Новации закона о защите прав потребителей – комментарий МАРТ
19 декабря 2018 г. в пресс-центре БЕЛТА состоялась пресс-конференция, посвященная вступлению в силу с 23 декабря 2018 г. Закона Республики Беларусь от 13 июня 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В пресс-конференции приняли участие: начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирина Барышникова, председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша, председатель Правления ОО «Минское общество потребителей» Ирина Астафьева.
В Закон вошли изменения и дополнения, учитывающие наработанную правоприменительную практику, предложения потребительского сообщества и бизнеса. Кроме того, в Закон внесен ряд поправок в целях его приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза и иными законодательными актами Республики Беларусь.
С учетом предложений потребительского сообщества в Законе:
1. Оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах).
В частности, Закон дополнен нормами о том, что до потребителя должна доводиться информация:
- о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают;
- о классе энергоэффективности товаров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами).
Кроме того, субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через Интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену реализуемого продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки.
Информация до потребителя должна доводиться на белорусском и (или) русском языках.
2. Закрепляется право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты.
3. Введен запрет на истребование у потребителя паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денежных средств. Отсутствие регулирования данного вопроса порождало много обращений граждан в государственные органы.
4. Уточнен порядок отзыва небезопасного товара от потребителей и порядок информирования об этом потребителей и уполномоченные государственные органы.
5. Предусмотрено право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
С учетом предложений бизнес-сообщества в Законе:
- Установлен иной порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров.По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара только в 2-х случаях:
- при выявлении существенного недостатка;
- при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.
- Предусмотрена возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14-ти до 30-ти дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости установления более длительных сроков ремонта, например, в связи с требованиями об осуществлении ремонта на производственном оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, расположенных удаленно, и т.д.
- Вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в трехдневный срок (в целях обеспечения своевременного исполнения законных требований потребителя).
- Предусмотрено право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении 2-х месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.
- Предусмотрена обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.
В целях реализации Закона Министерством антимонопольного регулирования и торговли разработан проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий порядок реализации товаров (выполнения работ, оказание услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, а также порядок информирования потребителей о временном продлении режима работы или приостановлении работы торгового объекта, продавца, осуществляющего торговлю без (вне) торгового объекта. В настоящее время проект данного нормативного правового акта находится на рассмотрении в Правительстве.
По сообщению официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
VI Международная конференция, посвященная вопросам цифрового развития, информационной безопасности и противодействия киберпреступности, состоялась на федеральной территории «Сириус» в России. Мероприятие прошло при поддержке аппарата Совета безопасности Российской Федерации, сообщили БЕЛТА в Следственном комитете.
Конференция собрала более 400 экспертов из 20 стран – представителей государственных и правоохранительных органов, ведущих вузов, банковских структур, IT-компаний и частного сектора. В ней приняла участие и делегация Следственного комитета Беларуси во главе с начальником УСК по городу Минску Евгением Архиреевым.
Начальник УСК отметил, что эффективно противостоять киберпреступности невозможно без скоординированного межгосударственного взаимодействия, которое должно сочетать потенциал всех компетентных государственных органов и частного сектора. «Обмен новейшими знаниями и накопленным практическим опытом между представителями правоохранительных органов и специализированных гражданских структур России и Беларуси будет способствовать совершенствованию теоретической базы противодействия преступности. Это позволит по-новому взглянуть на стоящие перед нами вызовы, выработать действенные механизмы их решения и укрепить как межведомственное, так и межгосударственное сотрудничество», – сказал он.
Исполняющий обязанности заместителя главы Краснодарского края Александр Руппель подчеркнул, что стремительное развитие цифровых технологий в регионе сопровождается ростом числа кибератак, направленных на организации и предприятия. «Для оперативного выявления и предотвращения компьютерных атак на государственные информационные ресурсы был создан Центр мониторинга информационной безопасности. За девять месяцев этого года им зафиксировано более 5 млрд инцидентов, связанных с информационной безопасностью, – это почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 года», – добавил он.
Работу первого дня конференции продолжило главное пленарное заседание «Кибербезопасность – текущие тенденции, угрозы, взгляд в будущее. Международное сотрудничество». От белорусской делегации в нем принял участие начальник главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Андрей Мотолько. Он отметил, что современный уровень вовлеченности общества в процессы цифрового развития создал условия для использования информационных технологий в преступной деятельности.
«В Беларуси в 2024 году удельный вес преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, от общего количества зарегистрированных преступлений составил третью часть, при этом абсолютное большинство киберпреступлений (более 90 %) составили преступления против собственности в виде хищений путем модификации компьютерной информации и мошенничеств с использованием информационно-коммуникационных технологий», – подчеркнул Андрей Мотолько.
