В агентство по контролю качества образования планируется объединить департамент Минобразования и РИКЗ
В агентство по контролю качества образования планируется объединить департамент Минобразования и РИКЗ, сообщил сегодня журналистам Министр образования Игорь Карпенко.
Агентство должно стать центром, обеспечивающим формирование в стране системы независимой оценки качества образования. Оно будет создано путем объединения подчиненных Министерству образования структур – департамента контроля качества образования и Республиканского института контроля знаний. «Две эти базовые структуры должны перерасти в единую», – сказал Министр.
Качество образования будет определяться в том числе путем участия в международных программах по оценке образовательных достижений учащихся. Таких как PISA (Programme for International Student Assessment), к которой Беларусь уже присоединилась. Министр подчеркнул, что это позволит стране сверять свою практику с лучшими мировыми наработками. Суть анализа в том, чтобы оценивать, насколько учащийся может применить на практике знания, полученные в школе.
Во время Республиканского педагогического совета обсуждались перспективы введения независимой аттестации выпускников базовой школы. Речь шла также о том, чтобы заменить комплексным общеобразовательным тестом выпускные экзамены за курс средней школы. Министр отметил, что эти преобразования необходимо проводить, ориентируясь на опыт вступительной кампании в вузы, в частности, прозрачной и понятной всем системы ЦТ.
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)
С 1 сентября психолого-медико-педагогическую комиссию смогут пройти и совершеннолетние. Это обусловлено новым Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Подробнее о работе комиссии на круглом столе в пресс-центре БЕЛТА рассказала консультант отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Людмила Мордович.
Людмила Мордович подчеркнула, что в обновленном положении сделан важный акцент на деятельность психолого-медико-педагогической комиссии для проведения психолого-медико-педагогического обследования нуждающихся в получении специального образования и коррекционно-педагогической помощи. «Целью деятельности комиссии в первую очередь определены своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования, коррекционно-педагогическая помощь, создание специальных условий, определение образовательной программы и учебного плана обучения и воспитания, а также рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи», – отметила она.
Консультант пояснила, что исходя из изменений, с 1 сентября комиссия проводит обследование как в отношении несовершеннолетнего по инициативе и в присутствии законного представителя, так и в отношении совершеннолетнего по его инициативе для определения необходимости создания для него специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования взрослых.
Она также отметила, что в новом Положении сконцентрировано внимание на необходимых документах для проведения обследования, а также возможности запросить дополнительные документы для решения сложных случаев дифференциальной диагностики, нарушений в физическом или психическом развитии и рисках их возникновения. «Повторное обследование может проводиться при необходимости изменения образовательного маршрута в связи с окончанием срока действия заключения государственного ЦКРОиР и при переходе на другую степень или другой уровень образования», – добавила Людмила Мордович.
Кроме того, изменениями закреплено оказание методической помощи педагогам учреждений профессионально-технического, средне-специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи в вопросах реализации принципа инклюзива образования и формирования инклюзивной культуры у участников образовательного процесса.
Также изменениями закреплено требование к психолого-педагогической характеристике, предоставляемой учреждением. «Теперь она расписана широко, понятно и доступно», – сказала она. И добавила, что с родителями также будет проводиться разъяснительная работа об особенностях содержания рекомендованных образовательных программ специального образования, учебных планов, организации образовательного процесса и возможностях дальнейшего образования их детей.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 мая заслушал доклад по вступительной кампании.
На доклад к Президенту пришли Заместитель Премьер-министра Наталья Петкевич, возглавляющая государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании, Первый заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов, Министр образования Андрей Иванец и Председатель КГК Василий Герасимов. Каждый их них представил Главе государства информацию по своему направлению.
«О сути нашего разговора. Нюансы, конечно, важны, поэтому мы коснемся и нюансов нашей вступительной кампании. Но самое главное – наш разговор должен продемонстрировать людям, населению, что мы держим в поле зрения на самом высоком уровне процесс организации вступительных экзаменов в вузы и экзаменов об окончании среднего и базового уровней образования. То есть школы и вузы. Особенно поступление в вузы. Мы прекрасно знаем, какое значение имеет это событие в ответственной семье. Сами через это проходили. Очень важно обеспечить такую систему, которая бы убеждала наших людей в справедливости проведения этой кампании», – сказал Александр Лукашенко.
«Я не сомневаюсь, что будет честно. Хотя нечестно и не было», – добавил Президент.
