к тому, что вакцины не работают. Для исправления ситуации он предложил, чтобы районные ветстанции контролировали исполнение требований о разработке и выполнении планов вакцинации с учетом ситуации.
Руководитель НАН также предложил перейти на централизованную закупку вакцин для животных: «Предлагаю рассмотреть возможность проведения централизованной закупки вакцин на уровне района либо области. Чтобы мы понимали, что защиту поголовья обеспечиваем вне зависимости от финансового состояния хозяйства и от того, есть там ветеринар или нет». Он также, к слову, высказался по поводу наличия ветврачей. По его мнению, в пересчете на численность поголовья в Беларуси достаточно специалистов. Надо только грамотно выстроить их работу. Например, централизовать систему, чтобы районная ветстанция обеспечивала ветеринарное сопровождение по всему району.
Отдельное внимание он уделил профилактике и лечению инфекционных патологий. «К сожалению, лабораторная диагностика инфекционных заболеваний на сегодняшний момент не в полной мере обеспечивает ветеринарную службу необходимой информацией. Часть методик либо устарела, либо обладает недостаточной точностью», – пояснил он. Например, в том случае, если проба на такое заболевание, как бруцеллез, дает положительный результат (а она часто дает ложноположительный результат), то на установление точного диагноза уходит около месяца, и в течение этого периода сохраняется неопределенность по поводу действий на данной ферме и с полученным молоком (его надо пастеризовать).
Владимир Караник напомнил, что в Беларуси во время пандемии COVID-19 по решению Главы государства были значительно расширены возможности лабораторной службы ПЦР-диагностики, которые позволяют быстро выявлять различные антигены. «Я считаю, что мы сейчас должны задействовать ПЦР-лаборатории (из сферы здравоохранения в интересах ветеринарии. – Прим. БЕЛТА). Сейчас мы должны создавать систему ПЦР-диагностики, которая позволяет получать ответ не в течение месяца, а одного – максимум двух дней», – пояснил руководитель НАН. По его словам, в ближайшее время специалисты представят Президенту предложения, каким образом сделать лабораторную диагностику в ветеринарии более оперативной и современной.
Отдельно обсуждался вопрос эффективности выращивания некоторых пород КРС. Например, в Беларуси очень распространены коровы голштинской породы – одной из самых продуктивных молочных пород в мире, но это достигается только за счет строгого соблюдения норм кормления и рациона. «Мы должны принимать решение: либо по-прежнему так же интенсивно используем этих коров вне зависимости от того, есть технологии или нет, либо работаем над генетическим разнообразием», – сказал руководитель НАН. По его словам, для хозяйств среднего уровня и слабых возможно дальнейшее развитие датского направления – коровы этой породы хоть чуть менее продуктивны, но более устойчивы и выносливы.
В Беларуси есть также опыт работы с датской красной породой коров, их выращивают в сельхозпредприятии «Устье». Однако по ряду объективных и субъективных причин этот опыт пока не слишком успешный. В этой связи Владимир Караник предложил взять часть поголовья из стада и попробовать поработать с этой породой на базе одного из передовых хозяйств страны в Брестской или Гродненской областях. Это позволит сравнить результаты и окончательно определиться с перспективами. Александр Лукашенко такой подход одобрил.
«Если вы хотите попробовать где-то содержать 50–60 голов датского скота, это надо делать, – отреагировал Александр Лукашенко. – Я не против. Пробуйте. Думайте, как дальше действовать, чтобы получить результат».
По итогам состоявшейся дискуссии Александр Лукашенко поручил подробно обсудить все высказанные предложения и при необходимости оформить их в конкретные решения.
