03.08.2018
Настроились на лучшее: Как нововведения Декрета № 7 упростили работу в строительной отрасли
Действие одного из самых «революционных» документов последних лет – Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» – уже существенно подстегнуло бизнес, а также ремесленников и тех, кто может вести свое дело без регистрации ИП. Серьезные изменения произошли и в целых отраслях.
Например, документ существенно либерализировал строительную сферу. Нововведения бизнес оценил очень положительно. О самых важных новациях, которые помогут улучшить позиции страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business и еще повысят инвестиционную привлекательность белорусского строительного рынка, «Рэспубліцы» рассказали в Министерстве архитектуры и строительства.
Новый термин
Начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Минстрой-архитектуры Артем Юшкевич обращает внимание на важную деталь: при разработке норм документа ведомство тесно взаимодействовало с бизнесом, поэтому результат – это итог общей работы:
– Мы детально обсудили, что волнует бизнес в сфере строительства, что мешает эффективно работать и развиваться. Предприниматели пришли со своими предложениями, мы, как регулятор, озвучили свое видение, в результате получился компромисс, который всех устроил.
Одной из самых важных новаций для стройотрасли стало появление нового термина – «техническая модернизация». Чтобы проще разобраться в этом понятии, Артем Юшкевич приводит такой пример: вводится в эксплуатацию новый торговый центр. Перед собственником стоит задача привлечь арендаторов, которым в дальнейшем под себя нужно продолжать строительные работы. Этот момент и был большой проблемой, поскольку такие работы считались модернизацией и требовали большого количества дополнительных разрешительных бумаг и согласований. Зачастую совершенно лишних и ненужных. Новый термин позволяет проводить ряд работ без разрешительной документации исполкомов, на основании проектной документации, состав и содержание которой заказчики и проектировщики определяют самостоятельно. Упрощение в части отсутствия необходимости получения разрешительной документации действует и в отношении строительных работ при капремонте.
Меньше экспертиз и замена принципов
Важным шагом навстречу бизнесу стала оптимизация государственных экспертиз. Напомним, сейчас субъекты хозяйствования в отношении отдельных видов объектов проходят и государственную экспертизу проектной документации, и экологическую, и санитарно- гигиеническую экспертизы. При этом декрет отменяет ряд случаев, при которых необходима экологическая и санитарная экспертиза. Кроме того, сейчас Правительство рассматривает вопрос по оптимизации трех упомянутых процедур:
– Один из пунктов документа содержит порученческую норму, касающуюся дальнейшей оптимизации объектов и правил, вплоть до объединения экспертиз. Этот вопрос сейчас широко прорабатывается. Предложено сами экспертизы сохранить как самостоятельные органы, но при этом пересмотреть их компетенции – четко их разделить для того, чтобы исключить излишнее дублирование при прохождении процедур.
Существенным нововведением для отрасли стала замена разрешительного принципа начала строительно-монтажных работ (СМР) на уведомительный. Ранее до начала строительства необходимо было получить разрешение Госстройнадзора. Декрет позволяет при наличии положительной экспертизы по проектной документации направить уведомление в этот госорган и приступить к СМР.
Работа под ключ и снос объектов
Артем Юшкевич называет еще несколько принципиально важных нововведений декрета для отрасли. Они касаются строительства объектов под ключ и оказания комплекса инженерных услуг. В первом случае генподрядчику можно получать разрешительные документы исполкомов, раньше это делать могли только заказчики.
– Были прецеденты, когда физлица, являясь собственниками земельных участков, недвижимого имущества, не могли получить разрешительную документацию на возведение, реконструкцию объектов. Для этого они должны были регистрировать ИП или юрлицо, что очень усложняло работу. Декрет № 7 устраняет этот барьер. Теперь человек может нанять инженерную организацию или генподрядчика, которые и получат всю необходимую документацию.
