Дмитрий Крутой: необходимо повысить адаптацию белорусской экономики к внешним шокам
Надо повысить адаптацию белорусской экономики к внешним шокам. Об этом заявил сегодня журналистам Министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой.
Дмитрий Крутой подчеркнул, что Глава государства поручил обеспечить новое качество экономического роста. Серьезное влияние на экономику оказывают внешние условия, потому надо повысить адаптацию белорусской экономики к внешним шокам. «Колебания российского рубля в последнее время серьезно влияют на макроэкономические показатели, мы эту зависимость, естественно, должны уменьшить. Если говорить о внутренней повестке и рынке, то застарелые проблемы закредитованности предприятий, не всегда эффективного распределения экономических ресурсов тоже пока никуда не исчезли, и мы должны над ними очень серьезно работать», – считает Министр.
На повестке дня работы министерства остаются и другие вопросы – работа с предпринимательством, интеграционное взаимодействие, потенциальное вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию (экономические риски и выгоды).
Премьер-министр Сергей Румас представил сегодня коллективу Министерства экономики нового руководителя.
Дмитрий Крутой начал свою карьеру в 2003 году в качестве инженера кафедры экономики и управления на предприятиях химико-лесного комплекса Белорусского государственного технологического университета. Работал ведущим, главным экономистом сектора организации оплаты труда и ценообразования управления экономики и инвестиций Министерства лесного хозяйства. В Министерстве экономики – с 2006 года. Был заместителем начальника управления лесного комплекса главного управления агропромышленного и лесного комплексов Министерства экономики, затем заместителем начальника главного управления агропромышленного и лесного комплексов – начальником управления лесного комплекса.
В 2014 году назначен заместителем Министра экономики, в 2017 году – первым замминистра.
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
Об этом рассказала 9 июля заместить Министра экономики Республики Беларусь Елена Болигатова в ходе круглого стола, на котором обсудили проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. Мероприятие организовано на площадке НИЭИ Минэкономики.
Елена Болигатова отметила, что в одобренной Главой государства Концепции Программы на 2026–2030 годы, одним из ключевых приоритетов является развитие человеческого потенциала. И сегодня стоит задача выслушать мнения всех заинтересованных сторон – органов госуправления, научного сообщества, бизнеса и экспертов, обобщить эти предложения и консолидировать их в итоговом документе.
«Необходимо сосредоточиться на конкретных, значимых вопросах, которые реально реализовать в течение пятилетия. Проект ПСЭР-2030 опирается на достижения предыдущих лет, учитывает современные вызовы и ориентирован на практические решения. Нам важно мнение бизнес-сообщества о том, что еще необходимо включить в проект документа», – отметила замминистра экономики.
Директор НИЭИ Минэкономики Наталья Берченко представила предложения в проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
В ходе обсуждения проекта документа затрагивались вопросы разработки системы новых стандартов качества жизни, цифровизации, подготовки кадров, поиска новой нишевой индустриализации, роли бизнеса в социально-экономическом развитии страны и др.
Круглый стол с участием представителей бизнес-сообщества открыл серию рабочих встреч по обсуждению проекта ПСЭР-2030.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 июня принял ряд кадровых решений.
Глава государства назначил:
Кузнецова Андрея Евгеньевича – Министром промышленности;
Соболевского Евгения Юлиановича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в Египте и по совместительству в Алжире, Омане, постоянным представителем Беларуси при Лиге арабских государств;
Деревинского Дмитрия Владимировича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в Венесуэле;
Красовского Дмитрия Анатольевича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в Кении и по совместительству постоянным представителем Беларуси при Африканском союзе, Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программе ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат);
Белого Игоря Георгиевича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в Бахрейне по совместительству;
Ломского Александра Зиновьевича – помощником Президента Беларуси – инспектором по Брестской области.
