Благоприятная деловая среда. Андрей Швед на ПМЭФ представил белорусский опыт правового сопровождения экономики
Белорусский опыт правового сопровождения предпринимательства представил Генпрокурор Беларуси Андрей Швед на сессии «Снижение регуляторной и административной нагрузки как условие свободы предпринимательства, привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси уделяется постоянное и очень серьезное внимание вопросам создания благоприятного делового климата, снижению регуляторной и административной нагрузки в целях создания дополнительных точек роста экономики. Упрощены условия регистрации новых субъектов хозяйствования, лицензирования, налогообложения, административных процедур, приняты меры по исключению необоснованного вмешательства в их деятельность», – сказал Андрей Швед.
По его словам, значительные усилия принимаются по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений в сфере экономики. «Можно уверенно сказать, что наша страна, Республика Беларусь, не допустила системной коррупции, в том числе в сфере экономики», – подчеркнул Генпрокурор.
Для создания благоприятных условий для разработок современных технологий, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций созданы территории со специальным правовым режимом – это Парк высоких технологий, а также Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Недавно Президент Беларуси был в Китае. Принято принципиальное решение о том, что все ведущие белорусские предприятия будут в ближайшие годы модернизированы по самому высокому стандарту, отметил Андрей Швед.
Минимизировано контролирующее воздействие госорганов
Генпрокурор напомнил, что в Беларуси минимизировано контролирующее воздействие государственных органов в экономической сфере, их деятельности придан преимущественно упредительный характер. Очередным шагом в обеспечении защиты прав предпринимателей стало принятие буквально неделю назад Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
При подготовке этого документа Генпрокуратура учла все современные подходы в этом вопросе. В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации надзорных и контрольных процессов. Главная цель Указа – помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявленных нарушений и повысить эффективность их деятельности.
В частности, значительное внимание уделяется проведению мониторингов. Если по итогам мониторинга выявлено нарушение, предприятию предлагается самостоятельно их устранить. И ответственность наступает только за невыполнение данного требования, пояснил Андрей Швед.
Вместе с тем оптимизация регулирования не должна привести к отказу государства от реализации своих функций, особенно в сферах обеспечения безопасности населения, защиты прав граждан, интересов общества и государства.
Продолжая тему, генпрокурор отметил, что в Беларуси координация государственной и частной экономической деятельности обеспечивается государством, в первую очередь в социальных целях. Реализуется принцип ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами. В связи с этим перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в сфере экономики стоит задача одновременно обеспечить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности и исполнение ими требований законодательства.
Надзор за реализацией контрсанкционных мер
Ввиду давления недружественных стран в последнее время одним из основных направлений прокурорской работы стал надзор за реализацией контрсанкционных мер. Прокуроры проверяют соблюдение ограничений на выплату дивидендов участникам хозяйственных обществ из недружественных государств, продажу недвижимости и вывоз материальных ценностей за пределы страны. По словам Андрея Шведа, именно мерами прокурорского надзора в этом важном направлении сегодня поставлен прочный заслон.
Кроме того, законодательством Беларуси предусмотрена возможность введения внешнего управления организациями для недопущения прекращения их деятельности и причинения ущерба, в первую очередь трудовым коллективам.
Заслон мошенничеству
«Нами совместно с иными государственными органами осуществляется контроль за ценообразованием для обеспечения экономически обоснованного уровня цен и доступности социально значимых товаров. По инициативе Генеральной прокуратуры нормативно установлены ограничения микрофинансовой деятельности. Прокуроры защитили сотни граждан, получивших займы под кабальные проценты или под залог единственного жилья. Такие сделки признаются недействительными в судебном порядке», – сказал Генпрокурор.
Одной из проблем является восстановление права граждан, пострадавших от преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в первую очередь мошенничества. В настоящее время реализуется принятый правительством Беларуси комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
В частности, начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение, безусловно, способствует оперативному приостановлению движения по счетам, через которые перемещаются похищенные денежные средства. Указанная система уже сегодня позволила значительно снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов и так далее.
«Кроме того, по нашей инициативе в Уголовно-процессуальный кодекс Беларуси внесены изменения, позволяющие налагать арест на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам», – отметил Андрей Швед.
Органами прокуратуры Беларуси проводится значительное количество проверок по обеспечению сохранности госсобственности, устранению фактов бесхозяйственности, других нарушений закона. В необходимых случаях прокуроры немедленно предъявляют иски в интересах предприятия. «Только в прошлом году нами удовлетворено более 1 тыс. обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или фактически каждое второе обращение бизнеса и предпринимательства», – заметил Генпрокурор.
В результате принятых всеми государственными органами мер в Беларуси создана в целом благоприятная деловая среда, позволяющая эффективно и безопасно осуществлять предпринимательскую деятельность, инвестировать средства на выгодных условиях.
По информации
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
Проверок и мониторингов станет меньше. Генпрокурор рассказал подробности нового проекта указа о контрольной деятельности
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам уголовной и административной ответственности внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании гражданскими беспилотными летательными аппаратами воздушного пространства Республики Беларусь.
Проектом закона, в частности, вводится административная ответственность: за управление гражданским воздушным судном, не зарегистрированным в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов, либо управление гражданским воздушным судном лицом, не имеющим права управления им; за нарушение требований по государственному учету и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. Также устанавливается уголовная ответственность за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, изготовление и эксплуатацию гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей в нарушение требований законодательства, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Под гражданскими беспилотными летательными аппаратами понимаются беспилотные летательные аппараты, используемые в гражданской авиации, предназначенные для перевозки грузов и (или) оснащенные цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к таким аппаратам, не относящиеся к продукции военного назначения, контролируемой в рамках системы экспортного контроля.
Под авиамоделями понимаются летательные аппараты без человека на борту, управление полетом которых возможно только при условии визуального контакта с ними, не оснащенные никаким оборудованием, используемые в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к ним, за исключением воздушных игрушечных шаров, воздушных змеев и летающих игрушек без дистанционного управления.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА
Андрей Швед: важно, чтобы законодательство в стране отвечало потребностям людей и защищало каждого гражданина
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили
БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации
БЕЛТА