25.10.2017
Как товариществу собственников заключить договор о дополнительной услуге от имени всех жильцов?
На общем собрании ТС собственники квартир согласились установить домофон и благоустроить двор. Когда пришло время оплачивать услуги, некоторые жильцы отказались. Но данными услугами – дверь с кодом, лавочки и клумбы во дворе – они, хоть и косвенно, пользуются, поскольку никто не может запретить им входить в подъезд, сидеть на скамейке или смотреть на цветник. Может ли товарищество собственников выступать от имени всех жильцов и заключать единый договор на предоставление дополнительной услуги, которую будут оплачивать все? Например, в рамках эксплуатации общего имущества дома.
Разобраться в законодательных нюансах и ответить на этот вопрос, который в той или иной интерпретации задают пользователи Портала коммунальной грамотности, помог юрист Олег БАНДЫК.
По словам эксперта, организации застройщиков и товарищества собственников создаются для эксплуатации и управления общим имуществом многоквартирных жилых домов. Все услуги, которые «как бы предоставляются товариществу собственников» в любом случае оказываются для удовлетворения потребностей членов товарищества, то есть результатом таких услуг пользуются именно потребители.
– Согласно ст. 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь, участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, – отмечает эксперт. – Дополнительные жилищно-коммунальные услуги – установка и техническое обслуживание домофонов; систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией, содержание вахтеров (консьержей); замена напольных грязезащитных ковровых покрытий и обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание (пост. Совмина от 27.01.2009 № 99) – в рамках эксплуатации жилищного фонда не оказываются. Они оказываются потребителям дополнительно, поскольку их предоставление для нормальной эксплуатации жилого дома не является необходимым и обязательным. В силу п. 5 ст. 29 ЖК любой потребитель вправе отказаться от получения дополнительной жилищно-коммунальной услуги.
По словам юриста, попытка лишить потребителя права на отказ от получения дополнительной ЖКУ путем заключения договора только с товариществом собственников и отнесение затрат по такому договору на эксплуатацию жилищного фонда, является обходом закона и неправильным толкованием правовых норм. То есть, если организация, непосредственно оказывающая услугу, заключает договор с ТС, то ТС обязано заключить договоры на предоставление этой услуги со всеми жильцами дома – членами ТС, поскольку именно они являются потребителями услуги.
– Председатель правления дополнительно к обязанностям, установленным Жилищным кодексом Республики Беларусь, обязан обеспечивать предоставление дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании отдельного договора на оказание дополнительной жилищно-коммунальной услуги (п. 1.7 Указа Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 № 538 (ред. от 29.08.2016) «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков»), – отмечает юрист.
По сообщению портала коммунальной грамотности населения
Как налоги формируют бюджет и субсидии на коммуналку, рассказали в МНС
Как налоги формируют бюджет и субсидии на коммунальные услуги, рассказал первый заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Владимир Муквич также в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу изменений в порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги прокомментировал нововведение. «Позиция Министерства по налогам и сборам по данному актуальному вопросу следующая. Установлена конституционная обязанность каждого гражданина участвовать в государственных расходах. Исходя из этой основной обязанности налоговая служба осуществляет и организовывает контрольную работу. Гражданами Беларуси за 10 месяцев текущего года уже уплачено налогов на сумму более Br13,5 млрд. Соответственно, это не только подоходный налог, это имущественные платежи и другие. Каждый гражданин, внося в установленные сроки платежи в бюджет, участвует в финансировании государственных расходов. Большинство граждан действительно это выполняют к назначенному времени в полном объеме», – рассказал он.
Первый замминистра отметил, что есть и граждане, которые не в полной мере готовы своевременно вносить платежи в бюджет, и в их отношении налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия. «Если говорить про подоходный налог, то за 9 месяцев текущего года мы выявили лиц, которые уклонялись от уплаты платежей в бюджет на сумму, если говорить про камеральный контроль, то это почти Br50 млн, если о проведении контрольных мероприятий, то это практически Br120 млн, – поделился результатами он. – Хочется подчеркнуть, что большинство наших граждан добровольно и своевременно вносят платежи в бюджет, который установлен в законодательстве. Средства, которые формируются в бюджете, через механизм субсидирования направляются на финансирование государственных услуг. Как правило, в местном бюджете предусмотрено соответствующее субсидирование. В местных бюджетах почти 5 % идет на финансирование таких услуг, в том числе и жилищно-коммунальных. К примеру, только на возмещение расходов по коммунальным услугам, на их субсидирование, в бюджете на 2025 год ежемесячно предусмотрено практически Br870 рублей на одного жителя страны».
