03.12.2018
Основные изменения в закон о СМИ вступили в силу
Основные изменения и дополнения в закон о СМИ, направленные на совершенствование правоотношений в медиасфере, вступили в силу с 1 декабря.
В частности, расширен понятийный аппарат закона о СМИ – он дополняется терминами «сетевое издание», «владелец интернет-ресурса», «интернет-ресурс» и другими. Интернет-ресурсы, которые занимаются распространением массовой информации, получают возможность проходить государственную регистрацию для того, чтобы стать сетевым изданием. Его сотрудники будут пользоваться такими же правами, как и журналисты традиционных СМИ. При этом госрегистрация будет носить добровольный характер.
Впервые в законе о СМИ устанавливаются права и обязанности владельца интернет-ресурса. В числе обязанностей – идентификация пользователей, которые размещают на сайте информационные сообщения или материалы, в том числе оставляют свои комментарии.
Положением, утвержденном Советом Министров Беларуси, оговаривается, что предварительная идентификация будет осуществляться при создании пользователем учетной записи на интернет-ресурсе путем заключения пользовательского соглашения. Владелец интернет-ресурса должен обеспечить соответствие данного соглашения (в том числе в части перечня собираемых персональных данных пользователя) требованиям белорусского законодательства.
Для активации учетной записи пользователю будет оправлено СМС с кодом на указанный при заполнении пользовательского соглашения номер мобильного телефона или с использованием иных идентификационных данных и технических средств, позволяющих идентифицировать его личность. При этом на один номер мобильного телефона или один комплект других идентификационных данных можно будет зарегистрировать только одну учетную запись на каждом конкретном интернет-ресурсе.
После активации учетной записи пользователь может размещать на сайте сообщения или материалы, в том числе комментарии к сообщениям других пользователей данного интернет-ресурса, при условии авторизации на сайте (для этого нужно будет ввести логин и пароль, указанные при регистрации).
В эфире телеканала СТВ первый заместитель Министра информации Павел Легкий прокомментировал утвержденный Советом Министров порядок предварительной идентификации пользователей сайтов. «Практика эта не нова, она достаточно распространенная, и многие белорусские ресурсы этой практикой пользуются. По сути, никаких великих нововведений не происходит – процесс упорядочивается. И мы ждем, что это позволит сделать дискуссию в сети гораздо более культурной, мы сумеем хоть какие-то барьеры поставить хамству, оскорблениям и защитить честь и достоинство тех граждан, которые считают, что нынешняя ситуация не позволяет им защитить свои права в интернете», – сказал он.
Кроме того, расширен перечень видов информации, распространение которой запрещено. К такой дополнительно отнесена информация, побуждающая к самоубийству, ненадлежащая реклама. Речь также идет об информации о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ. Под защитой персональные данные несовершеннолетних, которые пострадали в результате противоправных действий: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства и учебы, фото и видеоизображение ребенка, его родителей.
В законе предусмотрены четкие требования в части обеспечения объема телепередач белорусского (национального) производства. Речь идет о 15 % в течение шести месяцев и 30 % – за два года.
Нормы обновленного закона нацелены на наиболее эффективное обеспечение информационной безопасности государства и реализацию прав граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации.
По сообщению БЕЛТА
Государственный секретарь Союзного государства: стратегию формирования единого информпространства мы должны представить до конца года
Стратегию формирования единого информационного пространства Союзного государства до конца года представят президентам Беларуси и России. Об этом на международной конференции «Время Союзного государства: культурное и информационное пространство», которая проходит в рамках «Славянского базара в Витебске», журналистам сообщил Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Госсекретарь СГ отметил, что проходящая конференция посвящена вопросам взаимодействия государств и участия Союзного государства в формировании единого информационного и культурного пространства. Сергей Глазьев напомнил, что на открытии фестиваля Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что фронт гибридной войны проходит через сознание каждого человека. «В зависимости от того, как воспитывается наше молодое поколение, какие ценности у людей в голове, устремления, мотивы, зависит все остальное – экономическое процветание, обороноспособность, и смысл жизни определяет позицию человека по всем вопросам», – отметил Госсекретарь СГ.
Сергей Глазьев подчеркнул, что в современном мире большое внимание уделяется техническому развитию. «Мы переходим в новый мирохозяйственный и технологический уклад, где ведущую роль в развитии экономики играет научно-технический процесс и главной ценностью является человеческий интеллект», – сказал он. Госсекретарь СГ добавил, что при всей увлеченности общества искусственным интеллектом ИИ не заменит человеческий, о чем на открытии фестиваля также отдельно упомянул белорусский лидер.
«Обсуждать мы сегодня будем стратегию формирования информационного пространства Союзного государства. Такое поручение дано Высшим госсоветом СГ. Мы должны до конца года такую стратегию предложить нашим главам государств», – отметил Сергей Глазьев.
По словам Госсекретаря, будет обсуждаться и вопрос создания информационно-культурного центра СГ. «Есть проект, который следует дорабатывать исходя из необходимости использования современных цифровых технологий, чтобы это было не просто здание с красивыми буклетами, а удобная информационная среда с приложениями в телефонах, удобная для пользователя, чтобы в каждом месте нашего необъятного Союзного государства туристы могли бы пользоваться такого рода информационными услугами, понимать, где они находятся, что интересно посмотреть. И лучшие гиды могли бы помочь в дистанционном режиме», – пояснил Сергей Глазьев.
Алеся Пушнякова,
БЕЛТА
Новшества, контакты, формат. Владимир Перцов о масштабировании форума медийного сообщества
Первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Владимир Перцов на V Форуме медийного сообщества Беларуси «Медиа сегодня: фокус на правду» в Гомеле рассказал о масштабировании мероприятия и его задачах, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
V Форум медийного сообщества Беларуси «Медиа сегодня: фокус на правду» проходит в Гомеле 5-6 июня. На его полях в эти дни встретились около тысячи участников, среди которых представители государственных СМИ (республиканских, региональных, ведомственных), идеологической вертикали страны, пресс-служб государственных органов и организаций, блогосферы, а также эксперты в сфере коммуникаций.
В общении с журналистами Владимир Перцов подчеркнул, что медиафорум в Гомельской области организован с еще большим масштабом. «Вчера в разных районах Гомельской области прошли панельные дискуссии, где журналисты региональных редакций и центральных СМИ могли обменяться опытом. Впервые были приглашены пресс-секретари государственных органов и организаций. Это важно, поскольку Указом Президента предполагается очень четкое взаимодействие между пресс-службами и средствами массовой информации. В достаточно короткие сроки они смогли обсудить алгоритмы, наладить непосредственную связь между конкретными руководителями редакций и пресс-службами государственных органов. Все масштабно организовано. Есть большие представительные делегации из регионов. При этом прошли выступления не только приглашенных спикеров из центральных республиканских СМИ либо экспертов из ближнего зарубежья, но активно делились своим опытом и руководители региональных редакций», – обратил внимание Владимир Перцов.
Первый заместитель Главы Администрации Президента отметил, что за прошедшее время уровень региональных СМИ значительно подрос. «Есть очень достойные наработки, которыми можно поделиться, в том числе и с центральными СМИ, и со своими коллегами из регионов. В принципе они работают в разных условиях, но у всех по большому счету одни и те же проблемы и технологии. Важно максимально эффективно их применять, чтобы и в дальнейшем максимально налаживать и укреплять контакт со зрительской, слушательской и читающей аудиторией», – акцентировал он.
Форум является наиболее крупной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития медиапространства страны, обмена опытом и выработки стратегий в сфере информационной политики. Его организаторами выступают Министерство информации совместно с Гомельским облисполкомом при поддержке ведущих республиканских средств массовой информации.
По информации
БЕЛТА
О трендах в инфополе рассказали на медиафоруме в Гомеле
О взаимодействии новых медиа, формировании современного инфодизайна шла речь на V Форуме медийного сообщества Беларуси в Гомеле, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
V Форум медийного сообщества Беларуси «Медиа сегодня: фокус на правду» собрал в шести городах юго-восточного региона сотни участников из разных областей.
В ГГУ имени Ф.Скорины эксперты вместе с представителями ведомственных пресс-служб и местных СМИ обсудили вопросы взаимодействия традиционных и новых медиа в формировании современного информационного дизайна.
Директор дирекции интернет-вещания телеканала «ОНТ» Павел Савельев поделился актуальными трендами ведения соцсетей и рассказал о некоторых секретах продвижения постов. По словам спикера, на положительную статистику влияет множество различных моментов, допустимо и небольшое «хулиганство» даже тем, кто имеет имидж серьезных людей. К примеру, занимательный скетч под популярную музыку.
Отвечающий за грамотный и вкусный цифровой интеллект для создания топового контента на телеканале спикер подробно остановился на возможностях ИИ-сервисов для создания контента.
Анализируя статистику популярности соцсетей среди белорусской аудитории, была выделена тройка лидеров. Практически вровень идут TikTok и YouTube, объединяющие более 6,3 млн пользователей каждый. В топе и Instagram. «Продолжается тренд на вертикальное видео, актуально создание вертикального контента», – подчеркнул Павел Савельев.
С благодарностью представители пресс-служб разных ведомств приняли лайфхаки и алгоритмы создания текстового, фото- и видеоконтента для соцсетей, привлечения аудитории и др.
О значении имиджа спикера и особенностях работы в кадре и на публичных выступлениях подробно остановилась заведующая отделом ведущих информационно-аналитических программ дирекции информационного вещания телеканала «ОНТ» Екатерина Тумас-Тишкевич. Она разъяснили суть визуального, аудио-, эмоционального и контекстного критериев.
