01.08.2018
Совет по развитию предпринимательства направил в Минэкономики предложения, касающиеся сектора МСП
В рамках проводимой работы по совершенствованию организационно-функционального и нормативного обеспечения системы поддержки малого и среднего предпринимательства Советом подготовлены и направлены в Министерство экономики следующие предложения.
1. По вопросу изменения критериев отнесения субъектов хозяйствования к МСП.
В мировой практике для отнесения субъектов хозяйствования к категории МСП используется, как правило, два критерия – численность занятых и объем годового оборота. При этом конкретные значения критериев определяются возможностями экономики страны, т.е. какая доля бюджетных ресурсов может быть направлена на реализацию тех или иных форм и программ поддержки субъектов данного сектора.
Так, в США компания, работающая в сфере промышленного производства, считается малой, если в ней занято менее 500 сотрудников, а в сфере оптовой торговли – не более 100 человек. В розничной торговле средний объем продаж субъекта малого бизнеса в течение трех лет
не должен превышать 30 млн. долл. в год, в сфере обслуживания – 4 млн. долл. в год. Предприятия с годовым доходом до 1 млн. долл. относятся к категории «микропредприятий».
В Европейском союзе к категории микропредприятий отнесены предприятия с численностью занятых до 10 человек и объемом годового оборота до двух миллионов евро. Малые предприятия имеют от 10 до 49 человек занятых и предел объема оборота и баланса – 10 млн. евро. Для средних предприятий установлен предел численности от 50 до 249 человек занятых, при ежегодном обороте, не превышающем 50 млн. евро и с балансом предприятия до 43 млн. евро.
Таким образом, чтобы сформировать уровень критериев отнесения субъектов хозяйствования к МСП в Республике Беларусь следует, прежде всего, определить, какие средства государство может направить на цели поддержки данного сектора либо какие объемы бюджетных поступлений в виде налогов, арендной платы и т.д. готово недополучить, предоставляя определенные преференции субъектам данного сектора.
2. По вопросу реформирования инфраструктуры поддержки МСП
Для определения направлений реформирования инфраструктуры поддержки МСП необходим детальный анализ достижений и проблем ее функционирования.
Практика взаимодействия Совета с субъектами действующей сети ЦПП и ИМП позволяет сделать вывод, что для обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышения эффективности деятельности ее субъектов требуются меры в области:
- совершенствования финансового обеспечения (финансовая поддержка и средств государственных программ, обеспечение государственными заказами на выполнение работ или услуг; упрощение процедуры привлечения средств международных проектов и программ);
- улучшения имущественного обеспечения (существенное снижение ставок арендной платы, внедрение практики передачи в долгосрочное безвозмездное пользование помещений и оборудования);
- дальнейшего развития информационного и методического обеспечения (подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов за счет средств госпрограмм, расширение информационного обеспечения, обеспечение методической литературой);
- совершенствования правовых условий деятельности в целях расширения спектра оказываемых услуг;
- усиления возможности влияния на формирование и реализацию государственной политики в области развития предпринимательства.
3. По созданию системы мониторинга сектора МСП.
Система мониторинга сектора МСП должна обеспечивать реализацию следующих задач:
- постоянное наблюдение за условиями, состоянием и результативностью развития субъектов;
- контроль за соблюдением органами управления принятых решений по вопросам развития малого бизнеса;
- выявление и оценка неблагоприятных тенденций в состоянии и условиях развития и поддержки малого предпринимательства;
- сопоставление результатов полученных наблюдений во времени, по территориям и отраслям, а также с международными результатами аналогичных исследований;
- построение прогнозов развития бизнеса и подготовка предложений по принятию соответствующих управленческих решений по корректировке режима регулирования развития и поддержки предпринимательства.
Оптимальным вариантом организации мониторинга МСП является создание специализированной электронной базы данных.
Ее цель − обобщение существующей информации о субъектах МСП, поступающих из различных источников, в виде единой интегрированной базы данных (хранилища).
К основным функциям базы данных (БД) относятся:
- хранение информации на электронных носителях;
- хранение информации в удобном для пользователя виде, т.е. обеспечение оптимального использования памяти и времени доступа;
- обеспечение возможности сохранения результатов различных операций, проведенных с данными базы (группировки, выборки, вычислительные операции);
- обеспечение возможности внесения корректировок в базу данных;
- обеспечение возможного регулярного обновления, дополнения исходной базы данных;
- выполнение операций по поиску запрашиваемых данных.
