05.09.2017
Суд Партизанского района г. Минска вынес приговор по уголовному делу по обвинению сотрудников Ошмянской таможни
Судом Партизанского района г.Минска 5 сентября 2017 года постановлен приговор по уголовному делу по обвинению в совершении ряда коррупционных преступлений сотрудников таможенного пункта пропуска «Каменный Лог» Ошмянской таможни.
Суд Партизанского района г.Минска приговорил:
Ла-ко, Ш-та, В-ого, Б-ча, Н-ого, Ч-на, Ча-тя, К-ка, К-ча, С-ко, Юр-тя признать виновными в принятии должностным лицом для себя материальных ценностей, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, за выполнение в интересах дающих взятку и представляемых им лиц действий, которые должностное лицо могло совершить с использованием своих служебных полномочий, а также за невыполнение в интересах дающего взятку и представляемых им лиц действий, которые должностное лицо должно было и могло совершить с использованием своих служебных полномочий, организованной группой, в особо крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.430 УК.
На основании ч.3 ст.430 УК назначить наказание:
Ла-ко в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 2 ранга»;
Ш-та в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 2 ранга»;
В-ому в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 3 ранга»;
Б-чу в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 2 ранга»;
Н-ому в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «советник таможенной службы 3 ранга»;
Ч-ну в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 2 ранга»;
Ч-тю в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 2 ранга»;
К-ку в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет 6 (шесть) месяцев в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 2 ранга»;
К-чу с применением ч.2 ст.66 УК в виде лишения свободы на срок 11 (одиннадцать) лет 6 (шесть) месяцев в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 1 ранга»;
С-ко в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 2 ранга»;
Юр-тю в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя власти, на срок 5 лет, с лишением в силу ст.60 УК специального звания «инспектор таможенной службы 1 ранга».
Гражданские иски Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в интересах государства о взыскании с обвиняемых дохода, полученного преступным путем, удовлетворены частично.
Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован и опротестован в установленном законом порядке.
По сообщению официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь
В Генеральной прокуратуре состоялось республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией
Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялось заседание республиканского координационного совещания, на котором рассмотрены вопросы эффективности принимаемых государственными органами и иными организациями мер по борьбе с коррупцией.
В работе совещания приняли участие Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Рахманов, руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Валерий Вакульчик, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Гора, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Алексей Волков, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский, Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Вадим Синявский, начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Андрей Павлюченко, Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Юрий Горлов, председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Геннадий Казакевич, первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь Андрей Конюшко, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, начальники областных и города Минска управлений внутренних дел, иные должностные лица.
Открывая заседание, Андрей Швед отметил, что в Республике Беларусь последовательно проводится государственная политика в сфере борьбы с коррупцией. Реализуется комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных правонарушений, устранение причин и условий, им способствующих. Принятые правоохранительными органами меры позволили вскрыть криминальные схемы в наиболее значимых сферах экономической деятельности.
Справочно. На протяжении последних лет количество регистрируемых коррупционных преступлений постепенно снижается (с 1 603 в 2015 году до 1 031 в 2024 году). К уголовной ответственности ежегодно привлекается порядка 850 должностных лиц. Не единичны случаи совершения таких преступлений лицами, занимающими ответственное положение.
В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество (48 %) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (34 %). Более 70 % таких преступлений совершены при проведении закупок, исполнении договоров, оказании покровительства коммерческим структурам, а также распоряжении республиканской и коммунальной собственностью.
Причиненный коррупцией ущерб превысил 163 млн рублей.
В ходе совещания отмечено, что высокий уровень коррупционной преступности в отдельных сферах и отраслях экономики свидетельствуют о неполноте принимаемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами мер по предупреждению коррупции и выполнению требований антикоррупционного законодательства.
Прокуроры выявляют многочисленные нарушения порядка проведения процедур закупок, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, истребования письменных обязательств, декларирования, факты нерационального расходования бюджетных средств, получения незаконных вознаграждений, несоблюдения антикоррупционных ограничений.
На заседании отмечено, что работа созданных в организациях антикоррупционных комиссий районного уровня в ряде случаев является формальной и неэффективной. Решения таких комиссий основываются преимущественно на поступающей от правоохранительных органов информации. Выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции, должного внимания не уделяется. Принимаемые меры нередко ограничиваются привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Ненадлежащим образом решаются вопросы подбора и расстановки руководящих кадров: каждое пятое коррупционное преступление совершено руководителем государственного органа или иной организации, обязанным лично принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Местными исполнительными и распорядительными органами не обеспечен должный контроль за соблюдением ограничений на трудоустройство лиц, уволенных по дискредитирующим основаниям.
Недостаточное внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств.
Не в полной мере работает механизм ограничения участия в государственных закупках юридических лиц, привлекавшихся к ответственности за подкуп.
Отсутствие правового ограничения позволяет юридическим лицам, уличенным в коррупции, иной противоправной деятельности, участвовать в государственных закупках на биржевых торгах.
В завершение Генеральный прокурор Республики Беларусь ориентировал следователей на возможность проведения с 1 сентября 2025 г. по уголовным делам криминологических экспертиз специалистами НПЦ Генеральной прокуратуры по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений в случае, если имеются признаки того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть обусловлены недостатками правового регулирования. Наряду с другими предложениями поручил изучить вопрос подготовки нормативного правового акта, устанавливающего единый порядок (механизм) информирования правоохранительных органов руководителями государственных органов и организаций о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений и иных деяний, создающих условия для коррупции, а также направления информации, связанной с фактами, свидетельствующими о коррупции.
По итогам совещания выработан комплекс конкретных организационно-практических мер, призванных повысить эффективность борьбы с коррупцией.
В рамках мероприятия Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед ответил на вопросы представителей СМИ.
По сообщению
официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь)
Апелляционный экономический суд. Когда начнет действовать и какие вопросы будет разрешать?
Образование Апелляционного экономического суда обеспечит более оперативное и качественное отправление экономического правосудия. Таким мнением с журналистами поделился заместитель Председателя Верховного Суда Юрий Кобец, передает корреспондент
БЕЛТА.
С 1 января 2026 г. вступают в силу основные положения Кодекса гражданского судопроизводства. «Со вступлением в силу настоящего кодекса мы подходим к одному из завершающих этапов судебно-правовой реформы в Республике Беларусь. А самое главное – эта реформа влечет за собой создание Апелляционного экономического суда», – сказал Юрий Кобец.
По сути, экономические суды впервые в своей истории будут работать в трехзвенной системе. При этом областные экономические суды и Экономический суд города Минска будут выступать в качестве судов первой инстанции. Апелляционный экономический суд – в качестве второй, апелляционной, инстанции.
«Создание Апелляционного суда продиктовано прежде всего необходимостью обеспечить более оперативное и качественное отправление экономического правосудия. Мы сразу решаем несколько задач, – отметил Юрий Кобец. – Первая задача – это выделение апелляционной инстанции из экономических судов областей и города Минска. В настоящее время две инстанции находятся в одном суде, что является не совсем правильным и вызывает достаточно обоснованные нарекания со стороны участников процесса».
Зампредседателя Верховного Суда отметил, что Апелляционный экономический суд будет работать в составе 27 судей, включая председателя и двух его заместителей.
«Что касается комплектования Апелляционного экономического суда, оно будет производиться исключительно за счет кадров системы судов общей юрисдикции. То есть ни одной дополнительной единицы – ни судей, ни государственных служащих, ни сотрудников аппарата суда – мы не берем в этот суд», – пояснил Юрий Кобец.
В Апелляционном суде будут образованы Президиум, апелляционная судебная коллегия, судебная коллегия по рассмотрению гражданских дел в качестве суда первой инстанции и по делам об административных правонарушениях.
К компетенции Апелляционного суда будут относиться рассмотрение гражданских дел по экономическим спорам, вытекающим из хозяйственных правоотношений, а также надзор за деятельностью нижестоящих областных экономических и Экономического суда города Минска.
Апелляционный экономический суд начнет действовать с 1 января 2026 г. Сейчас в исторической части Минска, по адресу ул. Мясникова, 5 возводится здание. Ввод в эксплуатацию запланирован на ноябрь текущего года. В современном здании будут обустроены восемь залов судебных заседаний, зал Президиума. Все залы оснастят современными аудиовизуальными системами для фиксации хода судебных процессов.
По информации Верховного Суда, к настоящему времени возведен каркас четырехэтажного здания с подземным этажом и чердачным помещением технического назначения. Проложены наружные инженерные сети, ведутся работы по остеклению оконных проемов, устройству крыши, прокладке внутренних коммуникаций, иные работы. Готовность здания составляет 40 %.
По информации
БЕЛТА
Валентин Сукало: новации в уголовном законодательстве уже исполняются судами
Новации в уголовном законодательстве, вступившие в силу с 3 марта 2025 года, уже исполняются судами. Об этом сообщил Председатель Верховного Суда Валентин Сукало на заседании Пленума ВС, посвященном рассмотрению судами уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также по делам о преступлениях, совершенных в составе организованных групп, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Концепция правовой политики Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь 28 июня 2023 г. Она предусматривает очень серьезные изменения действующего уголовного законодательства. Такие изменения уже приняты, они вступили в законную силу 3 марта этого года и, по существу, уже реально исполняются нами», – сказал Валентин Сукало.
Речь идет о Законе от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который вступил в силу с 3 марта нынешнего года.
При работе над этими изменениями Верховному Суду было предложено актуализировать и некоторые постановления Пленума ВС, адаптировать их к существующим реалиям, отметил Валентин Сукало. По его словам, было предложено совместно с Генеральной прокуратурой провести обобщения судебной практики по нескольким категориям уголовных дел и при необходимости внести их на рассмотрение пленума. Результаты двух обобщений сегодня рассматривают на заседании пленума.
Председатель ВС отметил, что представленные проекты постановлений обсуждались на Научно-консультативном совете при Верховном Суде. Кроме этого, был проведен ряд рабочих совещаний и консультаций с представителями Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел. В целом же эти проекты стали результатом согласований и консультаций.
В ходе подготовки обсуждался и вопрос о возможности принятия новых постановлений Пленума по соответствующим категориям дел, заметил Валентин Сукало. Однако с точки зрения законодательной техники количество вносимых изменений не предполагает новых постановлений. Необходима новая редакция двух соответствующих постановлений.
«Необходимо учитывать (и об этом нам говорили ученые), что базовые положения Общей части Уголовного кодекса за эти 20 лет не претерпели изменения», – отметил Председатель ВС, добавив, что это касается многих фундаментальных позиций. Пленум Верховного Суда достаточно ограничен в этой части, не может выходить за пределы базовых положений Общей части УК, обратил он внимание.
Реализация государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, позволила стабилизировать ситуацию в этой сфере. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных веществ, сократилось. Вместе с тем общественная опасность таких деяний не исчезла. Статистикой отмечается увеличение объемов изымаемых в стране наркотических средств, возросло на 3,6 % количество установленных лиц, совершающих их сбыт, в том числе несовершеннолетних, вовлекаемых в их незаконный оборот. Это свидетельствует о сохраняющейся наркоугрозе и требует принятия действенных комплексных мер по ее искоренению.
Пленум обратит особое внимание судов на значимость правильного применения законодательства и постановления законных, обоснованных и справедливых приговоров, которые должны быть направлены на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и предупреждение преступных посягательств. Суды будут ориентированы при назначении наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в составе организованных групп, на неукоснительное соблюдение требований закона об индивидуализации ответственности, поскольку законность и справедливость – это два тех ключевых признака, которые неразрывно должны следовать как при рассмотрении дела, так и при назначении наказания.
По информации
БЕЛТА
Валерий Калинкович: нужно проводить более широкую разъяснительную работу по указу о цифровых токенах
В Беларуси нужно проводить более широкую разъяснительную работу по Указу № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)», сообщил журналистам первый заместитель Председателя Верховного Суда Беларуси Валерий Калинкович, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По его словам, Указ внес предельную ясность для потенциальных участников сделок с криптовалютой: как следует действовать, чтобы не нарушать закон. При таком подходе нечестным людям стало намного сложнее использовать данные инструменты для сокрытия преступных схем или незаконных доходов, для решения иных незаконных вопросов.
«Я думаю, что все-таки прошло не очень много времени для того, чтобы эффект от исполнения этого указа оказался стопроцентным. Находятся люди все равно, которые считают, что указ Президента для них не указ», – заметил Валерий Калинкович.
Он считает, что проблему нужно решать и дальше, в том числе за счет широкой праворазъяснительной работы. «В орбиту ответственности, как показывает практика, попадают в большинстве случаев люди, которые целенаправленно этими вещами занимаются. Но попадают и люди, которые искренне считают, что они действуют правильно только потому, что не знают, как на самом деле надо правильно действовать», – сказал первый заместитель Председателя Верховного Суда.
По информации
БЕЛТА
ВС готовит рекомендации судам по применению Кодекса гражданского судопроизводства
Верховный Суд готовит методические рекомендации нижестоящим судам по применению Кодекса гражданского судопроизводства Беларуси, основные положения которого вступят в силу 1 января 2026 года, рассказал на пресс-конференции первый заместитель Председателя Верховного Суда Беларуси Валерий Калинкович, передает корреспондент
БЕЛТА.
По его словам, сейчас проводится подготовка к работе в условиях действия этого кодекса. Завершен этап подготовки, когда нижестоящие суды должны были новый кодекс проработать, посмотреть, что должно поменяться в их деятельности, проработать вопросы, где требуются серьезные разъяснения со стороны Верховного Суда. И такие вопросы поступили.
«В ближайшее время в суды будут направлены определенные методические рекомендации», – сказал Валерий Калинкович.
Он заметил, что несмотря на всю схожесть нового кодекса с действующим законодательством, сложность заключается в отсутствии опыта его практического применения. Поэтому на этом этапе подготовки судьями ВС будет продолжена работа в регионах по разъяснению его положений.
«К концу текущего года должны выйти на неплохой уровень подготовки», – сказал Валерий Калинкович.
По информации
БЕЛТА