Белорусская парламентская делегация приняла участие в работе пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ
Белорусская парламентская делегация во главе с Председателем Палаты представителей Андрейченко В.П. 13 апреля 2018 года приняла участие в работе сорок седьмого пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в г. Санкт-Петербурге.
Основная тема заседания – «Межкультурный диалог стран Содружества: состояние, перспективы и правовое обеспечение» – посвящена Году культуры в Содружестве Независимых Государств.
В рамках мероприятия заместитель председателя Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А. представил проекты модельных законов «Об экспертизе и экспертной деятельности», «О дошкольном образовании», а также проект рекомендаций «Об аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации».
Председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Цуприк Л.А. доложил парламентариям стран Содружества о проектах модельных законов «О государственной гражданской и муниципальной службе» и «О документах стратегического прогнозирования и планирования».
Кроме того, на сорок седьмом пленарном заседании МПА СНГ был рассмотрен проект модельного Кодекса о культуре для государств – участников СНГ, основой для разработки которого послужил Кодекс Республики Беларусь о культуре.
В состав парламентской делегации Республики Беларусь вошли депутаты Палаты представителей Базанов В.А., Богданович А.В., Корж И.А., Марзалюк И.А. и Цуприк Л.А.
По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам проходит в Лиде. Темой для обсуждения стали актуальные вопросы практики применения законодательства Республики Беларусь в сфере развития внешнеэкономической деятельности, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Леонида Щеглова, БЕЛТА)
В мероприятии принимают участие парламентарии, представители областных и районных советов депутатов, Гродненского облисполкома, Лидского райисполкома, руководители предприятий и организаций Гродненского региона.
Как отметил председатель Постоянной комиссии по международным делам Сергей Рачков, Лида и Лидский район известны в первую очередь своими предприятиями. «Этот регион взаимодействует с более 80 странами, поставляет свою продукцию. Заседание посвящено изучению практики применения законодательства, способствующего развитию внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Поэтому мы сегодня и проводим выездное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам именно в Лиде и в Лидском районе. Мы рассчитываем на то, что изучим практику применения законов по этой проблематике. Действительно, здесь многие предприятия экспортоориентированы. Очень важно понять, насколько то, что мы, депутаты Палаты представителей, поддерживаем в ходе своих заседаний, принимая законодательство, работает. Какие есть сложности, проблемы, что необходимо еще дорабатывать в нашем законодательстве, – сказал Сергей Рачков. – Ведь сегодня очень непростая мировая обстановка. И в общении с нашими зарубежными коллегами мы видим, насколько растет конкуренция прежде всего во внешнеэкономической деятельности. И мы должны не просто идти в ногу со временем, но и опережать, чтобы наша продукция была и конкурентоспособной, и продавалась на внешних рынках. На примере Лиды мы можем посмотреть, что у нас получается и какие еще задачи предстоит решать».
Участники заседания посетили СООО «Бел-Пласт Интернешнл». Как рассказал его руководитель Анатолий Великин, предприятие работает с 1999 года и является белорусским лидером по серийному производству широкого спектра пластмассовой упаковки и укупорочных средств. В ассортименте предприятия более 300 наименований бутылок, банок, канистр, крышек для бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции, пищевых продуктов и лекарственных средств. Продукция предприятия реализуется на рынках Беларуси (и процент потребления внутри страны, по словам руководителя предприятия, растет), России (в 26 регионах), Казахстана, Узбекистана.
По словам Анатолия Великина, за годы существования белорусско-польское предприятие достигло значительных результатов. СООО «Бел-Пласт Интернешнл» является неоднократными победителями премии СНГ за достижения в области качества, шесть раз – лауреаты премии правительства Республики Беларусь.
По информации БЕЛТА
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации БЕЛТА
Сегодня, 11 июня, вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Существенной новацией закона является закрепляемое общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним). Устанавливается срок для исполнения такой обязанности не более шести месяцев с момента наступления обстоятельства, с которыми законодательство связывает наличие оснований для госрегистрации (при этом иными законодательными актами могут устанавливаться специальные, более длительные или сокращенные сроки).