Президент также дал согласие на назначение:
Рафаловича Виктора Анатольевича – заместителем председателя Брестского облисполкома (вопросы социальной сферы);
Болтрика Андрея Георгиевича – заместителем председателя Гродненского облисполкома (вопросы экономики);
Волчка Павла Викторовича – председателем Ганцевичского райисполкома;
Ундруля Валентина Антоновича – председателем Буда-Кошелевского райисполкома;
Атрошенко Александра Георгиевича - председателем Рогачевского райисполкома;
Шпигановича Дмитрия Николаевича – председателем Хойникского райисполкома;
Гайкова Сергея Николаевича – председателем Чечерского райисполкома;
Андреева Сергея Евгеньевича – главой администрации Советского района Гомеля;
Згурского Дмитрия Алексеевича – главой администрации Центрального района Гомеля;
Реута Никиты Игоревича – председателем Дзержинского райисполкома;
Лопатко Вячеслава Николаевича – председателем Крупского райисполкома;
Колесеня Дениса Сергеевича – председателем Минского райисполкома;
Атрушкевича Андрея Михайловича – председателем Столбцовского райисполкома;
Маевского Александра Анатольевича – председателем Пуховичского райисполкома;
Орленка Николая Владимировича – председателем Горецкого райисполкома;
Наумовича Владимира Александровича – первым заместителем Министра архитектуры и строительства;
Лысенко Максима Владимировича – первым заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Долженкова Владимира Валентиновича – заместителем Министра образования (вопросы административно-хозяйственной деятельности);
Шапкиной Юлии Александровны – заместителем Министра связи и информатизации;
Токуна Олега Валерьевича – заместителем Министра труда и социальной защиты;
Качана Сергея Францевича – заместителем Министра финансов;
Степуро Ирины Альбертовны – заместителем Министра юстиции;
Борткевич Евгении Ивановны – генеральным консулом Беларуси в Стамбуле (Турция);
Ярошенко Александра Григорьевича – заместителем Государственного секретаря – членом Постоянного комитета Союзного государства.
Новый Министр промышленности Андрей Кузнецов до настоящего времени работал в должности замминистра.
Александра Ефимова, который руководил этим ведомством, Глава государства видит в должности руководителя одного из важнейших предприятий страны – холдинга «АМКОДОР», куда он будет направлен. Александр Лукашенко одобрил соответствующее кадровое решение.
«Хочу с вами поговорить наедине, чтобы вы не смотрели на начальников, которые вас, возможно, готовы представлять здесь. И чтобы вы понимали, что я от вас хочу. Много было разговоров, предложений вокруг ваших назначений в плане того, что вы и не против. За это спасибо».
При этом он предупредил, что спрос с отрасли будет железобетонный: «Проблем сегодня в промышленности больше, чем в какой-либо отрасли. Есть объективные причины (хотя я не хочу говорить об объективных причинах – не война, поэтому надо работать)».
Глава государства отметил, что в свое время Александр Ефимов уже работал на «АМКОДОРе». Именно оттуда он и перешел на работу в министерство.
«При вас в какой-то степени складывалась та ситуация, которая сегодня существует на «АМКОДОРе». Это моя точка зрения. Может, я ошибаюсь. Но вам и поправлять там ситуацию. Никто вами там командовать и управлять сейчас не будет. Вы фактически государственное предприятие, и как директор этого предприятия будете принимать решения и за это отвечать. Никакие учредители, председатели набсовета и прочие – никто вами управлять, как это, может, было раньше, не будет, – обратил внимание Глава государства. – Вы профессионал, знающий человек. Коллектив вам знаком. Ситуацию знаете гораздо лучше, чем я. Поэтому вам и карты в руки. Действуйте».
«Там тысячи людей, и они ждут ответа: нас государство бросит или нет. Вы им прямо и скажите от моего имени (я у вас еще побуду в ближайшее время): мы никого бросать не собираемся, там работают наши люди. И то, что это предприятие не смогло функционировать как надо в частном, можно сказать, порядке, тоже о многом свидетельствует. Поэтому действуйте, – сказал Александр Лукашенко. – Выведите предприятие из нынешнего положения в нормальное – хорошо. Но коллективу передайте, что в очередной раз надеяться, что мы ввалим какие-то туда миллионы рублей или долларов, – этого не будет. Прежде всего вы будете выходить из этой ситуации за счет своих ресурсов и резервов».