«Давайте договоримся, что мы не просто будем в очередной раз на совещании по предотвращению такого падежа, как у нас, слушать разговоры и лекции нам будут ученые читать (правильно будут говорить)… Но чтобы мы приняли решение. Если надо централизация ветслужбы… Шулейко считает, что надо, а Косинец – нет (я к примеру говорю). Так вы придите к общему мнению и внесите конкретное предложение, – сказал Президент. – Если Владимир Степанович (Караник. – Прим.) считает, что нам надо подключить систему здравоохранения к диагностике или еще чему-то, давайте будем подключать, вносите предложения. Если есть разумные, выверенные предложения, решение принимается в течение суток».
По итогам выездного семинара-совещания Александр Лукашенко отметил, что вопрос целесообразности строительства крупных свинокомплексов на 100 тыс. голов необходимо дополнительно обсудить и проработать со всеми заинтересованными.
Речь шла, в частности, о том, что для реализации подобных масштабных проектов требуется детально просчитать все существующие аспекты, и в особенности риски. Должна быть, например, гарантированная кормовая база, исполнительская дисциплина и строгое соблюдение технологий. Ведь при такой концентрации поголовья в одном месте увеличиваются риски значительных потерь в случае возникновения каких-либо проблем, заболеваний. Поэтому, возможно, имеет смысл распределять поголовье по 25 тыс. на четырех отдельных более мелких комплексах вместо одного крупного.
В то же время в пользу строительства крупных комплексов говорят экономические расчеты, показатели финансовой эффективности на таких объектах выше.
«Давайте подходить разумно. Я буду рад и счастлив, если в Гомельской области мы построим какие-то свинокомплексы и они там будут успешные, – привел пример Глава государства. – Потому что нам Гомельскую область надо развивать. А это – развитие. Но если они не могут – нечего туда и ходить».
«Давайте с вами определимся: мы в Гомельской области будем строить четыре комплекса или один стотысячник», – поставил ключевой вопрос Президент.
Александр Лукашенко в ходе выездного семинара-совещания по сельхозтематике вновь затронул актуальную ныне тему наличия в торговле картофеля. Глава государства прямо ответил тем, кто излишне ноет по этому поводу, акцентировав внимание на необходимости приучения к труду современной молодежи.
«Если вы думаете, что наша молодежь, которая идет за нами, будет так работать (как предыдущие поколения. – Прим.), вы заблуждаетесь или сами себя обманываете. Не будет. Это другая молодежь. Они думали, что картошка растет в интернете. Оказалось, не в интернете картошка растет, она растет в поле, – сказал Глава государства. – У нас ноют – начиная от деревни до районного центра и городов – люди, которые имеют свои дачи. Что вы ноете, что вы воете? У нас хватает семян. Ну так вы две борозенки для себя (посадите. – Прим.), чтобы два мешка картошки (наросло. – Прим.). Высаживайте на этом клочке земли или в деревнях. В деревне же не обрабатывают участки».
Глава государства спросил у заместителя Управляющего делами Президента Николая Шерстнева, высаживает ли он на своей даче картошку. «Ежегодно сажу», – ответил чиновник.
«Вот, у него есть картошка, без проблем. Высокого уровня чиновник. А обычному человеку, у которого детки маленькие… Мне картошка не надо. Я ее найду полтора мешка. Но у меня два участка. Хотите посмотреть – пожалуйста, хоть сейчас. Вчера я посмотрел и один, и второй участок, картошка – заглядишься. Академия наук передала семена, я проверяю, что это за семена. Всех обеспечу картофелем, стоящих здесь точно», – отметил Александр Лукашенко.
«Так почему мы этим не занимаемся? Что мы все ходим и ноем, чего-то нам не хватает. Я рассуждаю, может быть, как ретроград и консерватор какой-то, но в жизни ничего не придумали иного: для того, чтобы что-то иметь, надо погорбатиться. Не горбатимся – будет плохо. Наша молодежь к этому не привыкла. И если вы думаете, что разговорами мы ее приучим, – ничего подобного», – добавил Президент.
Законопроект об ответственности за использование БПЛА готовится к рассмотрению в первом чтении
Законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» в первом чтении может быть рассмотрен депутатами до конца текущей сессии, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Андрей Лис, передает корреспондент БЕЛТА.