Отдельно Артем Юшкевич останавливается на вопросе сноса неиспользуемых объектов. Чтобы снести, условно говоря, старое здание в сельской местности, необходимо было затратить немало времени и подготовить ряд «лишних» бумаг, расходовав на это зачастую бюджетные средства. Местные органы власти сами обращались в министерство и предлагали упростить эту работу. Сейчас решение о сносе могут принимать исполкомы и органы базового территориального уровня, при этом же сами определяют, какой состав проектной документации нужен, а также согласовывают мероприятия по обращению с отходами.
Это лишь часть норм декрета, которые упростили работу в строительной отрасли. В Минстройархитектуры уже оценили положительный эффект от документа и получают хорошие отзывы от игроков строительного рынка.
– Результатом наших совместных усилий стало совершенствование порядка производства некоторых работ, направленных на то, чтобы люди могли максимально оперативно принимать решения в своем бизнесе, перестраивать его. Сегодня, чтобы выпускать востребованную продукцию, необходимо вовремя меняться. Нормы декрета позволяют это делать, помимо этого, они устраняют административные барьеры. Мы нередко слышали замечания о том, что строительная деятельность сложная и многоступенчатая, что на получение одного разрешения уходили месяцы. Сейчас эти вопросы отчасти решены.
Эксперты полагают: новации придадут импульс строительному бизнесу, активизируют инвесторов, а также повысят позиции Беларуси в страновом рейтинге Всемирного банка Doing Business.
Полина Конога, «Рэспублiка», 3 августа 2018 г.
В Беларуси новые условия господдержки при строительстве и покупке жилья. Изучили новации
С 1 июня вступили в силу подписанные 6 марта главой государства указы №94 и №95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Изменились ли формы господдержки? Какие категории граждан могут претендовать на помощь государства? Как работает обновленный государственный заказ на возведение жилых квадратных метров и кто может рассчитывать на их получение? Вникнуть в законодательные нюансы помогла заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.

«После 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов не прекращается – корректируется порядок финансирования»
Главная цель Указа №95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» заключается в создании общего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Как было подчеркнуто представителем Минстройархитектуры, документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые руководствуются им для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Так, указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства на возмещение задолженности по льготным кредитам. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций указа №95 – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, возведенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обратила внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
«Подчеркну, что после 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов ни в коем случае не прекращается. Жилые дома таким способом будут строиться на тех же условиях, но финансировать такое строительство граждане смогут за счет собственных средств либо привлеченных кредитов, которые банки предоставляют на своих условиях, – прокомментировала представитель профильного ведомства. – При этом многоквартирные жилые дома, строительство которых этими способами началось до вступления в силу изменений, то есть до 1 июня 2025 года, будут достраиваться в прежнем порядке, без каких-либо корректировок».
Имеющих право на жилье, построенное по госзаказу, стало больше
В то же время указом №94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года №215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации–заказчику под 2% годовых. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли–продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Вместе с тем было отмечено, что по Указу №94 увеличивается на один месяц максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит по госзаказу заказчику. Новшество введено в связи с тем, как пояснила Инна Пинковская, что из–за прежнего срока, равного четырем месяцам, возникали трудности с продажей жилья очередникам и переоформлением задолженности по льготному кредиту. Это обстоятельство в свою очередь вызвано тем, что в стране действуют довольно длительные сроки по принятию решения о досрочном использовании средств семейного капитала на приобретение жилых помещений, построенных по госзаказу, и последующего перечисления средств по принятому решению отделениями Беларусбанка. Чтобы достигнуть оптимального срока, и было решено увеличить срок предоставления льготного кредита заказчику.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – отметила сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как прежде – только имеющим право на господдержку. Эта категория граждан сможет приобрести такое жилье в случае, если очередники, которые таким правом наделены, отказались от приобретения. В первую очередь такая норма затронет, вероятно, молодые семьи с одним ребенком или без детей, состоящие на учете нуждающихся, но без права на получение господдержки.