Кроме того, белорусская делегация приняла участие в закрытой сессии для представителей силового блока Best Practice – 2025. Модерировал закрытую сессию заместитель начальника главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Беларуси Иван Судникович, который также осветил практические кейсы успешного пресечения в стране деятельности транснациональных организованных киберпреступных групп.
На площадке конференции состоялась рабочая встреча делегации Следственного комитета Беларуси с организаторами проводимого мероприятия – руководством администрации Краснодарского края. В ходе диалога обсуждались актуальные вопросы обеспечения кибербезопасности и противодействия киберугрозам в информационном пространстве. Стороны подчеркнули важность проведения мероприятий, направленных на повышение цифровой грамотности населения, а также реализации профилактических мер, способствующих предотвращению киберинцидентов и недопущению совершения киберпреступлений.
Особое внимание было уделено вопросам защиты информационной инфраструктуры белорусских и российских организаций и предприятий. Обсуждалась практика применения pintest по выявлению уязвимостей компьютерных систем и сетей путем имитации действий потенциальных злоумышленников.
Во время встречи Евгений Архиреев и Александр Руппель также затронули вопросы угроз в информационной сфере, связанных с распространением в социальных сетях материалов деструктивного и преступного характера. Отмечена необходимость идеологического воспитания молодежи Союзного государства в духе патриотизма и неприятия любых проявлений экстремизма и неонацизма, а также важность реализации военно-патриотических проектов, сохранения исторической памяти и создания позитивного контента в цифровой среде.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 октября принял участие в III Минской международной конференции по евразийской безопасности.
Среди участников – делегации иностранных государств и международных организаций, в том числе министры иностранных дел, руководители интеграционных объединений, представители парламентов, исследовательских институтов и аналитических центров из Европы, Азии, Ближнего Востока.
Основная тема конференции – «Глобальный мировой (бес)порядок и головоломка евразийской безопасности».
«Конференцию ждали не только мы, участники, но и наши оппоненты, которые внимательно сегодня наблюдают за Минском. Не все сегодня должны были добраться до Минска. Именно такую цель преследовали некоторые наши соседи, провернув эту безумную аферу с закрытием границы. И повод придумали абсурдный. Воздушные шары. Даже для такой мелкой страны, как Литва, это мелко», – сказал Глава государства.
Глава государства заявил, что «самые великие» уже требуют от белорусской стороны извинений. В связи с этим он заметил: «Если виноват, надо всегда извиняться. И если мы будем убеждены в том, что мы виноваты (нас пробуют сейчас убедить в этом), мы публично готовы это обсуждать, мы извинимся. Это точно. Но если туда летят какие-то шарики воздушные с сигаретами или еще с чем-то, я полагаю, надо решать этот вопрос там. Они ж не просто полетели неизвестно куда. Их кто-то там принимает, кто-то в этом заинтересован. Надо найти и в корне пресечь подобные вещи».
«Ответственно заявляю, что ни о какой чрезвычайной контрабанде речи нет. Но это много говорит о политическом потенциале нашей конференции, коль ее пытаются блокировать», – добавил Александр Лукашенко.
«Так называемый цивилизованный мир пришел к своему закату. Это точно. Действия не только наших соседей, но и в целом Европы и других сил (не надо обольщаться и по США) – такой же элемент гибридной войны, как и недавнее закрытие границы Варшавой, – сказал Глава государства. – Вот этот XXI век: закрытое небо, колючая проволока, полное неприятие инакомыслия. И это только начало».
Рассуждая о том, к чему это привело, Александр Лукашенко отметил, что это, например, коснулось поставок товаров из Китая в Евросоюз. Однако КНР вместе с Россией в складывающейся ситуации нашли обходные пути, в том числе по Северному морскому пути. «Произошли огромные в результате этого потери – не только Беларуси (мы что-то зарабатывали на транзите), но и Польши. Она от этого китайского транзита зарабатывала 65–70 %. Остальное – движение товаров по Казахстану, России и через Беларусь – 30–35 % приходилось на наши страны. Кто от этого потерял? Ясно, кто. Сейчас пытаются найти выход из этого положения. Вряд ли. Вы знаете, что такое Китай, и знаете их подходы в этом плане», – раскрыл детали Президент.
Глава государства отметил, что Минская конференция с каждым годом становится все более востребованной и уже заняла свое место в календаре международных событий. Например, в нынешнем году в ней участвуют представители 48 стран против 38 в 2024-м.