Президент отметил, что продукция «АМКОДОРа» востребована в каждом уголке мира. Техника, производимая на предприятии, используется для самых разных работ.
«Нужна инициатива соответствующая. Надо раскрутить коллектив, – подчеркнул Глава государства. – Вам придется серьезно поработать на рынках для того, чтобы продать свою продукцию. Оптимизируйте производство, разберитесь. Не в плане номенклатуры выпускаемой продукции, а с тем, где вам надо новые производства создавать, что-то строить и так далее. Вы знаете, о чем идет речь».
Назначая послов в страны дальней дуги, Глава государства отметил, что все дипломаты – люди опытные, не один год проработавшие в МИД. «Страны, в которые вы направляетесь, разные, но очень важные для нас, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Единственно, что хочу сказать, вы там не засидитесь. Имейте в виду, потому что торговля, товарооборот – это тоже ваш вопрос. Это не то, что раньше – беленькие манжетики, воротничок беленький, пошел на примем, что-то послушал, сюда что-то там написал. Первая ваша задача – это товарооборот. Надо двигаться».
Александр Лукашенко сказал, что необходимо активно осваивать и расширять новые рынки в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Об интересе к Беларуси свидетельствуют в том числе недавние визиты в Беларусь Президента Кубы и советника сопрезидентов Никарагуа по вопросам инвестиций, торговли и международного сотрудничества.
«Поэтому все зависит от нашей политики. Я желаю вам успехов. Действуйте. Не ждите, что приедут, расскажут вам, покажут. Если что-то есть дельное – предлагайте, будем действовать, будем вам помогать. Но помните: торговля – прежде всего», – напутствовал белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что Беларусь с Кенией установила отношения, но пока «особого движения нет». «У меня хорошие отношения с Президентом Кении. Я думаю, он еще приедет к нам», – сказал Глава государства.
Президент подчеркнул, что Кения – это огромная страна с населением более 50 млн. человек, а потому там будут востребованы белорусские продукты питания. Речь не только о возможностях поставок сухого молока или мясных консервов – Беларусь готова помочь этой африканской стране с развитием всей отрасли АПК. «Там надо помочь им организовать работу. А работа – это прежде всего сельхозмашиностроение. И кадры – надо научить людей работать, помочь им. Может, типичное хозяйство организовать», – заявил Александр Лукашенко.
По этому пути наша страна уже идет в развитии сотрудничества с другими странами Африки. Например, Президент упомянул, что Нигерия недавно закупила в Беларуси порядка 2 тыс. тракторов: «Это хорошие объемы. Но, имейте в виду, 2 тыс. купили, – завтра еще купят, если зарекомендуете себя хорошо. Ну и надо обслуживать. Это и запчасти, и прочее-прочее».
«А говорят, что у нас проблема, мы чего-то не можем. Мы все можем! Поэтому надо идти на новые рынки. У нас есть с чем идти. Поэтому надо работать в этом плане, – подчеркнул белорусский лидер. – Возьмите тот же Египет. Там тоже это надо. Хотя это другая страна, совершенно другая. Это ворота в Африку, это авторитетная страна для арабского мира. Очень авторитетная».
«Или Венесуэла. Многое мы хотели там сделать, но что-то получилось, что-то – нет. Но надо развиваться, надо делать», – добавил Александр Лукашенко.
Александр Ломский назначен помощником Президента Беларуси – инспектором по Брестской области. До настоящего времени он работал первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия. Должность помощника Президента – инспектора по Брестской области стала вакантной в мае этого года, после того, как Валерий Вакульчик был назначен руководителем Аппарата Совета Министров.
