30.10.2017
Глава Департамента по энергоэффективности Госстандарта – о БелАЭС, ночных тарифах на электроэнергию и «умных» городах будущего
В отличие от тех, для кого слово «энергоэффективность» – китайская грамота, мой собеседник знает о ней все. И потому что должность обязывает, и потому что именно такой подход был принят в его семье. Накануне нашей встречи, и в этом есть что-то поистине символичное, в жизни зампредседателя Госстандарта – директора Департамента по энергоэффективности совпало сразу несколько важных дат: личный юбилей и четвертьвековой – комитета. Наша беседа с ним – об экономии, прогнозах стоимости на электроэнергию, перспективах развития ВИЭ, планах на электроэнергию БелАЭС и о многом другом.
По правилам общего рынка
– Михаил Петрович, все мы с нетерпением ждем Закон «Об электроэнергетике». Не так давно он внесен на рассмотрение в Правительство. Что в нем нового?
– Сегодня наша страна – член нескольких международных союзов: это и Союзное государство, и ЕАЭС, и Таможенный союз. Если посмотреть на наших соседей – Российскую Федерацию, Казахстан, – там сферы деятельности в электроэнергетике четко разделены. Существуют отдельно производитель продукции – генерирующая компания, отдельно электросетевая и сбытовая. И ни одна из них не вправе совмещать два и более видов деятельности. Такое разделение дает возможность обеспечить прозрачность ценообразования электроэнергии по всей цепочке. Новый документ у нас именно такое разделение и предусматривает.
Кроме того, принято решение, что уже в 2019 году у нас будет единый рынок электроэнергии с Россией, а значит, уже обязан существовать оптовый и розничный рынок электроэнергии внутри нашей страны. И не надо забывать, что тарифы оптового рынка электроэнергии в разы меньше, чем на розничном. Соответственно, крупные предприятия – главные игроки на этом рынке, от которых во многом зависит ВВП нашей страны, – смогут находиться в более выгодном положении.
Конечно же, дешевая энергия сделает наши энергоемкие предприятия, в числе которых Белорусский металлургический завод, «Гродно Азот», «Беларуськалий», где сырье и энергоресурсы составляют порядка 90% себестоимости продукции, более конкурентоспособными на внешних рынках. У них будет больше прибыли, а значит, государство получит больше налогов.
От этого выиграют все, начиная от работников этих предприятий, заканчивая педагогами и медицинскими работниками.
– Об общем рынке у нас мечтают не первый год. Многие убеждены: он урегулировал бы все спорные вопросы. Но означает ли это, что предприятие сможет купить электричество, где пожелает, – к примеру, где-то в Казахстане, в России?
– Ну, это вряд ли. Купить там электроэнергию в общем понимании будет невозможно хотя бы потому, что ее в ведро не положишь и не принесешь. Без участия системного оператора, электросетевой компании и всех других участников рынка это будет невозможно.
Первоначально предусматривается, что игроками на оптовом рынке станут только крупные потребители. А потом, когда машина заработает, притрутся все болтики и гайки, пойдет цепная реакция, на рынок смогут выходить другие, более мелкие игроки. Но для этого необходимо, чтобы предприятие было оснащено соответствующим техническим оборудованием и квалифицированным персоналом. Например, обязательно наличие системы АСКУЭ, которая контролирует и учитывает расход электроэнергии, телемеханики – системы контроля и дистанционного управления оборудованием, чтобы потребление электроэнергии тем или иным предприятием даже не ежечасно, а ежесекундно мог контролировать системный оператор. В настоящее время это РУП «ОДУ». Ведь оптовый рынок предусматривает не только дешевый тариф, но и дисциплину потребления. Если ты заказал мощность 100 МВт с 9 до 10 утра, ты должен их взять. Если вышел за эти рамки, тариф будет совершенно другим, а проще говоря, неприятно высоким. То есть новый закон дает предприятиям не только новые права, но и диктует новые обязанности.
