18.12.2018
Почему вынесен на общественное обсуждение доклад по экологической оценке Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом БелАЭС
Мнение общественности учитывалось на всех этапах строительства Белорусской АЭС. Не исключение и экологический доклад по стратегической экологической оценке проекта Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом Белорусской атомной электростанции.
На днях документ выложен в открытый доступ на сайтах региональных исполкомов, Минэнерго и ГП «Белорусская АЭС». Следующий этап – его общественные обсуждения. О подробностях процедуры и особенностях документа рассказал руководитель группы производственно-технического отдела ГП «Белорусская АЭС» Михаила Пигулевского.
Слушаем и слышим общественность
– Михаил Александрович, зачем нам нужно общественное обсуждение? Ведь Стратегическую экологическую оценку (СЭО) проекту давали эксперты – ученые-атомщики, гигиенисты, экономисты.
– Да, документ разрабатывали специалисты из Объединенного института энергетических и ядерных исследований – Сосны Национальной академии наук, а уточнения вносили специалисты из «Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Минздрава, Госатомнадзора, Минприроды, БелАЭС, госкорпорации «Росатом». Но Беларусь как сторона целого ряда конвенций – Орхусской и ЭСПО – взяла на себя обязанность информировать население, учитывая его мнение, когда речь идет о том или ином важном строительстве. Так, если вспомнить, было и при проектировании Белорусской АЭС. Кстати, мы внимательно прислушиваемся к общественному мнению, и не только наших граждан. Когда наши соседи озаботились сохранением биоразнообразия приграничной реки Вилия, на которой стоит АЭС, проектировщики пошли им навстречу.
– Какие аспекты вошли в СЭО? Только ли речь об экологии?
– Эксперты рассмотрели ситуацию шире. Здесь оценка возможного воздействия на окружающую среду, здоровье населения, социально-экономические аспекты. Ставилась задача проанализировать ситуацию в комплексе, чтобы принять оптимальное решение. Именно это согласно проекту стратегии и является целью национальной политики в области обращения с ОЯТ.
Сегодня национальная безопасность – важный компонент всех сфер жизни. Документ дает скрининг состояния разных сфер жизнедеятельности, которые сложились в Островце еще до строительства станции и сопутствующих объектов, чтобы потом иметь возможность оценивать ситуацию в динамике. Аналогичная комплексная оценка дается и экологической ситуации в регионе. К слову, вся эта информация содержится в докладе по СЭО. Социально-экономический блок оценивает финансовую сторону реализации перечисленных сценариев. Но, подчеркну, это не будет во главе угла выбора стратегии. Мы выберем сценарий, который бы был наиболее оптимальным для нашей страны в комплексе.
Три сценария
– Насколько я понимаю, СЭО – не догма. Документ, прежде чем мы перейдем к обсуждению самой Стратегии обращения с ОЯТ, изменится с учетом мнений граждан?
– Все верно. Документ рассматривает целый ряд вариантов действий. Например, им предложены три сценария возможных вариантов обращения с ОЯТ, где учтены экологические, экономические и аспекты, влияющие на здоровье населения. Так, два из них, как это оговорено в межстрановом соглашении с Россией, предусматривают вывоз отработавшего ядерного топлива на переработку в Россию с последующим возвращением для захоронения в Беларусь продуктов переработки ОЯТ. Третий рассматривает вариант его хранения без вывоза, до появления новых технологий по обращению с ОЯТ, так называемый «отложенный вариант. Окончательную точку в этом вопросе поставит общественное обсуждение и компетенции специалистов. Но мы ожидаем не просто эмоциональных высказываний, а конструктивных предложений.
При этом нужно понимать, что с проблемой отработавшего ядерного топлива мы столкнемся в очень далекой перспективе. Как минимум десятилетие ОЯТ, такова мировая и практика эксплуатации БелАЭС, будет храниться в бассейне выдержки, защищенном контаментом, на БелАЭС. И только потом в зависимости от избранной стратегии либо сразу отправится на переработку, либо еще какое-то время перед этим будет находиться на нашей территории. Так что время для принятия решений есть.