Проект закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» внесен в Палату представителей Советом Министров 30 апреля.
Цель подготовки законопроекта – обеспечение национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании воздушного пространства Республики Беларусь для запуска гражданских беспилотных летательных аппаратов, а также реализация норм указа Президента от 25 сентября 2023 г. №297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов».
Проектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально–исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Указом №297 предусмотрен ряд запретов и ограничений в отношении действий с гражданскими беспилотными летательными аппаратами и авиамоделями. За нарушение данных требований предлагается установить административную ответственность. При этом проектом определено, что нарушение запрета на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, установленного указом №297 для граждан, может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность, если эти действия были совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Кроме того, определяются органы, к полномочиям которых относится ведение административного процесса по предлагаемым проектом статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
«Все эти нововведения направлены на обеспечение национальной безопасности нашей страны. Данный законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении. Планируется на 30 июня 2025 года рассмотрение данного законопроекта», – отметил Андрей Лис.
По информации
БЕЛТА
Состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей восьмого созыва
13 июня 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей восьмого созыва.

Открывая заседание, Председатель Палаты представителей сформулировал ряд вопросов, которые предстоит учитывать депутатскому корпусу в своей деятельности.
«Вчера Глава государства провел совещание с руководством Администрации Президента Республики Беларусь. Был обсужден ряд значимых вопросов, которые касаются деятельности всех государственных органов. Среди них – работа с обращениями граждан», – сказал И.П.Сергеенко. Он акцентировал внимание депутатов, что в этой работе должен быть реализован системный подход. «При рассмотрении каждого обращения следует глубоко погружаться в проблематику поднимаемых вопросов, решать их на местах, изучать во взаимодействии со своими коллегами из профильных комиссий, исключив необоснованную переписку и формализм».
Председатель Палаты представителей также напомнил, что 11 июня 2025 г. на заседании Президиума Совета Министров был рассмотрен вопрос о реализации государственных программ (подпрограмм), в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах. «Итоги обсуждения свидетельствуют, что не все программы обеспечили ожидаемые результаты. Зачастую отсутствует значимый социально-экономический эффект от них даже при том, что ход их реализации в целом оценивается положительно», – отметил И.П.Сергеенко.
Он проинформировал депутатов, что в настоящее время ведется работа по формированию государственных программ на 2026 – 2030 годы, нацеленных на реализацию задач следующей пятилетки. В этой связи он поручил Постоянным комиссиям проанализировать совместно с профильными министерствами текущие программы, которые уже завершаются, чтобы при формировании новых избежать допущенных ошибок и недостаточно эффективных мероприятий, на которые затрачиваются государственные средства. «Эти документы не должны существовать сами по себе, а быть действенным инструментом достижения конкретных поставленных целей по качественному улучшению жизни в регионах», – акцентировал Председатель Палаты представителей.
С 16 по 20 июня депутаты Палаты представителей будут работать в избирательных округах. В числе задач, которые им необходимо будет решать в этот период, И.П.Сергеенко выделил продолжение работы по реализации мероприятий в рамках Года благоустройства, наведению порядка на земле, озеленению, поддержанию в чистоте территорий и населенных пунктов. «Особое внимание прошу уделить тем позициям, которые были обозначены в письме Комитета государственного контроля по данному вопросу», – подчеркнул Председатель Палаты представителей.
Далее в ходе заседания были рассмотрены законодательные вопросы.
В одном чтении депутатский корпус принял проекты законов «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год» и «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год».
Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлюченко Н.В., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В. выступили с докладами по законопроекту «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год».
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год утвержден Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. №317-3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме 28 225,8 млн. рублей, по расходам – 27 768,7 млн. рублей, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 457,1 млн. рублей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на 2 472,8 млн. рублей, расходы – на 632,8 млн. рублей, превышение доходов над расходами увеличено на 1 840,0 млн. рублей.