Почем ватт для народа
– Какой прогноз стоимости электроэнергии на оптовом рынке?
– Прогноз тарифов – дело неблагодарное. Но, по предварительным расчетам Минэнергетики, ГПО «Белэнерго», для реального сектора экономики тариф для конечного потребителя будет на уровне 7,9 цента. Сейчас он составляет 11,3 цента. Разница ощутимая – около 25%. И энергоемкие предприятия обязательно почувствуют снижение тяжести этого бремени.
Стратегией развития энергосистемы предусматривается, что и население будет возмещать 100% себестоимости электроэнергии, которая сейчас оплачивается на уровне порядка 80%. Но это не сильно повлияет на карман потребителя, хотя бы потому, что редкое домохозяйство у нас следит за счетчиком или за тем, чтобы купить технику энергоэффективных классов А или А+. Увы, сегодня люди больше смотрят на начальную стоимость прибора, не задумываясь, что, сэкономив сегодня, они будут больше платить завтра.
– За какими источниками электроэнергии будущее?
– Страна строит АЭС – как для реального сектора экономики, так, конечно же, и для того, чтобы диверсифицировать виды первичных источников энергии. На 95% в электроэнергетике мы зависим от природного газа. Но если на ближайшие годы тарифы на это сырье у нас с Российской Федерацией определены и мы можем строить прогнозы, то нет гарантий, что до 2020–2025 годов тарифы на природный газ не вырастут.
Нельзя сейчас говорить: смотрите, во всем мире стоимость первичных углеводородов падает! Это путь в никуда. Мы не можем вкладывать сотни миллионов долларов, к примеру, в генерацию нефти, потому что она сегодня в цене падает, но рассчитывать на то, что это сырье будет дешевым и завтра, не приходится. Ведь Европа уже проходила такой кризис в 1973 году, когда в энергосистемах европейских стран был полный коллапс. И именно тогда они начали усиленно вводить в эксплуатацию те же установки по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Сейчас даже не в силу экономических, а, скорее, политических решений многие страны Европы декларируют уход от атомной энергетики. Но давайте смотреть откровенно. Энергоблоки той же Франции исчисляются сотнями. Каков энергобаланс, скажем, Германии? Бурый уголь, АЭС, газ и ВИЭ. Да, возобновляемые источники энергии вносят существенный вклад – до четверти в общей выработке электроэнергии в этой стране. Но они шли этой дорогой не одно десятилетие. Тем не менее никто не говорит о выводе из энергобаланса Германии бурого угля. Мы же это сырье вовсе не используем. Вред от него для экологии в части выбросов СО2 в десятки раз выше, чем от природного газа.
– Коснется ли Закон «Об электроэнергетике» реформирования сферы ВИЭ?
– Нет, этот документ вопросов развития и интеграции ВИЭ не касается. Все прекрасно понимают: это направление должно развиваться своим путем. Законом предусмотрено, что электроэнергия от АЭС и 12 станций высокого давления будет покупаться в первую очередь. Это станции, которые вместе с АЭС образуют костяк нашей энергосистемы.
Ночью дешевле
– Сегодня много говорят о том, куда пойдет ночная электроэнергия с АЭС. Называются разные варианты, вплоть до электрифицированного жилья и электромобилей. Какие перспективы наиболее реальны?
– Внутри страны проблема, как использовать электроэнергию в ночные провалы с учетом ввода АЭС, не стоит. В целом в энергетике у нас сейчас работает самое современное, эффективное и высокоманевренное по мировым меркам оборудование. Что касается вопроса применения ночной электроэнергии, постановлением Совмина разработана и утверждена Программа развития энергосистемы с учетом ввода в эксплуатацию БелАЭС. Есть основные мероприятия, которые гарантируют полную интеграцию АЭС в нашу объединенную энергосистему. И они в настоящее время реализовываются. Это и электронагрев в системе ЖКХ, и установка электрокотлов в ГПО «Белэнерго» на энергоисточниках и на групповых котельных.
