15.08.2018
Аренда на доверии: Практика передачи площадей в аренду за 0 рублей нуждается в шлифовке
С прошлого года в Минске практикуют новый подход к не востребованным на протяжении долгого времени площадям: их предлагают в аренду представителям бизнеса бесплатно, но в обмен на создание оговоренного числа рабочих мест. Период аренды зависит от срока окупаемости проекта. Схема существует не только на бумаге: по двум десяткам помещений уже вынесены или в самое ближайшее время будут приняты решения о передаче объектов новым арендаторам. Корреспондент встретился с представителями бизнеса и расспросил их о нюансах данного начинания.
Бесплатная аренда помещений подразумевает не только появление новых рабочих мест, но и целевое использование объектов – административное, складское, оказание услуг, торговое, физкультурно-оздоровительное... Простор для бизнес-идей широк, но даже на этом фоне задумка Антона Васильева и его компаньона Вадима Жабурденка выглядит оригинально. В помещении бывшей типографии они собираются открыть... спелеолечебницу. Согласование проекта и подписание бумаг почти завершено, ключи от помещения компаньоны получат в ближайшие дни, после чего настроены приступить к ремонту. По планам спелеолечебница откроется в начале следующего года, четыре рабочих места будут созданы уже через пять месяцев, а срок бесплатной аренды составит изначально запрошенные пять лет: именно за столько времени, по расчетам, окупится проект.
Антон Васильев признается, что именно освобождение от арендной платы позволило смелее взглянуть на уже давно вынашиваемую идею:
– Я сам страдал от бронхиальной астмы и по себе знаю, как помогает больному поездка в соляные пещеры – например, в солигорскую спелеолечебницу. В Минске тоже действуют кабинеты спелеотерапии, однако далеко не все позиционируют свои услуги как медицинские. Мы рассчитываем также на эффект шаговой и транспортной доступности: выбрали место недалеко от метро и детской поликлиники. В первое время будет важно наработать клиентскую базу – ее у нас нет. Есть еще один нюанс: бронхиальная астма нередко носит сезонный характер, и если бы мы начинали проект на коммерческих площадях, то арендная плата в первое время высасывала бы все соки. Безвозмездная же аренда дает возможность для постепенного роста.
Антон и Вадим предварительно посмотрели несколько помещений, их интересовала площадь не менее 100 кв. м, ведь разместить нужно и процедурные кабинеты, и специалистов. Эффект соляной пещеры будет создаваться в комнате, максимально под нее стилизованной, с помощью специального аппарата – галогенератора АГГ-03. Планируется также оказывать услуги массажа, полезного при бронхиальной астме. Есть и другие задумки, но об их внедрении речь зайдет по мере развития бизнеса.
– Заложенные в поданном нами бизнес–плане предложения и 5-летний срок окупаемости не вызвали вопросов в районной администрации, где рассматривали проект, – продолжает Антон Васильев. – На продолжительность безвозмездной аренды повлияли смета ремонта, закупаемое оборудование. Рассмотрение документов заняло около четырех месяцев, но, признаться, когда идея, казавшаяся неосуществимой, обретает очертания, на время не обращаешь внимания. К тому же за этот срок мы как раз успели уладить все вопросы с финансированием.
А вот Сергей Борсток с компаньоном, которые также решили воспользоваться безвозмездной арендой, считают, что механизм реализации задумки можно усовершенствовать. Они хотят открыть в одном помещении магазин строительных товаров и импровизированную мастерскую, скорее даже шоу-рум декоративных материалов. Планируется закупать сырье у отечественных производителей и уже в самом магазине доводить, например, краску или шпаклевку до нужного цвета или вида. Значит, нужно будет разместить машину для колеровки и другое сложное оборудование. При этом шоу-руме откроется четыре новых рабочих места. Сергей Борсток считает, что этап согласования необходимых бумаг и подписания договора слишком затянут, а в вопросах, касающихся бизнес-плана, нет возможности для диалога:
– У нас процесс занял фактически полгода. В какой-то момент даже думали с компаньоном, что зря в это ввязались. Проще было бы уже открыться, пусть и платить при этом коммерческую аренду. Но решили из принципа идти до конца. Когда подготовили смету ремонта помещения – что, кстати, тоже стоит денег – и бизнес-план, передали документы в администрацию района, то замечания получали через представителей ЖРЭО. Хотелось бы прямого диалога, возможно, даже собеседования в администрации, где предприниматель мог бы лично ответить на возникшие вопросы, рассказать, чем он хочет заниматься, обосновать будущий бизнес-план.