С учетом изменений, внесенных Указом, уточненные показатели бюджета фонда составили по доходам – 30 698,6 млн. рублей, расходам – 28 401,5 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 2297,1 млн. рублей за счет средств:
государственного социального страхования в сумме 1 819,8 млн. рублей;
профессионального пенсионного страхования в сумме 477,3 млн. рублей.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме 30 638,0 млн. рублей, что составляет 108,5 процента к утвержденному Законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 процента.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе 28 094 млн. рублей составляют обязательные страховые взносы и 242,0 млн. рублей – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили 493,6 млн. рублей.
Поступления из республиканского бюджета составили 1 808,4 млн. рублей.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили 28 281,0 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды:
с 1 февраля – на 10 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 413 «О повышении пенсий», с 1 октября – на 5 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2024 г. № 357 «О повышении пенсий».
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме.
Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме 2 357 млн. рублей, в том числе:
профицит по средствам государственного социального страхования составил в сумме 1 877,9 млн. рублей;
профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – 479,1 млн. рублей.
Проект Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год» представили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Панасюк В.В.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 44 657,4 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 39 906,4 млн. рублей с дефицитом в размере 4 751,1 млн. рублей.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам – 45 122,6 млн. рублей, доходам – 43 950,0 млн. рублей, дефицит бюджета – 1 172,7 млн. рублей.
За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 44 634,4 млн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета в 2024 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 2388,0 млн. рублей, или 100,4 % уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость – 17 290,0 млн. рублей, или 99,8 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности – 8027,8 млн. рублей, или 104,5 % уточненного годового плана.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили 43 916,2 млн. рублей, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов в 2024 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 19829,8 млн. рублей, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 3135,1 млн. рублей, или на 98,9 % от уточненных годовых назначений.
Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 4689,3 млн. рублей, или 99,2 % уточненных плановых назначений.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2024 году составило 8318, млн. рублей, или 98,8 % уточненного годового плана.
На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 2413,0 млн. рублей, или 99,5 % уточненного годового плана.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2024 году составило 2615,5 млн. рублей, или 98,9 % уточненного годового плана.
На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 2021,0 млн. рублей, или 100,0 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено 2465,8 млн. рублей, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению – 962,1 млн. рублей, государственный санитарный надзор – 12,1 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению – 1458,0 млн. рублей.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме 731,2 млн. рублей, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 212,8 млн. рублей, или 98,7 % уточненного годового плана.
В 2024 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 227,1 млн. рублей, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям.
Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2024 году составили 822,5 млн. рублей, или 97,8 процента уточненного годового плана.
Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 2741,3 млн. рублей, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме 292,4 млн. рублей. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов в 2024 году профинансированы в сумме 2921,6 млн. рублей, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 процента, по расходам – на 97,3 %. Профицит составил 718,3 млн. рублей, или 0,3 % от ВВП.
Во втором чтении депутаты приняли проект Закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства», о котором доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Курчак А.Е.