Со стороны государства принимаются меры для того, чтобы обеспечить справедливое и бережное использование каждого рубля, обратил внимание Владимир Муквич. «Поэтому логично и обоснованно, когда собранные средства направляются на субсидии прежде всего тем гражданам, которые непосредственным и личным своим участием в уплате платежей в бюджет финансировали эти расходы, – добавил он. – Если кто-то живет за границей и, соответственно, не участвует в финансировании этого бюджета, ему выставляют платежи за коммунальные услуги в повышенном размере. Кажется абсолютно справедливым и обоснованным, когда тот, кто участвует в финансировании бюджета, получает субсидии».
По информации
БЕЛТА
В МЖКХ разъяснили изменения в оплате отдельных услуг
В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства разъяснили изменения в расчете платы за отдельные ЖКУ (теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение). Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
Министерство ЖКХ в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу изменений в порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги сообщает следующее: постановлением Совета Министров от 27 августа № 465 в целях определения дополнительных мер по вовлечению граждан, не занятых в экономике, в трудовую деятельность изменены подходы по начислению платы за отдельные ЖКУ (теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение) в отношении принадлежащих им или занимаемых ими жилых помещений.
До 1 октября 2025 г. если не занятый в экономике гражданин был зарегистрирован в своей квартире и проживал там не один, повышенные тарифы применялись только к его доле в общем объеме услуг.
С 1 октября 2025 г. если гражданин включен в список не занятых в экономике и является собственником жилья, то экономически обоснованные тарифы применяются ко всей площади всех принадлежащих ему квартир и на весь объем потребляемых услуг. Льготная часть, которая ранее распределялась между проживающими, теперь исключена.
Основная цель нововведений корректировки – создание более справедливой системы распределения нагрузки в жилищно-коммунальной сфере.
Государственные субсидии на коммунальные услуги призваны поддерживать в первую очередь тех граждан, которые своим трудом участвуют в развитии экономики страны.
По информации
БЕЛТА
Актуальные вопросы практики применения законодательства о госрегистрации недвижимого имущества обсудили в Палате представителей
13 ноября 2025 г. под руководством И.С.Маркевича состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике на тему «Актуальные вопросы практики применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Участие в заседании приняли представители Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Белорусской нотариальной палаты, республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство», республиканских унитарных предприятий «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», депутаты Палаты представителей, сотрудники Секретариата Палаты представителей и др.
Предметом обсуждения явились вопросы практики применения Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», основные положения которого вступили в силу с 11 июня 2025 г.).
На заседании была заслушана информация о способах возможного разрешения возникающих на практике у граждан, нотариусов и регистраторов вопросов, необходимости принятия дополнительных законодательных, организационно-технических, управленческих и иных мер, направленных на повышение эффективности действующего регулирования в указанной сфере.
Согласно информации, представленной заинтересованными, между нотариусами и регистраторами налажено очень хорошее взаимодействие, гражданами высказываются положительные отзывы о новом формате оказания услуг, новации оказались весьма востребованными, необходимыми и эффективными.
За достаточно непродолжительный пятимесячный период действия новой редакции Закона по состоянию на ноябрь текущего кода:
-
нотариусами направлено около 86.000 уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества»;
-
по направленным уведомлениям получено более 82.000 свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем, как в любом новом механизме, при его реализации на практике на первоначальном этапе возник ряд вопросов, причем в данном случае в абсолютном большинстве своем организационно-технического характера.
В частности, это вопросы несовпадения в ряде случаев временного режима работы нотариусов и регистраторов, наличия у граждан желания взаимодействовать по поводу оплаты за совершаемую по его заявлению процедуру не только с нотариусом, но и непосредственно с регистратором, наличия запроса на возможность получения гражданином информации о точном времени получения сведений о размере платы за осуществление государственной регистрации и реквизитах для ее внесения, а равно запроса на возможность получения итогового документа о государственной регистрации не только у нотариуса, к которому обратился гражданин за совершением нотариального действия, но и у регистратора.