Структура БД должна включать несколько укрупненных разделов, обладающих, в свою очередь, разветвленной структурой:
- метаданные, которые охватывают обобщенную характеристику категориального аппарата МСП; концепцию и систему показателей мониторинга состояния данного сектора;
- описание действующей практики статистического учета, методологические положения по проведению выборочных обследований МСП;
- законодательная и нормативная база объединяет нормативные правовые акты, связанные с идентификацией и регулированием МСП;зарубежный опыт включает имеющиеся данные о законодательной базе, практике учета и проведения обследований МСП в России, Украине, других странах постсоветского пространства, странах ЦВЕ и странах с развитой рыночной экономикой;
- аналитические материалы объединяют обзорные публикации различных авторов о состоянии малого бизнеса в Республике Беларусь и других странах, о проблемах развития отечественного малого и среднего предпринимательства;
- статистические показатели экономической деятельности МСП в Республике Беларусь;
- показатели условий предпринимательской деятельности характеризуют условия создания бизнеса, лицензирования, сертификации продукции, налогообложение, государственный контроль.
По сообщению официального сайта Совета по развитию предпринимательства
Подписан Указ о деятельности в сфере игорного бизнеса
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса».
Документ направлен на упорядочение ведения игорного бизнеса, усиление контроля за осуществлением данной деятельности. Принятым Указом, в частности, ужесточен механизм идентификации участников азартных игр. Их регистрация в виртуальных игорных заведениях будет проходить либо при личном посещении реального игорного заведения, или посредством видеосеанса в сети Интернет.
Указом увеличен срок хранения записей камер видеонаблюдения в игорных заведениях с 30 до 60 суток со дня их фиксации. Предоставлена возможность эксплуатировать игровые автоматы, используемые более 10 лет, при подтверждении соответствия их технических характеристик моделям, включенным в государственный реестр моделей, допущенных к использованию в Беларуси (до этого такие автоматы подлежали замене).
Устанавливается запрет для игроков иметь более одного игрового аккаунта, а также принимать участие в азартной игре по указанию третьих лиц. Организаторам игр запрещено предоставлять электронные карты, деньги и другие средства расчета при отсутствии у посетителей необходимой суммы. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации теперь не в праве осуществлять перевод денежных средств физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр.
Также в Указе закреплены меры по пресечению преступных схем в сфере игорного бизнеса. Так, использовать криптовалюту для приема ставок и выплаты выигрыша можно будет исключительно через резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или по обмену криптовалют. Кроме того, документом определен механизм идентификации принадлежности денежных средств физическим лицам для их допуска к участию в азартных играх.
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования. Какие новации ожидаются
В Палате представителей идет работа над проектом Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта корреспонденту
БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Виктор Николайкин.
«Проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая. Он направлен на комплексное регулирование процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – рассказал Виктор Николайкин.
Постоянная комиссия по экономической политике Палаты представителей определена головной комиссией по подготовке законопроекта в Палате представителей. При его подготовке учтена практика применения действующих нормативных правовых актов в этой сфере, включая Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Документ предусматривает также ряд новаций. «Устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. В отдельных случаях для создания юридического лица потребуется только заявление о государственной регистрации», – отметил депутат.
Исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. «В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – уточнил Виктор Николайкин.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. «Это не только документы и сведения, представляемые заявителями для государственной регистрации и ликвидации, государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученные посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами», – пояснил парламентарий.
Кроме того, законопроектом предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА
Индекс делового оптимизма в Беларуси повысился
В Беларуси повысился индекс делового оптимизма. Об этом журналистам рассказал председатель Высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток по итогам ежегодного измерения индекса делового оптимизма на ХХII Ассамблее деловых кругов, передает корреспондент
БЕЛТА.
В рамках ассамблеи были продемонстрированы измерения 20-го индекса делового оптимизма о состоянии делового климата в Беларуси. «Индекс делового оптимизма показывает результат умеренного скептицизма, доминирования стратегии плюса. Значение индекса делового оптимизма выросло в плюсовой категории на 0,03 %. Мы видим рост регистрации субъектов хозяйствования, долгосрочные перспективы сотрудничества и продления контрактов. Кроме того, мы видим рекордный рост ВВП малого и среднего бизнеса в 27,4 %. Все это – наша слаженная работа с государством. Мы видим, что это откровенный, честный, конкретный и конструктивный диалог бизнеса и власти», – отметил Андрей Копыток.
Также союз делает упор на усиление регионализации. В рамках ассамблеи в этой части подведут итоги конкурса «Лучший город (район) и область для бизнеса». «Мы выявляем там проблемные вопросы, улучшаем бизнес-среду, бизнес-поле», – подчеркнул он.