Но вместе с тем мы не стоим на месте. Мы смотрим, как развивается весь мир. Да, как бы нам ни хотелось, электротранспорт при минимальном количестве электромобилей и отсутствии сети заправок проблему не решит. Но вместе с тем мы четко видим: тарифы на электроэнергию должны быть глубоко дифференцированы в зависимости от времени суток. Возьмем ситуацию в Западной Европе. Там графиком электроэнергии управляет не производитель, а потребитель. Если ты потребляешь ночью, ты потребляешь дешевую энергию. Не дешевле, а именно дешевую. С разницей в разы. Минимум – вдвое. Ночь – это с 23 вечера до 6 утра, когда основное производство спит. То же физическое лицо или предприятие с учетом экономической заинтересованности могли бы какие-то свои технологические процессы смещать по времени суток. Это было бы выгодно и предприятию, и рабочему, который вышел в ночную смену, и энергетикам, которым не нужно выполнять мероприятия по разгрузке станций.
Сейчас используются технологии XXI века, когда тепло можно накопить. И этим может пользоваться вся перерабатывающая промышленность. Можно ночью включать те же компрессорные станции, холодильные установки, чтобы получать холод и тепло. И при утреннем пике потребления с 9 до 11 часов, когда элоектроэнергия дорогая, холод и тепло для предприятия будет втрое дешевле. Я, например, как простой покупатель недоумеваю, как импортные овощи могут по цене совпадать с теми, что производят у нас? А ведь в тепличном производстве порядка 60% себестоимости составляют топливно-энергетические ресурсы. Тут у нас большой резерв. Как и у ряда других предприятий, в том числе строительной отрасли, ЖКХ, машиностроения.
То есть в целом проблема решена, но мы хотим внедрять еще более эффективные решения. Для того же электронагрева, который многие считают прошлым веком. Но позвольте, у нас есть тепловые насосы, которые используют низкопотенциальное тепло тех же канализационных стоков, те же тепловые ВЭРы, охлаждение компрессоров и другие технологические процессы. Причем для получения четырех киловатт тепловой энергии необходимо затратить при применении такой технологии 1 киловатт-час электрической. Почему не развивать этот сегмент?
Теплые дома
– Можно ли сказать, что все новое жилье в той или иной степени у нас энергоэффективное?
– Пока мы не совсем правильно подходим к вопросам строительства. В западных странах застройщик и потребитель в первую очередь учитывают полный период эксплуатации сооружения. При их полном жизненном цикле первоначальные взносы на капитальное строительство составляют лишь 30%, а 70% уходят на последующую эксплуатацию здания – обслуживание, ремонт и, конечно же, энергоресурсы. Но мы уже понимаем, что лучше сделать эти затраты 50х50, чтобы в конечном итоге получить более дешевое жилье при полном жизненном цикле объекта. Кстати, наша Академия наук планирует строить первый в стране пассивный дом, у которого баланс потребления энергоресурсов по году будет равен нулю.
Все больше и больше домов вводится в эксплуатацию с классом энергопотребления А и В. Однако пока четких параметров, которым они должны соответствовать, нет. Как нет и обязательств застройщика перед собственниками жилья ликвидировать несоответствия заложенных в проекте параметров по энергоэффективности после двух-трех лет эксплуатации здания. Этот вопрос сейчас на контроле Правительства. Ситуация должна измениться. Что касается проверок вводимого жилого фонда, пока результаты нас не слишком радуют.
– Умный дом, а шире – умный город. На ваш взгляд, есть ли будущее у «СимбиоСити», который собираются строить у нас в Бресте?
– Во всем мире прежде всего умные города – города энергонезависимые. Но в моем представлении плюс к этому на первом месте там выступают информационные технологии. В таких городах я не был. Знаю, что они используют лишь некоторые энергосберегающие компоненты. Например, энергоснабжение с помощью вторичных энергоресурсов, снижение потребления тепловой энергии, оптимизацию движения общественного транспорта, затрат на городское освещение. Но ведь город – это не только транспорт, тепло, освещение, канализация. Умный город – это когда все эти компоненты связаны одним центральным «мозгом» – сервером, который все это взаимоувязывает и делает удобным и максимально дешевым для конечного потребителя.
У нас есть города, которые идут по этому пути. Это те, кто подписал так называемый Пакт мэров. Дальше всех продвинулись Новогрудок и Новополоцк. Но нельзя назвать их завершенными объектами. Им еще есть куда двигаться. Хотя нужно отдать должное мэрам этих городов, которые первыми выбрали такое движение. Ведь грантовые средства не так велики. Так что главный двигатель проекта – добрая воля и энтузиазм самих жителей. И цифры впечатляют. Из 120 муниципальных образований к этому документу присоединились 22.
– Данные одного из недавних социологических исследований говорят о том, что житель, который не так умен, как его дом, город, страдает от такого соседства, не понимая его смысла. Стали ли наши граждане просвещеннее в вопросах энергосбережения?
– Увы, у нас есть введенные в эксплуатацию дома, где существует горизонтальная система подачи отопления, терморегуляторы, индивидуальные приборы учета. То есть человек может открывать и закрывать вентиль по своему желанию и видеть результаты такой экономии. Так вот в отдельных случаях собственники жилья на общем собрании принимают решение платить по показаниям группового прибора учета тепловой энергии, а про новшества забыть. Посмотрите, везде ли в домах в местах общего пользования работает автоматическое освещение? Многие энергоэффективные лампы заменяют обычными. А в итоге свет горит 24 часа в сутки. Человек, проходя мимо, не понимает, что за эту лампочку платит не кто-то, а он сам. Психологически к экономии энергии граждане идут очень медленно.
– А как заведено в вашей семье?
– Для меня, конечно же, это и стиль жизни. И не только потому, что должность обязывает. Но и воспитание. Я из простой семьи. Мои родители родом из деревни и привыкли экономить. Хотя ведь прежде, в советские времена, в такой экономии необходимости не было. Я – единственный сын, и меня так воспитали: выключить свет, закрыть кран – по-другому нельзя. И даже сейчас моя мама, у которой стоят энергоэффективные лампочки, по привычке включает не две, а только одну.
«Я думал, эти люди – академики, и я так не смогу…»
– Как вы, выпускник БГУИР, пришли в сферу энергоэффективности? Это закономерность, случайность? Все же были времена, когда многие не понимали, что это такое и зачем нужно.
– С электричеством и с экономикой я был связан и раньше, работая на предприятиях реального сектора экономики. После окончания вуза трудился в сфере связи Жлобинского районного узла электросвязи. Но недолго, поскольку родители работали на БМЗ. Отец сказал: «Ну ты же электрик! Давай к нам на завод!» И я проработал там около десяти лет. В силу семейных обстоятельств мне пришлось переехать из родного Жлобина в Минск. В то время был небольшой экономический спад, а я, молодой, энергичный, с двумя вузами за плечами, искал должность заместителя, начальника цеха. Шел на предприятия. Но не сложилось. О Департаменте по энергоэффективности, в тот момент он назывался Комитетом по энергоэффективности при Совмине, узнал от знакомых. Что это небольшая, но «зубастая» структура, которая занимается вопросами энергосбережения.
Абсолютно верно, в тот момент мало кто понимал суть этого термина. Думал, я все знаю, я практик. Но когда пришел в отдел энергетического надзора и нормирования обычным специалистом, первые месяцы было очень сложно. Я не понимал, как начальник отдела департамента может поучать главного инженера предприятия, как он может понимать нормы расхода ТЭР на выпуск продукции. Ведь речь ежедневно идет об очень разных направлениях. Я у себя в цехе не мог знать все. А здесь тебя учит человек со стороны. Я думал, эти люди – академики, и я никогда не достигну их уровня. Увесистые документы, которые нам приносили, читал вечерами. Прочитаю десять страниц, и мне кажется, все – я потерял нить. Отлистываю назад.
