08.08.2018
Образование с видом на экономику. Министр образования рассказал об итогах этой и новациях следующей вступительной кампании
Вузы на этой неделе окончательно определяются со списками первокурсников. Уже известно, что получать высшее образование за счет бюджета будут более 26 тысяч человек. Но далеко не все абитуриенты могут выдохнуть и строить планы на осень: соревнования за места продолжаются среди желающих получить профессию в ссузах и учреждениях профтехобразования. В этом году поступающие порадовали подросшими проходными баллами по некоторым специальностям и даже рекордным количеством сотен по одному из самых сложных предметов – математике. О других промежуточных результатах вступительной кампании в эксклюзивном интервью «СБ» рассказал Министр образования Игорь КАРПЕНКО.
– Игорь Васильевич, оправдали ли себя нововведения этого года, среди которых повышение пороговых баллов по профильным предметам и возможность использовать прошлогодние сертификаты?
– Что касается пороговых баллов, периодически слышу, мол, как можно с баллами 20–25 поступать в высшее учебное заведение? Это не совсем так: мы подняли пороговые значения, ниже которых не выдается сертификат, а без сертификата ты не можешь участвовать в конкурсе. Важный момент еще и в том, что мы сократили в этом году цифры набора на некоторые специальности, чем тоже создали определенную конкурсную ситуацию. Вместе с тем у нас выше набор в средние специальные и профессионально-технические учреждения. А возможность использовать прошлогодние сертификаты не означает, что абитуриент не мог сдавать в этом году тесты, просто у него был шанс использовать лучший сертификат. Посмотрели мы и на содержание тестов, подключили учителей высшей категории, учителей-методистов, чтобы задания соответствовали школьной программе.
– В итоге ЦТ сдали лучше. Выходит, тесты стали проще?
– Нет, просто мы отрегулировали некоторые вопросы. Например, исключили моменты, которые в учебнике упоминались со звездочкой. Плюс мы настраиваем абитуриента, что в высшую школу должен поступать тот, у кого хороший аттестат и показатели по итогам общего среднего образования. И, на мой взгляд, результаты этой вступительной кампании достаточно неплохие, не было каких-то серьезных эксцессов, система прозрачна. Госкомиссия наблюдала за всеми этапами и сделает свои выводы, но и я как ее представитель был в Белорусской государственной академии музыки – на внутренних экзаменах и на зачислении. Не возникало никаких серьезных вопросов, которые могли бы повлиять на прозрачность системы поступления в вузы.
– Результаты ЦТ зависели еще и от варианта, когда, не выполнив лишь одно задание В12, можно было получить как 96, так и 97 баллов. Вы анонсировали изменения в системе оценки централизованного тестирования. В чем они будут заключаться? И исключат ли подобное ранжирование?
– К сожалению, нет идеальных систем. Для некоторых выпускников, их родителей и учителей было непонятно, как с восьмеркой по математике в школе тест пишут на 40 баллов. Поэтому наряду с системой концептуального ранжирования, которая выстраивает рейтинг каждого сдающего тест в отношении остальных абитуриентов, в этом году мы апробировали другую систему оценки, которая более близка к школьной. Каждому тестовому заданию будет поставлен один или несколько баллов при верном выполнении, эта информация будет известна абитуриентам до начала ЦТ, что сделает процедуру еще более открытой и прозрачной. Когда завершится вся вступительная кампания, мы обсудим результаты апробации, и, возможно, уже со следующего года будет применяться именно новая система оценки.
– Появилась возможность корректировать цифры приема в сфере профтехобразования с учетом пожеланий местных властей. Будет ли этот опыт применяться в вузах?
– Не секрет, что у нас есть потребность в определенных рабочих специальностях, и здесь мы корректируем и цифры приема, и сами специальности. Думаю, что в этом году в учреждениях профтехобразования удастся сделать набор на уровне прошлого года, а по некоторым специальностям даже чуть больше. Высшее и среднее специальное образование у нас конкурсное, поэтому там иная ситуация. Уже приняты соответствующие нормативные документы: Минэкономики будет определять потребность экономики в тех или иных кадрах, учитывая изменения и движения, которые там происходят. Мы прорабатываем эти вопросы с дирекцией индустриального парка «Великий камень», с производителем «Джили», с оршанским регионом, с рядом министерств и ведомств отрабатываем потребность в кадрах. К примеру, с Минстройархитектуры осмотрели все ресурсные центры по строительному профилю, а в сентябре выйдем на совместную коллегию, где и посмотрим, что нам нужно скорректировать в плане заказа кадров и в содержании обучения, в том числе где и как должна проходить практика. Министерство труда и соцзащиты будет прогнозировать ситуацию на рынке труда, движение трудовых ресурсов с учетом демографической ситуации. Мы работаем с заказчиками кадров и говорим о том, что именно они должны влиять на содержание подготовки тех или иных специалистов.