Участники заседания обсудили вопросы, обменялись мнениями, наметили ориентиры в работе по дальнейшему повышению эффективности регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
России интересен опыт Беларуси по регулированию в сфере риелторской деятельности
В Бресте 13 ноября состоялось заседание объединенной коллегии министерств юстиции Беларуси и России, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
На повестку вынесли 12 вопросов, среди них – и непосредственно связанные с правами и обязанностями граждан двух стран Союзного государства. «Мы обсуждали ряд актуальных вопросов для взаимодействия органов юстиции наших государств. В первую очередь это тематика перечисления денежных средств, взыскиваемых в рамках исполнительного производства на территории Российской Федерации, белорусским гражданам и субъектам хозяйствования, которые являются взыскателями. Также предметом повестки были вопросы цифровизации деятельности органов юстиции, причем в различных сферах, таких как оказание правовой помощи, работа с некоммерческими организациями, работа в сфере нормотворчества», – рассказал Министр юстиции Беларуси Евгений Коваленко.
Он отметил, что российскую сторону заинтересовал прогрессивный опыт Беларуси в сфере цифровизации нормотворческой деятельности, регулирования сферы риелторской деятельности. «Мы, со своей стороны, интересовались рядом перспективных направлений, которые реализуют российские коллеги. В частности, это вопросы внедрения искусственного интеллекта», – добавил Евгений Коваленко.
По его словам, законодательство Беларуси и России имеет много общего. Тем не менее в каждой стране есть свои особенности и подходы к регулированию конкретных отношений. «По ряду вопросов тематика гармонизации, безусловно, представляет интерес. Соответствующая работа ведется. Это и сфера гражданского законодательства, и ряд других направлений, где мы осуществляем тесное взаимодействие и сближаем наши позиции», – подчеркнул Министр юстиции Беларуси.
Министр юстиции России Константин Чуйченко акцентировал внимание на том, что белорусская и российская стороны обсуждают необходимость формирования в будущем общего правового пространства. «Ко всему прочему, наше обсуждение было предметным и интересным. Мы решили обсудить предложение о включении в деловую программу Петербургского международного юридического форума, который пройдет в июне следующего года, вопросы, представляющие взаимный интерес. В целом, мне кажется, что наша работа очень конструктивная», – резюмировал Константин Чуйченко.
Министры юстиции Беларуси и России также посетили мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», где возложили цветы к Вечному огню и почтили память защитников минутой молчания.
По информации
БЕЛТА
Практику по вопросам госрегистрации недвижимости проанализировали в Беларуси. К каким выводам пришли?
Депутаты проанализировали практику применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сообщил журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Иван Маркевич перед расширенным заседанием по данной теме, передает корреспондент
БЕЛТА.

Летом этого года вступили в силу основные положения Закона № 44-З от 5 декабря 2024 г. «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
«Закон очень своевременный и нужный для наших граждан. Мы сегодня проводим аналитическую работу по его правоприменительной практике. Перед этим депутаты отработали в округах, отработали службы «Белгипрозема», Госкомимущества. Закон воспринят нашими людьми, он работает. Есть кое-какие моменты технического порядка. Мы убеждены в том, что на местах надо проводить масштабную учебу с кадрами», – сказал Иван Маркевич.
В ходе расширенного заседания председатель Постоянной комиссии проинформировал, что по состоянию на октябрь нотариусами направлено около 60 тыс. уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества». По направленным уведомлениям получено более 50 тыс. свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
По информации, предоставленной Госкомимуществом и Белорусской нотариальной палатой, между нотариусами и регистраторами налажено хорошее взаимодействие, граждане положительно отзываются о новом формате оказания услуг. Вместе с тем, есть единичные случаи определенных нестыковок. По словам Ивана Маркевича, это временные вопросы, которые будут отработаны.
Участники заседания обсудят имеющиеся вопросы, наметят ориентиры работы по дальнейшему повышению эффективности правового регулирования соответствующей сферы отношений.
По информации
БЕЛТА