– Стратегическая экологическая оценка – новый документ? Как много стран уже имеют опыт его подготовки?
– Поверьте, немного. Мы в этом смысле одни из первых. Кстати, по оценкам ЕЭК ООН, в вопросах взаимодействия с общественностью по экологическим аспектам наша страна зарекомендовала себя с положительной стороны. Например, когда были общественные слушания по проекту БелАЭС в 2013 году в Островце, белорусская сторона приняла все возможные меры по участию в слушаниях наших соседей из Литвы, предоставив бесплатные визы, страховки и организовав трансфер. Этот эпизод вошел в аналитический документ «Рекомендации, касающиеся надлежащей практики в атомной энергетике ЕЭК ООН». Мы готовы слушать и слышать.
Что касается общественных обсуждений СЭО, в каждом областном исполкоме будут контактные лица, отвечающие за этот процесс. Их можно будет увидеть в документах, размещенных на сайтах этих организаций. Они при необходимости будут давать разъяснения, например, как составить свои замечания и предложения авторам документа, куда их направить для рассмотрения и так далее.
Что дальше? Доклад со всеми замечаниями ляжет в основу разработки проекта Стратегии обращения с ОЯТ. Этот документ мы получим уже в следующем году.
Вера Артеага, «Рэспублiка», 17 декабря 2018 г.
(фото – Павел Чуйко)
Для успешного преодоления экологических вызовов в СНГ нужна взвешенная политика всех стран
Заседание Межгосударственного экологического совета государств – участников Содружества Независимых Государств состоялось 18 августа в онлайн-режиме. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс–службе Исполнительного комитета СНГ.

В заседании участвовали представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Секретариата Совета МПА СНГ, Исполнительного комитета Электроэнергетического Совета и Исполнительного комитета Содружества.
От имени Исполкома СНГ участников встречи поприветствовал заместитель директора департамента по сотрудничеству в сфере безопасности Алим Джаксыбеков. Он отметил, что Межгосударственный экологический совет является уникальным многосторонним механизмом, который позволяет обмениваться наилучшими практиками по ключевым направлениям природоохранного сотрудничества.
«Охрана окружающей среды и обеспечение рационального использования природных ресурсов принадлежат к числу наиболее сложных и актуальных задач современности. Запрос на экологию в странах растет рекордными темпами. Как известно, в Содружестве вопросам климатической повестки, экологии и охраны окружающей среды традиционно уделяется большое внимание. В связи с этим государства – участники СНГ регулярно выступают с инициативами по дальнейшему укреплению партнерского потенциала в этой сфере», – заявил Алим Джаксыбеков.
По его мнению, для успешного преодоления экологических вызовов необходима продуманная, взвешенная политика всех государств и их активная деятельность по практической реализации природоохранных мероприятий.
Представитель Исполкома СНГ подчеркнул, что нынешнее заседание будет способствовать укреплению межгосударственного экологического сотрудничества и послужит дальнейшему углублению эффективного партнерства.
На встрече были подведены итоги работы Межгоссовета за предыдущий период и намечены планы на 2026–2027 годы, рассмотрены вопросы, касающиеся подходов к оценке экосистем и экосистемных услуг для включения их в программы социально-экономического развития стран.
Кроме того, участники встречи обменялись опытом в сфере выработки совместных подходов к ведению мониторинга состояния ландшафтов, растительного и животного мира в рамках совместных научных исследований на особо охраняемых природных территориях стран СНГ.