– В прошлом году Минобразования совместно с Минэкономики впервые составили список востребованных в экономике специальностей, куда без экзаменов смогли поступать медалисты и отличники. Такая же возможность есть и у тех, кто решил поступать в педуниверситет, куда без экзаменов идут еще и выпускники педклассов. Но в этом году опять появились разговоры о том, что в учителя идут с низкими баллами...
– Это не совсем так. В БГПУ конкурс на «Психологию» составил 11 человек на место. Средний проходной балл по вузу – 251. В прошлом году сюда поступили 77 медалистов, а в этом – 69. Количество выпускников педклассов – 106 и 160 соответственно. Что же касается региональных вузов, то в Барановичском госуниверситете из 15 плановых мест на начальном образовании 5 абитуриентов прошли без вступительных испытаний – это опять-таки медалисты, победители олимпиад и выпускники педклассов. Проходной балл при этом вырос с 218 до 233, а средний конкурс по вузу – 2 человека на место. Вообще, идея педклассов была немного в другом: мы говорим о том, что нам нужен мотивированный на профессию педагог. И сегодня тот, кто идет по собеседованию, проходит определенный курс психолого-педагогической подготовки, ребята приносят целые портфолио, в которых рассказывают о своем опыте работы с детьми на мероприятиях. Кстати, мы посмотрели на успехи выпускников педклассов, которые уже учатся в университете: никто из них не отчислен, неплохо сдают сессии, активно работают в проектах вуза и студотрядах. И сегодня наша задача – не набрать всех подряд, а дать более мотивированным выпускникам возможность поучаствовать в конкурсе. Кроме того, и работать такие ребята будут дольше – у них 5 лет по распределению.
– В этом году высокие конкурсы на сокращенную форму обучения. Свидетельствует ли это, что у нас все более востребованным становится принцип непрерывного образования?
– Тут важно понимать, почему так происходит. Мы проводили оптимизацию, ряд колледжей вошли в структуру вузов, адаптировали учебные планы и программы среднего специального образования к высшему. Поэтому абитуриенты и стремятся, окончив колледж, идти дальше по этому же направлению в университет. А в следующем году мы планируем несколько расширить перечень специальностей среднего специального образования для получения высшего в сокращенной форме. Серьезно работает у нас и система допобразования взрослых. Знания быстро меняются, и на эти изменения нужно оперативно реагировать. Не случайно в Кодекс об образовании мы внесли норму о так называемом примерном учебном плане: хотим уйти от типового, который не очень гибкий. Будет обязательный компонент для каждой специальности, но будет и тот компонент, который вуз определит вместе с заказчиком кадров. Министерство промышленности одним из первых основательно откликнулось на наш призыв по совершенствованию содержания образования: оно активно включилось в подготовку ребят по рабочим профессиям, к конкурсу профмастерства World Skills и другим международным соревнованиям, в том числе с возможностью использовать оборудование, которое применяется на предприятиях и в организациях. В прошлом году мы показали Президенту такой ресурсный центр по автомобилестроению и по автосервису на базе нашего автомеханического колледжа. Подобные центры могут быть многопрофильными, причем не только для профессионально-технического и среднего специального образования, но и для высшего.
– Это относится и к трудовому обучению в старшей школе, которое теперь может проводиться на базе ссузов и вузов?
– Конечно, регионы уже серьезно поработали в плане тех специальностей, которые будут предложены для обучения. Определены источники финансирования. Сейчас мы уточняем вопросы заключения договоров, у нас еще есть время до конца августа, и с 1 сентября такая профессиональная подготовка начнется для старшеклассников. Думаю, если кто-то из этих ребят захочет продолжить обучение в системе профессионально–технического или среднего специального образования, эти часы, которые он освоил в 10–11-х классах, ему будут зачтены при дальнейшем обучении.
– Каких изменений ждать абитуриентам в следующую вступительную кампанию?