«Почему? Где еще открыто и честно обсуждать фундаментальные вопросы безопасности на нашем общем континенте? В Мюнхене? Возможно. Но там хотят видеть и слышать только тех, кто прошел через «идеологическое сито». В чем нас упрекают. Была бы их воля, в следующем году, наверное (исходя из того, что мы видели на прошлой конференции), и американцев бы туда не пустили. Вдруг те снова скажут правду про «европейский сад»: об утраченных ценностях, иждивенчестве, лицемерии, цензуре и двойных стандартах», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в соседних и ряде стран Запада боятся как огня того, что на минской площадке прозвучит альтернативная точка зрения. «Они боятся всех нас. Вас. Вашей аналитики, вашего знания ситуации, умения донести его до людей. Вашего голоса. А вы, несмотря ни на что, и я вам за это благодарен, приехали в Минск. В Минске мы всегда рады вас видеть», – сказал он.
Александр Лукашенко считает, что в сфере безопасности по-прежнему остается колоссальное количество проблем, требующих обсуждения и поиска путей решения.
«За последнее время удалось выйти на развязки (надеюсь, долгосрочные) по нескольким застарелым конфликтам: Азербайджан и Армения подписали мирное соглашение, остановилась двухлетняя война в Газе (это только начало, надеемся, что хорошее начало), – сказал Президент. – В остальных горячих точках проблесков надежды нет».
Александр Лукашенко напомнил о примере, который приводил на прошлой конференции, что в мире идут около 50 вооруженных конфликтов разной интенсивности. Это максимальное количество с момента окончания Второй мировой войны. Поэтому, отметил Глава государства, не стоит удивляться, что Президент США Дональд Трамп, как он говорит, остановил шесть или семь конфликтов и войн.
«Растут ожесточение, число жертв, беженцев, экономические потери. Отдельным вызовом становятся якобы стихийные революции поколения Z (Бангладеш, Непал, Мадагаскар)», – заявил белорусский лидер.
«Главная причина отсутствия прогресса в глобальной деэскалации – последовательное игнорирование принципа неделимости безопасности. В результате международные отношения сегодня приходится характеризовать не в категориях доверия и сотрудничества, а оперируя данными о километрах новых заграждений и мегатоннах смертоносных вооружений. За такой опасной математикой – судьбы уже не отдельных людей, а всего человечества!» – сказал Глава государства.
«Игнорирование простой истины, что безопасность одного государства не может строиться за счет другого, – это трагическая ошибка, если не сказать роковая. Драматические события в Украине, на Ближнем Востоке тому прямое подтверждение», – добавил белорусский лидер.
«Западные политики до сих пор пребывают в уверенности, что силой могут заставить всех следовать своим интересам. А кто не прогнется – того изолируют. Вот только они не хотят понять и принять сегодняшнюю реальность. Их политика незаконных санкций и новых разделительных линий – будь то идеологические барьеры, закрытые границы и небо – это прямая дорога к самоизоляции от того мира, к которому мы стремимся», – уверен Глава государства.
Он констатировал, что мир в целом сделал шаг вперед и на первые позиции выходит понимание необходимости бесконфликтного сосуществования, терпимости и уважения к отличиям. И в этом мире Глобальное большинство осознало себя полноценным и полноправным участником. «Уверен, этот процесс будет продолжаться», – сказал Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что у стран на евразийском пространстве есть все, чтобы содействовать развитию друг друга: «Это огромный рынок, богатые ресурсы, высокие технологии и бесценный человеческий потенциал. Нам надо искать развязки проблемных моментов. Открыто, с нацеленностью на результат, но с учетом наших интересов».
Глава государства откровенно отметил, что страны Евразии и Глобального большинства действительно могут многое сделать. «Но самая большая проблема – мы в этом направлении очень слабо движемся, – подчеркнул белорусский лидер. – Мы все понимаем, что мы не можем все время ходить, согнув колени, и прогибаться под одну страну или одного человека».
Говоря о введении санкций, Президент отметил: «Ладно санкции. Сколько этих санкций уже вводили в последнее время… Но уже дошли до воровства. Возьмите золотовалютные резервы России, Беларуси. Но они же (западные страны. – Прим.) всегда были за то, чтобы мы свои золотовалютные резервы хранили где? Если у нас дома ЗВР – это не ЗВР – надо обязательно куда-то вывезти в первоклассные банки, в солидные государства. Вывезли. И что? Уже дошли до того, что начали без зазрения совести брать эти деньги и, как свои, направлять туда, куда считают нужным».
Он констатировал, что в этом плане еще пока идет небольшая игра: «Ах, Бельгия что-то хочет или не хочет, США… А вдруг заберем эти резервы – международное право рассыплется».
«Да господь с вами, оно уже давно рассыпалось. Просто идет игра. Одурманить пытаются нас (нас невозможно, мы – люди просвещенные) и людей в мире. Давно этот вопрос решен. Бандитизм и воровство», – подчеркнул Президент.
Он считает, что на это надо реагировать, в том числе создавая альтернативную валюту. «Все мы понимаем, что могут эти санкции быть сегодня против других стран. Вот Индия не послушается и дальше будет закупать нефть не там, где надо, – могут и против нее ввести санкции. Полтора миллиарда с лишним человек! Все понимают, что завтра и военным путем (посмотрите Венесуэлу) могут надавить. Все понимают, что к этому можем прийти. Ну так давайте объединимся, давайте будем создавать какую-то альтернативу, начиная от расчетов и заканчивая определенной демонстрацией наших возможностей. А такие возможности есть», – призвал Александр Лукашенко.
«Но мы этого не делаем. Все ждем, когда с нами разберутся поодиночке. Поэтому, кивая на Запад, надо сделать соответствующий вывод, что и мы не всегда хороши и не делаем то, что нужно сделать сегодня. А если мы не сделаем этого сегодня, завтра, возможно, будет поздно», – добавил Президент.
«Мы очень хотим с оптимизмом смотреть в будущее европейской и, шире, евразийской безопасности. Но фактические процессы и явления, которые мы наблюдаем, пока не дают для этого серьезных оснований. Скорее, наоборот, – сказал Глава государства. – Мы не раз предупреждали: нельзя безнаказанно делить общее пространство доверия. Теперь всем приходится пожинать плоды такой близорукой политики».
«Рушатся межгосударственные мосты, создаваемые десятилетиями. Исчезают рынки, которые, условно говоря, кормили целые регионы. Рвутся межчеловеческие связи, которые казались прочнее разногласий политиков», – констатировал Президент.
Александр Лукашенко в своем выступлении на конференции заявил, что меры, предусмотренные Договором о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства, носят сугубо оборонительный характер.
«Подписанный в прошлом году Договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства предусматривает использование любых видов вооружений, включая ядерные. Для защиты! Еще раз подчеркиваю: этот шаг носит сугубо оборонительный характер и сделан в строгом соответствии с международным правом и положениями Договора о нераспространении ядерного оружия», – заявил белорусский лидер.
По словам Президента, когда у государств исчезают надежные договорные основы безопасности и не работают меры доверия, возрастает роль инструментов, в том числе ядерного сдерживания. «Ведь нельзя обеспечить свою безопасность, если ее юридические и политические гарантии растоптаны. Если соседние страны стремятся так нарастить свой военный потенциал, чтобы он многократно превосходил твой собственный. И не стесняются в агрессивной риторике», – отметил Александр Лукашенко.
Отвечая на вопрос, зачем эти страны так поступают, Президент сказал: «У меня только один ответ: к сожалению, чтобы общество все больше привыкало к мысли о войне».
«В последнее время нас и Россию упрекают, что, вот, «завтра-завтра-завтра…» Ну если мы не оттяпаем Польшу, а может быть, Прибалтику, а может быть, все вместе… Ну, как минимум, Сувалкский коридор пробьем. Я это слышу, сколько работаю Президентом, – сказал Александр Лукашенко. – Чепуха полная. Нам бы разобраться с теми проблемами, если откровенно говорить, которые у нас есть. Никуда мы не нацелены, никакая Европа, Париж и Лондон нам не нужны. Даже Литва и Польша, Вильнюс и Варшава. Они нам не нужны. Нам не нужна эта эскалация».
В связи с этим Александр Лукашенко поставил вопрос: «Почему до 5 % ВВП поляки тратят на оружие. И даже Литва (мы же видим, какие там происходят внутренние процессы) – увеличивают и без того скудный бюджет, отрывают на вооружение? Зачем?»
Еще один вопрос, который поставил Президент, к чему эта вся риторика? «Наверное, они сами готовятся к этому. Поэтому я откровенно и честно говорю. Я говорил это и Президенту России, и другим руководителям дружественных государств», – отметил он.
«Мы каждый день готовимся к войне, чтобы ее не было. В то же время, если Польша и Прибалтика хотят с нами сотрудничать – по-человечески… Не потому, что три шара залетело или беспилотники (как оказалось, украинские), о которых мы предупредили поляков. Мы не смогли их всех уничтожить – мало времени было, и это всегда сложно. Мы им сообщили. Они ударили по своим домам своей ракетой. Сначала обвинили нас и Россию, а потом (спасибо американцам) сказали, что нет, это, видимо, не российская ракета. Обнаружили, что не российская», – поделился подробностями Александр Лукашенко.
Он констатировал, что таким образом и происходит нагнетание. «И всегда встает вопрос: зачем вы это делаете, зачем нагнетаете? Я на этот вопрос ответил», – сказал Александр Лукашенко.
Президент в выступлении на конференции назвал причину размещения в Беларуси ракетного комплекса «Орешник».
«Размещение этого оружия в Беларуси не что иное, как ответная мера на эскалацию ситуации в регионе и современные угрозы. Пожалуйста, давайте от этого отойдем, и разговоры об «Орешнике» прекратятся. Но не хотят. Мы никому не угрожаем, лишь обеспечиваем свою безопасность. Более того, всегда открыты к конструктивному диалогу и взаимным шагам по снижению напряженности. Если наши партнеры на Западе к этому готовы, ни мы, ни Россия в долгу не останемся!» – заявил белорусский лидер.
Глава государства отметил, что размещение в Беларуси ракетного комплекса средней дальности «Орешник» – это вопрос, который будоражит отдельных оголтелых политиков. «Никакой агрессивности!» – заверил он.
В подтверждение своих слов Александр Лукашенко привел исторические факты. В 1987 году СССР и США после долгих переговоров подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ стал важнейшим элементом системы по предотвращению взаимного уничтожения двух на тот момент противоборствующих блоков. Однако в 2019 году США из него вышли. «Был сделан трагический шаг назад», – заметил Глава государства.
Президент напомнил, что шесть лет назад предлагал разработать многостороннюю политическую декларацию о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе и сделать ее открытой для присоединения всех заинтересованных государств. «К сожалению, предложение Беларуси просто не захотели услышать, – сказал он. – Ряд европейских стран уже заявили о намерении развернуть у себя ракетные комплексы средней дальности. Ну чего нас упрекать? А это – один из опаснейших видов вооружений! Подлетное время – минуты. В случае ошибки или провокации времени разбираться просто не будет», – констатировал белорусский лидер.
«Пока складывается впечатление, что Европе мир не нужен. Политики забыли, какие ужасы принесла Вторая мировая война. Поверили, что наращивание военного потенциала их обезопасит. Нет и еще раз нет! Это путь в никуда, очередная ступенька по лестнице эскалации», – подчеркнул белорусский лидер.
Он отметил, что, несмотря на все призывы, диалог с европейскими странами по безопасности, контролю над вооружениями и мерам доверия напрочь отсутствует. В этом плане красноречив пример с Договором по открытому небу: «Нам выдвигают надуманные претензии о невыполнении документа, но при этом полностью отказываются от какого-либо взаимодействия».
«Ладно, отказались от протестантской этики в угоду ЛГБТ, но где же пресловутая западная рациональность? Неужели там не понимают, что контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия несоизмеримо выгоднее и дешевле, чем гонка вооружений? И исторический выбор простой – разрядка или эскалация. Поэтому давайте сразу выбирать разрядку. Чем раньше мы это сделаем, тем лучше будет и для нас, и для будущих поколений», – призывает Президент Беларуси.
Александр Лукашенко на конференции высказался и о позиции США в отношении России по украинскому конфликту: «Очень боюсь, что позиция американцев в отношении России по украинскому конфликту – это разыгрываемый спектакль. Последние данные об этом все больше и больше говорят. Не хотелось бы. Хотелось бы, чтобы мы закончили эту войну так, как положено. И игры здесь быть не может. Потому что, как говорит тот же Трамп, гибнет много людей. Но это разговоры», – сказал Президент.
«Запад в ставшей привычной логике двойных стандартов пытается искусственно обвинить Беларусь в применении миграции как оружия. Четко и однозначно заявляю: мы не занимаемся и не собираемся заниматься использованием миграционных процессов ни в каком виде», – сказал Глава государства.
Он призвал называть вещи своими именами, подчеркнув, что миграция – это в первую очередь следствие кризисов, следствие разрушенных экономик, разорванных социальных связей и уничтоженных государственных институтов в Африке, на Ближнем Востоке, в ряде других стран в результате безответственной политики коллективного Запада.
«Когда вы дестабилизируете и бомбите другие страны, выкачиваете их ресурсы и ставите под угрозу их будущее, чего вы ожидаете? Что люди останутся на руинах своих домов? Нет, они поедут туда, где, как надеются, есть хотя бы относительная безопасность для них и их детей. И скажите этим несчастным, что они не имеют на это права», – сказал Президент.
