В середине октября появится дорожная карта развития системы образования – Игорь Карпенко
В середине октября появится дорожная карта развития системы образования. Об этом журналистам сообщил Министр образования Игорь Карпенко.
Игорь Карпенко отметил, что систему образования ждут определенные перемены. «Эти вопросы будут обсуждаться с учителями, после чего будут приняты соответствующие нормативные документы. Мы договорились, что в течение сентября еще дорабатываем с учетом мнения регионов концептуальные подходы, которые обсуждали на педсовете. К середине октября мы примем решение и коллегией подтвердим эти концептуальные подходы. Тогда у нас появится дорожная карта, по которой мы будем двигаться в направлении развития системы образования», – сказал он.
Министр подчеркнул, что перемены революционными не будут, а развитие системы образования должно идти в ногу со временем. «Если мы говорим об общеобразовательном тесте по итогам общей средней школы, то должны понимать, что мы хотим сделать и для чего это делаем. Потому что экзамен за общую среднюю школу по своей форме и содержанию должен соответствовать вступительным экзаменам в вуз и в средние специальные учебные заведения. Давайте не будем изобретать велосипед. В советское время, если мы писали в школе сочинение, то, соответственно, и в вузы при поступлении мы писали сочинение. Сейчас же все наоборот – выпускники пишут изложение, а в итоге приходится сдавать еще и тест. Поэтому мы и говорим, что нам надо сопоставить эту форму, чтобы была определенная преемственность, чтобы учащемуся было проще участвовать во вступительном конкурсе», – пояснил Игорь Карпенко.
Он также заострил внимание на ситуации с гимназиями. «Выбор гимназического направления образования после четвертого класса – это неосознанный шаг ребенка. Этот выбор в первую очередь должен соприкасаться с будущей профессией учащегося. Поэтому повышенный уровень и выбор профнаправления движения должен определяться после окончания базовой школы», – уверен Министр образования.
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)
Пятое заседание Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ с участием представителей государственных органов и учреждений, сотрудников аппаратов уполномоченных по правам ребенка Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Исполнительного комитета СНГ состоялось 18 июня в Бишкеке. Об этом БЕЛТА сообщили в Правовом департаменте Исполнительного комитета СНГ.
Повестка дня заседания включала обсуждение комплекса актуальных вопросов, в числе которых организация трудовой деятельности подростков в каникулярный период, правовые аспекты международного похищения детей, межведомственное взаимодействие при оказании помощи детям с особенностями психофизического развития и их семьям, защита прав несовершеннолетних, страдающих орфанными заболеваниями.
Среди ключевых решений – создание Детского совета при Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. В состав Детского совета войдут дети – лидеры детских движений – по два представителя от каждого государства Содружества. Персональный состав Детского совета, а также план его работы на 2026–2027 годы будет утвержден на очередном заседании комиссии. Основные функции Детского совета будут состоять в том, чтобы создать условия для диалога между детьми государств – участников СНГ и Комиссией уполномоченных по правам ребенка, повысить правовую грамотность и культуру, социальную и гражданскую активность молодого поколения, а также способствовать реализации права ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, сформировать среду для укрепления отношений дружбы и взаимопонимания между детьми государств – участников СНГ.
Также в развитие достигнутых на заседании договоренностей комиссией приняты решения об организации двух международных конференций по темам: о трудоустройстве несовершеннолетних с привлечением специалистов органов труда и социальной защиты, служб занятости, потенциальных работодателей, о защите прав юных пациентов с длительным лечением с привлечением экспертов медицинских, научных сообществ, представителей фондов помощи и поддержки данной категории детей.
Члены комиссии в процессе заседания договорились о направлениях взаимодействия на ближайшую перспективу, утвердив повестку дня очередного шестого заседания Комиссии, которая предусматривает обмен опытом и принятие решений, в частности по вопросам об организации отдыха и оздоровления детей, о работе с детьми в конфликте с законом, о развитии семейных форм устройства детей-сирот, о проблемах детей, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством.
В рамках странового визита в Кыргызскую Республику делегации Республики Беларусь и Российской Федерации посетили реабилитационный центр детей с инвалидностью «Келечек», в котором проходят реабилитацию дети с инвалидностью от 4 до 18 лет с заболеваниями центральной и периферической нервной системы, проблемами опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна, детским аутизмом.