Законопроектом, в частности, предлагается:
расширить перечень исполнительных документов (в него будут включены исполнительные документы, признанные таковыми на основании международных договоров Республики Беларусь и международно-правовых актов, которые содержат обязательства Республики Беларусь, предусматривающие исполнение на территории нашей страны исполнительных документов иных государств и наднациональных органов (например, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии о наложении штрафов; исполнительные надписи нотариусов иностранных государств), а также постановления прокуроров о взыскании процессуальных издержек);
закрепить возможность ведения исполнительного производства в упрощенном порядке (это позволит исполнять исполнительные документы с суммой требования до двадцати базовых величин без проверки имущественного положения должника и применения к нему принудительных мер ограничительного характера (например, арест имущества, ограничение определенных прав), а также будет стимулировать должника к погашению задолженности в полном объеме в течение двух месяцев после возбуждения исполнительного производства);
усовершенствовать подходы по обеспечению исполнения исполнительного документа в части принятия мер в виде временного ограничения некоторых прав должника (предусматривается отнесение к компетенции судебного исполнителя полномочия по временному ограничению должника – гражданина в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх (в настоящее время такая мера принимается судом), а также закрепление возможности принятия меры в виде временного ограничения права на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами в отношении должностных лиц должника – юридического лица (в настоящее время такая мера принимается только в отношении должника – физического лица);
закрепить новые основания для возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства (например, в случае, когда в отношении взыскателя по исполнительному документу о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей возбуждено исполнительное производство о взыскании с него расходов, затраченных государством на содержание данных детей, находящихся на государственном обеспечении);
более широко использовать информационные технологии в исполнительном производстве (например, закрепляется возможность выдачи уполномоченными органами (лицами) исполнительного документа в виде электронного документа, предусматривается направление участникам исполнительного производства актуальной информации с помощью различных средств связи и способов доставки – почтовая и факсимильная связь, электронная почта, СМС-сообщения и т.п.).
Кроме того, законопроект предусматривает:
возможность изменить сведения о должнике или взыскателе одновременно с возбуждением исполнительного производства. Тем самым взыскатель освобождается от необходимости повторно обращаться в суд, к иному органу (должностному лицу), выдавшему исполнительный документ, для его замены;
сокращение перечня оснований, при наличии которых судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство. Так, в случае истребования материалов исполнительного производства прокурором или объявления должника в розыск судебный исполнитель будет вправе производить необходимые исполнительные действия, что положительно повлияет на эффективность исполнения (внесенным законопроектом предусматривалось, что в указанных случаях судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство);
уточнение сведений, которые могут направляться участникам исполнительного производства посредством различных средств связи. С учетом требований законодательства о защите информации судебный исполнитель сможет направить извещение о дате, времени и месте совершения исполнительного действия, о вызове к судебному исполнителю, например, посредством электронной почты, в виде СМС-сообщения.
Кроме того, на заседании были рассмотрены три законопроекта о ратификации международных договоров.
С докладами по проекту Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от 1 декабря 2017 года» выступили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Хальцова Н.А.
Республика Беларусь 4 июля 2024 года стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества, приняв на себя финансовые обязательства по уплате долевого взноса в Организацию.
Меморандумом об обязательствах Республики Беларусь долевой взнос Республики Беларусь в бюджет ШОС определен в размере 5,8 %. В этой связи возникла необходимость внести изменения в Приложение к Соглашению о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества, определив взнос Республики Беларусь в размере 5,8 процента и соответствующее снижение долевых взносов других государств-членов ШОС.
Ю.М. Селиверстов также выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах – членах Евразийского экономического союза», с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Плескач В.С.
Соглашение направлено на создание надлежащих условий для функционирования в рамках Евразийского экономического союза общего финансово рынка, обеспечение свободы осуществления торговых операций с ценными бумагами, оптимизацию и упрощение процесса размещения и (или) обращения ценных бумаг национальных субъектов хозяйствования в государствах – членах ЕАЭС.
Первый заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Теребов С.Е. выступил с докладом о проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Союз Мьянма о взаимной защите секретной информации» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Крупенькин А.К.).
Соглашение разработано в целях создания правовой основы для взаимного обеспечения защиты секретной информации. Его практическая реализация позволит урегулировать вопросы защиты государственных секретов Республики Беларусь и Республики Союз Мьянма при осуществлении двустороннего международного сотрудничества в политической, военной, экономической, научно-технической и иных сферах.