В проекте особо оговаривается, что государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним на основании «старых документов», то есть выданных до вступления в силу соответствующего положения закона, осуществляется до 1 января 2031 г.
Вводится экстерриториальность государственной регистрации (то есть за госрегистрацией недвижимости заявитель сможет обратиться в любую организацию по госрегистрации независимо от места нахождения недвижимости без дополнительной платы за такую опцию). Предусматривается возможность удостоверения договора двумя или более регистраторами одной либо разных организаций по госрегистрации, что позволит осуществить такую процедуру в согласованное единое время у разных регистраторов в режиме видео-конференц-связи без совместного очного присутствия сторон сделки. Устанавливается обязательность внесения в регистр недвижимости сведений о совместной собственности супругов (бывших супругов) при госрегистрации права собственности на объект недвижимого имущества, подлежащий отнесению к совместной собственности (сегодня такой может быть легально зарегистрирован лишь за одним из супругов, что создает почву для злоупотреблений при распоряжении им титульным владельцем).
Вводится запрет на занятие должности регистратора лицами, имеющими не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость за совершенное умышленное преступление (что исключит возможность совершения от имени государства правоудостоверяющих действий лицами, умышленно нарушившими уголовный закон).
Устанавливается в автоматическом режиме внесение исправлений в регистр недвижимости в связи с изменением адресов объектов недвижимости и персональных данных правообладателей, а также изменением прав на недвижимое имущество в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (внесение исправлений будет осуществляться без необходимости для заинтересованных лиц подавать заявления и осуществлять оплату за соответствующие действия, что повысит удобство для заявителей и достоверность регистра недвижимости). Предусматривается необходимость внесения в регистр недвижимости сведений о наличии рассматриваемого в установленном порядке земельного спора в отношении земельных участков на основании информации, поступающей из местных исполнительных комитетов и (или) судов (что повысит прозрачность сделок и позволит минимизировать случаи заключения сделок с объектами, являющимися предметами неразрешенных конфликтов).
Впервые закрепляется правило о том, что в случае признания недействительной (установления факта ничтожности) сделки с недвижимым имуществом недействительной является также (автоматически) государственная регистрация такой сделки и основанных на ней прав, ограничений (обременений) прав (то есть после оспаривания в суде сделки не будет требоваться оспаривание в суде госрегистрации сделки и основанных на ней прав, что сократит временные и материальные затраты заинтересованных лиц и снизит нагрузку на суды). Устанавливается оптимальный исчерпывающий перечень оснований для отказа регистратором в удостоверении документов, являющихся основанием для госрегистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление гражданина на ее совершение, что позволит на практике сократить количество жалоб на правомерность таких отказов.
Впервые вводится обязательное досудебное обжалование решений, действий (бездействия) регистраторов в Национальное кадастровое агентство, одновременно исключается возможность подачи жалобы в территориальное агентство по месту нахождения недвижимости, что будет способствовать более качественному рассмотрению жалоб заинтересованных лиц вышестоящей организацией и снизит нагрузку на суды.
Существенно оптимизируется порядок взаимодействия между нотариусами и регистраторами. В частности, устанавливается, что уже в момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием для госрегистрации сделки с недвижимым имуществом, нотариус через специальный электронный сервис будет направлять соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять параллельные удостоверительные действия в отношении этого же объекта недвижимости. Госрегистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в регистр недвижимости, на основании документов, выданных или удостоверенных нотариусом, будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц, только на основании электронных копий нотариальных актов и соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном порядке регистратору в день совершения нотариального действия, что снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате такой услуги нотариуса. Такая госрегистрация, в отличие от госрегистрации по заявлению правообладателей, выводится из категории административных процедур и, соответственно, из сферы регулирования закона об основах административных процедур.
Прием направленных нотариусом документов и направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени поступления таких документов в систему.
При принятии решения о совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом документов регистратор не выясняет истребованы ли нотариусом согласия лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения), отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для нотариального удостоверения сделки, что исключит дублирование функций нотариуса и регистратора.
В день осуществления госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом.
По информации БЕЛТА
10 июня 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание Совета Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Члены Совета приняли к сведению информацию о ходе подготовки законопроектов к рассмотрению на второй сессии Палаты представителей.