«Что касается помощника Президента – инспектора по Брестской области, разные были предложения. Я настаивал на том, чтобы это был аграрий. Потому что губернатор там, вы понимаете, промышленник (речь о председателе облисполкома Петре Пархомчике. – Прим.). Человек опытный. Но нужно подпереть его. И не только заместитель у него должен быть аграрий, но и помощник, который знает толк в сельском хозяйстве. Поэтому, Александр Зиновьевич, выбрали вас. Я думаю, вы с этой работой справитесь. Время такое, что останавливаться нельзя», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко, принимая кадровые решения по кандидатурам новых председателей райисполкомов, обратил внимание руководителей местной вертикали на ключевые направления, которые обязательно должны быть в поле их зрения. Это прежде всего работа с кадрами, укрепление экономического потенциала региона через реализацию инвестпроектов и, конечно, эффективная работа агропромышленного комплекса. Причем по всем обозначенным сферам управленческие решения должны быть своевременными и выверенными, потребовал Президент.
Глава государства подчеркнул, что одним из наиболее важных направлений работы для руководителей районов остается сельское хозяйство. Оно лежит в основе экономических показателей регионов, благополучия людей. Поэтому и внимание к нему – особое, как со стороны Президента, так и по всей вертикали власти.
Александр Лукашенко вновь повторил свое неизменное требование сохранять лучшие традиции из советского прошлого – не разрушать или воссоздавать, если все-таки было разрушено, системы местных райагросервисов, дорожных, строительных организации и тому подобного. Необходимо, чтобы в каждом районе были местные организации по снабжению семенами, топливом, удобрениями, запасными частями и так далее. «Это надо все восстановить, где разрушено, все это – в один кулак одного руководителя», – обозначил задачу Президент.
Он подчеркнул, что наиболее пристального внимания в настоящее время требует такое направление АПК, как животноводство. Глава государства потребовал принятия более решительных и эффективных мер для решения проблемы с падежом скота. И для этого, по его словам, не надо выдумывать ничего особого или ссылаться на некие якобы нерешенные вопросы, будь то дефицит кадров или ветпрепаратов. У председателей райисполкомов хватает управленческих рычагов, чтобы решать все эти вопросы. И самое главное – навести порядок в хозяйствах и добиться исполнительной дисциплины и элементарного соблюдения технологий. Ведь раньше в хозяйствах тоже было не так много специалистов, а у ветеринаров из всех доступных средств чуть ли не основным было доброе слово. Однако благодаря трепетному, бережному отношению к животным и особенно к телятам на фермах, падеж был минимальным. Вот и сейчас Президент требует навести порядок в этой сфере, дисциплинировать людей.
«Делайте что хотите, но чтобы скотина была жива, – сказал он. – Я прошу обратить на это серьезное внимание. Чего бы это ни стоило, мобилизуйте всех».
Простым и доступным вариантом решения проблемы видится продажа родившихся телят на доращивание из менее эффективных ферм, где не налажен полный цикл производства, в более успешные. «Те, кто продает, им это выгодно, это рентабельно. Если у тебя молодняк гибнет, это убытки. А тут ты рентабельность получишь. Хочешь сам сохранить – пожалуйста, я не настаиваю, но за падеж ответишь», – обозначил ключевые подходы Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что председатели райисполкомов находятся, образно говоря, на переднем плане в коммуникации государства с людьми. Поэтому на них лежит особая ответственность. «Частенько мне лично (я же общаюсь с людьми) поступают жалобы на волокиту и безразличие. Особенно в тех областях, где у нас проблем достаточно. Думаю, что Администрации Президента надо задействовать все органы власти, чтобы этого не было. Что-что, но безразличия или непорядочного отношения к людям со стороны властей быть не должно. Не должно быть. Вот и все. Я всегда говорю: можете – помогайте людям, не можете – скажите прямо в лицо, вот этого мы делать не будем, почему – потому что. А не просто отпихиваться, затягивать решение каких-то вопросов», – обозначил свои ключевые требования Президент.
Глава государства также четко расставил акценты в работе с кадрами на местах. Некоторые руководители районов продолжают жаловаться на дефицит отдельных специалистов и ситуации, когда работники или молодые специалисты после вузов увольняются по субъективным обстоятельствам до завершения срока контракта или уходят в армию, а потом работают в хозяйствах совсем непродолжительное время. По поводу последнего Президент заметил, что «мужики должны служить» и Родину защищать надо всем.
