04.04.2018
Преимущества и риски использования криптовалют: Новая технология не требует полного доверия к контрагенту, банку, государству
Появление криптовалют смело можно назвать прорывной технологией ХХІ века, способной существенно изменить финансовый мир. По сути, в банковском секторе все еще в ходу базовая технология, которой пользовались в ХІV веке знаменитые банкиры из семейства Медичи. Суть ее в том, что банк помогает заемщику и кредитору, которые не знакомы друг с другом, обрести взаимное доверие. Банк располагает доверием всех участников сделки. Он призван гарантировать достоверность предоставляемой информации и реальность проведенных сделок. С тех пор действительно изменились технологии передачи информации, ведения бизнеса, управления банковской системой, но «сердцевина» банковского дела осталась прежней.
В чем прорывной характер криптовалют? Новая технология не требует полного доверия к контрагенту, банку, государству. Ее работа обеспечивается математикой и криптографией, а не правовыми контрактами, что полностью исключает человеческий фактор. Фактически предложена модель взаимодействия, не требующая обязательного присутствия ключевых игроков, как раньше. При этом комиссии или отсутствуют, или минимальны, а объем эмиссии денег определяется математическими алгоритмами. Криптовалюты – это первый случай в истории, когда цифровые валюты сочетают в себе особенности валют и платежных систем.
Принцип технологии основан на ведении общего распределенного реестра всех без исключения операций и работе криптографического протокола. Причем этот реестр ведет и хранит не какая-то одна центральная организация, а множество равноправных участников сети, каждый из которых может проверить достоверность всей информации, всех совершаемых трансакций. Таким образом, невозможно что-либо поменять или подделать. Эта технология называется блокчейн.
Риски использования криптовалют есть. Много говорят о следующих из них: анонимность, высокая волатильность курса, подверженность хакерским атакам и киберпреступности, отсутствие должного юридического регулирования и гарантий. Все это «болезни роста», и они вполне решаемы. Так, очевидно, что наличные деньги намного более анонимны, чем криптовалюта. Если имя и адрес владельца криптовалюты будут однажды идентифицированы, то мы получим мощный механизм, позволяющий отследить все цепочки передачи ценностей данным человеком. Этого никогда не позволили бы сделать наличные деньги. Уже сейчас есть криптовалюты второго поколения, такие как ОnеСоіn, с централизованной эмиссией и трансакциями, осуществляемыми через идентифицируемые кошельки. Для решения проблемы волатильности курсов было также предложено несколько решений: криптовалюта RеаlСоіn, привязанная к доллару США, подобная ей валюта BіtUSD. Также работал сервис LОСKS от Соіnарult, поддерживающий привязку биткойна к курсам золота, серебра, доллара США, британского фунта или евро.
Самое важное – увидеть перспективу использования этой технологии. Уже сейчас понятно, что стратегический приоритет получат те игроки международной финансовой системы, которые смогут использовать функции блокчейна для создания единой цифровой валюты для осуществления межгосударственных платежей. Эта система существенно снизит риски и издержки.
Ярослав Лисоволик, управляющий директор по аналитической
работе–главный экономист Евразийского банка развития, «Союз–Евразия», 3 апреля 2018 г.
Коллегия ЕЭК одобрила проект Основных ориентиров макроэкономической политики стран ЕАЭС на 2026–2027 годы
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии одобрен проект Основных ориентиров макроэкономической политики государств Евразийского экономического союза на период 2026–2027 годов.
Основные ориентиры макроэкономической политики разрабатываются в соответствии с Договором о ЕАЭС и являются одним из ключевых программных документов, определяющим кратко- и среднесрочные задачи для экономики государств-членов и предлагающим рекомендации по их реализации.
Документ основывается на ключевых тенденциях глобальной экономики и экономик государств-членов. Предполагается, что выполнение задач, обозначенных в основных ориентирах, создаст условия для выхода в среднесрочной перспективе на траекторию ежегодного роста совокупного ВВП государств-членов не ниже темпов роста мировой экономики.
Первоочередными направлениями достижения поставленной цели в кратко- и среднесрочном периоде в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики должны стать:
-
формирование благоприятной макроэкономической среды и создание условий для роста инвестиций, включая обеспечение ценовой стабильности, поддержание бюджетной и долговой устойчивости стран ЕАЭС, развитие конкурентной среды и дальнейшее увеличение использования национальных валют во взаиморасчетах;
-
укрепление кооперационного сотрудничества в реальном секторе экономики, развитие технологического и инновационного потенциала Союза, в том числе посредством формирования механизма финансового содействия при реализации странами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях агропромышленного комплекса, развития транспортной инфраструктуры и реализации транзитного потенциала;
-
обеспечение стабильного функционирования внутреннего рынка Союза и расширение экспортных возможностей за счет устранения барьеров, сокращения изъятий и ограничений, формирования единого рынка услуг и усиления сотрудничества в других сферах интеграционного взаимодействия.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси. Об этом сообщила корреспонденту
БЕЛТА Председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова на полях республиканской научно-практической конференции «Качество-2025».

(фото – БЕЛТА)
«2024-й был Годом качества, он придал новый импульс развитию инфраструктуры. В пятилетку качества эта работа продолжается. В приоритете опережающая стандартизация. Именно в стандарты закладываются те основные постулаты, те основные требования, по которым в дальнейшем развиваются отрасли. Сегодня, в век инноваций, как никогда необходимы новые требования, которые мы и закладываем в опережающие стандарты. Это вопросы искусственного интеллекта, безбарьерной среды, цифровая трансформация, в том числе инновационное развитие агропромышленного комплекса, промышленности. Все эти моменты необходимо стандартизировать для того, чтобы отрасли гармонично развивались и продукция шла без барьеров на внешние рынки», – сказала Елена Моргунова.
Стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов. «По инициативе Министерства связи и информатизации формируется национальный технический комитет, который будет заниматься вопросами цифровизации и искусственного интеллекта. Планируется разработка порядка восьми стандартов, которые будут в том числе включать термины и определения для того, чтобы четко понимать, с чем и как мы работаем, каким образом искусственный интеллект может нам помочь в дальнейшем развитии», – отметила Председатель Госстандарта.
Среди задач Госстандарта – защита внутреннего рынка от несоответствующей, небезопасной продукции и одновременно помощь отечественным предприятиям в выходе на рынки других стран, причем без барьеров и ограничений. Беларусь состоит в интеграционных объединениях – Союзное государство, Евразийский экономический союз, СНГ. «Нам бы хотелось, чтобы вопросы технического регулирования были гармонизированы для того, чтобы не создавать барьеров при обращении нашей продукции. Поэтому техническое регулирование, вопросы стандартизации, аккредитации должны развиваться в одной плоскости с другими странами. Для этого необходима опять-таки цифровизация этих процессов, чтобы была четкая прослеживаемость, чтобы можно было в любой момент получить достоверную информацию», – подчеркнула Елена Моргунова.
Каждый второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. «Беларусь присоединилась к этой глобальной инициативе, и сегодня мы проводим международную конференцию, посвященную вопросам качества. Почему это важно? Хотелось бы, чтобы все то, что нас окружает в жизни, все, с чем мы сталкиваемся, было качественным. Качественные дороги, образование, медицина, товары. Мы все время говорим о качестве, потому что от него зависит конкурентоспособность продукции, возможность завоевывать новые рынки. Беларусь всегда славилась качеством своей продукции. На конференции мы затронули все вопросы, которые касаются инфраструктуры качества. Это вопросы стандартизации, метрологического обеспечения, аккредитации, проведения испытаний, государственного контроля и надзора за качеством продукции на рынке», – заключила Председатель Госстандарта.
Участие в конференции приняли ведущие эксперты, руководители предприятий, ученые и специалисты в области стандартизации и менеджмента качества. Они обсудили актуальные вызовы, поделились опытом внедрения инновационных решений и определили перспективные направления развития национальной инфраструктуры качества. Пленарное заседание конференции было посвящено развитию инфраструктуры качества и системы технического регулирования как надежной основы устойчивого развития национальной экономики. А тематика секционного заседания – «Технологические лидеры. Оперативные цели и гибкие планы» – имела сугубо практическую направленность. Своим успешным опытом в области управления качеством поделились представители белорусской промышленности.
Конференция стала одним из ключевых мероприятий в рамках Недели качества, объявленной в Беларуси с 10 по 16 ноября и приуроченной ко Всемирному дню качества, отмечаемому в текущем году 13 ноября. Неделя качества призвана стать демонстрацией того, как традиции, умноженные на трудолюбие и передовые технологии, создают прочный фундамент белорусского качества.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: реализация более 600 проектов на Br10 млрд входит в инвестиционные планы Беларуси на 2026 год
Реализация более 600 проектов на Br10 млрд входит в инвестиционные планы Беларуси на 2026 год, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.