Предваряя рассмотрение вопроса, И.П.Сергеенко напомнил, что до завершения сессии остается менее трех недель. «Мы реализовали практически все, что запланировали. За сессионный период принято 58 законопроектов», – сказал он, и призвал депутатов своевременно завершить работу по законопроектам, включенным в график. Особый акцент Председатель Палаты представителей сделал на подготовке проектов законов «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей».
На заседании был рассмотрен проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2026 год. В этой связи Совет одобрил предложение Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике о включении в план законопроекта «О волонтерской деятельности», который планируется подготовить в порядке депутатской законодательной инициативы.
Члены Совета также приняли решения о проведении выездных заседаний постоянных комиссий Палаты представителей по аграрной политике, по экологии и природопользованию. На заседаниях планируется рассмотреть актуальные вопросы совершенствования законодательства об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения, а также практику применения законов об особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, Совет Палаты представителей рассмотрел блок вопросов международной повестки. В частности, обсужден ход реализации договоренностей, достигнутых во время визита парламентской делегации Беларуси в Лаос в октябре прошлого года, приняты решения о приглашении в нашу страну с визитами парламентских делегаций Турции и Объединенных Арабских Эмиратов и о командировании белорусских депутатов для участия в мероприятиях по линии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, отметил в комментарии журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на полях заседания Пленума Экономического суда СНГ, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Экономический суд СНГ был создан в 1992 году, когда возникали вопросы, связанные с расчетами между государствами. Базируется он на территории Беларуси – республика создала все необходимые условия для беспристрастного и эффективного функционирования этого института.
«За этот период рассмотрено 130 дел. Много это или мало – сложно сказать. Но вопрос в том, что обращаются в суд только в случае, когда не удается договориться путем переговоров, консультаций», – сказал Игорь Петришенко. Вместе с тем существующая система в виде нормативной правовой базы СНГ, институциональных структур Содружества (Совет министров иностранных дел, Совет постпредов, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете, Совет глав правительств, высший орган – Совет глав государств) позволяет разрешать вопросы и обеспечивать единообразное применение норм.
В этой связи первый заместитель Генерального секретаря СНГ отметил качественную проработку проектов документов и добросовестное выполнение государствами принятых на себя обязательств. «Нет двоякости толкования, поэтому нет необходимости по каким-то частным вопросам правоприменительной практики обращаться в суд. Все идет путем переговоров и качественного выполнения принятых на себя обязательств. Это свидетельствует о том, что международно-правовая культура государств СНГ находится на высоком уровне и государства, если договариваются, они добросовестно исполняют все принятые на себя обязательства», – сказал он.
Вместе с тем суд выполняет свою роль, отметил Игорь Петришенко. Если не удается договориться по каким-то вопросам, каждое государство имеет право обратиться в Экономический суд СНГ.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ обратил внимание на созданную нормативную правовую базу. В частности, упомянул Договор между Республикой Беларусь и Экономическим судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического суда СНГ на территории Республики Беларусь от 1996 года.
Ввиду того, что правовая база в СНГ была сформирована, она устойчиво функционирует, развивается, а также с учетом того, что государства находят решения и достойно выполняют принятые на себя обязательства, главами государств несколько лет назад было принято решение перевести работу Экономического суда СНГ в формат ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата).
Игорь Петришенко отметил важность того, что суд активно участвует в развитии права СНГ и это позволяет эффективно развиваться экономикам стран, налаживать новые сферы взаимодействия.
Говоря о компетенции суда, первый заместитель Генерального секретаря СНГ напомнил о подписанном в 2023 году Соглашении о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. По его словам, наверняка сторонам потребуется толкование и по этому вопросу, что также является сферой деятельности Экономического суда СНГ.
«Мы надеемся, что право СНГ, наряду с классической институциональной структурой, неотъемлемой частью, уставным органом которого является Экономический суд Содружества Независимых Государств, позволит и дальше эффективно развивать нашу организацию, повышать благосостояние наших людей. А суд, как ему и предписано, всегда будет стоять на защите интересов каждого из государств», – отметил Игорь Петришенко.
По информации БЕЛТА