А вот по поводу проблем с кадрами (в сельском хозяйстве в частности и в районах в целом), увольнений Александр Лукашенко высказался предельно четко: государство вкладывает значительные средства в подготовку специалистов с высшим образованием, и абитуриент, прежде чем пойти учиться в вуз, должен тысячу раз подумать и принять ответственное решение с расчетом на то, что потом нужно отработать по специальности. «Просто диплом получить не получиться, не то время», – сказал Президент.
Он напомнил, что на уровне государства также принят ряд решений по наделению председателей райисполкомов дополнительными полномочиями, в том числе по перемещению, назначению кадров. Они должны в полной мере их использовать, чтобы во вверенном районе добиваться кадровой дисциплины и результата. «Мы все паримся: «Ах, там какую-то «демократию», «свободу» хотим!»... Какая свобода? Хорошо работаешь (я полагаю, как они (новые руководители местной вертикали. – Прим.), поскольку мы их выдвигаем, назначаем), – будем поддерживать, награждать… Но если ты бездельник, если у тебя нет результата, падеж… За это должна быть жестокая ответственность снизу доверху», – подчеркнул Президент.
Глава государства пояснил причины, по которым именно в такой тональности говорит на эту тему: «Я почему так жестко ставлю вопрос. Уже многие: «Вот, крепостное право, крепостное право…» Слушайте, мужики, сегодня ситуация военная. То, что мы не воюем, – народ должен на эту власть молиться, что мы еще как-то держимся. Вы видите, что вокруг. Как только внутри пойдут проблемы, нам их усилят, нам подкинут. Вокруг Беларуси сидят, как змеи подколодные, шипят, готовы сюда ринуться. Поэтому давайте будем принимать решения и решать вопросы, которые на поверхности».
Глава государства напомнил про инициативу «один район – один проект» и обратил внимание, что она обязательна для каждого региона страны. «Один район – один проект – программа должна быть реализована. По итогам этого года за это будет серьезный спрос», – предупредил Александр Лукашенко.
Когда она задумывалась, основной целью было решить вопросы занятости населения, задействовать незанятые кадры в малых городах, поселках, на местах, чтобы не было безработицы. Сейчас для Беларуси эта проблема не стоит остро, уровень безработицы на минимальных значениях. Но это не означает, что районам не нужны современные высокотехнологичные предприятия. Наоборот, реализацию инициативы надо продолжать и рассматривать в том числе предложения от частного бизнеса. Президент подчеркнул, чтобы к ним относились так же внимательно, как и к остальным, а не водить по кругу. «Обратите на это внимание, – поручил Александр Лукашенко Главе Администрации Президента Дмитрию Крутому. – Вам в Администрации Президента надо жестокую оценку давать подобным вещам. Мало того, что мы где-то недорабатываем, так мы еще и людей по кругу начинаем запускать. Это бездушное, бессердечное отношение к людям, – потребовал Глава государства. – Это надо отбрасывать. Не должно этого быть. Мы создаем почву для недовольства людей».
Как заверил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, председатели райисполкомов после прибытия на свои рабочие места проведут встречи с руководством бизнеса на местах и поинтересуются их планами, ожиданиями от местной власти, чтобы положить их в основу развития экономики района и планов на предстоящий период. По его мнению, сейчас на рынке такая ситуация (низкая безработица и большой спрос на экспорт белорусской продукции), что многие представители частного бизнеса в районах готовы масштабироваться, расширяться и вкладывать дополнительные деньги. «Задача председателя рика и тонкость (его работы в этой должности. – Прим.) – эти планы составить», – сказал он.
Говоря о проблемных моментах, которые отмечают в своей работе некоторые руководители местной вертикали, Дмитрий Крутой рассказал, что отдельные районы, где меньше занятых в экономике, чувствуют себя обделенными при распределении инновационных областных или республиканских ресурсов. Они хотели бы их получить для реализации более крупных для региона, валообразующих проектов. Но здесь, по словам Главы Администрации Президента, встает вопрос наличия в районе достаточных компетенций, трудовых ресурсов и сырьевой базы для будущей эффективной эксплуатации объектов, построенных таким образом.
Александр Лукашенко согласился с тем, что при выделении средств на проекты надо обязательно учитывать комплекс факторов и требовать такого же подхода от руководителей районов. «Каждый руководитель должен защитить свою программу, свои предложения он должен обосновать», – подчеркнул Президент.
В качестве примера он привел предприятие «Беллакт», на котором недавно побывал лично. Там Главе государства озвучили планы по расширению производства, но они были тщательно проработаны с учетом достаточности сырьевой базы и будущих рынков сбыта. Аналогичным образом любой проект должны обосновать и районы, если их руководители хотят получить деньги из бюджета или инновационных фондов. «Хотелок» много, но что будем потом делать с этими «хотелками»? – резонно спросил Президент. – Если вы имеете ресурсную базу, сырье, логистику… Видите там загрузку, люди есть, продадите готовую продукцию – будем помогать».
«Но имейте в виду, что вам тоже надо шевелиться для того, чтобы хоть какую-то копейку вложить свою. А не то, что из Минска, из республиканского бюджета вам что-то принесут», – предупредил Глава государства.
«Действуйте! Не сидите и не ждите, что кто-то придет и что-то сделает. Как только мы увидим, что вы разделись и работаете с утра до вечера, ведете за собой людей и у вас хоть немножко что-то получается, мы будем вам помогать и вас поддерживать, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Какой смысл помогать и поддерживать людей, которые ни черта не делают, а если делают, то у них ничего не получается? Это еще хуже: делают, деньги тратят, а результата нет».
«Поэтому, мужики, еще раз повторяю: действуйте. Сегодня ситуация такая, что нам надо действовать, если даже не получится, люди это оценят. Люди увидят, что ну да, ну не получилось. По разным причинам же, объективно не получается. Они нам простят эти недоработки и ошибки. Но если мы ничего делать не будем, люди нам этого не простят. Поэтому – только вперед!» – заявил Глава государства.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Сегодня, 27 июня 2025 г., в Доме Правительства в г. Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Подписи под международным договором поставили Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь – Наталья Петкевич и государственный министр ОАЭ по вопросам внешней торговли г-н Аль Зейуди.
Переговоры по услужно-инвестиционному Соглашению длились чуть более двух лет в формате «fast-track».
Документ предусматривает создание правового поля для регулирования двусторонней торговли услугами, а также содержит дополнительные механизмы развития инвестиционного сотрудничества. Беларусь и ОАЭ фиксируют условия, на которых компании могут осуществлять деятельность в сфере услуг. Также закрепляются условия пребывания отдельных категорий физических лиц, вовлеченных в торговлю услугами.
Основные преференции, которые белорусская и эмиратская стороны предоставляют друг другу, – предсказуемость и прозрачность условий ведения деятельности.
Стороны принимают обязательства допускать субъектов хозяйствования на рынки услуг в более, чем ста секторах, охватывающих такие сферы, как финансы, строительство, деловые услуги, транспорт и др.
Соглашение учитывает тренды международной договорной практики и основывается на предоставлении гарантий на высоком уровне.
Объединенные Арабские Эмираты дополнили преференциальный пул партнеров, которым предоставляются гарантии недискриминации на белорусском рынке. В настоящее время для Беларуси схожие услужно-инвестиционные договоренности действуют только с ближайшими торговыми партнерами по ЕАЭС и СНГ. В прошлом году также подписано Соглашение по услугам и инвестициям с Китаем.
Соглашение по услугам и инвестициям станет дополнением товарной сделки, заключаемой между Евразийским экономическим союзом и ОАЭ: соответствующее Соглашение о б экономическом партнерстве ЕАЭС и ОАЭ планируется к подписанию сегодня в ходе заседания Высшего Совета.
Таким образом, ОАЭ станет первым государством дальнего зарубежья, с которым Беларусь одновременно создает как зону свободной торговли товарами, так и зону свободной торговли услугами.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь