18.12.2018
Почему вынесен на общественное обсуждение доклад по экологической оценке Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом БелАЭС
Мнение общественности учитывалось на всех этапах строительства Белорусской АЭС. Не исключение и экологический доклад по стратегической экологической оценке проекта Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом Белорусской атомной электростанции.
На днях документ выложен в открытый доступ на сайтах региональных исполкомов, Минэнерго и ГП «Белорусская АЭС». Следующий этап – его общественные обсуждения. О подробностях процедуры и особенностях документа рассказал руководитель группы производственно-технического отдела ГП «Белорусская АЭС» Михаила Пигулевского.
Слушаем и слышим общественность
– Михаил Александрович, зачем нам нужно общественное обсуждение? Ведь Стратегическую экологическую оценку (СЭО) проекту давали эксперты – ученые-атомщики, гигиенисты, экономисты.
– Да, документ разрабатывали специалисты из Объединенного института энергетических и ядерных исследований – Сосны Национальной академии наук, а уточнения вносили специалисты из «Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Минздрава, Госатомнадзора, Минприроды, БелАЭС, госкорпорации «Росатом». Но Беларусь как сторона целого ряда конвенций – Орхусской и ЭСПО – взяла на себя обязанность информировать население, учитывая его мнение, когда речь идет о том или ином важном строительстве. Так, если вспомнить, было и при проектировании Белорусской АЭС. Кстати, мы внимательно прислушиваемся к общественному мнению, и не только наших граждан. Когда наши соседи озаботились сохранением биоразнообразия приграничной реки Вилия, на которой стоит АЭС, проектировщики пошли им навстречу.
– Какие аспекты вошли в СЭО? Только ли речь об экологии?
– Эксперты рассмотрели ситуацию шире. Здесь оценка возможного воздействия на окружающую среду, здоровье населения, социально-экономические аспекты. Ставилась задача проанализировать ситуацию в комплексе, чтобы принять оптимальное решение. Именно это согласно проекту стратегии и является целью национальной политики в области обращения с ОЯТ.
Сегодня национальная безопасность – важный компонент всех сфер жизни. Документ дает скрининг состояния разных сфер жизнедеятельности, которые сложились в Островце еще до строительства станции и сопутствующих объектов, чтобы потом иметь возможность оценивать ситуацию в динамике. Аналогичная комплексная оценка дается и экологической ситуации в регионе. К слову, вся эта информация содержится в докладе по СЭО. Социально-экономический блок оценивает финансовую сторону реализации перечисленных сценариев. Но, подчеркну, это не будет во главе угла выбора стратегии. Мы выберем сценарий, который бы был наиболее оптимальным для нашей страны в комплексе.
Три сценария
– Насколько я понимаю, СЭО – не догма. Документ, прежде чем мы перейдем к обсуждению самой Стратегии обращения с ОЯТ, изменится с учетом мнений граждан?
– Все верно. Документ рассматривает целый ряд вариантов действий. Например, им предложены три сценария возможных вариантов обращения с ОЯТ, где учтены экологические, экономические и аспекты, влияющие на здоровье населения. Так, два из них, как это оговорено в межстрановом соглашении с Россией, предусматривают вывоз отработавшего ядерного топлива на переработку в Россию с последующим возвращением для захоронения в Беларусь продуктов переработки ОЯТ. Третий рассматривает вариант его хранения без вывоза, до появления новых технологий по обращению с ОЯТ, так называемый «отложенный вариант. Окончательную точку в этом вопросе поставит общественное обсуждение и компетенции специалистов. Но мы ожидаем не просто эмоциональных высказываний, а конструктивных предложений.
При этом нужно понимать, что с проблемой отработавшего ядерного топлива мы столкнемся в очень далекой перспективе. Как минимум десятилетие ОЯТ, такова мировая и практика эксплуатации БелАЭС, будет храниться в бассейне выдержки, защищенном контаментом, на БелАЭС. И только потом в зависимости от избранной стратегии либо сразу отправится на переработку, либо еще какое-то время перед этим будет находиться на нашей территории. Так что время для принятия решений есть.
– Стратегическая экологическая оценка – новый документ? Как много стран уже имеют опыт его подготовки?
– Поверьте, немного. Мы в этом смысле одни из первых. Кстати, по оценкам ЕЭК ООН, в вопросах взаимодействия с общественностью по экологическим аспектам наша страна зарекомендовала себя с положительной стороны. Например, когда были общественные слушания по проекту БелАЭС в 2013 году в Островце, белорусская сторона приняла все возможные меры по участию в слушаниях наших соседей из Литвы, предоставив бесплатные визы, страховки и организовав трансфер. Этот эпизод вошел в аналитический документ «Рекомендации, касающиеся надлежащей практики в атомной энергетике ЕЭК ООН». Мы готовы слушать и слышать.