– Прошли третью академию?
– Вот именно. Посмотрев на это, думал, поработаю немного и уйду. Я ведь не новичок, работал на производстве, но там все было понятно – был алгоритм действий. Меня спасла практика. Тогда мы много ездили по предприятиям на проверки. И я увидел проблемы на местах. И если ты человек небезразличный – то не просто съездил и забыл, а осмысливаешь технологии производства, специфику, психологию работающих там людей. Это помогло и нарастить свою базу знаний, и понять, что твоя работа нужна, что она приносит пользу государству. Это и остановило меня тогда от ухода. Когда видишь, что после твоей работы энергозатраты предприятия снижаются, что оно в выигрыше, в хорошем смысле заболеваешь этой идеей.
– У меня складывается впечатление, что вы человек очень организованный. Это так?
– Скорее, творческий. К вашему приходу, признаться честно, порядок на столе навел. Обычно у меня тут – гора документов. Все должно быть перед глазами. Чтобы, если меня спросили, например, а как у тебя дела по поводу поставок оборудования белорусского производства в Украину или в Россию, я с легкостью эту информацию нашел. У меня всегда под рукой указы Президента, постановления Правительства. Я должен уверенно ответить на любой вопрос.
– Руководитель, как правило, человек занятой. А на хобби времени хватает?
– Вполне. Главное, проводить свободное время не на диване, не в магазине, а с пользой. Если хорошая погода, многие думают: «Неплохо было бы сходить на рыбалку, покупаться в речке». Я же еду в деревню на мамины «плантации». Занимаюсь там саженцами винограда. Это очень успокаивает. Кроме того, нравится видеть результаты моего труда на долгую перспективу. Я не люблю однолетние растения. Мне нравятся те, которые покажутся во всей красе позже. И ты с гордостью сможешь сказать: «Это посадил я».
– То есть тот мужской минимум – дом, сын, дерево – вы реализовали?
– Да. И деревьев было посажено много. Не только тех, которые плодоносят, но и берез, рябин, дубов.
– А как в вашу жизнь пришло увлечение сноубордингом?
– Лыжи мне нравились всегда. В свое время катался на горных лыжах в Силичах. А вот когда работал в Свердловской области на металлургическом предприятии, увидел молодежь на сноубордах. Они были такими красивыми, модными. Это был 2007 год. Но мне тогда подумалось: это спорт для молодых. Пока не увидел немолодого мужчину, который лихо пролетел мимо меня на сноуборде. Тогда я подумал: а чем я хуже? И оказалось, это не так страшно и сложно. В итоге научился сам и заразил этим увлечением сына и свою крестницу. Теперь они о лыжах и слышать не хотят!
Вера АРТЕАГА, «Рэспублiка», 28 октября 2017 г.
(фото – Юрий Мозолевский)
Председатель Госстандарта Елена Моргунова – о роли стандартизации в ЕАЭС
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Введены стандарты для обеспечения доступной среды
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.

Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Елена Моргунова: сотрудничество Беларуси и России в метрологии и стандартизации вышло на новый уровень
Сотрудничество Беларуси и России в сферах метрологии и стандартизации вышло на новый уровень. Такое заявление на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике и Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, которое прошло в Великом Новгороде в очном и дистанционном форматах, сделала Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Заседание включало рассмотрение более десятка вопросов по профильным направлениям. В Госстандарте обратили внимание, что сотрудничество в области стандартизации и метрологии между Беларусью и Россией впервые рассматривалось на столь высоком уровне.
По словам Елены Моргуновой, двустороннее взаимодействие в этих сферах базируется на более чем 30 документах. На данный момент Госстандарт и Росстандарт прилагают усилия для интеграции информационных фондов в области обеспечения единства измерений. Цель – сокращение временных и финансовых затрат на подтверждение признания первичной поверки поставляемых предприятиями Беларуси и России средств измерений.