В ходе заседания комиссии состоялась ротация – председательство от Кыргызской Республики перешло к Республике Беларусь. Очередное заседание комиссии состоится в ноябре 2025 года в очном формате.
По информации БЕЛТА
Благодарность Президента Беларуси объявлена преподавателям и студентам высших учебных заведений страны. Соответствующее распоряжение Глава государства Александр Лукашенко подписал 16 июня.
За плодотворную научно-педагогическую деятельность, значительный личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и развитие творческих способностей талантливой молодежи Благодарности удостоены семь педагогов: доцент кафедры теории и истории государства и права Академии Министерства внутренних дел Дмитрий Воропаев, заведующая кафедрой германского языкознания Белорусского государственного университета Марина Гутовская, заведующая кафедрой машиноведения и деталей машин Белорусского национального технического университета Алла Калина, доцент кафедры технологий и механизации животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции Белорусского государственного аграрного технического университета Федор Назаров, заведующая кафедрой «Архитектура и строительство» Белорусского государственного университета транспорта Наталья Семченко, заведующий кафедрой фундаментальной математики Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина Александр Трофимук и доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета Ирина Щурок.
Благодарность Президента объявлена также группе студентов, представляющих различные вузы Беларуси, за отличные успехи в учебе и активную общественную деятельность. В числе 18 человек, удостоенных награды, – студент четвертого курса факультета радиотехники и электроники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Александр Абрамчук, студент пятого курса факультета романских языков Минского государственного лингвистического университета Ратмир Грищенко, курсант пятого курса факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации Алеся Листопад и студентка четвертого курса факультета начального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Виталина Солошко.
В Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению и сбережению традиционных семейных ценностей. Это отметил заместитель Министра иностранных дел Беларуси Игорь Секрета корреспонденту БЕЛТА 3 июня во время мероприятия «Оберегая детство: площадка для сотрудничества», посвященного Международному дню защиты детей.
Встреча была организована в Национальном детском технопарке, где вместе со своими детьми приняли участие представители белорусских министерств и ведомств, дипломатического корпуса, агентств системы ООН, бизнеса и негосударственных организаций.
Замминистра выразил признательность администрации Национального детского технопарка за предоставленную возможность провести данное мероприятие совместно с давним партнером Беларуси – ЮНИСЕФ. Он сказал, что маленьким гостям сегодняшнее мероприятие в таком месте придется по душе и, может, для некоторых повлияет на выбор будущей профессии.
«Мы собрались по случаю Международного дня защиты детей, который все вместе отмечали 1 июня. Этот год для праздника юбилейный, он отмечается в 75-й раз и является одним из старейших международных праздников ООН, – подчеркнул Игорь Секрета. – Тогда, в 1950 году, государства – члены ООН, среди которых была и Беларусь, объявили защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений деятельности ООН, а в календаре ООН появился Международный день защиты детей».
По информации БЕЛТА
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации БЕЛТА
Многодетные семьи в Беларуси могут оплатить обучение в вузе или колледже с помощью семейного капитала. Как это сделать, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве напомнили, что средства семейного капитала можно направить на оплату среднего специального или высшего образования в государственных учреждениях, а также в учебных заведениях потребительской кооперации и Федерации профсоюзов Беларуси.
Средства можно использовать досрочно, не дожидаясь 18 лет ребенка. Оплатить обучение можно для членов семьи (родителей, детей, супругов). Под условия подходят любые формы получения образования: очная, заочная и дистанционная.
Для того чтобы оформить оплату обучения, необходимо собрать документы: паспорт заявителя, решение о назначении семейного капитала, договор с учебным заведением и справку о том, что ребенок является студентом (учащимся).
Собрав документы, родители подают заявление в службу «Одно окно». После того как решение о досрочном распоряжении будет принято, родители могут обратиться в Беларусбанк для перечисления средств на счет учебного заведения.
Срок рассмотрения заявления в исполкоме – до 1 месяца. Срок перечисления средств в банке – 31–41 день.
По информации БЕЛТА