V Форум медийного сообщества Беларуси «Медиа сегодня: фокус на правду» является наиболее крупной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития медиапространства страны, обмена опытом и выработки стратегий в сфере информационной политики. На его полях встретились около тысячи участников, среди которых представители государственных СМИ (республиканских, региональных, ведомственных), идеологической вертикали страны, пресс-служб государственных органов и организаций, блогосферы, а также эксперты в сфере коммуникаций. Его организаторами выступают Министерство информации совместно с Гомельским облисполкомом при поддержке ведущих республиканских средств массовой информации.
По информации
БЕЛТА
Опрос: белорусы выражают высокий уровень доверия государственным СМИ
Белорусы выражают высокий уровень доверия государственным СМИ в последние четыре года. Об этом на пресс-конференции рассказал заместитель директора по научной работе Института социологии НАН Беларуси Александр Посталовский, сообщает
БЕЛТА.
Институт социологии НАН занимается исследовательским проектом, который реализуется по заданию Министерства информации. Он посвящен изучению факторов доверия государственным средствам массовой информации в условиях трансформации медиапространства. «Доверие к СМИ – это прежде всего убежденность потребителей информации в достоверности формируемого информационного контента, который оказывает влияние на сознание и поведенческие установки. То есть структурными элементами доверия являются социальное одобрение, частота обращения к этому информационному контенту. Если человек доверяет, скажем, какой-то общественно-политической передаче или информации, то он будет периодически вновь обращаться к просмотру данной передачи, – отметил Александр Посталовский. – Важный элемент доверия – это востребованность. То есть если информационному контенту доверяют, то он является востребованным среди аудитории».
Проект реализуется с 2021 года и, по словам замдиректора, он фундаментальный. Для него была разработана большая анкета с вопросами о востребованности телевидения, печатных СМИ, радиовещания, социальных медиа, видеохостингов и отдельным блоком – вопросами по доверию к средствам массовой информации. «Объем выборочной совокупности у нас составляет 1,3 тыс. респондентов. Это республиканская репрезентативная выборка. В нее входят непосредственно крупные города, столица, средние города и сельская местность. То есть это микромодель нашего общества, чтобы именно вот эта выборка репрезентировала мнение всего населения», – пояснил Александр Посталовский.
Согласно опросу института осенью прошлого года, в течение последних четырех лет (2021–2024 годы) население Беларуси выражает высокий уровень доверия государственным СМИ – 60 % респондентов. Социолог обратил внимание, что в 2021 году этот показатель составлял 38,4 %, что говорит о поступательном и конструктивном росте доверия к госСМИ. Александр Посталовский подчеркнул, что в этом, в частности, заслуга самих средств массовой информации и их активной работы. «Нашу белорусскую отечественную информационную повестку формируют именно государственные средства массовой информации, и это находит отклик у аудитории. В то время как зарубежные СМИ не пользуются доверием у нашей аудитории, в нашем информационном поле», – сказал он.
Также для проверки достоверности актуального информационного события 62,6 % обратятся к государственным СМИ. То есть абсолютное большинство людей доверяют и обратятся при изучении вопроса по политическим аспектам именно к государственному информационному контенту.
К слову, большинство опрошенных белорусов (57 %) выбирают телевидение как основной источник получения информации. Доверие к этому виду СМИ также из года в год растет.
Интернет-СМИ в соцопросе сегментизировали с учетом того, что видов таких источников информации много (соцсети, сайты, порталы, видеохостинги и др.). Александр Посталовский обратил внимание, что в исследовании приняли участие респонденты, в том числе без высшего образования, проживающие в сельской местности, поэтому они могут не знать обо всех этих источниках. «Согласно опросу, абсолютно доверяют общественно-политической информации, публикуемой в белорусском сегменте интернета, около 50 % респондентов. Отмечается тенденция увеличения», – отметил он.
Также наблюдается тенденция и к увеличению показателей доверия к печатному сегменту информационного поля – доверие газетам оказывают 71,5 % респондентов.
По информации
БЕЛТА
Марат Марков о медиахолдинге Союзного государства: юридические шаги сделаны, будем формировать стратегию
Конкретные юридические шаги по созданию медиахолдинга Союзного государства сделаны, сейчас работа будет направлена на формирование стратегии его развития, сообщил журналистам Министр информации Марат Марков, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Я обозначу те практические вещи, которые были сделаны в 2024 году. Медиахолдинг Союзного Государства создан. Все документы подписаны и утверждены. Утвержден устав организации, утвержден наблюдательный совет и, более того, уже назначен директор медиахолдинга. Сейчас идет регистрация», – сказал Марат Марков.
Директором назначена заместитель председателя МТРК «Мир» Екатерина Абрамова, она уже приступила к работе, отметил Министр.
По его словам, после большой подготовительной работы и конкретных юридических шагов предстоит формирование стратегии развития предприятия, стратегии развития информационного пространства и создание межгосударственного договора, который будет определять правила работы, в том числе представительства на территории Беларуси.
По информации
БЕЛТА