В Беларуси изменится система ценообразования на лекарства в целях повышения их доступности
Чтобы повысить доступность лекарств, планируется внедрить систему референтного ценообразования.
Согласно Указу № 366 в нашей стране регулируются оптовые и торговые надбавки и на белорусские, и на импортные лекарства. При этом чем выше цена препарата, тем меньше надбавка. Так, например, если лекарство стоит 0,5 базовой величины, то аптека может прибавить до 30 % надбавки, если больше 10 базовых – не более 1 %.
«Мы предложили совместно с Минздравом разработать систему референтного ценообразования. Это значит, что первично будет разработан перечень жизненно важных лекарств», – подчеркнул Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.
Глава МАРТ отметил, что до конца первого полугодия должен быть реализован пилотный проект по ценообразованию на лекарства кардиологического и онкологического направлений, а также разработаны правила или методические рекомендации по экономическому обоснованию установления предельной цены производителя. Таким образом, будет организован нормативно урегулированный порядок регистрации цены, согласованный с МАРТ. Ключевая задача данного механизма – повысить доступность лекарств.
По сообщению информационного портала Федерации профсоюзов Беларуси
В помощь руководителям организаций здравоохранения разработана и утверждена Инструкция о порядке организации и оказания медицинской помощи при массовом поступлении пациентов с травмами. Такой документ разработан впервые для применения при массовых травмах пациентов во время дорожно-транспортных и иных происшествиях.
В указанной инструкции даны определения понятий «массовое поступление пациентов» в зависимости от уровня организации здравоохранения, «медицинская сортировка пациентов».
Основными задачами оказания медицинской помощи пациентам с травмой при их массовом поступлении в организации здравоохранения являются:
- прием пациентов, их медицинская сортировка в зависимости от состояния на «красный», «желтый» и «зеленый» потоки и распределение их по структурным подразделениям организации здравоохранения;
- своевременное выполнение пациентам необходимых мероприятий по оказанию медицинской помощи.
Определены порядок оказания медицинской помощи, обязанности работников и руководителей организации здравоохранения при массовом поступлении пациентов с травмами.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Ключевые правила назначения больничных напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве указали, что минимальный размер больничных рассчитывается от МЗП (сейчас Br726). Во многом сумма больничного зависит от стажа. Так, если у сотрудника стаж более 10 лет уплаты взносов в ФСЗН, то он получает 100 % заработка с первого дня. Если стаж менее 10 лет – 80 % за весь период нетрудоспособности.
В расчет среднего заработка входят все выплаты за расчетный период, с которых выплачивались страховые взносы в ФСЗН на социальное страхование. Кроме того, учитываются доходы у всех работодателей (включая бывших) в расчетном периоде.
Больничный назначается только по основному месту работы (с учетом заработка у всех работодателей). При работе по совместительству больничный назначается только если нет основного места работы. При этом выплата идет только по одному месту совместительства (выбор за работником). Работодатель учтет ваш доход со всех мест работы, используя данные от ФСЗН. Важное условие: право на больничный возникает только при нетрудоспособности по всем местам работы одновременно.
Если работник заболел во время отпуска, то отпуск продлевается на дни болезни или (по желанию работника) неиспользованная часть отпуска переносится на другой согласованный с нанимателем срок текущего рабочего года.
Если же человек заболел перед началом отпуска, то отпуск (по желанию работника) переносится на другое время текущего рабочего года (срок согласовывается с нанимателем). Условия переноса отпуска из-за болезни: желание работника, договоренность с нанимателем о новом сроке, перенос только в рамках текущего рабочего года.
По информации БЕЛТА
В связи с изменениями в Кодексе об образовании, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 г., постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 июня 2025 г. № 57 внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 июня 2022 г. № 51 «Об определении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний».
Ранее по медицинским основаниям от итоговых испытаний могли быть освобождены учащиеся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. С 1 сентября 2025 г. данный перечень заболеваний будет применяться и при решении вопроса освобождения учащихся по медицинским основаниям от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
Также постановлением внесены изменения в перечень с учетом практики его применения.
Какие изменения в самом перечне?
Как следует из документа, пересмотрены критерии для освобождения по нескольким группам заболеваний.
При эпилепсии. Ранее основанием для постоянного освобождения являлись частые, не контролируемые лекарствами припадки. По новым правилам, освобождение предоставляется «до 6 месяцев после последнего эпилептического приступа».
При заболеваниях крови. Изменен порог для освобождения при некоторых видах тромбоцитопении. Если раньше для постоянного освобождения требовался уровень тромбоцитов 80*10⁹/л и менее, то теперь этот показатель составляет 50*10⁹/л и менее.
При тиреотоксикозе (повышенной функции щитовидной железы). Теперь основанием для освобождения является постоянный статус заболевания, в то время как ранее освобождение было временным, до достижения компенсации.
При нарушениях ритма сердца. Перечень был дополнен. Теперь освобождение могут получить пациенты, состоящие в листе ожидания на проведение таких операций, как радиочастотная абляция или имплантация кардиостимулятора.
Ознакомиться с полным текстом постановления Министерства здравоохранения № 57 от 23 июня 2025 г. можно здесь.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА
Заседание экспертной группы по разработке проекта протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения состоялось в штаб-квартире Содружества Независимых Государств. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В заседании участвовали представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Исполнительного комитета Содружества и Секретариата МПА СНГ.
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения было принято в 1992 году и является основополагающим международным договором межгосударственного сотрудничества в области здравоохранения в рамках Содружества Независимых Государств. Практика применения соглашения в течение более 30 лет показала, что ряд его норм требует изменений и дополнений с учетом современных реалий и прогресса в развитии систем здравоохранения.
В ходе встречи эксперты рассмотрели замечания и предложения к проекту протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение, поступившие от ряда государств.
С учетом представленных поправок, которые составляют более половины текста действующего документа, эксперты пришли к пониманию о целесообразности разработки новой редакции соглашения и в целом согласовали его текст. Вместе с тем ряд положений проекта документа требует дополнительного обсуждения с учетом мнений государств – участников СНГ, которое было решено провести в четвертом квартале этого года.
По информации БЕЛТА