07.12.2018
Желание есть – место подыщут: Как сейчас работают комиссии по содействию занятости
На сайте каждого гор-, райисполкома Витебской области под специальной рубрикой «Декрет № 1» уже размещена информация о том, как можно найти себя в общей базе данных временно не занятых в экономике людей и в случае необходимости подтвердить свою занятость. Сделать это можно, практически не выходя из дома – с помощью электронной почты. Здесь же опубликованы графики заседаний специальных комиссий по содействию занятости, созданные в январе этого года. Чем сегодня заняты комиссии и что изменилось на рынке труда за последнее время?
Умножай на три
Заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Ирина Матвеева приводит цифры: на 1 декабря в области официальный статус безработных имели около 2,2 тысячи человек. В то же время вакансий насчитывалось более 6,6 тысячи. Наивно было бы думать, что люди потоком пойдут в комиссии по содействию занятости после их создания. Здесь, скорее, все наоборот – члены комиссий выявляют проблемные места и проблемную аудиторию и делают все возможное, чтобы люди были трудоустроены. В одном из районов всерьез помогли тем, кто в силу имеющихся заболеваний оказался неконкурентоспособным на рынке труда, предложили предприятиям создать под них рабочие места с господдержкой. В другом оказалось много соискателей предпенсионного возраста, проблему также решают комплексно. В третьем вплотную стали работать с так называемыми асоциальными личностями и гражданами, недавно вернувшимися из мест лишения свободы. Ирина Матвеева убеждена:
– Тот, кто действительно хочет трудоустроиться и не имеет для этого никаких объективных препятствий в виде возраста или особенностей здоровья, сделает это и самостоятельно – база данных о вакансиях общедоступна. Три места для потенциального соискателя – это немало. Наша задача – в первую очередь помочь тем, кто в силу тех или иных причин не в состоянии конкурировать с другими претендентами. А также минимизировать скрытую безработицу, вынудив выйти из тени всех трудоспособных граждан, которые осознанно и на учет не становятся, и работу не ищут, живя за счет родных и близких.
Почти в три раза превышает количество официальных безработных и база вакансий Чашникского района. Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Светлана Данилевич озвучивает цифры: около 190 вакансий на 67 человек. Остро нужны агрономы, ветврачи, но достаточно востребованы и рабочие специальности, правда, требующие особой квалификации. Чтобы эту квалификацию получить, жителей района готовы послать на специальные курсы в Минск, Витебск, Оршу. С начала года около 20 человек не только бесплатно, но еще и со стипендией получили профессии машинистов-кочегаров, газоэлектросварщиков, продавцов, предпринимателей. Светлана Данилевич приводит пример:
– Многодетная мама из агрогородка Черея долгое время не работала, хотя имела специальность швеи. Теперь по нашему направлению она закончила курсы по основам предпринимательской деятельности. Составила бизнес-план и получила солидную государственную субсидию на открытие магазина по продаже мебели. Еще несколько человек готовятся стать бизнесменами. Было бы желание – мы готовы помочь каждому. В том числе и людям, имеющим инвалидность.
В Чашникском районе уже сложилась хорошая практика работы в данном направлении. Она многоступенчата. Прежде всего молодых жителей, имеющих особенности физического развития, приглашают на занятия в отделение дневного пребывания инвалидов. Здесь они проходят социальную адаптацию, получают первые трудовые навыки в том или ином деле. Потом им предлагают пройти трудовую адаптацию непосредственно на производстве – в рабочих коллективах предприятий и организаций. Целый год государство возмещает нанимателю расходы по зарплате на таких сотрудников. Сейчас, например, аналогичным образом трудоустроены трое подопечных. Они постигают азы профессий копировальщика, социального работника и оператора компьютерной графики. Дальше на трудовом пути им будет уже проще.
Районная комиссия по содействию занятости активно практикует выездные приемы граждан. За истекшее время объехали уже практически все сельские советы. К каждому человеку – сугубо индивидуальный подход. Ведь у каждого из них свои обстоятельства и предпочтения. Например, мама, имеющая несовершеннолетних детей, не может ежедневно ездить в райцентр за 15–20 километров. Это обязательно нужно учитывать. Так получила долгожданную работу сельчанка из деревни Лукомль, которая некоторое время не могла по этой причине самостоятельно трудоустроиться. По направлению комиссии теперь она будет работать на частном предприятии вблизи от дома.
Сторожем или директором
В Витебске сегодня 2,2 тысячи вакансий на чуть более чем 600 человек. Тем не менее отдельных личностей приходится трудоустраивать месяцами. Причины? Во-первых, завышенные требования соискателей. Сегодня самые популярные профессии у них – дворник, грузчик, диспетчер и сторож. Есть такая категория людей, которые желают работать исключительно начальником или сторожем. Но на первое не тянут по своему образованию и навыкам, а на второе – большая конкуренция. Подобные вакансии сегодня в очень большом дефиците.
Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома и одновременно заместитель председателя городской комиссии по содействию занятости населения Руслан Приймак акцентирует внимание: три вакансии из четырех, имеющихся нынче в базе, – рабочие специальности. Городу остро нужны строители, швеи, водители, контролеры-кассиры, продавцы, сборщики обуви, парикмахеры…
Не умеешь? Научим. Вот только желание учиться чему-то новому среди претендентов на теплые и не требующие никакой квалификации места присутствует не всегда. Почему такой дефицит рабочих? Потому что с начала года в областном центре создано около 2 тысяч рабочих мест, открываются новые предприятия и везде сегодня нужны люди. Городская комиссия по содействию занятости, проанализировав положение дел, взяла на особый контроль тех безработных, в отношении которых инвалидность не установлена, но по медицинским показаниям они имеют ряд серьезных ограничений. Руслан Приймак констатирует:
– Знакомишься с медицинскими документами, и получается: человеку, кроме шариковой ручки, ничего больше в руках держать не разрешено. Как выходим из ситуации? Работаем напрямую с нанимателями, создаем специальные рабочие места, помогаем людям трудоустроиться. Ведь их проблемы – это наши задачи.
Елена Бегунова, «Рэспублiка», 7 декабря 2018 г.
Что должен содержать расчетный лист работника, рассказали в Минтруда
Что должен содержать расчетный лист работника сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
К обязательным реквизитам в расчетном листе работника относятся: наименование нанимателя (полное или сокращенное), ФИО работника, должность/профессия, табельный номер (при наличии) и расчетный период (месяц, за который производится выплата).
Кроме того, обязательным является состав заработной платы с расшифровкой, который включает: тарифную ставку, оклад, премии, надбавки (за стаж, квалификацию, вредные условия и т. д.), доплаты (за сверхурочную работу, ночные смены, работу в выходные), компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск), оплату больничных и отпускных (если они были в расчетном периоде), а также другие выплаты (материальная помощь, командировочные и прочие).
Также расчетный лист должен содержать информацию о удержаниях из зарплаты: подоходный налог (НДФЛ – 13 %), отчисления в ФСЗН (1 % – пенсионное страхование), профсоюзные взносы (если работник состоит в профсоюзе), отчисления в иные общественные организации, алименты, возмещение ущерба (если есть).
В листе должны быть указаны итоговые суммы: начисленная зарплата (до вычетов), сумма удержаний и сумма к выплате («на руки»).
Среди дополнительных требований также указано, что расчетный лист может быть в бумажном или электронном виде (с согласия работника). Наниматель обязан выдавать его ежемесячно, обычно в день выплаты зарплаты. Форма листка не унифицирована, но должна быть понятной и содержать все обязательные данные.
В Минтруда подчеркнули, что если наниматель не выдает расчетный лист или в нем отсутствует обязательная информация, работник вправе потребовать разъяснений или обратиться в госинспекцию труда.
По информации
БЕЛТА
Для закрепления молодых специалистов на местах. Профсоюзы предлагают допмеры по развитию наставничества
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации
БЕЛТА
Как оплатить обучение при помощи семейного капитала, рассказали в Минтруда
Многодетные семьи в Беларуси могут оплатить обучение в вузе или колледже с помощью семейного капитала. Как это сделать, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве напомнили, что средства семейного капитала можно направить на оплату среднего специального или высшего образования в государственных учреждениях, а также в учебных заведениях потребительской кооперации и Федерации профсоюзов Беларуси.
Средства можно использовать досрочно, не дожидаясь 18 лет ребенка. Оплатить обучение можно для членов семьи (родителей, детей, супругов). Под условия подходят любые формы получения образования: очная, заочная и дистанционная.
Для того чтобы оформить оплату обучения, необходимо собрать документы: паспорт заявителя, решение о назначении семейного капитала, договор с учебным заведением и справку о том, что ребенок является студентом (учащимся).
Собрав документы, родители подают заявление в службу «Одно окно». После того как решение о досрочном распоряжении будет принято, родители могут обратиться в Беларусбанк для перечисления средств на счет учебного заведения.
Срок рассмотрения заявления в исполкоме – до 1 месяца. Срок перечисления средств в банке – 31–41 день.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
В преддверии летних отпусков не забудьте о тонкостях трудового законодательства
Кому положены сезонные преференции?
В летнее или другое удобное время отпуск предоставляется лицам моложе 18 лет, ветеранам Великой Отечественной и боевых действий на территории других государств, матерям (мачехам), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет, родителям ребенка-инвалида до 18 лет, тем, кто пострадал от аварии на ЧАЭС, почетным донорам крови, Героям Беларуси, Советского Союза или Соцтруда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.

Можно ли подвинуть график?
Очередность предоставления отпусков устанавливается в соответствии с графиком – он утверждается в организации каждый год не позднее 5 января. При его составлении, как правило, мнение работника учитывается. Но есть случаи, когда трудовой отпуск может быть перенесен или продлен. Это временная нетрудоспособность работника, наступление срока отпуска по беременности и родам, привлечение работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы, совпадение трудового отпуска с отпуском для получения образования, невыплата отпускных. А также – внимание! – при согласии сторон.
Сроки и переносы: что следует знать?
Трудовой отпуск исчисляют в календарных днях – включая субботы и воскресенья. Праздники, имеющие статус нерабочих дней, в этот период не включаются и, соответственно, не оплачиваются. Важный момент: когда перенесенный из-за праздников рабочий день приходится на отпуск, то и дни отрабатывать не нужно. К слову, нынешним летом один такой перенос будет: будний день 4 июля (пятница) сразу после Дня Независимости переносится на субботу, 12 июля. И еще: оформлять трудовой отпуск с праздничного нерабочего дня нельзя.
Деньги – только вперед?
Наниматель обязан выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, если он предоставляется в соответствии с графиком. Если же человек уходит на отдых «экспромтом», но по договоренности с нанимателем, то отпускные могут быть выплачены не позднее двух дней после ухода при условии письменного согласия работника.
Разделение на две части – не предел?
Хороший вариант урвать кусочек отпуска в летний период – его разделение на две и более части. С января прошлого года такое возможно не только при наличии соответствующей нормы в коллективном договоре, но и в случае, если это оговорено в ином локальном правовом акте организации (правилах внутреннего трудового распорядка, положении об отпусках и др.). И не важно, за какой рабочий год предоставляется такой отпуск или его части. Важно другое: одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Что делать заболевшему?
Если во время отпуска вы захворали, не беда. Вынужденно проведенное в постели время можно компенсировать. Нужно только оформить листок временной нетрудоспособности. Тогда отпуск продлевается на соответствующее число календарных дней либо, по желанию работника, неиспользованная часть переносится на другой срок текущего рабочего года – это нужно согласовать с нанимателем.
НА ЗАМЕТКУ
За прогул без уважительной причины наниматель может уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула, но при этом период отдыха в итоге не может быть короче минимальных 24 календарных дней.
Если вам положена ежегодная единовременная выплата на оздоровление (это может быть предусмотрено законодательством, колдоговором, другими локальными правовыми актами либо трудовым договором), то деньги начисляются, как правило, при предоставлении трудового отпуска либо его части. Наниматель обязан производить такую выплату только один раз в календарном году.
Наниматель имеет право досрочно предоставить трудовой отпуск всем или отдельным категориям работников в случае неожиданной приостановки деятельности в связи с аварией, стихийным бедствием, необеспеченностью энергоресурсами, сырьем и по другим исключительным и заранее непредвиденным обстоятельствам.
Если отпуск предоставлен по всем правилам, но работник отказывается использовать его в положенный срок без законных оснований, наниматель вправе отказать в переносе и не выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Но ее все же выплатят, если человек увольняется.
Пять типичных ошибок при оформлении трудового отпуска
Самая распространенная – график отпусков в организации отсутствует вовсе. Вторая – работника не уведомили о времени начала отдыха за 15 дней. Третья – работник не отдыхает ежегодно, но как минимум 14 дней отпуска обязательны каждый год. Четвертая ошибка – не выдерживаются сроки выплаты отпускных. Пятая – работодатели порой злоупотребляют правом отзыва работника. Он разрешается по инициативе нанимателя, но только с согласия сотрудника.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 мая 2025 г.