Стороны в соответствии с Соглашением и своим законодательством обязуются: применять в отношении секретной информации и ее носителей меры защиты, осуществляемые ими в отношении собственной секретной информации соответствующей степени секретности; не изменять степень секретности секретной информации и соответствующий гриф секретности на ее носителях без предварительного письменного согласия уполномоченного органа стороны, передавшей такую секретную информацию; определять или изменять степень секретности совместно созданной в ходе сотрудничества секретной информации, а также осуществлять ее рассекречивание по согласованию с уполномоченными органами, участвовавшими в ее создании; использовать секретную информацию исключительно в предусмотренных при ее передаче целях; не передавать полученную секретную информацию третьей стороне, а также не предоставлять доступ ее представителям к такой информации без предварительного письменного согласия уполномоченного органа стороны, передавшей секретную информацию.
Компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, являются: в Республике Беларусь – Комитет государственной безопасности, в Республике Союз Мьянма – Министерство внутренних дел.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Парламентарии утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров. Необходимость рассмотрения законопроекта на второй сессии обусловлена требованиями Бюджетного кодекса и регламента Палаты представителей, где в статье 197 предусмотрено, что проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме Br44 657,4 млн, исходя из прогнозируемого объема доходов Br39 906,4 млн с дефицитом в размере Br4751,1 млн.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам - Br45 122,6 млн, доходам - Br43 950 млн, дефицит бюджета - Br1172,7 млн. За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму Br44 634,4 млн, или 101,6 % уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил Br2388 млн, или 100,4 % уточненного годового плана, налог на добавленную стоимость - Br17 290 млн, или 99,8 %, доходы от внешнеэкономической деятельности - Br8027,8 млн, или 104,5 %.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили Br43 916,2 млн, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили Br19 829,8 млн, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме Br3135,1 млн, или на 98,9% от уточненных годовых назначений. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме Br4689,3 млн, или 99,2 %.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» составило Br8318 млн, или 98,8% уточненного годового плана. На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено Br2413 млн, или 99,5 %.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» составило Br2615,5 млн, или 98,9 % уточненного годового плана. На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано Br2021 млн, или 100 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено Br2465,8 млн, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению - Br962,1 млн, государственный санитарный надзор - Br12,1 млн, прочие мероприятия по здравоохранению - Br1458 млн.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме Br731,2 млн, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры направлено Br212,8 млн, или 98,7 % уточненного годового плана.
По подразделу «Средства массовой информации» профинансировано Br227,1 млн, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям. Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию составили Br1822,5 млн, или 97,8 % уточненного годового плана. Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме Br2741,3 млн, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме Br292,4 млн. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов профинансированы в сумме Br2921,6 млн, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 %, по расходам - на 97,3 %. Профицит составил Br718,3 млн, или 0,3 % ВВП.
По информации
БЕЛТА
(фото Кристины Аксёновой)
Депутаты утвердили отчет об исполнении бюджета фонда соцзащиты населения за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2024 год утвержден законом от 13 декабря 2023 года №317–3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме Br28 225,8 млн, по расходам – Br27 768,7 млн, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br457,1 млн.
В соответствии с указом № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на Br2472,8 млн, расходы – на Br632,8 млн, превышение доходов над расходами увеличено на Br1840 млн.
С учетом изменений, внесенных указом, уточненные показатели бюджета фонда составили: по доходам – Br30 698,6 млн, расходам – Br28 401,5 млн, превышение доходов над расходами – Br2297,1 млн за счет средств государственного социального страхования в сумме Br1819,8 млн, профессионального пенсионного страхования в сумме Br477,3 млн.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме Br30 638 млн, что составляет 108,5 % к утвержденному законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 %.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе Br28 094 млн составляют обязательные страховые взносы и Br242 млн – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили Br493,6 млн. Поступления из республиканского бюджета – Br1808,4 млн.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили Br28 281 млн. Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды: с 1 февраля – на 10%, с 1 октября – на 5 %.
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме. Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме Br2357 млн, в том числе профицит по средствам государственного социального страхования составил Br1877,9 млн, профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – Br479,1 млн.
По информации
БЕЛТА