Что касается общественных обсуждений СЭО, в каждом областном исполкоме будут контактные лица, отвечающие за этот процесс. Их можно будет увидеть в документах, размещенных на сайтах этих организаций. Они при необходимости будут давать разъяснения, например, как составить свои замечания и предложения авторам документа, куда их направить для рассмотрения и так далее.
Что дальше? Доклад со всеми замечаниями ляжет в основу разработки проекта Стратегии обращения с ОЯТ. Этот документ мы получим уже в следующем году.
Вера Артеага, «Рэспублiка», 17 декабря 2018 г.
(фото – Павел Чуйко)
Какие нормы закрепляет проект постановления о репетиторстве, рассказали в Минобразования
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола
БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации
БЕЛТА
В Минобразования рассказали о результатах публичного обсуждения новшеств для репетиторов
В Министерстве образования подвели итоги общественного обсуждения по проекту постановления Правительства «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению». В результате практически в каждый пункт внесены изменения.
В начале апреля на Правовом форуме Беларуси был опубликован проект постановления Правительства, который вносил изменения в работу самозанятых в сфере обучения. Поступило более 200 сообщений-откликов. Больше всего дискуссий вызвал пункт, что репетиторство должно проходить индивидуально с каждым потребителем услуги, отмечает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Ольга Рыбаключева:
– Во внимание принимали все конструктивные замечания и предложения, поэтому в результате предусмотрели возможность оказания услуг репетитора и учителя-дефектолога в мини-группах численностью до четырех человек.
Резонанс в обществе вызвало также предложение использовать при оказании репетиторских услуг только зарегистрированные в Беларуси сервисы. Несколько вариантов подобного программного обеспечения, основанного на облачной технологии, уже сейчас успешно применяется в деятельности юрлиц, объясняет эксперт:
– Но они пока не адаптированы для работы с физлицами в полном объеме. Поэтому мы посчитали закономерным вносить изменения в этом вопросе только после того, как будет обеспечена работа белорусских интернет-площадок. На данном этапе норма исключена.
Еще одно предложение – репетиторы должны удостовериться, зачислен ли обучающийся в детский сад, школу, колледж или университет. Норма сохраняется, но в удобном формате. Репетитору не нужно хранить никаких копий свидетельств или справок. Правило одно: перед началом сотрудничества педагог обязан ознакомиться с документами, которые подтверждают статус обучающегося.
Еще один тезис – обучение (без реализации образовательных программ) работе на компьютере, а также занятия по изобразительному искусству, танцам, хореографии, игре на музыкальных инструментах, вокалу, ораторскому искусству могут проводиться только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Это предложение остается в проекте постановления. Оно, к слову, тоже вызвало широкое обсуждение, отмечает Ольга Рыбаключева:
– Дело в том, что тезис неправильно интерпретировали, посчитав, что репетиторам планировали полностью ограничить работу с детьми, что абсолютно не соответствует действительности. Необходимо помнить, что репетитор не обучает, он оказывает консультативные услуги, помогает в обучении. И если ребенок получает основное образование в гимназии или колледже искусств, то репетитор сможет оказывать ему консультативные услуги. Но если ребенок планирует заниматься танцами, скажем, с нуля, то к консультации этот вид творческой деятельности уже не отнесешь. Здесь необходима образовательная программа.
По сути, эта норма уже действует: для работы с детьми по Кодексу об образовании необходимо быть зарегистрированным в качестве юрлица, учреждения образования или иной организации. Других вариантов сегодня нет. Индивидуальные предприниматели не могут реализовывать образовательные программы в отношении несовершеннолетних.
Все отредактированные моменты отображены в новом проекте постановления, которое уже направлено на повторное согласование заинтересованным республиканским органам государственного управления.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 7 мая 2025 г.
В Беларуси приступили к подготовке проекта Экологического кодекса
Состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В состав рабочей группы вошли представители различных государственных органов и организаций. Также во встрече принимали участие члены общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Минприроды, председатели областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, руководители подчиненных Минприроды организаций.
«Основной целью принятия Экологического кодекса является необходимость сгруппировать в один системообразующий акт законодательные акты, регулирующие отношения в этой области, и обеспечить системное правовое регулирование экологических отношений», – отметили в пресс-службе.
На заседании высказывались конструктивные предложения, которые будут учтены в проекте.
Как отметили в Минприроды, сегодня вопросы, связанные с охраной окружающей среды, регулируются множественностью актов законодательства – это законы, указы Президента, Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», постановления Совета Министров, ведомственные постановления, ТКП, экологические нормы и правила, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы.
Представленный к рассмотрению документ подготовлен в соответствии с подходами, которые определены в концепции проекта Экологического кодекса, одобренной в 2024 году Главой государства. Он включает в целом те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды (земель, недр, лесов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира) в Экологический кодекс включены отдельные положения Кодекса о земле, Кодекса о недрах, Лесного кодекса, Водного кодекса, законов «О растительном мире» и «О животном мире».