«Как можно всерьез воспринимать требования ЕС к нам (как они выражаются, «решить проблему с мигрантами»), когда те же Брюссель и Польша с Прибалтикой демонстративно разорвали все ранее достигнутые соглашения и отказываются поддерживать простую коммуникацию даже по текущим вопросам? – задал риторический вопрос Александр Лукашенко. – Логика проста: если вы разрушили мосты, не требуйте от нас наводить переправы. Мы не будем вас защищать с петлей на шее. Санкции – это петля на шее белорусского народа, и вы от нас требуете вас защищать. Этого не будет!»
Глава государства отметил, что польский народ заставил власти своей страны обратить внимание на миграцию и попытаться разобраться. Александр Лукашенко рассказал, что в самой Польше и Евросоюзе есть те, кто организует эти миграционные потоки: «Вплоть до Германии созданы бандитские группы, которые вытаскивают этих мигрантов из Беларуси и туда в Германию их направляют. Вот в чем проблема. Немцы помалкивают. Ясно, почему. Но, встречаясь с должностными лицами Германии, как только мы начинаем говорить о миграции и Польше, они закрывают глаза. Они знают, что происходит».
Президент предложил назвать хотя бы одну причину, почему Беларусь должна защищать Европейский союз от мигрантов.
«Во-первых, в условиях всеобъемлющего санкционного давления у нас нет ни лишних ресурсов, ни моральных обязательств решать проблемы тех, кто эти санкции ввел. Нас душат санкциями и говорят: «Защищайте нас!» – отметил белорусский лидер. – Но мы были честны. Как только ввели санкции и разорвали с нами отношения по вопросам миграции, я им честно и откровенно сказал: «Все, ребята, мы ловить здесь никого не будем и защищать не будем». Нет, мы не будем помогать никому – люди найдут свою дорогу сами туда, куда их позвали».
Во-вторых, вся инфраструктура, все проекты приграничного сотрудничества были в одностороннем порядке свернуты западными соседями Беларуси.
В-третьих, на Западе этих мигрантов сами туда позвали. Александр Лукашенко напомнил в этом плане о фактическом приглашении со стороны экс-канцлера Германии Ангелы Меркель: «Приезжайте, некому работать!» «Ну так если они к вам приехали (мигранты тоже к нам приезжают), вы им создайте равные условия со своими людьми. В них надо видеть людей. Мы так и поступаем, – сказал Президент. – Кто мешает богатой Европе (как они говорили – сад) сделать это? Надо просто сделать. И тогда они будут трудиться на ваших «фольксвагенах» и «мерседесах» и проблем, может быть, и не будет. Но они пригласили и хотели сделать из них рабов. Ну так получайте!»
Глава государства подчеркнул, что безопасность нельзя построить на угрозах и ультиматумах. «Это просто тупик. Без доверия и сотрудничества, без справедливости любая система безопасности останется крайне зыбкой конструкцией», – констатировал он.
Для Беларуси, по словам Президента, тема безопасности особенно важна, так как страна является не просто наблюдателем, а прямой участницей геополитических процессов в самом центре Европы.
«И мы не наивны. Понимаем, что попытки создать подавляющее военное превосходство на наших границах, подорвать нашу экономику и постоянное провоцирование социальных потрясений – это способы подчинить Минск чужой воле. Будем, как сможем, отвечать. У нас есть свои возможности. У нас есть опора в лице братской России. У нас есть поддержка стран Глобального большинства», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко обратил внимание, что Беларусь не ищет конфронтации, а ее неоднократные призывы к восстановлению диалога – это стремление вернуть здравый смысл в международные отношения, в которых его пытаются подменить силой.
«Спасти Евразию может только отказ от конфронтации, – уверен Глава государства. – Ценность нашего континента состоит в его взаимосвязанности. Поэтому его нельзя бесконечно и безнаказанно дробить на враждующие лагеря». Идея мирного совместного развития, по его словам, является тем самым стратегическим ориентиром, той целью, к которым все обязаны стремиться. Именно на этих принципах строятся такие мощные структуры, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС, СНГ.
В своем выступлении Глава государства в том числе высказался об объединительных инициативах России и Китая, о новом, трезвом взгляде американцев. «Это не значит, что я пытаюсь искусственно исключить из данного процесса Европу. Это невозможно!» – сказал Президент.
«В зарождающемся многополярном мироустройстве важнейшее место должен занять Европейский союз. Сильный Европейский союз. Мы в этом убеждены и мы к этому не раз призывали. Это одна из опор, основ нашей системы – планетарной системы, на которой держится мир. Но сможет ли Евросоюз занять такое место – пока вопрос», – обратил внимание белорусский лидер.
На сегодняшний день ЕС находится в кризисе, заявил Александр Лукашенко, указав на конкретные причины происходящего. «Сначала десятилетиями выстраивали систему внутреннего регулирования всего и вся. Выстроили. Бизнес начал убегать. Потом отказались от нормального взаимодействия с соседями на Востоке, с Россией прежде всего. Заборы на границе возвели. Скоро вообще заминируют. И почем сейчас энергия, к примеру, в Европейском союзе? Остаются ли средства, чтобы держаться в авангарде инновационных разработок?» – обозначил проблемные аспекты Президент.
По мнению Александра Лукашенко, в Евросоюзе решили не разбираться с проблемами по существу, а прикрыть их будущей войной. «Неужели рассчитывают на то, что перевод экономики на военные рельсы гарантирует рост? – риторически спросил Глава государства. – На пару лет какое-то барахтание на одном уровне, может, и обеспечит. Жирок копили еще с колониальных времен. Но ведь потом придется разгребать катастрофические последствия».
Президент обратил внимание на рост евроскептицизма, усиление противоречий во внутренней политике ряда стран и между отдельными государствами ЕС. «Закладываются бомбы под будущее всей большой Европы, а может быть, и в целом Евразии», – предупредил Александр Лукашенко.
Говоря о выстраивании взаимодействия Беларуси с Евросоюзом, Глава государства обозначил важное условие: «Если стратегически нацелены на нормальное сосуществование и не стараетесь переделать нас, а мы – не будем вас».
«У нас свой менталитет, своя культура, свой исторический этап развития общества. Идеологической, как и любой другой, агрессии мы не приемлем. А напряженные внешние условия вы же нам и создали. Еще и подрывную деятельность ведут. Купили с потрохами десяток-другой наших и российских беглых и рисуют им имидж чуть ли не законной власти в Беларуси и России. А потом кричат: «Диктатура! Путин, Лукашенко – соагрессоры». Переживем», – сказал Александр Лукашенко.
По мнению Президента, сейчас в Европе не готовы к реалистичному разговору с Минском, не видят «переговорных позиций, которые есть у ряда других стран, вроде природных богатств». «Но у нас есть здравый смысл, выдержка, а еще – ресурс стратегического положения и способность быть мостом (как это было всегда) между Западом и Востоком», – обратил внимание белорусский лидер. Он отметил, что в интересах европейцев – как минимум мирное сосуществование. Но, если это не так, тогда дискуссию придется перевести в плоскость совсем других аргументов, добавил Глава государства.
«Мы не считаем себя виноватыми в ухудшении отношений с Западом и его отдельными странами. Но руку протягиваем. Это не рука просящего. Это рука имеющего собственное достоинство партнера, который предлагает сообща искренне работать ради мира для наших детей и внуков», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что в этом году исполнилось 80 лет ООН, Хельсинскому заключительному акту – 50 лет. «Тему реформы ключевых международных институтов мусолят не одно десятилетие, а проблемы не решаются», – заметил Александр Лукашенко, подчеркнув, что приверженность Беларуси делу мира не пустая риторика, а объективная необходимость. Так же и для всей Евразии, кроме, впрочем, стран Запада.
Президент обозначил четыре предложения страны для продвижения мирной повестки.
Первое касается продовольствия и медикаментов – необходим запрет на введение любых санкций, в том числе вторичных, в отношении этих позиций. «Итог размахивания этой дубиной виден всем: экономический кризис, обострение социальных противоречий, провоцирование внутренних и международных конфликтов», – сказал Александр Лукашенко.
Второе предложение Беларуси – по защите критической международной инфраструктуры: газо- и нефтепроводов, интернет-кабелей, АЭС. «Запрет на действия против этих объектов должен быть однозначным. И в этом заинтересованы все страны мира, даже те, которые сегодня трактуют подрыв газопровода как подвиг. В любых ситуациях нужно обмениваться данными, обеспечивать их физическую неприкосновенность и бесперебойную работу», – подчеркнул белорусский лидер.
Преодоление миграционного кризиса – третье предложение, озвученное Главой государства. «С тем, что Запад натворил в странах Исхода, он должен разобраться сам. Что касается последствий. Мы готовы работать в том формате, который долгое время обеспечивал контроль за ситуацией для обеих сторон», – сказал Президент.
«Нужно договариваться, например, в рамках глобальной сделки. Подход Президента Трампа «всё на всё» мы можем обсуждать и с США, и с Европой (как и любая другая страна)», – добавил Александр Лукашенко.
Очевидно, по его словам, что необходима единая система проверки мигрантов, усиление борьбы с преступными группировками торговцев людьми, ускорение процедур депортации нарушителей.
В качестве четвертой инициативы Президент обозначил необходимость принятия мер в области искусственного интеллекта. «Неуправляемая гонка в этой сфере превращает его из полезного ресурса в оружие. В перспективе – массового поражения», – предостерег Глава государства.
В этой связи он напомнил о предложении Беларуси сопредельным странам создать пояс цифрового добрососедства. «Пора этим поясом объединить всю Евразию. И учесть принципы цифрового суверенитета и нейтралитета в нашей будущей Хартии многополярности и многообразия в текущем веке», – уверен Президент.
«Нам нужен диалог. Нельзя смотреть друг на друга через прицел автомата. Ни в коем случае нельзя. Надо всегда разговаривать. Когда не разговаривают, тогда война ближе», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также подчеркнул необходимость остановить гонку вооружений, ведь сейчас все говорят, что не будут втягиваться в нее, однако реальность свидетельствует об обратном. «Видя, какой сегодня мир, государства будут тратить последние деньги для того, чтобы обеспечить свою безопасность. А если не смогут воевать с потенциальным агрессором, (то будут стремиться. – Прим.) как Беларусь, нанести этому противнику неприемлемый ущерб», – отметил Президент.
В заключение своего выступления Александр Лукашенко поблагодарил всех участников конференции за то, что они, несмотря ни на что, добрались до Минска, а также пожелал продуктивной работы и здравых идей, которые сейчас так нужны. «Но еще нужнее для нас – действия в связи с теми идеями, которые вы давно высказываете. Просто нельзя допустить словоблудия и превращения наших разговоров в ничто. После этого должны быть действия. Сегодня такой период, что мы должны быть нацелены на это», – подчеркнул Глава государства.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Какие сложности возникают у белорусских продавцов на маркетплейсах, рассказала журналистам заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич, передает корреспондент БЕЛТА.

Сегодня в МАРТ прошел семинар по вопросам взаимодействия отечественных производителей с маркетплейсами. «Онлайн-торговля дает возможность потребителям приобретать товар не только по традиционным, привычным схемам, но и не выходя из дома. Поэтому наши производители должны не отставать от тенденций и как можно быстрее осваивать это направление. Для того, чтобы система работы между нашими производителями и онлайн-площадками была понятной и скоординированной, мы решили на семинаре обсудить проблемы, выработать критерии подходов к тем или иным задачам, решить злободневные вопросы. Необходимо, чтобы белорусские товары, ставшие уже брендом, были доступны для покупки онлайн не только на территории Беларуси, но и за ее пределами», – сказала Светлана Короткевич.
По итогам 2024 года онлайн-торговля занимала 12 % удельного веса в товарообороте. «Эта цифра будет расти из года в год. Наши предприятия производят и косметические товары, и продукты питания, которые не требуют специальных условий хранения, например, кондитерские, бытовую технику и другие товары, которые можно приобретать на интернет-площадках. Эта продукция пользуется популярностью у потребителей», – отметила замминистра.
Сегодня был также рассмотрен пласт вопросов по формированию нового законодательства в области интернет-торговли. Обсуждались и вопросы взаимодействия между продавцами, покупателями и интернет-площадками. В октябре МАРТ изучал мнение производителей товаров и покупателей о деятельности маркетплейсов.
«В опросе участвовало более 80 субъектов, и половина из них уже сотрудничает с интернет-площадками. Основные вопросы, которые мы аккумулировали, касаются высокой комиссионной нагрузки, значительных затрат на логистику и хранение товаров на складах интернет-площадки, наличия серьезных штрафных санкций - в заключаемых договорах это иногда свыше 20 пунктов. А также неконтролируемые скидки со стороны интернет-площадок, постоянно меняющиеся условия договора оферты, которые продавец вынужден принимать безоговорочно, непредставление маркетплейсами документов, позволяющих принять к вычету сумму НДС, отсутствие льготного периода для раскрутки своего аккаунта, ограниченные возможности реализации крупногабаритных товаров и товаров, требующих соблюдения особых условий хранения и транспортировки. Процесс разрешения споров на интернет-площадках бывает затянутым, решения часто выносятся без должного учета позиции продавца. Есть вопросы и к ценообразованию. Необходимо выработать подходы, которые бы устроили обе стороны», – подчеркнула Светлана Короткевич.
По информации БЕЛТА