Причины для неудовлетворенности у Сергея имеются: вместо запрошенной пятилетней безвозмездной аренды утвердили трехлетнюю. Он высказал еще одно пожелание: чтобы предлагаемые помещения большой площади изначально дробились на несколько более мелких, ведь не всякому бизнесу под силу освоить, допустим, 300 квадратных метров.
Оба бизнесмена не скрывают, что новый вид государственно-частного партнерства интересен. Но сама процедура взаимодействия нуждается в шлифовке. Пока в Минске заключены договоры на безвозмездную аренду помещений суммарной площадью около 1.000 квадратных метров. Находятся свои клиенты даже у «объемных» площадок – например, по улице Калиновского, 55, где на пустовавших более чем 300 «квадратах» откроется культурно-развлекательный центр поддержки ремесленников. В доме по улице Короткевича, 11 в не востребованном ранее помещении открылся барбершоп... Окончательные договоры еще более чем на 500 квадратных метров должны быть подписаны с арендаторами в ближайшее время.
Кстати
В мае Мингорисполком принял решение, которое четко очертило по времени сроки процедур, связанных с получением помещения в безвозмездную аренду. Так, рассмотреть обращение юрлица или предпринимателя, претендующего на такие площади, должны в течение 10 рабочих дней со дня его поступления, а согласовать условия заключения договора – в течение 15 дней.
Антон Костюкевич, «СБ. Беларусь сегодня», 15 августа 2018 г.
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации
БЕЛТА
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Минюст: обращаться за получением аттестата риелтора желающие с любым высшим образованием могут с 16 июня
В Беларуси предоставлено право большему количеству желающих получить аттестат риелтора. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«По предложениям риелторского сообщества в законе нашли свое отражение такие нормы, как отмена требования о наличии у претендента на получение аттестата риелтора высшего профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц. Риелтором может стать любое лицо с высшим образованием. В то же время, поскольку оказание услуг требует соответствующих знаний, сохраняется требование к прохождению претендентом соответствующего обучения», – сказал Николай Старовойтов.
Предусмотрена возможность продолжить оказывать риелторские услуги, перейдя в статус риелтора, для тех агентов, которые длительное время работают в риелторских организациях, но сейчас из-за отсутствия высшего образования не могут претендовать на получение аттестата риелтора.
Увеличены сроки для приобретения агентами статуса риелтора. И в целом во взаимодействии с риелторскими организациями оптимизирована процедура сдачи экзамена. В частности, до одного месяца сокращен срок повторной подачи уведомления о сдаче экзамена для получения свидетельства об аттестации риелтора лицами, не сдавшими экзамен. Ранее такой срок составлял шесть месяцев. Эти изменения предоставляют возможность сдачи экзамена как можно большему кругу лиц и способствуют увеличению количества квалифицированных специалистов в сфере недвижимости.
Кроме того, усовершенствована программа подготовки к сдаче аттестационного экзамена. Исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной работе. При этом программа дополнена актуальными на сегодня вопросами налогообложения, ипотеки и так далее. Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки и сдачи экзамена.
Закон вступает в силу поэтапно. Основные положения, в том числе предусматривающее упразднение института агентов по операциям с недвижимостью, вступают в силу 16 мая 2026 года, т.е. через год. Создание Палаты риелторов станет возможным с 16 апреля 2026 года. А с 16 июня текущего года вступают в силу лишь нормы, предоставляющие агентам возможность перейти в статус риелтора.
«Так, уже со следующей недели заработают нормы, предусматривающие право обращаться за получением аттестата риелтора лицам с любым высшим образованием, а также лицам, имеющим среднее специальное образование и стаж работы агентом не менее трех лет», – пояснил замминистра.
По информации
БЕЛТА