Состоялся обмен опытом в сфере осуществления оценки воздействия на окружающую среду и государственной экспертизы, в областях создания и обеспечения функционирования трансграничных особо охраняемых природных территорий, водных ресурсов и взаимодействия по вопросам восстановления водных экосистем. В ходе реализации инициативы, высказанной главой делегации Казахстана на Совете глав правительств СНГ 12 декабря 2024 года, рассмотрен вопрос об опыте создания и успешного функционирования трансграничного биосферного заповедника «Алтай» в региональной кооперации по сохранению уникальных природных систем на пространстве СНГ.
Также обсуждены вопросы охраны водных ресурсов и взаимодействия по восстановлению водных экосистем.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный портал Исполнительного комитета СНГ)
В Беларуси планируют определить порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде
В Беларуси планируют определить порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Об этом сообщил заместитель начальника управления координации контрольной деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Степан Дубницкий в
пресс-центре
БЕЛТА.
Одним из нововведений проекта Экологического кодекса является определение порядка ликвидации накопленного вреда окружающей среде. «Это комплекс мероприятий по устранению вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности юридических или физических лиц, обязанности по устранению которого не были выполнены либо выполнены не в полном объеме. В проекте определены объекты накопленного вреда окружающей среде, компетенции органов госуправления на установление порядка выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда, ведение государственного реестра таких объектов, а также организация работ по ликвидации вреда», – рассказал Степан Дубницкий.
Кроме того, в проекте Экологического кодекса определены основные цели контроля в области охраны окружающей среды, перечень государственных органов, производящие его в соответствии с действующей системой и актами законодательства контрольной деятельности. Также в проекте кодекса установлен порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, аналогичный тому, который определен действующим законодательством.
По информации
БЕЛТА
«Большой массив предложений». В Беларуси дорабатывают проект Экологического кодекса
В Беларуси дорабатывают проект Экологического кодекса. Об этом сообщил начальник управления экологической политики, науки и информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Роман Лабазнов в
пресс-центре
БЕЛТА.
Для разработки проекта Экологического кодекса Минприроды сформирована рабочая группа, в состав которой включены представители практически всех органов государственного управления, научного и экспертного сообщества, эксперты Минприроды. Он включает в себя те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды и природных комплексов в проект включены отдельные положения кодексов о земле, недрах, лесного и водного кодексов, законов «О растительном мире» и «О животном мире». Структура проекта документа состоит из 10 разделов, 43 глав и 349 статей.
«Поскольку документ включает в себя положения восьми законов и шести законодательных актов по вопросам охраны компонентов природной среды, в нем объединен массив существующего понятийного аппарата. Это более 200 терминов и их определений. Также в ходе проводимой работы по консолидации и кодификации законодательства об охране окружающей среды в проект кодекса включены нормы 12 положений, утвержденных постановлениями правительства. Это применено в отношении Национальной системы мониторинга окружающей среды и всех видов мониторинга, экологического аудита, реестра торфяников и их инвентаризации, перечня должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, имеющих право контролировать области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, общественной экологической экспертизы», – рассказал Роман Лабазнов.
Проект документа уже прошел первый этап согласования с органами госуправления. «Мы собрали большой массив предложений с учетом практики применения действующих законов. В настоящее время происходит его доработка. Готовимся к повторному согласованию, и после него документ будет вынесен на общественное обсуждение, мы будем рады услышать мнение широкой общественности. Проектом кодекса значительных изменений в действующее законодательство не предусматривается. Это обусловлено двумя факторами: устоявшейся и стабильной системой законодательных актов, регулирующих данные вопросы, и комплексной переработкой законов», – отметил Роман Лабазнов.
В проект Экологического кодекса заложены нормы о вступлении его в силу через 12 месяцев после принятия.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин: Беларусь не будет останавливаться на достигнутых результатах в работе по решению экологических проблем
Беларусь не будет останавливаться на достигнутых результатах в работе по решению экологических проблем и продолжит прилагать усилия в выполнении поставленных задач в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин на пленарном заседании «Экологические вызовы: на пути к устойчивому развитию» Международной экологической конференции, проходящей на территории курорта «Манжерок» (Республика Алтай, РФ), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
Александр Турчин отметил, что благодаря системной и целенаправленной работе, в настоящее время в мировом рейтинге по индексу экологической эффективности Беларусь занимает 32-е место из 180 стран мира. Он также обозначил, что работа ведется по всем направлениям.