Таким образом, данным нормативным актом расширен круг имеющих право на приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу. Такое право с 1 июня, в частности, получили государственные организации и хозяйственные общества, которые в последующем приобретенные или построенные по госзаказу жилые помещения будут передавать своим работникам на условиях договора найма арендного жилья либо договора найма частного жилищного фонда. «Введенные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы привлечь на предприятия квалифицированные кадры и закрепить их на месте работы. Я бы сказала, что это еще и возможность для молодежи получить жилье», – добавила замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
Все перечисленные изменения в порядке строительства и кредитования жилья заработали с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, ведется на прежних условиях.
По данным Министерства архитектуры и строительства, в 2025 году планируется направить на улучшение жилищных условий 6480 многодетных семей, ввести в эксплуатацию 4970 квартир. А за прошлый год жилищные условия в Беларуси улучшили 20 712 семей, из них 7765 многодетных и 5635 молодых семей.
В первом квартале этого года динамика жилищного строительства в стране, как уточнили в профильном ведомстве, сложилась положительная с темпом роста 118 % к уровню предыдущего года. В январе – марте введено в эксплуатацию 929,2 тыс. кв.м общей площади жилья, высокий темп по строительству отмечается в Брестской (23,9% к годовому заданию) и Минской (23,1 %) областях. Ввод в эксплуатацию жилья, строящегося с государственной поддержкой, составил 177,1 тыс. кв.м, или 23,9 % от годового задания. Что касается арендного жилья, то по итогам первого квартала введено в эксплуатацию 49,4 тыс. кв.м такого жилья, или 11,2 % от годового задания, из них для военнослужащих – 23,6 тыс. кв.м, или 11,9 % от задания.
По информации
БЕЛТА
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры установило статиндексы стоимости строительно-монтажных работ за май
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает
БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Индекс делового оптимизма в Беларуси повысился
В Беларуси повысился индекс делового оптимизма. Об этом журналистам рассказал председатель Высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток по итогам ежегодного измерения индекса делового оптимизма на ХХII Ассамблее деловых кругов, передает корреспондент
БЕЛТА.
В рамках ассамблеи были продемонстрированы измерения 20-го индекса делового оптимизма о состоянии делового климата в Беларуси. «Индекс делового оптимизма показывает результат умеренного скептицизма, доминирования стратегии плюса. Значение индекса делового оптимизма выросло в плюсовой категории на 0,03 %. Мы видим рост регистрации субъектов хозяйствования, долгосрочные перспективы сотрудничества и продления контрактов. Кроме того, мы видим рекордный рост ВВП малого и среднего бизнеса в 27,4 %. Все это – наша слаженная работа с государством. Мы видим, что это откровенный, честный, конкретный и конструктивный диалог бизнеса и власти», – отметил Андрей Копыток.
Также союз делает упор на усиление регионализации. В рамках ассамблеи в этой части подведут итоги конкурса «Лучший город (район) и область для бизнеса». «Мы выявляем там проблемные вопросы, улучшаем бизнес-среду, бизнес-поле», – подчеркнул он.
Сегодня в регионах бизнес развивает и производственный сектор, и торговлю. «В регионах в основном упор идет на инновационную продукцию. Мы заключили устную договоренность со «Сколково», и те компании, которые к нам будут приходить в союзы и ассоциации, мы будем адаптировать, чтобы предприятия создавались совместно в регионах по программе социально-экономического развития и проекта «Один район – один проект», – рассказал председатель.
ХХII Ассамблея деловых кругов проходит в Минске 5 июня. В ассамблее принимают участие около 150 представителей бизнеса Беларуси, а также руководители высшего звена власти, парламентарии, представители министерств и ведомств, руководители региональных и отраслевых союзов (ассоциаций), представители банков, предпринимательских структур Беларуси и России, а также ученые, научные учреждения, послы, зарубежные гости, представители СМИ.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменили условия господдержки при строительстве и кредитовании жилья
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает
БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации
БЕЛТА