Еще один совместный проект – создание единых стандартов Союзного государства. Разрабатывается законодательная база по порядку появления таких стандартов и их статусу. На предстоящую пятилетку намечены и проекты для содействия научно-технологическому развитию Союзного государства. В их числе оценка полноты и достаточности эталонной базы Союзного государства и разработка стандартов в приоритетных сферах, среди которых инновационное машиностроение, машиностроительное оборудование и технологии, интеллектуальное приборостроение, цифровые технологии, искусственный интеллект, технологии в области возобновляемых и невозобновляемых энергоисточников.
В ответ на запрос на создание стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива образования на площадке Постоянного комитета Союзного государства подкомитета по вопросам стандартизации и качества.
«Это важный шаг на пути углубления интеграции Беларуси и России, который повысит оперативность принятия решений по разработке актуальных для Союзного государства стандартов и актуализации требований уже действующих стандартов, а также снизит риск возникновения препятствий при обращении продукции в рамках «двойки», – заключила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Госстандарт разработал Концепцию развития государственной метрологической службы Беларуси до 2030 года
Сегодня, 20 мая, Всемирный день метрологии. В 2025-м он проходит под девизом, объявленным руководителями международных организаций по метрологии, – «Измерения на все времена, для всех людей» и акцентирует внимание на определяющем значении единиц измерений для нашего прошлого, настоящего и будущего. Выбор такой темы не случаен: в этом году Метрической конвенции исполняется 150 лет. Именно этот документ заложил основу для всемирной унификации измерений во всех аспектах нашей деятельности. Белорусские специалисты вносят достойный вклад в развитие метрологии, успешно справляясь с постоянно расширяющимся кругом задач в экономике, социальной сфере, продвигая инновации и прогресс на национальном, интеграционном и международном уровнях. Подробности – в нашем материале.
Неоценимая роль
Метрология без преувеличения присутствует практически во всех сферах нашей жизни. В последние годы потребность в высокоточных измерениях стремительно растет в таких отраслях, как машиностроение, приборостроение и энергетика. Это обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. Поэтому наука об измерениях постоянно совершенствуется, разрабатываются и валидируются новые методы измерений высочайшего уровня сложности, проводятся сличения эталонов для обеспечения достоверности результатов во всем мире. В нашей стране Госстандарт осуществляет проведение единой госполитики в области обеспечения единства измерений, возглавляет государственную метрологическую службу.
– Эталонная база Беларуси при господдержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее совершенствование – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы. За прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025-м в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика.
Метрология также поддерживает научно-технический прогресс, способствует развитию экономики и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
– Международное признание национальных эталонов единиц величин укрепляет доверие к результатам измерений и качеству белорусской продукции, способствуя ее продвижению на зарубежные рынки и увеличению экспортного потенциала страны, – обратила внимание Елена Моргунова. – Измерения присутствуют во всех сферах нашей жизни, с развитием технологий их значимость только увеличивается. Измерения определяют учет ресурсов, разные характеристики и показатели продукции, состояние здоровья человека и окружающей среды, имеют важнейшее значение для освоения новых отраслей и сфер.
Отвечать современным вызовам
Для выполнения поставленных задач на системной основе Госстандарт совместно с Белорусским государственным институтом метрологии разработал два ключевых документа. Речь идет о Концепции развития государственной метрологической службы Беларуси до 2030 года, содержащей цель, задачи и приоритеты развития системы обеспечения единства измерений в стране до 2030-го и Концепции развития эталонной базы Беларуси до 2030 года, которая определяет порядок создания и поддержания системы национальных эталонов единиц величин для обеспечения метрологической прослеживаемости результатов измерений до единиц Международной системы единиц.
– Законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. В Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в Закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
Сейчас в республике функционируют 68 национальных эталонов. Они необходимы для обеспечения точности и прослеживаемости в таких сферах, как производство продукции, защита жизни и здоровья человека, сфера услуг, охрана труда и окружающей среды, атомная энергетика и другие.
Предусматривается, что через пять лет количество национальных эталонов вырастет до 72. Кроме того, в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов. Первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак отметил господдержку по реализации подпрограммы «Эталоны Беларуси», а также двусторонний формат обмена информацией, связанной с повышением качества и достоверности измерений:
– Создаются и модернизируются эталоны с учетом потребностей реального сектора экономики. С одной стороны, промышленность диктует требования к точности и качеству измерений, стимулируя развитие эталонной базы. С другой – наличие современной точной эталонной инфраструктуры позволяет промышленным предприятиям повышать эффективность производства и улучшать качество выпускаемой продукции. То есть мы в двустороннем формате обмениваемся информацией, связанной с повышением качества и достоверностью измерений.
Ставка на развитие
Среди задач, стоящих перед Государственным комитетом по стандартизации до 2030 года, определены следующие ключевые направления: повышение точности и стабильности национальных эталонов величин для обеспечения высокого качества промышленной продукции, разработка национальных эталонов единиц величин для поддержки инновационных технологий, создание новых видов продукции. Ключевым направлением для отечественных метрологов Александр Бурак назвал обеспечение соответствия национальных эталонов единиц величин международным стандартам для поддержки экспорта продукции и интеграции в мировой рынок:
– Нельзя оставить без внимания и вопросы подготовки квалифицированных кадров, проведение профильных научных исследований, внедрение цифровых технологий для автоматизации и оптимизации производственных процессов. Что касается среднего срока службы эталонов, то в Беларуси он достаточно высок и составляет 12 лет, то есть соответствует общемировой практике. Все создаваемые национальные эталоны единиц величин отвечают наилучшим техническим инновационным решениям в области передачи и хранения единиц величин. Мы с уверенностью можем ожидать, что наши национальные эталоны как проходили ранее, так и в последующем будут проходить международные сличения и обеспечивать прослеживаемость до международных эталонов Международной системы единиц.
Общность подходов
Ключевым элементом развития метрологии в современном мире остается международное сотрудничество. Госстандарт поддерживает активное взаимодействие с ведущими мировыми организациями в области метрологии, в их числе Международное бюро мер и весов, Международная организация законодательной метрологии, Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации и не только.
– Участие в международных сличениях национальных эталонов и проведение совместных научных исследований создает платформу для обмена опытом и знаниями с метрологическими институтами других стран. Это помогает повысить качество измерений и развить метрологическую базу, – объяснила Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – Осведомленность белорусских метрологов в современных международных требованиях и участие в их разработке содействуют внедрению современных методик измерений и созданию прогрессивных средств измерений, что в конечном итоге обеспечивает соответствие производимой в республике продукции установленным требованиям. На данный момент Госстандарт прорабатывает направления сотрудничества в области обеспечения единства измерений в рамках ШОС и БРИКС, что будет способствовать развитию партнерства нашей страны с этими организациями.
Практическая плоскость
Каждый из 68 национальных эталонов располагается на территории его организации-хранителя. Одной из таких организаций, наряду с БелГИМ, институтами физики имени Б.И.Степанова и прикладной физики Национальной академии наук Беларуси, является БГУИР. Здесь размещается национальный эталон единицы мощности электромагнитных колебаний в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц, который был введен в эксплуатацию в начале 2025 года.
Сейчас ученые БГУИР завершают работы по созданию национального эталона единицы ослабления в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц. Новые разработки способствуют обеспечению технологической и метрологической независимости страны, позволяют с высокой точностью определять характеристики при производстве продукции в СВЧ-диапазоне или с использованием СВЧ-компонентов, что важно для ее качества и конкурентоспособности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 20 мая 2025 г.