«Принятие Экологического кодекса позволит консолидировать законодательство в области охраны окружающей среды и скорректировать имеющиеся в законах несогласованности, устранить дублирование и множественность норм по одним и тем же вопросам», – добавили в ведомстве.
По информации
БЕЛТА
Совершенствование законодательства в области гидрометеорологической деятельности обсудили эксперты
26 марта 2025 г. состоялось расширенное выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экологии и природопользованию на тему «Осуществление гидрометеорологической деятельности в Республике Беларусь. Практика применения Закона Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» на базе государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды».
В мероприятии приняли участие заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Приходько И.Ф., представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» и др.
Парламентарии посетили метеорологическую станцию «Минск», где приняли участие в запуске метеорологического радиозонда, ознакомились с работой температурно-ветрового профилемера. Их также проинформировали об оснащении метеорологической станции и проводимых наблюдениях. Здесь внедрен интегрированный подход функционирования различных сетей наблюдений: приземных метеорологических, гидрологических, аэрологических и актинометрических.
Заседание продолжилось в Республиканском центре по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды, где депутаты ознакомились с основными направлениями гидрометеорологической деятельности.
Председатель Постоянной комиссии Чернявская Ж.Н. отметила, что гидрометеорологическая безопасность государства, снижение угрозы жизнедеятельности населения и нанесения ущерба экономике страны от опасных природных явлений, напрямую зависят от точности и оперативности обеспечения гидрометеорологической информацией.
Были обсуждены вопросы предоставления информации о погодных условиях и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях, обеспечения оперативного реагирования при возникновении аварий или инцидентов, связанных с загрязнением окружающей среды, а также обеспечения отраслей экономики и населения всеми видами гидрометеорологической и радиационно-экологической информации.
В результате состоявшейся дискуссии и обмена мнениями определены пути совершенствования законодательства в области гидрометеорологической деятельности. Полученная информация и предложения будут использованы при подготовке проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, отдельным разделом которого будут регулироваться вопросы гидрометеорологической деятельности.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как в Беларуси реализуются программные документы в области охраны окружающей среды
Экологическое благополучие – неотъемлемый элемент устойчивого развития страны и обеспечения высоких жизненных стандартов ее населения. Неизменным приоритетом государственной политики является снижение негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, максимально возможное сохранение экологических систем и биологического разнообразия, рациональное использование природных богатств, энерго- и ресурсосбережение. В последнее время все большую актуальность также приобретают вопросы адаптации к изменению климата, обеспечения биологической, химической, водной безопасности.
Для решения указанных задач в стране выстроена комплексная система государственного управления, в основу которой положены программные и стратегические документы, определяющие в качестве приоритета государственной политики предотвращение экологических рисков и повсеместное внедрение принципов зеленой экономики. Так, например, у нас приняты Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы (кстати, уже второй по счету), Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года. В мае 2024-го была утверждена Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года.
Наша республика стала одной из первых стран СНГ, где был законодательно закреплен принцип расширенной ответственности производителей. Это произошло в 2012 году. Прогрессивные нормы законодательства у нас также установлены по таким вопросам, как экоупаковка, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, энергосбережение, и ряду других.
О высокой эффективности проводимой в стране экологической политики ярко свидетельствуют достигнутые результаты. Так, объем сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2023-м сократился более чем в 3,7 раза по сравнению с уровнем 2015 года. За последнее десятилетие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников на душу населения сократились в 1,9 раза, восстановлен водный режим на 60 тысячах гектаров нарушенных и неэффективно осушенных болот.
Положительные тенденции также наблюдаются в сфере ресурсоэффективности. Энергоемкость ВВП за 2010–2022 годы уменьшилась с 423,8 килограмма условного топлива / миллиона рублей (ВВП в ценах 2005-го) до 367 килограммов условного топлива. Уровень использования твердых коммунальных отходов в 2015–2023 годах вырос с 15,6 до 35,5 процента, потери воды при транспортировке сократились на 42 процента.
Подготовленная в стране Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года, которая формирует фундамент всей системы государственного планирования на средне- и краткосрочную перспективу, свидетельствует о том, что вопросы экологической безопасности и ресурсной эффективности сохраняют свою актуальность и значимость для общества и государства. Принцип проактивных (предупреждающих) действий по-прежнему лежит в основе всей государственной экологической политики.
Приоритетные задачи для государства – формирование экологической культуры населения, переход к рациональным моделям производства и потребления, внедрение зеленых технологий, цифровизация в сфере экологического мониторинга и управления, образование и подготовка кадров и др.
Александр Шушкевич, заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, «
Рэспубліка», 24 января 2025 г.
На Pravo.by размещена тематическая инфографика «Охрана окружающей среды – дело каждого гражданина», из которой можно получить доступ к основным актам законодательства по теме