Виктор Каранкевич вручил премии Правительства за достижения в области качества
Церемония награждения победителей конкурса на соискание премии Правительства за достижения в области качества 2024 года прошла в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
Заслуженные награды вручены 40 организациям: 14 стали лауреатами премии впервые, 14 подтвердили звание лауреата, 12 признаны дипломантами конкурса, три лауреата также удостоены специальных наград.
Как отметил Заместитель Премьер-министра Виктор Каранкевич, эти высокие награды традиционно присуждаются за достижение высоких результатов в области управления производством и бизнес-процессами, обеспечение высокого качества продукции и услуг, внедрение прогрессивных методов менеджмента качества.
«Конкурс стал 26-м по счету и продемонстрировал широкую вовлеченность различных отраслей экономики и бизнеса в процесс повышения эффективности и качества своей работы. Не случайно качественные товары и услуги – бренд Беларуси и визитная карточка белорусского экспорта», – отметил Виктор Каранкевич.
Заместитель Премьер-министра подчеркнул, что в республике многое делается, чтобы лучший опыт развивался и совершенствовался. Эти вопросы всегда на особом контроле Главы государства, Правительства.
Виктор Каранкевич особо отметил, что из 28 лауреатов 14 подтвердили это высокое звание повторно. Он поблагодарил руководителей организаций, трудовые коллективы за профессионализм, трудолюбие, преданность своему делу и высокий уровень ответственности.
«Ваши высокие производственные показатели и успехи – существенный вклад в устойчивое развитие экономики нашей страны, укрепление ее производственного и технологического потенциала. Ваша награда – большая заслуга и большая ответственность. На вас равняются все остальные. Поэтому важно не сбавлять темпы – перед всеми отраслями экономики стоят достаточно напряженные задачи», – обратил внимание Виктор Каранкевич.
Он добавил, что сегодня необходимо не только произвести качественную продукцию, но и выгодно ее продать. Для этого нужно активно работать на внешних рынках, искать новых партнеров, предлагать конкурентоспособную продукцию и услуги. «Даже в сложившихся непростых внешнеэкономических условиях мы видим, что белорусская продукция остается востребованной. Для нас открываются новые рынки в дружественных странах, и важно не упускать эти возможности, работать на более достойный результат», – подчеркнул Виктор Каранкевич.
Премия за достижения в области качества 2024 года присуждена Белорусскому государственному университету, предприятию «Минскинжпроект», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Коминтерн».
Также в числе награжденных – «Минский автомобильный завод – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», Минский завод игристых вин, «БЕЛИНТЕРТРАНС», санаторий «Приозерный», Белорусская атомная электростанция, Национальный аэропорт Минск, Оршанский льнокомбинат, Белорусский государственный медицинский университет и санаторий «Альфа Радон».
Звания лауреата удостоены также такие предприятия, как «Брестгазоаппарат», завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава», объединение «Энергокомплект», «БЕЛАЗ – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», «Молочный Мир», Пружанский молочный комбинат, Речицкий метизный завод, «Савушкин продукт», Минский моторный завод, «Витебскоблгаз», «Белтелеком», Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия.
Кроме того, премия присуждена Гродненскому государственному аграрному университету и Гродненскому государственному университету имени Янки Купалы.
Звание дипломанта конкурса на соискание премии правительства присуждено Солигорскому институту проблем ресурсосбережения с опытным производством, ОАО «Хьюмен систем», ОАО «Белсолод», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Жабинковский комбикормовый завод», ОАО «Минский вагоноремонтный завод», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Управление механизации № 79», РУПП «Гранит», РУП «Слуцкий центр стандартизации, метрологии и сертификации», совместному предприятию закрытому акционерному обществу «МИЛАВИЦА», Брестскому государственному техническому университету.
Специальной награды конкурса удостоены ОАО «Молочный Мир» (в номинации «Лидерство»), ОАО «Савушкин продукт» (в номинации «Совершенство менеджмента»). Также отмечено учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» в номинации «Социальная ответственность».
Отдельно отмечены руководители предприятий, удостоенные знака «Лидер качества», а также победители конкурсов «Лучший менеджер по качеству» и «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества».
Предприятия – победители конкурса 2024 года представили свою продукцию на выставке.
По информации
БЕЛТА
Узнали, за счет чего субъекты малого и среднего предпринимательства увеличат вклад в экономику
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 12 июля 2025 г.