– Одно из них мы озвучили у Президента, когда говорили о развитии Академии управления, – психолого-педагогическое тестирование. Есть формат компьютерного тестирования, которое позволяет выявить определенные аспекты предрасположенности к управленческой деятельности. Такие тестирования могут появиться и по другим специальностям. Есть в планах и внутренние экзамены по ряду предметов, где нужно посмотреть конкретные навыки абитуриента. К примеру, иностранный язык: мало сдать тест, нужно еще и посмотреть, насколько абитуриент владеет устной речью. Главное – все грамотно выстроить, чтобы это давало результат. Посмотрим и на вопросы целевой подготовки: сегодня ограничение по численности населенных пунктов не позволяет нам обеспечить кадрами даже некоторые районные центры. Наверное, не нужна жесткая привязка, лучше дать возможность органам местной власти использовать госзаказ на подготовку специалистов. Должен быть и конкурс среди тех, кто идет по целевому направлению, чтобы отобрать лучших. Кстати, новшества не станут неожиданностью: обо всех изменениях, касающихся вступительной кампании, будет сообщено заранее.
Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 8 августа 2018 г.
Упрочить стабильность. МАРТ об изменениях в постановление Правительства № 713 «О системе регулирования цен»
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент
БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации
БЕЛТА
Церемония награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 июня принял участие в церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования.
Глава государства констатировал, что уже сложилась добрая традиция встречаться в конце учебного года с выдающимися выпускниками вузов и педагогами.
«Настоящее и будущее Беларуси во многом зависит от вас – молодежи. И очень важно, чтобы вы были не только хорошими специалистами, но и настоящими патриотами, социально зрелыми и духовно богатыми людьми, которым можно было бы доверить судьбу нашей Беларуси. Мир огромен, а Беларусь у нас одна. Помните о своей Родине. Цените и берегите мирное небо над нашей страной. Это самое дорогое, что мы – старшее поколение – смогли сохранить для вас», – сказал Президент.
Слова благодарности Александр Лукашенко адресовал преподавателям за воспитание молодежи, преданной родной стране, уважающей традиции и оберегающей ценности белорусского народа.
«Труд педагога важен и очень непрост. Вы вложили педагогический талант и огромные душевные силы в каждого ученика. Спасибо вам, уважаемые наставники», – сказал Глава государства.
Всех выпускников Президент поздравил с окончанием учебного года и пожелал, чтобы выбранная дорога вела только к успеху.
«Сегодня для вас особенный день. В нем легкая грусть от прощания с родными стенами альма-матер и очень приятное предвкушение будущих ваших побед. Есть такой афоризм: гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов тяжелой работы – пота», – сказал белорусский лидер.
«Я вам желаю быть трудолюбивыми, и знайте: сейчас наступает ваше золотое время. Не бойтесь трудностей, сложных задач. И, как я всегда говорю, делайте все вовремя, не откладывайте на потом. Потому что потом будут другие проблемы и задачи, которые вам предстоит решать. И, самое главное, не отступайте, если ошиблись. В жизни бывает всякое. Будут и ошибки, будут неудачи. Но, как говорят, только тот не ошибается, кто ничего не делает. Тот, кто много работает, находится в постоянном поиске, несомненно добьется успехов, но неизбежно совершит и ошибки. Однако эти ошибки закаляют и дают силы двигаться дальше. Я желаю, чтобы у вас было так», – напутствовал Александр Лукашенко.
Глава государства, говоря о работе системы образования, рассказал, что некоторые педагоги жалуются в TikTok на необходимость посещать учеников на дому или критически отзываются о других аспектах работы. «Я прочитал то, что писали в «тиктоках», «тиктокались» наши преподаватели, учителя. Один написал, а другие реагируют: «Вот, заставляют к ученикам домой ходить, а там алкаши такие-сякие, как туда зайдешь…», – привел один из примеров Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что подобные посещения необходимы в работе учителей. Ведь для того, чтобы успешно передавать знания, нужно видеть студента, ученика не только на лекциях и уроках, но и знать, какая ситуация у него дома, знать родителей.
Президент коснулся еще одного вопроса, который зачастую упоминается в разговорах о системе образования, – это заполнение учителями всевозможных документов. «По документам решения приняты все. Поэтому не выдумывайте ничего на местах, – подчеркнул Глава государства. – Если вас заставляют делать не то (что предусмотрено по должности. – Прим.) – вот Министр образования, Глава Администрации (Президента. – Прим.) – к нему. Никакой бюрократии быть не должно. Все должно быть по-человечески и нормально».
Каждый на своем рабочем месте и в быту должен выполнять определенный объем обязанностей, трудиться, а не пытаться вместо этого перекладывать ответственность на кого-то другого. Если проводить параллели и говорить про Год благоустройства, про содержание территорий вокруг жилых домов, то здесь так же важно ответственное участие каждого. И Александр Лукашенко такой подход демонстрирует на личном примере, когда высаживает деревья, косит траву, собирает урожай или рубит дрова. «Если кто-то не готов окашивать свой участок и пять метров соседнего, если там старушка… Это не ко мне. Я это не очень понимаю. Я Президент, и мне (если. – Прим.) надо – обкосят, но я с косой хожу и ничего в этом зазорного не вижу».