Сегодня в регионах бизнес развивает и производственный сектор, и торговлю. «В регионах в основном упор идет на инновационную продукцию. Мы заключили устную договоренность со «Сколково», и те компании, которые к нам будут приходить в союзы и ассоциации, мы будем адаптировать, чтобы предприятия создавались совместно в регионах по программе социально-экономического развития и проекта «Один район – один проект», – рассказал председатель.
ХХII Ассамблея деловых кругов проходит в Минске 5 июня. В ассамблее принимают участие около 150 представителей бизнеса Беларуси, а также руководители высшего звена власти, парламентарии, представители министерств и ведомств, руководители региональных и отраслевых союзов (ассоциаций), представители банков, предпринимательских структур Беларуси и России, а также ученые, научные учреждения, послы, зарубежные гости, представители СМИ.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко рассказал о новациях законопроекта о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
Министр юстиции Евгений Коваленко рассказал журналистам о новациях законопроекта «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Законопроект подготовлен в соответствии с ранее утвержденным главой государства планом подготовки законодательных актов. Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование отношений в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их последующей перерегистрации и прекращения ими деятельности, – рассказал Евгений Коваленко. – Документ содержит все те наработки, которые в настоящее время содержатся в Декрете Главы государства, действующем на протяжении почти двух десятков лет, и направлен на дальнейшее развитие правового регулирования. Предусматривается более активное внедрение информационных технологий, электронного взаимодействия между государственными органами. Также предполагается сокращение ряда процедур, сокращение сроков рассмотрения подаваемых субъектами хозяйственных документов, сокращение количества бумаг, которые подаются самими субъектами хозяйствования и в последующем предполагается к получению».
К примеру, исключается выдача свидетельства о госрегистрации юридического лица. Юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документ также регламентирует порядок госрегистрации юридического лица на основании типового устава.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Речь о документах и сведениях, не только представляемых заявителями для государственной регистрации и ликвидации государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученных посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Сокращаются с 5 до 3 дней сроки постановки на учет субъекта хозяйствования. «Предусмотрено формирование электронного регистрационного дела, в котором будут содержаться все необходимые сведения, отражающие жизненный путь субъекта хозяйствования», – подчеркнул Евгений Коваленко.
«Также одной из прогрессивных новаций законопроекта является включение в качестве обязательного реквизита обязательного сведения о субъекте хозяйствования – его электронной почты. Так, например, сейчас для направления официальных документов используется указанный субъектом хозяйствования почтовый адрес, адрес регистрации юридического лица. Мы же вводим в правовое поле адрес электронной почты, на который также будут направляться необходимые уведомления, и это будет обязательный реквизит, необходимый для каждого субъекта предпринимательской деятельности», – отметил Министр.
Законопроектом предусматриваются также снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА
Минфин: бесшовный переход в юрлица позволяет белорусскому бизнесу увеличивать масштабы
Бесшовный переход в юридические лица позволяет белорусскому бизнесу увеличивать масштабы, заявил журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов на полях второго республиканского форума женщин-предпринимателей «Энергия и созидание», передает корреспондент
БЕЛТА.
На протяжении двух дней, 29–30 мая, женщины-предприниматели со всей Беларуси обсуждают насущные вопросы, делятся опытом. Сегодня у них состоялась встреча с министрами. «Вопросы поднимались разнообразные: от условий торговли до налогообложения. Жизнь не стоит на месте, вносятся определенные коррективы в налогообложение. И обратную связь, как по факту это влияет на людей, важно слышать. Естественно, есть и другие инструменты работы: рассмотрение обращений, некие письма. Но понятно, что в этих всех документах порой нельзя отразить всех нюансов, которые можно в дискуссии уточнить сразу на месте. Поэтому обратная связь достаточно важна», – рассказал Юрий Селиверстов.
Министр отметил, что для сферы малого бизнеса в Беларуси в последнее время принят ряд различных мер, которые эффективно сказались на его развитии. «Cегодня мы концентрируемся на том, что это предпринимательство в широком смысле слова трансформируется в такой уже более укрупненный бизнес, создание юрлиц. И те режимы для налогообложения, которые применяются для таких юрлиц, бесшовный переход, так называемый, из индивидуального предпринимателя в юридическое лицо – принято много документов, чтобы упростить это, – отметил Министр. – Бизнес, в том числе женский, выходит на большие масштабы, становится более крупным значимым юрлицом. Бизнес трансформируется, виды экономической деятельности приобретают некое новое лицо. Стараемся под это подстраиваться, чтобы, с одной стороны, не упустить тот доход, который должен бизнес вносить в государственную казну, но и с другой стороны, чтобы не было препятствий для ведения этого бизнеса».
По информации
БЕЛТА