14.09.2017
Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич провела личный прием граждан в Совете Министров
В Беларуси будет проработан вопрос об освобождении индивидуального предпринимателя от уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в период приостановления предпринимательской деятельности в связи с уходом за престарелым или инвалидом первой группы. Об этом заявила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич во время личного приема граждан 13 сентября в Совете Министров.
Индивидуальный предприниматель из Барановичей обратился к Министру по вопросу своей неуплаты взносов в ФСЗН из-за невозможности работать в связи с уходом за инвалидом первой группы. Мужчина в 2015 году оказался в очень сложной жизненной ситуации, когда тяжело заболела его мать. Он был вынужден оставить свой частный бизнес и ухаживать много месяцев за лежачим близким человеком. В течение этого периода росла задолженность перед ФСЗН, к нему был предъявлен иск на общую сумму порядка Br2 тыс. (задолженность накопилась за тот период, когда он числился индивидуальным предпринимателем, но не имел возможности зарабатывать и выполнять свои обязательства перед государством по уплате налогов и обязательных страховых взносов).
В марте текущего года мужчина подал заявление о ликвидации ИП. Он отказывается выплачивать задолженность: «У меня нет денег, чтобы оплатить этот долг. И меня возмущает несправедливость по отношению к таким, как я, предпринимателям, которые оставили работу из-за необходимости ухода за угасающими близкими. Почему женщина – индивидуальный предприниматель в случае ухода за ребенком в возрасте до 3 лет освобождается от уплаты взносов в ФСЗН и получает государственное пособие, а человек, который ухаживает за взрослым больным родственником, не имеет права на пособие по уходу за инвалидом и обязан еще платить взносы?»
Министр внимательно ознакомилась с представленными документами, признала, что ситуация сложная, неоднозначная. «У каждого человека есть долг перед своими родителями. Вы этот человеческий долг выполнили достойно, ваша мама могла бы гордиться, что вырастила такого преданного сына. Но есть и обязанности гражданина перед государством – одно не исключает другого, – отметила Ирина Костевич, обращаясь к заявителю. – Ситуация, в которой вы оказались, очень тяжелая и психологически, и физически, и материально. Нельзя не посочувствовать... Вместе с тем, у вас была возможность поступить в соответствии с действующим законодательством, своевременно выполнив необходимые процедуры, чтобы уменьшить сумму задолженности».
Ирина Костевич считает, что после смерти матери заявителю надо было начинать работать и постепенно выплачивать накопившийся за 2015 и 2016 годы долг, а не ликвидировать ИП. Но мужчина наотрез отказывается возрождать прежний бизнес при сложившихся условиях, просит помочь ему с ликвидацией задолженности. Министр высказала готовность оказать ему содействие в трудоустройстве через барановичский городской центр занятости населения, а также вернуться к рассмотрению вопроса о задолженности.
Она отметила, что в настоящее время разрабатывается проект документа об освобождении индивидуальных предпринимателей от уплаты взносов в ФСЗН за периоды неосуществления ими своей деятельности на основании подтверждающих налоговыми или регистрирующими органами сведений о таких периодах. Также будет проработан вопрос об освобождении индивидуального предпринимателя от уплаты взносов в ФСЗН в период приостановления предпринимательской деятельности в связи с уходом за лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе, или инвалидом первой группы, – по аналогии с индивидуальными предпринимателями, ухаживающими за ребенком в возрасте до 3 лет.
На прием к Министру приехали жители различных регионов республики и Минска. В частности, жительница Гродненской области обратилась за назначением ей льготной пенсии, поскольку несколько лет была бортпроводником. «Вы вправе написать заявление по этому вопросу, приложить подтверждающие стаж работы документы. Специалисты рассмотрят их и проинформируют вас о том, возможно ли назначение вам пенсии за работу в особых условиях труда, – законодательством установлены четкие критерии, исходя из стажа», – отметила Ирина Костевич.
Один из вопросов жительницы г. Горки касался создания общественной организации инвалидов. Министр труда и соцзащиты пояснила пожилой женщине порядок обращения по этому вопросу в компетентные органы (после приема заявительнице будет дана подробная письменная консультация). «Кстати, уже сейчас вы можете обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства, где созданы различные клубы и кружки по интересам. Если вам интересно будет участвовать в их работе – пожалуйста. Возможно и образование нового кружка или клуба, если у вас и ваших единомышленников есть такое желание», – добавила глава профильного ведомства.
Остальные вопросы, с которыми обратились на прием к Министру, касались пенсионного обеспечения, увольнения с работы, несогласия с судебным решением и др. Всем заявителям даны разъяснения в соответствии с законодательством.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
В Минтруда рассказали, что нужно знать о работе в выходной день
Выходной день – это свободный от работы день, гарантированный Конституцией и
Трудовым кодексом Республики Беларусь. Что должны знать те, кого наниматель привлекает к работе в законный выходной, корреспонденту
БЕЛТА рассказали в Минтруда.
(фото – БЕЛТА)
Привлечение к работе в выходной день возможно только с соблюдением законодательства. «Привлечение к работе возможно по предложению нанимателя с вашего письменного согласия (например, для выполнения срочного заказа), или же по инициативе работника, но с согласия нанимателя. Однако без согласия работника привлечение возможно в исключительных случаях, требующих предотвращения аварии, катастрофы, устранения стихийного бедствия; предотвращения несчастных случаев, устранения неполадок в системах жизнеобеспечения (вода, свет, газ, связь), оказания экстренной медпомощи медперсоналом», – сообщили в Минтруда.
При этом нельзя привлекать к работе в выходной беременных женщин, работников младше 18 лет, женщин с детьми до 14 лет или детьми-инвалидами до 18 лет (без их письменного согласия), инвалидов (если запрещено их индивидуальной программой реабилитации).
Есть особенности и в оплате труда привлеченных к нему в выходные дни. «Предусмотрена доплата к заработной плате в размере не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов), окладов, либо неоплачиваемый день отдыха (по согласованию с нанимателем). Заработная плата за отработанные в такие дни часы начисляется и выплачивается пропорционально отработанному времени», – сообщили в Минтруда.
Максимально допустимое количество выходных для работы – 12 дней в год (кроме исключительных случаев).
По информации
БЕЛТА
Что должен содержать расчетный лист работника, рассказали в Минтруда
Что должен содержать расчетный лист работника сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
К обязательным реквизитам в расчетном листе работника относятся: наименование нанимателя (полное или сокращенное), ФИО работника, должность/профессия, табельный номер (при наличии) и расчетный период (месяц, за который производится выплата).
Кроме того, обязательным является состав заработной платы с расшифровкой, который включает: тарифную ставку, оклад, премии, надбавки (за стаж, квалификацию, вредные условия и т. д.), доплаты (за сверхурочную работу, ночные смены, работу в выходные), компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск), оплату больничных и отпускных (если они были в расчетном периоде), а также другие выплаты (материальная помощь, командировочные и прочие).
Также расчетный лист должен содержать информацию о удержаниях из зарплаты: подоходный налог (НДФЛ – 13 %), отчисления в ФСЗН (1 % – пенсионное страхование), профсоюзные взносы (если работник состоит в профсоюзе), отчисления в иные общественные организации, алименты, возмещение ущерба (если есть).
В листе должны быть указаны итоговые суммы: начисленная зарплата (до вычетов), сумма удержаний и сумма к выплате («на руки»).
Среди дополнительных требований также указано, что расчетный лист может быть в бумажном или электронном виде (с согласия работника). Наниматель обязан выдавать его ежемесячно, обычно в день выплаты зарплаты. Форма листка не унифицирована, но должна быть понятной и содержать все обязательные данные.
В Минтруда подчеркнули, что если наниматель не выдает расчетный лист или в нем отсутствует обязательная информация, работник вправе потребовать разъяснений или обратиться в госинспекцию труда.
По информации
БЕЛТА
Как оплатить обучение при помощи семейного капитала, рассказали в Минтруда
Многодетные семьи в Беларуси могут оплатить обучение в вузе или колледже с помощью семейного капитала. Как это сделать, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве напомнили, что средства семейного капитала можно направить на оплату среднего специального или высшего образования в государственных учреждениях, а также в учебных заведениях потребительской кооперации и Федерации профсоюзов Беларуси.
Средства можно использовать досрочно, не дожидаясь 18 лет ребенка. Оплатить обучение можно для членов семьи (родителей, детей, супругов). Под условия подходят любые формы получения образования: очная, заочная и дистанционная.
Для того чтобы оформить оплату обучения, необходимо собрать документы: паспорт заявителя, решение о назначении семейного капитала, договор с учебным заведением и справку о том, что ребенок является студентом (учащимся).
Собрав документы, родители подают заявление в службу «Одно окно». После того как решение о досрочном распоряжении будет принято, родители могут обратиться в Беларусбанк для перечисления средств на счет учебного заведения.
Срок рассмотрения заявления в исполкоме – до 1 месяца. Срок перечисления средств в банке – 31–41 день.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Минтруда и соцзащиты: вступили в силу изменения в перечнях профессий для подготовки рабочих
На основании постановления Минобразования и Минтруда и соцзащиты № 64/26 от 9 апреля 2025 г. с 25 мая 2025 года вступают в силу следующие изменения.

Корректировка перечня профессий
1. Включены в Перечень новые профессии рабочих (флорист, контролер распределительных электрических сетей и оборудования наружного освещения, машинист крана башенного, монтажник фасадных систем, оператор линии по производству гидроскрепленных полотен, и другие).
2. Исключены из Перечня отдельные профессии (санитарка, комплектовщик товаров). При их приеме на работу не требуется освоение образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Изменены сроки профподготовки для ряда профессий
По отдельным профессиям рабочих сокращены сроки профподготовки (няня, сестра-хозяйка, оператор электронно-вычислительных машин, переводчик рисунков, станционный рабочий и другие).
Расширены диапазоны разрядов для профподготовки по отдельным профессиям
Дежурный по переезду – разряды 2–4 (ранее только 2).
Машинист экструдера – разряды 2–4 (ранее только 2).
Дробильщик – разряды 2–3 (ранее только 2).
Ремонтировщик резиновых изделий– разряды 1–4 (ранее только 1).
Напоминаем!
Наниматели при организации профессиональной подготовки на производстве обязаны по окончанию обучения выдать работнику свидетельство о подготовке рабочего (образец свидетельства утвержден постановлением Минобразования от 19 августа 2022 г. № 274).
Обращаем внимание нанимателей!
Минобразования и Минтруда и соцзащиты рассматривают инициативы по исключению из Перечня отдельных профессий рабочих (разрядов работ), для которых не требуется обучение, а характерна индивидуальная подготовка в процессе трудовой деятельности (до двух недель).
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь