19.09.2017
ЕЭК представила результаты анализа правоприменительной практики стран Союза в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предлагает внедрить в государствах-членах унифицированную систему учета правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности. С такой инициативой представители ЕЭК выступили на площадке V Международного форума «Антиконтрафакт-2017».
Предложения по дальнейшему совершенствованию взаимодействия стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ЕЭК в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и рекомендации по повышению эффективности противодействия распространению контрафакта и фальсификата выработаны в рамках специализированной секции и на заседании Подкомитета по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при Коллегии ЕЭК.
В частности, странам Союза рекомендовано проработать вопрос возможной гармонизации гражданской, административной и уголовной ответственности, предусмотренной за нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Предлагается также наделить таможенные органы полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел подобного рода. Среди рекомендаций – проведение обучающих семинаров и тренингов для сотрудников уполномоченных органов стран Союза, а также разъяснительной работы с правообладателями и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Члены Подкомитета обсудили совместное противодействие стран Союза распространению контрафактной продукции и предложили возможные варианты разрешения наиболее острых проблем в этой сфере. Также были рассмотрены вопросы сотрудничества таможенных органов государств-членов и их диалога с ЕЭК при ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности стран ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия представила результаты мониторинга и анализа правоприменительной практики союзных государств в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности за 2016 год. Комиссия выявила различия в административном и уголовном законодательстве стран Союза, полномочиях таможенных служб, а также отсутствие единых подходов по формированию учетных статистических данных, полноценного взаимодействия уполномоченных органов.
На секции, посвященной защите прав на объекты интеллектуальной собственности, были обсуждены актуальные вопросы координации действий государств ЕАЭС, правоприменительной практики в области пресечения нарушений в этой сфере, правоохранительной деятельности и таможенного регулирования. Представители уполномоченных органов стран Союза рассказали о том, какие меры предпринимаются ими для борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности.
Участники секции отметили, что проблемным остается вопрос защиты брендов ФИФА на территории ЕАЭС в преддверии проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Секция была организована Евразийской экономической комиссией совместно с Международной ассоциацией организаций «Антиконтрафакт». Модераторами тематической сессии, объединившей более 150 представителей правоохранительных, таможенных и административных органов, бизнес-сообществ, научных кругов, правообладателей и экспертов, выступили заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Зина Исабаева и президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов.
В рамках другой специализированной секции, посвященной защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами государств ЕАЭС, представители Департамента развития предпринимательской деятельности и Департамента информационных технологий Комиссии представили участникам проект Регламента ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов, а также механизм информационного взаимодействия при формировании, ведении и использовании единого таможенного реестра.
Мероприятие было организовано Комиссией совместно с некоммерческим партнерством «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд».
Участники секции обсудили проблематику таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также вопросы непосредственного взаимодействия таможенных органов стран ЕАЭС и правообладателей c целью эффективного пресечения ввоза контрафактных товаров.
Были подробно рассмотрены наиболее типичные схемы и каналы перемещения поддельных товаров через таможенную границу Союза и эффективные методы выявления и пресечения таких нарушений. Представители таможенных органов прокомментировали актуальные аспекты правоприменительной практики по отдельным таможенным процедурам.
В рамках обсуждения наиболее действенных механизмов, применяемых в целях пресечения нарушений, участники секции отметили особую роль механизма единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств ЕАЭС. В этой связи они выступили с инициативой активизировать работу по согласованию проекта Регламента ведения реестра, чтобы начать его реализацию уже в 2018 году.
По итогам секции сформирован ряд предложений. В частности, таможенным органам стран Союза рекомендуется рассмотреть возможность внедрения методов, выработанных в ходе эксперимента Таможенной службой России по выявлению контрафакта, перемещаемого в международных почтовых отправлениях. Среди других предложений – проработка возможности расширения полномочий таможенных органов стран ЕАЭС в части приостановления выпуска товаров, содержащих объекты патентного права.
Справка
Подкомитет по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности при Коллегии ЕЭК создан решением председателя Консультативного комитета по интеллектуальной собственности от 15 ноября 2016 года № 1.
Основными задачами Подкомитета являются проведение консультаций и выработка предложений для Консультативного комитета, в том числе путем гармонизации и совершенствования законодательства стран ЕАЭС в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза; координация действий по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности; формирование эффективной правоприменительной практики в странах ЕАЭС; совершенствование деятельности уполномоченных органов в указанной сфере.
Проект Регламента ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов ЕАЭС разработан в целях реализации положений главы 52 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами» Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС).Согласно статье 385 ТК ЕАЭС, Комиссия наделена полномочиями по ведению единого таможенного реестра и утверждению регламента его ведения.
По сообщению официального сайта ЕЭК
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Более 300 пунктов. СНГ и ЕЭК разрабатывают новый план сотрудничества
Содружество Независимых Государств и Евразийская экономическая комиссия разрабатывают новый план сотрудничества. Об этом рассказал журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко перед началом очередного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества Независимых Государств при уставных и других органах Содружества в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
На очередном заседании Совета постпредов будет заслушана информация о ходе реализации договоренностей, высказанных главами государств и правительств, министрами иностранных дел, членами экономического совета в рамках их инициатив, которые прозвучали на заседаниях высших уставных органов. «Мы составляем дорожную карту, с ответственными, со сроками. Будет заслушана информация, как идет реализация инициатив, и намечены дальнейшие пути развития, – отметил Игорь Петришенко. – Будут обсуждены итоги реализации плана мероприятий на 2023–2025 годы, в том числе меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией, который был подписан в 2018 году. Более 12 лет мы взаимодействуем с ЕЭК. Вопрос чисто экономической интеграции активно продвигается с учетом делегированных определенных полномочий этой организации. Сейчас действует план 2023 года, который заканчивается в 2025 году. Мы разрабатываем соответствующий план на очередной период. Там более 300 пунктов, направлений – это торгово-экономическая, инвестиционная, промышленная кооперация, продовольственная безопасность, техрегулирование. Спектр широкий, и он позволит товарам на пространстве Содружества передвигаться без барьеров и ограничений».
Еще один вопрос, который будет сегодня рассмотрен, – анализ итогов заседания высших органов интеграционных объединений. «Состоялось заседание Совета глав правительств в Минске 29 сентября, где был принят ключевой документ по интеграции в экономической сфере: план мероприятий по реализации второго этапа стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года. Это документ, где есть конкретные направления по всем сферам экономического взаимодействия, которые мы должны эффективно реализовать», – добавил Игорь Петришенко.
Также ключевым вопросом обсуждения станет заседание Совета глав государств СНГ, которое состоялось 10 октября в Душанбе. «Накануне традиционно был подготовлен пакет документов, которые главы государств рассмотрели, обсудили и приняли. Наша задача – эффективно реализовать все документы. Среди них программа сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы, программа сотрудничества в сфере противодействия терроризму и экстремизму на 2026–2028 годы, концепция военного сотрудничества до 2030 года. Они требуют конкретных подходов в каждом из государств при координирующей роли отраслевых структур. Задача также максимально синхронизировать выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу международных договоров и наметить четкий план действий по реализации этих документов», – поделился планами он.
Кроме того, главами государств был принят ряд заявлений: по случаю 80-й годовщины создания Организации Объединенных Наций и в связи с 40-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из ключевых решений прошедшего саммита было учреждение формата «Содружество Независимых Государств плюс». «Он позволит нам выйти во взаимодействии за пределы СНГ. Сейчас с соответствующими профильными ведомствами, с Советом постпредов будем нарабатывать конкретные подходы расширения взаимодействия в инвестиционной, торгово-экономической, гуманитарной, правоохранительной сферах», – добавил Игорь Петришенко.
При учреждении нового формата «СНГ плюс» Шанхайская организация сотрудничества наделена статусом наблюдателя при СНГ. «Главы государств определили конкретные направления, которые находятся в сфере ведения и ШОС, и СНГ. Это борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, вопросы торгово-экономического, гуманитарного взаимодействия, борьбы с наркотрафиком – все те сферы, в которых Шанхайская организация активно взаимодействует. Думаю, здесь, объединив усилия, нам удастся по многим направлениям продвинуться», – пояснил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
Кроме того, на заседании будет принято решение о главе миссии наблюдателей от СНГ на досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 30 ноября 2025 года. «Соответствующие нормативно-правовые документы подготовлены. Это и действующие конвенции, ряд методических указаний», – подытожил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
По информации
БЕЛТА
Что меняется в доставке международных почтовых отправлений и товаров из стран ЕАЭС, рассказали в ГТК
Что меняется в доставке международных почтовых отправлений или товаров с территории государств ЕАЭС, рассказали БЕЛТА в ГТК.

На Национальном правовом интернет-портале опубликован закон, которым вносятся изменения в законодательство по вопросам уголовной и административной ответственности.
«Устанавливается административная ответственность за недоставку следующих в адрес физических лиц международных почтовых отправлений или товаров, ввозимых в Беларусь с территории государств ЕАЭС, в место проведения контроля либо вручение их физлицу без проведения контроля», – пояснили в ведомстве.
Новые правила начнут работать с 2 ноября 2025 года. ГТК напоминает, что посылки и товары нужно доставлять для контроля перед тем, как передать их людям. Постановлением правительства от 28 декабря 2023 года № 970 определен порядок его проведения и определено для этого шесть мест: пункты таможенного оформления «Аэропорт Минск-2», «Минск-ТЛЦ-2», «Минская почта», «Аэродром Орша», «Аэропорт Гомель» и «Аэропорт Могилев».
Те, кто доставляет товары, обязаны передать сведения о них в систему учета и хранения данных заранее. Уникальный регистрационный номер, присвоенный такой системой, необходимо представить таможенным органам вместе с двумя экземплярами транспортных документов.
По информации
БЕЛТА
В ЕАЭС готовят два соглашения по защите прав интеллектуальной собственности
В Евразийском экономическом союзе готовят два соглашения по защите прав интеллектуальной собственности. Об этом сообщил на пресс-конференции директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Ернар Бакенов, передает БЕЛТА.
«Подготовлены два проекта соглашений. Первое – о подходах к защите прав интеллектуальной собственности в сети Интернет. Второе соглашение - о создании поисковых сервисов по объектам промышленной собственности, которые зарегистрированы в государствах-членах», – сказал Ернар Бакенов.
По его словам, оба документа будут полезны как правообладателям, так и уполномоченным органам государств ЕАЭС.
По словам представителя ЕЭК, также создается общая цифровая система, связанная с регистрацией товарных знаков и наименований мест происхождения. «Она поможет правообладателям обеспечить защиту своих прав на территории всех государств-членов», – отметил он.
Ернар Бакенов сообщил, что с начала текущего года в ЕАЭС зафиксировано почти 1,5 тыс. нарушений в сфере интеллектуальной собственности, изъято более 6 млн единиц контрафактной продукции.
По информации
БЕЛТА
Межгосударственное взаимодействие по назначению и выплате пенсий в ЕАЭС планируется упростить
Межгосударственное взаимодействие по назначению и выплате пенсий в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) планируется упростить. Об этом сообщила на пресс-конференции директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Алтынай Омурбекова, передает корреспондент БЕЛТА.

«Прозрачности и простоте процесса назначения и выплаты пенсий трудящимся будет способствовать электронное взаимодействие компетентных органов стран ЕАЭС. Комиссия и стороны активно работают над этим в рамках реализации соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС», – сказала Алтынай Омурбекова.
По ее словам, проводится работа по переводу на электронный формат взаимодействия государств ЕАЭС в сфере пенсионного обеспечения с использованием интегрированной информационной системы союза.
«В результате будут существенным образом упрощены процедуры, связанные с назначением и выплатой пенсий, сокращены сроки рассмотрения заявлений граждан для назначения и выплаты пенсий в рамках союза», – спрогнозировала представитель ЕЭК.
По информации
БЕЛТА