Увеличивать тарифы на проезд по платным дорогам в Беларуси не планируется – Минтранс
Увеличение тарифов на проезд по платным дорогам в Беларуси пока не планируется, заявил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко.
«Тарифы пока пересматривать не планируем. Планов по расширению перечня плательщиков тоже нет. Т.е. тот порядок, который закрепился на сегодняшний день, в ближайшем будущем останется без изменений», – сказал Алексей Авраменко.
По его словам, новые участки платных дорог будут вводиться по мере реконструкции и модернизации существующих трасс.
«В каждой стране есть определенный процент платных дорог, и у нас тоже, – отметил Алексей Авраменко. – Принцип такой: мы реконструируем, создаем комфортные условия для пользователей и только потом вводим плату за проезд. В ближайшей перспективе полностью платной станет дорога М6/Е28 Минск–Гродно–граница Республики Польша (Брузги). Ожидается, что к 2021 году сеть платных трасс составит 1 786 км».
По состоянию на 1 января 2017 года в Беларуси плата за проезд транспортных средств взимается на протяжении 1 613 км республиканских автодорог при помощи электронной системы в режиме свободного многополосного движения на дорогах или их отдельных участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям, с повышенным скоростным и безопасным режимом движения транспортных средств, высоким уровнем сервисного обслуживания.
За 2017–2020 годы в республиканский бюджет от взимания платы за проезд по платным участкам предполагается поступление около Br817 млн, которые будут направлены на содержание, ремонт и развитие республиканских автодорог, в первую очередь платных.
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)
В Беларуси обновили строительные правила «Дорожные одежды улиц населенных пунктов». Это предусмотрено постановлением Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 30 апреля 2025 г. № 54, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минстройархитектуры.
Новшества введены в действие с 1 июля.
Как отметил начальник отдела нормирования и стандартизации по строительным материалам и инженерному обеспечению зданий и сооружений РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» Андрей Смыковский, документ сохранил все лучшее, что было в ранее действовавших документах. Также были внесены актуальные изменения, которые позволят применять более совершенные методики проектирования асфальтобетонных покрытий по критерию сдвигоустойчивости. Это даст возможность избежать появления колейности.
«Использование новых правил сделает дорожные одежды более надежными, что приведет к увеличению их срока службы и снижению затрат. В документе под одной обложкой собраны все на данный момент действующие методики расчета дорожных одежд как нежесткого, так и жесткого типа. Это существенно упростит работу проектировщиков, позволит им более качественно конструировать дорожные одежды», – отметил Андрей Смыковский.
Дорожная одежда в проектировании – это многослойная конструкция, формирующая проезжую часть автомобильной дороги и предназначенная для восприятия и распределения нагрузки от транспортных средств на земляное полотно. В процессе проектирования определяются состав, толщина и тип материалов для каждого слоя дорожной одежды, исходя из условий эксплуатации, категории дороги и нормативных требований.
Строительные правила СП 3.03.08-2025 являются важным нормативным документом для специалистов, занимающихся проектированием и строительством дорог в населенных пунктах, и обеспечивают соответствие дорожных одежд современным требованиям и стандартам.
По информации БЕЛТА
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами. Об этом на полях Евразийского экономического форума во время панельной сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация» заявил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Вопрос либерализации международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами инициирован Беларусью. «Призываю двигаться более быстрыми темпами по его решению. На мой взгляд, в области автомобильных перевозок нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления. Полагаю, что либерализация и гармонизация этой сферы будут одним из таких шагов, который позволит динамично развиваться в области автомобильных перевозок Союза», – отметил Алексей Ляхнович.
По словам министра, одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса остается дальнейшая цифровизация. Особое внимание при этом уделяется цифровизации перевозок и развитию интеллектуальных транспортных систем. «В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим работы по разработке программно-аппаратного комплекса для этого центра», – добавил Алексей Ляхнович.
Кроме того, обеспечена возможность полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на перевозку грузов до оформления их выдачи. «Все коммерческие перевозки внутри Беларуси происходят в электронном виде. Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью международным сообщением на основе международных технических стандартов. В части автомобильных перевозок необходимо более активно двигаться во внедрение международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК», – подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций.
По информации БЕЛТА
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, « СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
Министерство транспорта и коммуникаций напоминает о запрете эксплуатации физическими лицами гражданских беспилотных летательных аппаратов. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
Также запрещен ввоз на территорию страны, оборот, хранение и изготовление беспилотников.
«Использование воздушного пространства гражданскими БЛА разрешено только организациям и индивидуальным предпринимателям после постановки на учет аппарата и соблюдения требований, установленных Указом от 25 сентября 2023 г. № 297. Нарушители будут привлекаться к ответственности», – напомнили в пресс-службе.
В Минтрансе отметили, что беспилотная авиация – стремительно развивающаяся и перспективная отрасль, поэтому для обеспечения общественной и национальной безопасности использование БЛА регулируется национальным законодательством.
Всем владельцам БЛА необходимо поставить их на государственный учет в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций. Вопросы госучета и эксплуатации беспилотников урегулированы постановлением Совета Министров от 28 декабря 2023 г. № 972.
Граждане, имеющие в собственности БЛА, обязаны осуществить отчуждение или передачу на хранение своего БЛА в РУП «Белаэронавигация». Постановлением Совета Министров от 28 декабря 2023 г. № 970 «О вопросах ввоза и передачи на хранение гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей» утверждено соответствующее положение.
Для постановки на учет юридические лица, желающие эксплуатировать БЛА, подают в Департамент по авиации в письменном или электронном виде заявление по форме согласно приложению №1 к постановлению Совета Министров № 972.
Отчуждения физическими лицами своих БЛА осуществляются юридическим лицам на безвозмездной и возмездной основе. В случае отчуждения БЛА на безвозмездной основе все возникающие расходы, непосредственно связанные с отчуждением, несет приобретатель прав на БЛА.
Ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена ст. 18.35 Кодекса об административных правонарушениях, за что физическому лицу грозит штраф до 20 базовых величин (1 БВ – Br42), а юридическому лицу – до 50 базовых величин.
Подробная информация размещена на официальных сайтах Департамента по авиации и Авиационной инспекции.
По информации БЕЛТА