«Инвестирование в реальный сектор является важнейшим условием повышения конкурентоспособности регионов и экономики в целом. Значительного вклада в развитие регионов в 2026 году ожидаем от продолжения реализации импортозамещающих проектов и инициативы «Один район – один проект». До конца 2026 года планируется завершение 50 проектов, появится 1,5 тыс. новых рабочих мест», – отметили в Минэкономики.
Активно набирает обороты «Региональная инициатива»: предусматривается реализация порядка 120 проектов на сумму Br1,7 млрд, 50 из них завершат до конца 2026 года.
В целом в 2026-м планируется завершение 230 коммерческих проектов и создание порядка 2,7 тыс. рабочих мест.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Как получить поддержку проекта в рамках «Региональной инициативы», рассказали в Минэкономики
В проекте
БЕЛТА «Страна говорит» специалисты Министерства экономики и Банка развития рассказали, что такое «Региональная инициатива», как туда попасть и сколько заявок уже было подано.
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков рассказал, что «Региональная инициатива» – это логическое продолжение и трансформация инициативы «Один район – один проект». «Во время текущей пятилетки был изучен опыт реализации предыдущей программы, а также условия ее развития. На основе этого с начала 2025 года запущена новая инициатива», – пояснил он.
В новой программе сохранены лучшие элементы инициативы «Один район – один проект», в частности, финансовая поддержка, при этом упрощена процедура подачи заявок и администрирования. «Теперь достаточно подать заявку на сайте «региональная-инициатива.бел» и в течение месяца получить ответ. Если заявка одобрена, инициатор может обратиться в банк и доказать экономическую эффективность своего проекта», – обратил он внимание. Он подчеркнул, что проект обязательно должен быть окупаемым, так как государство предоставляет средства на специальных условиях и заинтересовано в отдаче.
«Предварительные результаты показывают, что с февраля 2025 года поступило около 200 заявок, из которых одобрена примерно половина. Остальные заявки отклонены либо из-за несоответствия критериям, либо отсутствия экономической эффективности и значимости для региона», – сказал Дмитрий Клименков.
По инициативе «Один район – один проект» в течение трех лет Банк развития работает на основе льготных условий кредитования: фиксированная ставка 8 % годовых в белорусских рублях на первые пять лет пользования кредитом. После завершения инвестиционной фазы, которая длится около пяти лет с выходом на проектные мощности, ставка становится рыночной.
В отличие от инициативы «Один район – один проект» «Региональная инициатива» фокусируется на более отдаленных районах, нуждающихся в особом внимании и поддержке. Условия по этой инициативе со следующего года становятся более привлекательными, чем были по инициативе «Один район – один проект»: процентная ставка составит 7 % в белорусских рублях в течение первых шести лет, а срок кредитования увеличен. После этого действуют рыночные условия.
Правительство создает такие условия, чтобы все инициативы, которые ранее оставались на полках, начали реализовываться и приносить пользу экономике. Это помогает стимулировать развитие производственной инфраструктуры в регионах и поддержку бизнеса, особенно на менее развитых территориях.
По информации
БЕЛТА
Дмитрий Крутой: к программе на новую пятилетку подготовят «инвестиционную карту»
В качестве приложения к Программе социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы будет подготовлена «инвестиционная карта». Об этом по итогам совещания у Главы государства, где обсуждалась доработка соответствующей программы, заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Важный элемент, кроме внешней торговли, – это инвестиции. Найти ресурсы на инвестиционные проекты тоже непросто с учетом необходимости погашения в следующей пятилетке наших финансовых обязательств, которые были взяты под предыдущие инвестиционные проекты. Не наращивая общий уровень и государственного, и внешнего валового долга. Сегодня была внесена идея, она поддержана – к программе пятилетки будет сделано большое инвестиционное приложение. Его можно назвать «инвестиционная карта», – сказал Глава Администрации Президента.
Дмитрий Крутой пояснил, что в этой «инвестиционной карте» будет по каждому региону информация о планируемых к реализации проектах. «Президент попросил, чтобы жители каждого района видели, какие инвестиционные и инфраструктурные проекты будут реализованы именно у них на территории. Желательно с фиксированием конкретных сумм и стоимости, которая не должна меняться на протяжении пяти лет, не взирая на какие-то «объективные» обстоятельства, – рассказал Глава Администрации. – Граждане будут видеть, какие дороги, социальные объекты или промышленные предприятия будут строиться в конкретной местности».
«Мы совершенно по-другому начнем планировать размещение наших производительных сил. И, может быть, тот негативный тренд по внутренней миграции между нашими регионами сможем переломить и создавать высокопроизводительные рабочие места равномерно по всей территории Беларуси», – добавил Дмитрий Крутой.
По информации
БЕЛТА