«Поэтому, когда будете в «тиктоках» чего-то пописывать, вы помните это: везде нужен труд, – подчеркнул Глава государства. – Вы люди трудолюбивые. Во Дворец Независимости два с половиной десятка всего лишь из миллионов попали не просто так, а потому что вы и ваши преподаватели заслужили это».
Александр Лукашенко заметил, что порой, обращаясь к народу в целом и к молодежи в частности, высказывается по актуальным темам довольно жестко. Один из недавних примеров касается картофеля на прилавках. По мнению Президента, многим следовало бы самостоятельно высаживать на приусадебных участках эту культуру, чтобы потом ранней весной не жаловаться на нехватку картофеля в магазинах. «Если я покритиковал вас за то, что вы, имея дачу, две-три борозденки, не высадили картошки и у вас нет картошки в марте месяце, ну извините, – сказал Александр Лукашенко. – Я пользуюсь таким принципом: прежде чем в кого-то камень бросить или покритиковать, перед зеркалом встань и посмотри на себя. Всегда пользуюсь этим принципом. На себя посмотрите. Смотрите в жизни, что вы сделали и что не сделали, что вам предстоит сделать».
Обращаясь к присутствующим в зале представителям молодежи, Президент подчеркнул, что в будущем им предстоит принимать много важных решений и здесь надо все хорошо обдумывать: с одной стороны – не торопиться и действовать взвешенно, с другой – не затягивать, чтобы не отстать.
«Жизнь – штука тяжелая, очень тяжелая. Впереди у вас огромное-огромное будущее. И вы где-то быстро проходите какие-то этапы в жизни, где-то не торопитесь. Надо выждать, осмотреться вокруг, – напутствовал Глава государства. – Мы живем в центре Европы. В этом наше преимущество и огромная беда. Потому что на того, кто в центре, воздействуют со всех сторон. Поэтому надо быть мудрыми. У нас, у белорусов, всего этого добра хватает. Главное, где нужно, – спокойно, не спешить. Но где надо быстро – идите быстро».
В ходе церемонии Александр Лукашенко заявил о планах провести серьезную донастройку в системе образования.
«Мы договорились с Министром, что в ближайшее время мы серьезно еще раз подойдем к некоторым проблемным вопросам образования. Система будет, прямо скажу, серьезно подрегулирована и поднастроена, – сказал Глава государства. – Надо донастроить. Я обещал, что к образованию мы больше возвращаться не будем, потому что эти реформы уже людям надоели. Мы больше не будем касаться человеческих аспектов, людских, а займемся более глубинными вопросами. Для того, чтобы, когда нынешнее поколение управленцев уйдет со сцены, вам, молодежи, немножко было легче. Будем эти авгиевы конюшни расчищать. Мы не останавливаемся на том, что у нас есть сегодня в системе образования».
Александр Лукашенко, в частности, коснулся сроков обучения в вузах. Ранее Глава государства ставил задачу сократить их за счет изучения в меньшем объеме непрофильных для тех или иных специальностей дисциплин.
«Может, один семестр надо изучать дисциплину, а изучают два-три семестра. А потом все это быстро забываем, – сказал белорусский лидер. – Видим вопросы к преподавательскому составу, видим вопросы к руководству вузов. Я полагаю, через месяц вернемся к этим вопросам, серьезно обсудим их».
По словам Президента, сроки обучения хоть и сократили, но заменили это сокращение системой с бакалавриатом. В Беларуси он представляет собой первую ступень высшего образования, которая обеспечивает фундаментальную подготовку по выбранной специальности и длится четыре года. После окончания бакалавриата выпускник получает диплом бакалавра и может либо начинать работать, либо продолжить обучение на второй ступени высшего образования – в магистратуре. Она необходима, например, тем, кто хочет заниматься научной и педагогической деятельностью, для занятия определенных должностей, а также дальнейшего обучения в аспирантуре.
«Увеличили за счет этого часы и так далее. Вот нам этим путем идти не надо. Надо учиться столько, сколько надо. Если положено в вузе три с половиной или четыре года, значит, четыре. Но не шесть», – подчеркнул Глава государства.
«А то мы переживаем, что у нас ученых нет, а создаем некие барьеры. А потом еще и аспирантура для того, чтобы стать не великим, а обычным ученым», – сказал Александр Лукашенко.