«Не было», – подтвердил Василий Герасимов.
«Просто надо родителям и абитуриентам понимать, что все будет честно. Не надо идти на какие-то ухищрения. Приходить в аудиторию для сдачи экзаменов надо со своими знаниями. Знания плюс удача – и будешь учиться в вузе. По крайней мере, если какая-то случайность, мы, Наталья Владимировна, подумаем над тем, чтобы случайностей этих избежать. И если что-то случится, мы должны видеть и это – посмотреть на тех людей, которые, может быть, к нам обратятся для того, чтобы мы еще раз взглянули на их знания. Наверняка, где-то кого-то потеряем. Но терять мы не должны. Не надо в этой ситуации обидеть семьи и, самое главное, молодого человека, который становится на нормальный жизненный путь», – потребовал Глава государства.
Александр Лукашенко поинтересовался, как прошел централизованный экзамен и оправдало ли себя это нововведение. «Если оправдало, то в чем? Только откровенно. Если где-то ошиблись, надо эту ситуацию исправлять. Ни в коем случае ее нельзя ретушировать, потому что это очень серьезное дело», – подчеркнул он.
Как было доложено Президенту, вступительная кампания в этом году не претерпела значительных изменений и проходит по устоявшемуся алгоритму. «Но существует, пусть небольшой (полтора-два процента), недобор на бюджетные места. Мы должны принимать меры, чтобы эти места были заняты. Мы же готовим за счет бюджета тех специалистов, которые очень нужны для народного хозяйства. Минобразования, правительство как в этом направлении работают? Что сделали и что надо сделать?» – спросил Глава государства.
Президент напомнил о своем требовании обеспечить прозрачность вступительной кампании. По его словам, важно не потерять возможность увидеть каждого абитуриента.
«Много об этом говорим. Это все хорошо – централизованные экзамены, тестирование и прочее. Но мы сами помним процесс сдачи экзаменов и положительно оцениваем, когда преподаватель и абитуриент сидят напротив друг друга и преподаватель видит этого абитуриента. Все ли сделано для этой прозрачности? Это главный элемент справедливости», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также поинтересовался, какие льготы предоставлены абитуриентам и насколько объективен этот процесс. «Я вас знаю. Вы, сидящие за этим столом, люди не только образованные, но и отличники. И вы все можете оценивать со своей позиции: вот, знания, знания, не знаешь – иди вон и так далее и тому подобное. А по итогу, вы помните, когда мы заканчивали вузы, те, которые были слабаками, если исходить из этих критериев, оказывались посильнее тех отличников, которые сдавали экзамены. Поэтому хотелось бы услышать здесь вашу оценку», – сказал Глава государства.
Президент отметил положительный опыт по популяризации профессионально-технического образования среди молодых людей. Абитуриенты стремятся поступать в колледжи, и наборы там растут.
«Это хорошо, не может не радовать. Какие дополнительные меры еще надо принять для того, чтобы люди шли получить профессионально-техническое образование? Может быть, и на моем уровне нужно предпринимать какие-то меры?» – уточнил Александр Лукашенко.
Согласно представленной Главе государства информации, в этом году на уровень профессионально-технического образования планируется принять 28 тыс. человек, что на 1,2 тыс. больше, чем в 2024 году.
Президент уточнил у Министра образования Андрея Иванца, как проходит в этом году вступительная кампания, как организована сдача централизованных экзаменов и тестирования, кто и когда проходит эти испытания.
«Вступительная выпускная кампания проходит строго на принципах равенства, справедливости и прозрачности, – подчеркнул Министр. – В третий раз выпускники 11-х классов сдают два централизованных экзамена – один предмет по выбору и второй – государственный язык. Вместо четырех экзаменов, которые ранее проходили в школе».
На уточняющий вопрос Президента, как именно проходят централизованные экзамены, Андрей Иванец пояснил, что ЦЭ – это фактически контрольная работа, которая выполняется в тестовой форме. В последующем работы проверяет компьютер, и после машины – два независимых человека перепроверяют. «Здесь полностью исключено право на ошибку», – заверил Министр.
Выпускники школ в этом году сдавали ЦЭ в единые даты – 26 и 29 мая по предмету на выбор и по одному из государственных языков соответственно. Было задействовано 144 пункта проведения ЦЭ.
«Сдают выпускники средней школы. То есть 11 классов закончил – и ты не в школе, как раньше… Ты не четыре (экзамена. – Прим.) сдаешь, а один на выбор и белорусский или русский язык», – уточнил Александр Лукашенко, и Министр подтвердил, что это так и есть. Выпускники школ сдают два ЦЭ и получают по итогам аттестат за 11 классов образования.
Этот аттестат в последующем можно использовать для поступления в учреждения высшего образования. Правда, необходимо будет еще сдать централизованное тестирование по предмету, который выбирают в зависимости от профиля того вуза, где хочет продолжить обучение выпускник.
«Если ты историю за 11 классов сдавал, то ты поступаешь куда-то на истфак или гуманитарный факультет, где есть история», – пояснил Президент. Это подтвердил и Министр образования: «Берешь сертификат (о прохождении ЦЭ или ЦТ. – Прим.) и используешь (для подачи документов в вуз. – Прим.)».
«Если на отлично сдал, то, конечно, будешь его использовать, – резонно заметил Глава государства. – Если нет, то ты можешь еще сдавать экзамен в вуз. Так?»
Андрей Иванец объяснил, что каждый выпускник может сдать ЦТ только по одному предмету. «Мы ушли от того, когда была возможность сдавать четыре ЦТ. Для чего? Чтобы уйти от беготни (абитуриентов по разным специальностям вузов во время приема документов. – Прим.), – сказал он. – Когда сдают два ЦЭ и одно ЦТ, даже если абитуриент пойдет в различные вузы, то он пойдет по одному профилю, будь то инженер, гуманитарий, либо экономист, либо правовед. Это очень важная мера».
Глава государства поинтересовался, сколько в итоге вступительных испытаний проходит выпускник, который хочет учиться, к примеру, на истфаке в вузе. По словам Министра, на специальности такого профиля нужно сдать ЦЭ по русскому или белорусскому языку, обязательный для всех выпускников, а также сдать историю и обществоведение в форме ЦЭ и ЦТ.
«Три сертификата в итоге получают (выпускники, желающие поступить в вуз. – Прим.), – вступил в разговор Первый замглавы Администрации Президента Владимир Перцов. – Для поступления на историческое направление у него должно быть три сертификата на руках. Но не так, чтобы он бегал в разные направления вузов. А чтобы была профилизация на ранних подступах».
В свою очередь Заместитель Премьер-министра Наталья Петкевич, которая возглавляет государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, обратила внимание, что у выпускников нет возможности сдавать тестирование сразу по нескольким предметам, нужно выбрать только один – именно тот, который понадобится для поступления на определенную специальность вузов. И если, например, кто-то плохо сдал историю на ЦТ, у него нет возможности сдать еще тестирование по другому предмету. «Пересдать, Александр Григорьевич, нельзя. Потому что уже сдал. Ты можешь только одно ЦТ (выбрать и сдать. – Прим.). То есть если история плохо, тогда уже по конкурсу в другой вуз, где есть тоже историческая специальность, но меньше проходные баллы», – пояснила она.
«Это устраивает? Особенно семьи наших абитуриентов?» – спросил Президент.
«Абитуриенты и родители это положительно воспринимают, потому что это снимает дополнительный стресс и двойную нагрузку, когда надо было сдавать экзамен как в школе, так и при поступлении в университет», – заверил Министр образования.
«А достаточно ли этого для того, чтобы был нормальный стресс для абитуриента? Чтобы он понимал, куда он поступает…» – продолжил Глава государства.
На это Министр ответил, что во время двух централизованных экзаменов 8 человек не смогли закончить их по медицинским показаниям. Скорее всего, из-за стресса, сказал он. Им была своевременно оказана медицинская помощь, и они смогут в резервные сроки сдать свои ЦЭ – 21 и 23 июня. Для этого созданы все условия.
Кроме того, как подчеркнул Андрей Иванец, в этом году ужесточили требования по использованию мобильных телефонов. «Они запрещены не только в аудиториях, где непосредственно проходит экзамен, но в целом на пункте проведения ЦЭ. С централизованного экзамена был удален только один человек за мобильный телефон и один человек за то, что продолжал заполнение бланка после окончания времени. Из 56,6 тыс. выпускников, полагаем, это хороший результат», – отметил Министр.
«Хороший, – согласился Президент. – То, что вы требования ужесточаете, особенно телефоны и прочее, об этом даже говорить не надо. Ты пришел (на экзамен или тестирование. – Прим.) – главное, чтобы в руках голова была. Пришел – садись, работай. Поэтому здесь не обсуждается жесткость и так далее».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
На основании постановления Минобразования и Минтруда и соцзащиты № 64/26 от 9 апреля 2025 г. с 25 мая 2025 года вступают в силу следующие изменения.
Корректировка перечня профессий
1. Включены в Перечень новые профессии рабочих (флорист, контролер распределительных электрических сетей и оборудования наружного освещения, машинист крана башенного, монтажник фасадных систем, оператор линии по производству гидроскрепленных полотен, и другие).
2. Исключены из Перечня отдельные профессии (санитарка, комплектовщик товаров). При их приеме на работу не требуется освоение образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Изменены сроки профподготовки для ряда профессий
По отдельным профессиям рабочих сокращены сроки профподготовки (няня, сестра-хозяйка, оператор электронно-вычислительных машин, переводчик рисунков, станционный рабочий и другие).
Расширены диапазоны разрядов для профподготовки по отдельным профессиям
Дежурный по переезду – разряды 2–4 (ранее только 2).
Машинист экструдера – разряды 2–4 (ранее только 2).
Дробильщик – разряды 2–3 (ранее только 2).
Ремонтировщик резиновых изделий– разряды 1–4 (ранее только 1).
Напоминаем!
Наниматели при организации профессиональной подготовки на производстве обязаны по окончанию обучения выдать работнику свидетельство о подготовке рабочего (образец свидетельства утвержден постановлением Минобразования от 19 августа 2022 г. № 274).
Обращаем внимание нанимателей!
Минобразования и Минтруда и соцзащиты рассматривают инициативы по исключению из Перечня отдельных профессий рабочих (разрядов работ), для которых не требуется обучение, а характерна индивидуальная подготовка в процессе трудовой деятельности (до двух недель).
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Войтехович рассказала журналистам, с какими вопросами люди обращаются в приемную Национальной комиссии по правам ребенка, передает корреспондент БЕЛТА.
В Беларуси координирующую роль в сфере защиты прав и законных интересов детей исполняет Национальная комиссия по правам ребенка, она осуществляет контроль и анализирует деятельность госорганов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию различных госпрограмм по их поддержке. «В приемную Национальной комиссии по правам ребенка в первом квартале этого года обратились более 25 человек. Люди нуждались в оказании консультативной юридической помощи, затрагивались вопросы, касающиеся общения с детьми при раздельном проживании родителей, несогласия с действиями государственных органов по вопросам опеки и попечительства над детьми, также интересовались реализацией прав и гарантий, предусмотренных для детей, например, перераспределением на другое место работы», – рассказала Елена Войтехович.
Она отметила, что графики приема граждан членами Национальной комиссии по правам ребенка размещены на сайте Министерства образования, а также Национального центра художественного творчества детей и молодежи, на базе которого функционирует приемная комиссия.
По информации БЕЛТА
Концепция развития инженерного образования, утвержденная Правительством до 2035 года, разработана в целях развития, повышения качества подготовки инженерных кадров и обеспечения технологической безопасности Беларуси. Она предусматривает модернизацию образовательной среды, совершенствование содержания образования. Каких уровней образования это коснется и какие конкретно мероприятия планируется провести, корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель Министра образования Александр Баханович.
– Александр Геннадьевич, что определяет принятая концепция?
– Принятая концепция, по сути, определяет роль и место высшего технического образования, обеспечивающего подготовку инженерных кадров качественно нового уровня, технологическую безопасность государства и возможность расширения инновационной деятельности. Безусловно, не останутся в стороне уровни среднего-специального и профессионально-технического образования, которые сегодня интегрированы с высшим образованием.
Концепция предусматривает меры научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения инженерного образования. Укрупненно можно выделить четыре основных направления реализации концепции: модернизация образовательной среды, совершенствование содержания образования и образовательных технологий, повышение эффективности преподавательской деятельности, популяризация профессии инженерно-технического работника. По всем направлениям разработан детальный план мероприятий, а также показатели и индикаторы социально-экономической эффективности концепции.
Основной интегральный показатель реализации концепции – полное соответствие компетенций молодых специалистов требованиям современных технологических укладов.
– Принятым документом предусмотрено создание на базе вузов центров компетенций, в том числе закупка современного высокотехнологичного оборудования, для обеспечения опережающей подготовки специалистов по инженерным специальностям с учетом потребностей организаций – заказчиков кадров. Есть ли такие сейчас, сколько их будет создано и на базе каких вузов?
– Для реализации концепции разработана Программа создания на базе учреждений высшего образования центров компетенций, на базе организаций-заказчиков кадров – учебных центров. Эта работа уже началась. За счет средств республиканского бюджета в 2024 году созданы три таких центра и в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Брестском государственном техническом университете, Белорусской государственной академии связи. Поставлена задача c 2025 года приступить к созданию на базе вузов не менее 12 центров компетенций инженерно-технического профиля (БГУ, БНТУ, БГТУ, ПГУ, ГГТУ, БРУ и др.). Сегодня порядка 20 вузов страны проводят подготовку специалистов инженерного профиля по более чем 100 специальностям. В рамках сетевой формы подготовки все студенты пройдут обучение в этих центрах и смогут работать на самом современном оборудовании. На базе предприятий появится не менее 70 учебных классов.
Кроме того, в вузах будут созданы студенческие конструкторские бюро для решения актуальных инженерно-технических задач предприятий, что позволит повысить уровень взаимодействия профессионального образования с реальным сектором экономики.
– Появятся ли в вузах новые дисциплины под потребности предприятий реального сектора экономики?
– Безусловно. Разработка и открытие новых перспективных инженерных специальностей под потребности предприятий реального сектора экономики является одной из главных задач концепции. В Беларуси создана развитая система высшего инженерного образования. Вместе с тем приоритеты нашего экономического развития определяются глобальными технико-технологическими, экономическими и социальными изменениями и вызовами: жесткая глобальная конкуренция на рынке товаров и услуг, цифровизация промышленности и смежных отраслей, интеллектуализация и виртуализация производственных процессов, применение технологий искусственного интеллекта. Мы должны уметь противостоять этим угрозам и динамично развиваться как в традиционных, так и в новых отраслях экономики. Это могут сделать специалисты высокой квалификации, подготовленные на качественно новом уровне.
В концепции определены основные направления разработки новых специальностей для инновационных и наукоемких отраслей экономики: инженерия искусственного интеллекта, инженерия данных и аналитика, киберфизические системы и интернет вещей, биомедицинская инженерия, умные города и инфраструктура, аэрокосмическая инженерия.
– За счет чего будет расширена подготовка инженерных кадров по междисциплинарным специальностям, в том числе применяющих технологии искусственного интеллекта, машинного обучения, цифровых двойников, квантовых вычислений?
– Для подготовки инженерных кадров междисциплинарного уровня планируем работать по следующим направлениям. Во-первых, это повышение эффективности взаимодействия учреждений высшего, среднего специального и общего среднего образования, ориентированного на выявление и поддержку мотивированных одаренных абитуриентов, опережающую подготовку специалистов с опорой на углубленное физико-математическое образование, широкое применение интегрированных программ подготовки с оптимальными сроками. Во-вторых, это проектирование образовательных стандартов нового поколения с гибкими сроками и формами обучения, персонализация образовательного процесса, увеличение продолжительности практик, применение дуального образования и обязательная подготовка студентов по рабочим профессиям. В-третьих, широкое участие в образовательном процессе заказчиков кадров, специалистов высокотехнологичных предприятий и ведущих ученых НАН Беларуси, талантливой молодежи, лауреатов и стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь, победителей международных и республиканских олимпиад и конкурсов. И, наконец, это развитие ученического и студенческого стартап-движения, поддержка технико-технологических предпринимательских инициатив обучающихся и преподавателей.
– Будет ли расширяться вовлеченность организаций – заказчиков кадров в подготовку таких специалистов?
– Будущие работодатели активно участвуют в подготовке специалистов. Именно заказчики кадров формируют содержание образования. На данный момент все образовательные стандарты разработаны на основе профессиональных стандартов, где определены требования к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам, которыми должен владеть специалист. Широко вовлечены специалисты организаций – заказчиков кадров непосредственно в учебный процесс, активно участвуют в профориентации, развитии материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений образования.
Вместе с тем решение новых задач требует и новых подходов, в том числе по степени вовлеченности работодателей в подготовку инженерных кадров новой формации. Повышение уровня этой вовлеченности проходит красной нитью в концепции и Программе создания центров компетенций и учебных центров, определено показателями и индикаторами социально-экономической эффективности концепции.
Мы уверены, что совместными усилиями сможем выполнить главную стратегическую задачу концепции - повышение качества подготовки инженерных кадров и обеспечение технологической безопасности Беларуси.
Светлана Пекарь, БЕЛТА