«Водные ресурсы как один из видов природных ресурсов являются национальным достоянием во всех странах мира. На территории Беларуси насчитывается более 20 тысяч водотоков и более 10 тысяч озер. Национальная политика в области охраны и использования вод базируется на принципах улучшения экологического состояния поверхностных водных объектов и предупреждения загрязнения, засорения и истощения вод. Оценка рационального использования водных ресурсов проводится исходя из вовлечения систем оборотного и повторного водоснабжения в производственные процессы. Республика Беларусь смогла обеспечить экономический рост на фоне снижения потребления водных ресурсов: объемы добычи вод по отношению к 2000 году сократились на 24 %», – рассказал Александр Турчин.
Он добавил: «В результате своевременной реконструкции и модернизации коммунальных очистных сооружений сброс недостаточно очищенных сточных вод за последние 20 лет сократился в 7,8 раза и в настоящее время не превышает 0,2 % от общего объема сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты».
Также в своем выступлении Премьер-министр рассказал о работе по обеспечению должного качества атмосферного воздуха.
«Мониторинг осуществляется во всех промышленных городах страны, сеть наблюдений постоянно расширяется и совершенствуется. В республике создана информационная система автоматизированного мониторинга окружающей среды (РИСАМОС), в которую в непрерывном режиме передаются результаты мониторинга атмосферного воздуха на пунктах наблюдений, а также данные контроля выбросов промышленных предприятий. Система в режиме онлайн передает информацию в территориальные органы Минприроды, что позволяет оперативно реагировать на факты нарушений законодательства».
Еще одна тема, которую затронул Александр Турчин, – выполнение международных климатических обязательств.
«В рамках обязательств по Парижскому соглашению белорусской стороной поставлена цель – сократить выбросы парниковых газов до 2030 года на 35–40 % по отношению к уровню 1990 года. В настоящее время этот показатель нами уже перевыполнен. Сейчас идет работа по разработке новой, более амбициозной цели по сокращению выбросов парниковых газов до 2035 года», – отметил Александр Турчин.
Он также рассказал, что в Беларуси значительно возросло использование возобновляемых источников энергии, таких как ветро-, гидро- и солнечная энергия, достигнув 7,3 % в общем объеме поставляемой тепловой и электрической энергии.
Как отметил Александр Турчин, в Беларуси активно развивается электротранспорт. Количество легковых электромобилей выросло в 3,4 раза за 2024 год. Растет и доля пассажирского городского электрического транспорта, которая сегодня в Минске составляет более 40 % и продолжает расти.
«Природный каркас нашей страны составляют особо охраняемые природные территории. Беларусь достигла ощутимых результатов и демонстрирует существенный прогресс в этом направлении, особенно за последнее десятилетие. Существующая в стране система включает 1355 особо охраняемых природных территорий. В результате планомерной работы устойчиво растет площадь охраняемых природных территорий, которая сегодня составляет более 1,9 млн га, или 9,2 % территории страны», – рассказал Александр Турчин.
«Благодаря системной и целенаправленной работе в настоящее время в мировом рейтинге по индексу экологической эффективности Беларусь занимает 32-е место из 180 стран мира. Республика Беларусь не будет останавливаться на достигнутом и продолжит прилагать усилия в выполнении поставленных задач в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Мы готовы активно участвовать в формировании зеленой повестки Содружества Независимых Государств и выражаем заинтересованность в реализации совместных проектов с партнерами в рамках СНГ и других интеграционных объединений», – резюмировал белорусский Премьер-министр.
В работе Международного экологического форума принимают участие Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, премьер-министр России Михаил Мишустин, правительственные делегации Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Основные темы форума – изменение климата, развитие национальных парков и сохранение биоразнообразия.
Как отметил премьер-министр России Михаил Мишустин, нагрузка на окружающую среду в последнее время растет, поэтому странам необходимо вместе добиваться улучшения экологической ситуации ради будущих поколений.
Он отметил, что в одиночку с вызовами, которые сейчас стоят в области экологии, справиться невозможно. «К сожалению, в последнее время растет нагрузка на окружающую среду. Конечно, если мы хотим сберечь богатство природы для будущих поколений, необходимо вместе добиваться улучшения экологической ситуации, речь идет о здоровье, благополучии людей», – подчеркнул Михаил Мишустин.
По информации
БЕЛТА
Беларусь заявила о готовности подключиться к БРИКС в нейтрализации экологических и биологических угроз
Беларусь готова подключиться к созданию в БРИКС скоординированных механизмов нейтрализации всех видов экологических и биологических угроз. Об этом Министр иностранных дел Максим Рыженков заявил на расширенной сессии XVII саммита БРИКС на тему «Окружающая среда, COP-30 и глобальное здравоохранение» в Рио-де-Жанейро, сообщает
БЕЛТА.
«Беларусь готова делиться своим опытом и новейшими технологиями по всем стратегическим вопросам как климатической повестки, так и общественного здравоохранения, имеющим глобальное значение. Мы готовы подключиться к созданию в рамках БРИКС скоординированных механизмов нейтрализации всех видов экологических и биологических угроз и тем самым минимизировать их негативное воздействие на здоровье населения планеты», – сказал глава внешнеполитического ведомства.
Министр отметил, что один из главных приоритетов Беларуси в области обеспечения национальной безопасности – политика по смягчению последствий изменения климата и адаптации к климатическим изменениям, а также сохранению благоприятной окружающей среды.
13-я цель устойчивого развития «Борьба с изменением климата» уже включена в национальные стратегические и программные документы страны.
«К настоящему времени в Беларуси осуществлены две национальные программы мер по смягчению последствий изменения климата, приняты стратегии по адаптации сельского и лесного хозяйства, по управлению водными ресурсами в условиях изменяющегося климата. Полностью введена в эксплуатацию Белорусская атомная электростанция, позволяющая снижать выбросы парниковых газов более чем на 8 млн т ежегодно. Для поддержания успешной политики по сокращению выбросов парниковых газов сейчас осуществляется подготовка амбициозного плана – Стратегии долгосрочного развития Республики Беларусь с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года», – рассказал Максим Рыженков.
Он обратил внимание, что в Беларуси значительно возросло использование возобновляемых источников энергии. Активно развивается электротранспорт и расширяется необходимая инфраструктура, растет доля пассажирского городского электрического транспорта в общем объеме перевозок.
«Наша страна занимает одну из лидирующих позиций по восстановлению болот, что играет значительную роль в оказании важнейших экосистемных услуг всему европейскому региону.
В условиях глобальных вызовов, таких как пандемии и экологические угрозы, окружающая среда и здоровье людей неразрывно связаны. Поэтому Беларусь интегрирует усилия в области общественного здравоохранения и охраны окружающей среды для эффективного реагирования на угрозы и обеспечения устойчивого развития», – подчеркнул дипломат.
Министр отметил, что здравоохранение Беларуси функционирует как целостная система, обладает достаточным опытом для диагностики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний, для эффективного эпидемиологического надзора и реагирования на вспышки болезней.
В стране успешно внедряется Централизованная информационная система здравоохранения. Она представляет собой масштабный проект, направленный на цифровизацию и интеграцию информационных ресурсов в сфере здравоохранения.
«Уверен, что площадка БРИКС является наиболее востребованной и перспективной глобальной платформой для развития взаимодействия в этих областях», – заявил Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА