09.04.2018
Сравниваем налоги в Беларуси и других странах мира. Что важнее: размер ставок или их количество?
Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.
– Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?
– Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство «забирает» в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.
В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС – более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.
– И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?
– Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.
Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.
Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.
– Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?
– Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут «разогревать» либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.
К тому же налоги – это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.
– Среди экспертов «гуляет» такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?
– Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество – это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.
Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.
– А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300–400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.
– У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти «в тень». А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.
– К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.
– Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.
Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.
Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.
Евгений Кононович, «Народная газета», 7 апреля 2018 г.
Как налоги формируют бюджет и субсидии на коммуналку, рассказали в МНС
Как налоги формируют бюджет и субсидии на коммунальные услуги, рассказал первый заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Владимир Муквич также в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу изменений в порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги прокомментировал нововведение. «Позиция Министерства по налогам и сборам по данному актуальному вопросу следующая. Установлена конституционная обязанность каждого гражданина участвовать в государственных расходах. Исходя из этой основной обязанности налоговая служба осуществляет и организовывает контрольную работу. Гражданами Беларуси за 10 месяцев текущего года уже уплачено налогов на сумму более Br13,5 млрд. Соответственно, это не только подоходный налог, это имущественные платежи и другие. Каждый гражданин, внося в установленные сроки платежи в бюджет, участвует в финансировании государственных расходов. Большинство граждан действительно это выполняют к назначенному времени в полном объеме», – рассказал он.
Первый замминистра отметил, что есть и граждане, которые не в полной мере готовы своевременно вносить платежи в бюджет, и в их отношении налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия. «Если говорить про подоходный налог, то за 9 месяцев текущего года мы выявили лиц, которые уклонялись от уплаты платежей в бюджет на сумму, если говорить про камеральный контроль, то это почти Br50 млн, если о проведении контрольных мероприятий, то это практически Br120 млн, – поделился результатами он. – Хочется подчеркнуть, что большинство наших граждан добровольно и своевременно вносят платежи в бюджет, который установлен в законодательстве. Средства, которые формируются в бюджете, через механизм субсидирования направляются на финансирование государственных услуг. Как правило, в местном бюджете предусмотрено соответствующее субсидирование. В местных бюджетах почти 5 % идет на финансирование таких услуг, в том числе и жилищно-коммунальных. К примеру, только на возмещение расходов по коммунальным услугам, на их субсидирование, в бюджете на 2025 год ежемесячно предусмотрено практически Br870 рублей на одного жителя страны».
Со стороны государства принимаются меры для того, чтобы обеспечить справедливое и бережное использование каждого рубля, обратил внимание Владимир Муквич. «Поэтому логично и обоснованно, когда собранные средства направляются на субсидии прежде всего тем гражданам, которые непосредственным и личным своим участием в уплате платежей в бюджет финансировали эти расходы, – добавил он. – Если кто-то живет за границей и, соответственно, не участвует в финансировании этого бюджета, ему выставляют платежи за коммунальные услуги в повышенном размере. Кажется абсолютно справедливым и обоснованным, когда тот, кто участвует в финансировании бюджета, получает субсидии».
По информации
БЕЛТА
Кому и сколько надо будет уплатить налогов в 2026 году
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Последний день уплаты имущественных налогов. Что будет, если не внести платеж вовремя?
Сегодня в Беларуси последний день уплаты имущественных налогов за 2024 год, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
Произвести уплату имущественных налогов единым имущественным платежом можно через ЕРИП следующим образом: платежи и переводы – система «Расчет» (ЕРИП) – налоги – выбрать город или область/район (населенный пункт по месту регистрации физического лица) – ИМНС по району или управление / отдел по работе плательщиками (УРП, ОРП) по району (налоговый орган по месту регистрации физического лица) – единый имущественный платеж – учетный номер плательщика (УНП). Там можно ознакомиться с суммой единого имущественного платежа и нажать «Оплатить».
Также внести платеж можно в инфокиосках и банкоматах, почтовых и банковских отделениях.
За несвоевременную уплату (неуплату) сумм имущественных налогов предусмотрены начисление пени, административная ответственность, принудительное взыскание неуплаченных сумм.
По информации
БЕЛТА
Министр финансов – об изменениях в налоговой системе с 2026 года
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает
БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси. Об этом сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент
БЕЛТА.

По словам Натальи Кулешовой, льготу планируется продлить на следующий год. «Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать», – подчеркнула депутат.
Она добавила, что в этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
В Палате представителей проходит расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В заседании принимают участие заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов, руководители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты.
По информации
БЕЛТА