Президент при этом напомнил, что в свое время категорически запретил «бегать по какому-то Болонскому процессу».
В качестве примера в отношении продолжительного срока обучения Александр Лукашенко привел Академию искусств, где по некоторым специальностям он составляет шесть лет. «Туда приходят талантливые люди. Надо талант поддержать и развить. Шесть лет. Больше, чем некоторые дисциплины в медицинских университетах. Это что, нормально? И что мы получили? Змагарами стали в 2020 году, впереди колонн шли», – заявил Глава государства.
После вручения благодарностей Президента Александр Лукашенко вновь обратился к выпускникам и преподавателям: «Еще раз благодарю вас за все то, что вы сделали на этом этапе своей жизни. Наших преподавателей – за то, что они вырастили такое поколение».
«Я, когда смотрю на наших отличившихся девушек и юношей, думаю: все бы такие были, у нас бы никогда не было проблем. И мы были бы богатыми. Потому что страна богата тогда, когда есть мозговитые, трудолюбивые люди, а не только то, что Господь в землю положил. Поэтому у нас есть вы – есть будущее страны», – подчеркнул белорусский лидер.
Образование в Беларуси – это не просто передача знаний, а важнейший инструмент воспитания и социализации
Закон есть закон: с 1 сентября родители обязаны обеспечить детям, проживающим в Беларуси, получение общего среднего образования в наших школах. То есть норма кодекса полностью исключает дистанционное обучение за рубежом. Если ребенок физически находится в Беларуси – даже если гражданство у него, скажем, российское – обучаться онлайн он не может.
Напомним: так называемый всеобуч в стране реализуется на протяжении многих лет, а онлайн или дистанционное обучение на уровне общего среднего образования у нас и вовсе в стране не предусмотрено. Поэтому новации кодекса – это всего лишь формализация тех решений, которые были приняты ранее. Речь о том, что с 1 сентября 2022 г. общее среднее образование стало в Беларуси обязательным. Министр образования Андрей Иванец в комментарии журналистам также подчеркнул, что в учреждениях образования помимо знаний передаются и ценности – уважение к истории и культуре своей страны, гордость за достижения своего народа, ответственность за будущее:
– В наших школах есть история Беларуси, география Беларуси, белорусский язык, белорусская литература. Всех этих предметов, абсолютно очевидно, нет как в очных, так и в онлайн-школах, которые находятся за пределами нашего государства.
При этом еще раз акцентируем: если ребенок зарегистрирован в Беларуси, но выехал на временное проживание в другое государство, обязанность получения общего среднего образования в школах, гимназиях, лицеях страны на него не распространяется. Родителям будущих первоклассников, зарегистрированных в Беларуси, но проживающих за ее пределами, также не требуется представлять в школу подтверждающие документы.
Кстати, очная форма обучения является приоритетной в Китае, большинстве стран Западной Европы, поскольку позволяет учителю лучше узнать способности и интересы детей, помочь раскрыть потенциал, считает директор минской гимназии № 25 Татьяна Яновская:
– Отказ от дистанционного образования в школах Беларуси не означает отмену индивидуальных форм обучения. Например, обучение по индивидуальной программе ориентировано на одаренных детей, ребят с особыми образовательными потребностями. Обучение же на дому предоставляется учащимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Но при этом обязательно медицинское заключение. Для ребят организуют занятия с учителями на дому, консультации.
Здесь хочется добавить пару слов от себя, как мамы двоих детей. Школа – это не только про считать и писать. Это и другие важные жизненные уроки: отстоять свою позицию в споре, дернуть понравившуюся девочку за косичку, пережить первые победы и поражения, станцевать вальс... Каждый из нас, согласитесь, испытывал эти ни с чем не сравнимые чувства. А еще школа – это про патриотизм и любовь к Родине. Особенно это проявляется на линейке и других торжественных мероприятиях, когда все ребята от мала до велика с гордостью слушают наш гимн, повторяя его важные слова, а на фоне голубого неба развевается наш флаг. Давайте об этом тоже будем помнить.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 20 июня 2025 г.
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия
Правительством взято на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, соответствующее постановление № 341 подписал Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Правительства.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Производители, у которых была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С 20 июня 2025 г. в целях недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством будет взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия.
В сообщении отмечается, что дальнейшее повышение цен на данные товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2025 г. № 341).
При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы. Обосновать указанной Комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
По информации
БЕЛТА
Председатель Госстандарта Елена Моргунова – о роли стандартизации в ЕАЭС
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 19 июня 2025 г.